Вопрос 4 Законы и категории ТК — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 4 Законы и категории ТК

2020-12-06 136
Вопрос 4 Законы и категории ТК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предназначение любой науки как формы человеческой деятельности – открытие и формулирование законов природы или общества. Только опираясь на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют возможность объяснить многообразные факты и явления реального мира, предсказать новые события.

Законы теории коммуникации во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой информационных связей в природе и обществе.

Специфика законов коммуникации состоит в следующем:

• Они имеют объективный характер, который заключается в том, что эти законы раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов людей. Вместе с тем необходимо отметить, что законы социальной коммуникации реализуются через мышление и деятельность людей, поэтому их выявление и формулирование невозможно без учета связи объективного и субъективного. Например, закон возрастания коммуникативных потребностей людей будет действовать по-разному в различные исторические эпохи, его специфика будет определяться географическими, профессиональными особенностями, а также характером и темпераментом личности и т.п.

• Законы коммуникации выражают всеобщий характер информационного обмена в природе и обществе.

• Существуют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). Первые характерны для природных коммуникативных процессов (например, в технических системах, некоторых видах биокоммуникации). Вторые же характерны для социальной коммуникации. Например, проблематичным будет точное предсказание поведения человека согласно бихевиористской формуле S-R (стимул-реакция). Необходимо учитывать традиции, прошлый социальный опыт, групповые ценности и установки, психологические факторы, которые влияют на коммуникативное поведение человека. Значительно проще выявить закономерности и связи и предсказать поведение в той или иной коммуникативной ситуации большой массы людей, взяв за основу статистические данные о поведении такой группы.

• Законы коммуникации действуют в совокупности с другими законами – экономическими, политическими, техническими и пр. Это следует учитывать в практической деятельности. Например, прогнозирование потребностей людей в информационных системах связи невозможно без знания и учета экономических, социальных, технических, психологических законов и закономерностей.

• Законы коммуникации действуют при определенных условиях.

Эти условия обеспечивают информационный обмен. Эти законы – условия состоят в следующем:

1) должно быть не мене двух сторон - участников коммуникацинного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т.п.);

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основано на принципе обратной связи, являющейся необходимым условием осуществления коммуникативного акта;

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер (знаки могут быть разного рода - слова, символы, сигналы, предметы, позы, жесты и т.п.);

4) для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков, или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации (закон минимального основания)

5) коммуникация возможна при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов обесценивает какой-либо обмен информации между ними (закон гетерогенности коммуникативных систем).

Последние два условия имеют большую практическую значимость. Из них следует, что внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость сообщениям. Остальные знаки легко предсказать. Мы чаще всего игнорируем то, что знакомо и привычно, порой не замечаем ту или иную информацию. Чем более редок передаваемый сигнал, тем он более информативен – эта закономерность коммуникации широко используется в практической деятельности профессионалов в рекламе, политическом пиаре и др.

Научный статус теории коммуникации может быть представлен в системе понятии, категорий, которые она используют при изучении коммуникативной реальности. Система категорий отражает уровневую структуру коммуникативного знания. Так, предельно общим понятием является термин коммуникация. В переводе с латыни он означает “делать общим, связывать, общаться”. Еще в XIX в. рассматривалось инженерно-техническое значение этого слова (пути, дороги, средства связи мест – В.И. Даль). В начале XX в. термин стал использоваться различными социально-гуманитарными науками. В настоящее время очень часто встречается некорректное с точки зрения терминологической строгости отождествление понятий “коммуникация” и “социальная коммуникация”.

Отметим, что в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике и др. давно и прочно утвердилось понятие “общение”. Возникает в связи с этим вопрос о соотношении понятий коммуникация и общение. Анализируя различные подходы к решению данной проблемы, можно констатировать, что соотношение вышеназванных понятий зависит от того, какое содержание в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения, в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации. Стоит заметить, что дискутируя по поводу соотношения понятий, авторы в качестве неизменного или основного понятия используют понятия “информация”, “информационный обмен”. Коммуникация и общение – это процессы, имеющие ярко выраженный информационный характер. В зависимости от того, что понимается под словом “информация” будет зависеть и соотношение исходных понятий. В современном представлении существуют следующие смысловые варианты понятия информации:

1)сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

2) сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических системах;

3) количественная мера устранения неопределенности (в математической теории коммуникации);

4) мера организации системы и пр.

 

Если рассматривать информацию только в первом значении, то следует признать, что общение – это более широкое понятие, поскольку включает помимо информационной стороны взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны.

Но если иметь в виду, что информация - это атрибутивное свойство материи (широкий философский смысл данного понятия), то понятие коммуникации будет более широким по сравнению с общением.

Более плодотворным, на наш взгляд, является подход, который решает проблему соотношения указанных понятий на основе понятия информационный обмен. Он отражает и уровневую структуру коммуникативного знания (см. рис 2.). Суть его заключается в следующем: самым общим понятием является “коммуникация” (информационный обмен – синоним), менее широким – “социальная коммуникация” (информационный обмен в обществе) и, наконец, более узким, обозначающим разновидность социальной коммуникации, является понятие “общение”.

Общение - это обмен информацией в обществе, направленный на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляющийся прежде всего вербально, с помощью языка (речи, текста).

Поскольку любой коммуникативный акт осуществляется в определенном пространстве и времени, то в теории коммуникации используются такие понятия как “коммуникативное пространство” и “коммуникативное время”.

Коммуникативное пространство – это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации.

Многочисленные связи, возникающие в обществе (между отдельными людьми, группами, группами и отдельными людьми, людьми, группами и социальными институтами и т.п.) образуют социальное коммуникативное пространство, агентами которого являются отдельные люди, социальные группы (большие и малые), социальные институты. Коммуникативное пространство характеризуется плотностью (зависит от интенсивности осуществляемых взаимодействий) и протяженностью (коммуникативной дистанцией – близкий контакт в условиях межличностных взаимодействий или опосредованный с большой дистанцией, с помощью технических средств, характерный для массовой коммуникации).

Коммуникативное время – это длительность и последовательность самих коммуникативных актов.

В настоящее время с помощью современных технических средств решена проблема максимального ускорения прохождения информации от источника до получателя: сегодня можно практически мгновенно передавать информацию в любую точку планеты и даже за ее пределы. Но решение технических проблем не решает человеческих проблем – существуют границы человеческих возможностей получения, восприятия и понимания сообщений в условиях все более сокращающегося коммуникативного времени и все более увеличивающегося объема информации.

Вопрос 5 Методы ТК

Методы теории коммуникации. Метод – это совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата,все методы могут быть разделены на общенаучные и частнонаучные.

Общенаучные:

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя аналог реального объекта. Под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, либо другой объект, реально существующий, сходный с изучаемым в отношении некоторых определенных свойств и структурных особенностей. Выделяются вербальные (текстовые), математические, информационные, графические модели. В теории коммуникации рассматриваются социологические, психологические модели, модели имиджевой, массовой коммуникации и многие другие.

Системный подход. Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой и образующих определенную целостность, единство. При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства данного множества. Данный подход основан на таких методах, как анализ, т.е. разложение целого на разноуровневые по степени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы и т.д.), и синтез, т.е. рассмотрение свойств целостности. В теории коммуникации в качестве систем могут рассматриваться текст, СМИ, коммуникативные акты и т. д.

Сравнение представляет собой метод, основанный на суждениях о сходстве и различии объектов и позволяющий выявить их количественные и качественные характеристики. Главное условие применения данного метода состоит в наличии общего основания, по которому сравниваются объекты. Одним из широко используемых методов сравнения является сравнительно-исторический, который позволяет определить тенденции развития изучаемого явления.

Частнонаучные методы – это совокупность способов и исследовательских приемов, применяемых в той или иной отрасли

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникативные процессы и явления. Опросы позволяют получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, они проводятся либо в устной, либо в письменной форме. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса является получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе. Но в том и в другом случае необходимо придерживаться принципа достаточности фактического материала. Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных. Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться икачественно, и количественно. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые переменные – это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные – это свойства, которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка и т.д.; в качестве зависимых – ситуативная вариативность, виды используемых вербальных и невербальных знаков и т.п.

Социолингвистика предлагает в качестве метода исследования социальной коммуникации дискурс- анализ с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки, а также изучения влияния социальных характеристик участников, таких как статус, роль, возраст, этническая принадлежность профессия, на протекание вербальной коммуникации. Фактически это лабораторный метод исследования, где ответы интерпретирует сам исследователь. Актуальной проблемой социолингвистики является также изучение коммуникативных барьеров (языковых, культурных и др.), затрудняющих процесс коммуникации. Исследуя коммуникативные барьеры, социолингвистика выходит на решение ряда практических проблем: эмиграции, межкультурной коммуникации в многонациональных государствах и т.д.

Еще одним методом, используемым в теории коммуникации, является метод экспертных оценок, который служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специально отобранной группы экспертов (обычно 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Однако, полагают, что этот способ получения информации не очень надежен, так как ограничен личным опытом и не представляет информацию в полном объеме.

Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и в полевых условиях эксперимента. Цель полевого эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, какие используют коммуникативные средства в различных речевых ситуациях и т.д. Недостатками этого метода являются трудности психологического плана, когда открытое наблюдение приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, а также степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии и вполне приложим в теории коммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания в форме выбора вариантов ответов на заданные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия.

Из инструментария социально-психологических исследований в теории коммуникации применяют метод социометрии при изучении малых групп с целью диагностики межличностных отношений их членов с перспективой их изменения и оптимизации. Процедура социометрического измерения предполагает проведение опроса всех членов группы для установления их отношения друг к другу. Результаты опроса обрабатываются с использованием количественных индексов, которые отражают характер внутригрупповых отношений и показывают степень сплоченности группы. К числу недостатков данного метода относят следующие: невозможность выявления мотивов при выборе ответов; вероятность искажения результатов из-за неискренности ответов испытуемых.

Методы, используемые на втором этапе исследования, имеют другое целевое назначение – обработку полученных данных, установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их интерпретацию. Особое место в системе методов второго этапа исследования занимает контент-анализ. Это экспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение деятельности СМИ путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника, своеобразный качественно-количественный анализ содержания текстового материала, фонограмм, аудио- и видеозаписей. Данные, получаемые с помощью контент-анализа выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области политики, экономики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ.

Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Данный метод разрабатывается в рамках психологии и исходит из того, что человеческая речь представляет преднамеренное действие. Соответственно намерение (интенция) что- либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого акта.

На заключительном этапе исследования социальной коммуникации используются методы тестирования и шкалирования. При тестировании используется тот же материал, который был дан в первичном, диагностирующем тесте. Метод импликационных шкал (шкалирование) представляет собой наглядную форму измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков. Простые шкалы представляют однозначную оценку того или иного признака. Серия шкал (так называемая «батарея») может быть преобразована в единую шкалу значений отдельных признаков. Иногда практикуется панельный метод, или метод повторного опроса с целью проверки или уточнения данных первичного опроса. Но при этом должны быть сохранены те же условия, что практически трудно осуществить, особенно при большом временном разрыве.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.