Сущность, признаки и функции массовой коммуникации. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сущность, признаки и функции массовой коммуникации.

2020-12-06 193
Сущность, признаки и функции массовой коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Массовая коммуникация – процесс передачи информации от источника информации (коммуникатора) к получателю (реципиенту) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Средства массовой коммуникации (СМК) имеют публичный и массовый характер. Они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.

Функции массовых коммуникации можно разделить на три основные группы:

· удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;

· удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;

· удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

Выделяют три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к СМК.

· потребность в информационной связи с окружающим миром

· потребность в развлечениях

· потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Функции массовой коммуникации связаны с удовлетворением социально ориентированных потребностей индивидов:

· Информационная функция– выражается в нахождении информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения индивида, общества, мира в целом; удовлетворении общих интересов и любознательности; обучении и самообразовании; поиске советов, необходимой информации для принятия решения. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям.

· Функции личностной идентификации- стабилизация индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях поведения. Идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя. Главный критерий – способность массовой коммуникации побуждать личность и социальные группы к включенности в деятельность общества.

· Функция интеграции и социального общения– понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

· Функция развлечения– эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического наслаждения, сексуальное возбуждение.

· Культурологическая функция, посредством которой осуществляется познавательная задача – ознакомление с достижениями культуры, науки, искусства. Эта функция обеспечивает знакомство индивидов, социальных групп со спецификой культурных традиций, культурами и субкультурами. Она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. Развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры.

Своей функциональной сущностью массовая коммуникация вписана в систему и организацию общества, в его политические, экономические, социальные, социально-культурологические структуры.

Виды коммуникации.

1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: а) массовая коммуникация (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп); б) среднего уровня (между и в больших социальных группах - групповая, в социальных организациях - внутриорганизационные коммуникации); в) локальная (внутрисемейная, в малых группах - внутригрупповая, межгрупповая). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений – межличностные коммуникации (как правило связана с идеальной моделью коммуникации, в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой “общение с самим собой” (человек диалогизирует свой внутренний “монолог”, разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alter ego).
2. По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на а) непосредственные (прямые) и б) опосредованные (дистанционные).
3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на а) активные и б) пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.
4. По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно(обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения).
5. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на а) горизонтальные и б) вертикальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными). Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Горизонтальные коммуникации происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе.
6. В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на а) вербальные и б)невербальные.

Формы коммуникации.

Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основных средств передачи информации является речь..К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная(функция обмена информацией);конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен ритуальными(этикетными)формулами);метаязыковая(функция толкования).
Функцию,которую выполняет язык в процессе коммуникации,определяет вид высказывания и отбор слов.В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации,выделяют следующие типы высказываний:сообщение,мнение, суждение,рекомендация,совет, критическое замечание,комплимент,предложение,вывод, резюме,вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю.Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой.Но такое общение не является коммуникацией,так как не происходит обмена информацией.Внешняя речь включает в себя диалог, монолог,устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора,обусловленностью предыдущими высказываниями.Выделяют следующие виды диалога:информативный(процесс передачи информации);манипулятивный(скрытое управление собеседником).Речевыми средствами манипуляции являются:эмоциональное воздействие,использование общественных норм и представлений,лингвистическая подмена информации;полемический;фактический(поддержание контакта).
В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:
Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления.
Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию.Возникает при неправильной организации сообщения.Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям;от основных положений к возражениям и вопросам,ответам, выводам,резюмированию.
Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией,а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.
Фонетический барьер – препятствия,создаваемые особенностями речи говорящего(дикция, интонация,логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно,достаточно громко.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.