Как подготовить выступление или речь — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Как подготовить выступление или речь

2020-12-06 202
Как подготовить выступление или речь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

 

Искусство говорить ценилось с самых древних веков. Оратор – одна из древнейших профессий. Достаточно вспомнить восточные сказки, в которых описываются целые ораторские баталии, сказки о Хадже Насреддине, прославившемся своими речами.

Вспомним древнюю Грецию и Рим. Оратор в этих странах ценился на вес золота. За большие деньги богатые люди нанимали себе собственных трибунов.

Не только в древнем мире ценилось это искусство. Кто читал Пушкина, помнит: «Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». («Евгений Онегин»). У Экзюпери есть хорошее высказывание: «Умение говорить – величайший подарок людям» («Ночной полет»).

Великие ораторы входят в историю. Демосфен, Дамокл, Хаджа Насреддин – были только ораторами. Как оратор вошел в историю и ученый Архимед.

А можно ли научиться говорить? Например, Демосфен, который с детства страдал от заикания и тихого голоса, поставив себе целью стать оратором, поселился у моря и репетировал свои речи, стоя на берегу и держа за щекой камушки, добиваясь, чтобы речь звучала громко и понятно.

Нужно ли сейчас в наш век информационного взрыва умение хорошо говорить?

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДОКЛАДУ

 

Что необходимо для подготовки к докладу?

Знать аудиторию.

определить время выступления

использовать термины

определить тип доклада (научный, популярный, общий и т.д.)

Набросать тезисы доклада.

Ознакомиться в библиотеке с литературой на эту тему.

соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.

создайте резервные знания, то есть соберите значительно больше материала, чем вы можете использовать, получите наиболее полный объем информации.

Подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения (а не выписывать механически на бумагу фразы и заучивать их).

Речь должна вызреть. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Обдумывайте ее в свободное время, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Делайте ее предметом бесед. Обсуждайте ее с друзьями, родными. Записывайте все мысли и примеры

Написать доклад.

если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. (Это интересно мне, я хочу, что бы это было интересно и вам).

Отрепетировать его.

Если можете, запишите свое выступление на пленку и прослушивайте ее.

Записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке.

Репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице.

Уединяйтесь и произносите речь полностью с начала до конца с жестами, дав себе волю.

Подготовиться психологически. (Преодолеть неуверенность в себе).

Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем вы собираетесь говорить.

Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание - результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

 

СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.

Хорошее выступление – это, прежде всего, разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

Любой человек способен произнести речь. Если Вы в этом сомневаетесь, проверьте сами: сбейте с ног самого невежественного человека, какого только знаете, и, когда он поднимется, он, вероятно, что-то скажет, причем скажет без всяких запинок. Мы хотим, чтобы Вы обладали такой же непосредственностью, выступая перед аудиторией. Чтобы выработать это качество, нужно практиковаться. Не подражайте другим. Если Вы говорите непосредственно, вы непохожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только Вам манеру. Говорите со слушателями так, как будто бы вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать Вам. Если бы они задавали вопросы, Ваше выступление почти наверняка сразу же значительно улучшилось бы. Поэтому вообразите себе, что кто-то задал Вам вопрос, и что Вы отвечаете на него. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я Вам скажу...». Такие вещи кажутся совершенно естественными; Ваша фразеология не будет больше асоциальной, это согреет и очеловечит выступление.

Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете.

Существует 4 приема, которые все мы бессознательно применяем в серьезном разговоре. Но применяете ли Вы их, выступая публично? Большинство людей этого не делает:

акцентируете ли Вы важные слова во фразе и подчиняете ли Вы им менее важные? Произносите ли Вы все слова, включая предлоги и союзы, примерно одинаково, или Вы произносите фразу, делая на каком-то слове ударение, подобно тому, как Вы делаете ударение на каком-то слоге в слове?

колеблется ли звук Вашего голоса, попеременно повышаясь и понижаясь, подобно голосу маленького ребенка, когда он разговаривает?

меняете ли Вы темп Вашей речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые Вы хотите выделить?

делаете ли Вы паузы перед высказыванием важных для Вас мыслей и после них?

 

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.

Больше всего мы интересуемся собой.

Человек, который побуждает других говорить о себе и своих интересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он очень мало говорит.

Можно завоевать и удержать внимание слушателей почти всегда при помощи окруженных ореолом достоверности слухов или рассказов из жизни людей. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрировать их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.

Будьте конкретны и определенны. Не присоединяйтесь к школе ораторов, выступающих по системе «бедный, но честный». Не следует просто говорить, что Мартин Лютер в детстве был трудновоспитуемым и упрямым. Сообщите об этом, а затем расскажите, что учителя пороли его по пятнадцать раз в день. Эта иллюстрация сделает Ваше утверждение не только ясным, но также впечатляющим и интересным.

Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы, а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

Если это возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется. Однако невозможно завоевать интерес слушателей путем механического соблюдения существующих правил.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ

Не существует жестких правил построения речей, выступлений, докладов. Однако, в каждой речи можно выделить части:

Вступление;

Основная часть;

Выводы;

Дополнения;

Заключение.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться здесь на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям; начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути Вашего выступления, затратив на это минимальное число слов. Никто не станет возражать против этого.

Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди – очень, очень, очень немногие – могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать. Юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом... Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет Ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.

Оратор может завоевать внимание своей аудитории следующими способами:

возбудив любопытство слушателей;

по-человечески поведав интересную историю;

начав с конкретной иллюстрации;

использовав какой-нибудь предмет;

задав вопрос;

начав с какой-нибудь потрясающей цитаты;

показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей;

начав с потрясающих фактов.

Не начинайте Ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Это главная мысль, вокруг которой строится доклад.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Например: Если вы хотите дать ясное представление о величине Аляски, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите города, которые можно было поместить на ее территории.

Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией.

Будьте определенными. Не говорите слова «собака», если вы имеете в виду «фокстерьера с черным пятном над правым глазом»

Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды одни и те же фразы. Варьируйте предложения, но повторяйте вашу мысль, не давая слушателю заметить это.

Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

Обстоятельно осветите вопрос, которого вы касаетесь, и больше к нему не возвращайтесь. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего дольше будут помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что Вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Плавно заканчивайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.

Вот семь вариантов концовок:

резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затронули в своем выступлении. «Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом вы расскажите ей о том, что вы уже рассказали».

призвать к действию;

сделать слушателям подходящий комплимент;

вызвать смех;

процитировать подходящие поэтические строки;

использовать цитату;

создать кульминацию.

Подготовьте хорошее начало и хорошее заключение выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

* Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричесанные волосы, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

* Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.

* Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.

* Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними.

* После того, как вы появились перед слушателями, не спешите начать говорить, ибо это свойственно дилетанту. Сделайте глубокий вдох. Окиньте взглядом ваших слушателей и, если где-то слышен шум, сделайте паузу до тех пор, пока он не прекратится, т.е. должен быть визуальный контакт - он разрушает барьеры между Вами и слушателями и вовлекает слушателей.

* Жесты должны быть естественными, должны исходить из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы. Жест нельзя надеть на себя, как смокинг. Он является только внешним выражением внутреннего состояния. Нельзя обучать жестикулированию. Жесты человека должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными.

*Не теребите одежду или ювелирные украшения, так как это отвлекает внимание слушателей, такое поведение создает впечатление о вашей слабости и об отсутствии у вас самоконтроля, ухудшает впечатление о вас, поэтому стойте спокойно и контролируйте свое физическое состояние. Это создаст впечатление о вашей психической и физической уравновешенности.

* Не игнорируйте своих слушателей, не смотрите поверх их голов или на пол. Между аудиторией и оратором должен быть визуальный контакт.

Применяйте следующие приемы:

- акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.

- меняйте тон голоса (внезапно понизив или повысив голос, вы можете достичь того, что любая фраза или слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне)

- меняйте темп речи.

- делайте паузу до и после важных мыслей

Помните, что люди обычно запоминают около 10% того, что они услышали, 20% того, что увидели, и около 50% того, что увидели и услышали одновременно. Поэтому используйте графические иллюстрации и слайды. Это поможет сосредоточить внимание слушателей, а также поможет и вам при выступлении. Схемы, графики, таблицы выступают в роли записей, тезисов доклада.

Подготавливая графическую часть выступления, помните:

-ваши материалы должны быть видны всей аудитории.

-не перегружайте таблицы и графики данными.

-Чтобы избежать монотонности и скучной однообразности, используйте разные цвета, размеры шрифта и схем.

-иногда стоит нарисовать график или внести изменения по ходу рассказа в присутствии слушателей - это делает доклад живее и интереснее.

 

ЧТО ПОЛЕЗНО СКАЗАТЬ СЕБЕ

а)... при подготовке:

- Я знаю, что от меня хотят услышать;

- Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трем;

- У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышление завершение;

- Основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню;

- Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и попробовал снова.

б)... при выступлении

- Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимусь со своего кресла. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать;

- Я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали эту речь, над которой я столько работал;

- Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление;

- Я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карман, чтобы жестикулировать и прояснять вещи, которые я говорю;

- Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены. После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать;

- Чтобы ни произошло, я все равно открою что- то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал просто не существует!). Каждый раз, оказавшись перед публикой, я

совершенствую свое умение выступать.

в) маленькие секреты:

- Учись расслабляться и сбрасывать свои страхи;

- Говори естественно и не усложняй простого;

- Знай интересы и потребности публики;

- Пользуйся красочными наглядными пособиями;

- Всегда готовься, пробуй и тренируйся;

- Улыбайся и не бойся быть самим собой;

- Поддерживай глазами контакт с каждым;

- Пользуйся своими примерами, фактами, сравнениями и юмором;

- Всегда подчеркивай свое мнение и точку зрения;

- Все делай с энтузиазмом и воодушевлением!

 

ТРЕНИНГИ

 

1 .»Расскажи». На подготовку дается 3 мин. Каждый член группы рассказывает на свободную тему не менее 1 мин. После каждого выступления проводиться обсуждение.

-Построение рассказа: Было ли вступление?

Выражена ли основная мысль?

Есть ли выводы?

Как сделано заключение?

- Был ли визуальный контакт?

жестикуляция?

поза?

улыбка?

-использовал ли в речи следующие приемы:

делал паузы?

менял темп?

менял тон?

акцентировал слова, выражения?

 

2. «Оратор - слушатель»: Один из участников тренинга выходит из зала вместе с ведущим. Группа, пока участник вышел из зала выбирает ему тему для 2-х - 3-х мин. выступления. Ведущий в это время дает участнику главное слово, которое участник за время выступления должен произнести 1 раз в единственном числе, именительном падеже. После возвращения участника ему дается тема и он после минутного обдумывания делает доклад. Группа отгадывает слово. После доклада происходит разбор речевых, жестикуляционных реакций участника при обыгрывании данного слова

 

3. Видеотренинг: Выступление участников (темы выбираются свободно или группа выбирает для каждого участника индивидуально на усмотрение ведущего) записываются на видео для последующего просмотра и разбора. Вопросы для разбора см. тренинг 1.

 

 

Когда Вы выступаете?

- В начале дня?

- В последней части перед обедом или концом дня? (это не очень удачно, так как люди могут уже проголодаться или уже хотеть уйти домой – постарайтесь изменить это неудачное время на более удобное или же закончить выступление в точно обозначенное время).

- Кто ещё выступает? Ваши выступления не должны противоречить друг другу и не быть слишком одинаковыми. Часто у Вас есть возможность связаться с другими выступающими заранее, чтобы проверить содержание речи каждого из вас.

Где Вы выступаете?

- Внутри помещения или вне помещения.

- Формальное собрание или неформальная встреча.

- Планировка помещения.

Перед кем Вы выступаете?

- Что у вас общего?

- Пол? Национальность Профессия? Биография? Опыт? Это может потребовать час или два, чтобы исследовать тип людей, перед кем вы будете выступать. Делайте это!

- Определите, что является важным в настоящее время для Вашей аудитории.

- Если Вы не дома, то где возможно, читайте местную газету (может быть даже заранее закажите экземпляр), слушайте передачи местной радиостанции, смотрите местное телевидение. Просите людей рассказывать Вам о местных событиях.

Убеждающие

Наиболее обычная причина, по которой Вы выступаете с речью, состоит в том, что Вы хотите убедить Вашу аудиторию в чем-то.

- Стройте мосты. Перетягивайте аудиторию на свою сторону. Установите хорошие отношения между Вами и Вашей аудиторией, давая небольшие сигналы, что Вы её понимаете.

Добавьте юмора

Хотя это и должно выглядеть как настоящая импровизация, готовьте подходящие пару анекдотов или шуток заранее. Под давлением формального выступления, искренняя спонтанная попытка пошутить может быть губительна! Не рискуйте этим.

Дайте Вашей аудитории направления действий, которые они МОГУТ предпринять

«Я бы хотел, чтобы Вы пошли домой и... (написали письмо в газету/встретились с Вашим депутатом в Государственной Думе/рассказали своим друзьям/стали кандидатом местного комитета/проголосовали за кого-либо)».

Заранее дайте понять, что Ваше выступление подходит к концу...

- «...теперь подведём итоги...»

- «Заканчивая выступление, я хочу быстро пройтись по основным моментам»

- «Последними моментами, которые я затрону, будут...»

ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

 

Искусство говорить ценилось с самых древних веков. Оратор – одна из древнейших профессий. Достаточно вспомнить восточные сказки, в которых описываются целые ораторские баталии, сказки о Хадже Насреддине, прославившемся своими речами.

Вспомним древнюю Грецию и Рим. Оратор в этих странах ценился на вес золота. За большие деньги богатые люди нанимали себе собственных трибунов.

Не только в древнем мире ценилось это искусство. Кто читал Пушкина, помнит: «Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». («Евгений Онегин»). У Экзюпери есть хорошее высказывание: «Умение говорить – величайший подарок людям» («Ночной полет»).

Великие ораторы входят в историю. Демосфен, Дамокл, Хаджа Насреддин – были только ораторами. Как оратор вошел в историю и ученый Архимед.

А можно ли научиться говорить? Например, Демосфен, который с детства страдал от заикания и тихого голоса, поставив себе целью стать оратором, поселился у моря и репетировал свои речи, стоя на берегу и держа за щекой камушки, добиваясь, чтобы речь звучала громко и понятно.

Нужно ли сейчас в наш век информационного взрыва умение хорошо говорить?

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДОКЛАДУ

 

Что необходимо для подготовки к докладу?

Знать аудиторию.

определить время выступления

использовать термины

определить тип доклада (научный, популярный, общий и т.д.)

Набросать тезисы доклада.

Ознакомиться в библиотеке с литературой на эту тему.

соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.

создайте резервные знания, то есть соберите значительно больше материала, чем вы можете использовать, получите наиболее полный объем информации.

Подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения (а не выписывать механически на бумагу фразы и заучивать их).

Речь должна вызреть. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Обдумывайте ее в свободное время, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Делайте ее предметом бесед. Обсуждайте ее с друзьями, родными. Записывайте все мысли и примеры

Написать доклад.

если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. (Это интересно мне, я хочу, что бы это было интересно и вам).

Отрепетировать его.

Если можете, запишите свое выступление на пленку и прослушивайте ее.

Записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке.

Репетируйте ее про себя, когда вы ходите по улице.

Уединяйтесь и произносите речь полностью с начала до конца с жестами, дав себе волю.

Подготовиться психологически. (Преодолеть неуверенность в себе).

Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем вы собираетесь говорить.

Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание - результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

 

СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.

Хорошее выступление – это, прежде всего, разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

Любой человек способен произнести речь. Если Вы в этом сомневаетесь, проверьте сами: сбейте с ног самого невежественного человека, какого только знаете, и, когда он поднимется, он, вероятно, что-то скажет, причем скажет без всяких запинок. Мы хотим, чтобы Вы обладали такой же непосредственностью, выступая перед аудиторией. Чтобы выработать это качество, нужно практиковаться. Не подражайте другим. Если Вы говорите непосредственно, вы непохожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только Вам манеру. Говорите со слушателями так, как будто бы вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать Вам. Если бы они задавали вопросы, Ваше выступление почти наверняка сразу же значительно улучшилось бы. Поэтому вообразите себе, что кто-то задал Вам вопрос, и что Вы отвечаете на него. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я Вам скажу...». Такие вещи кажутся совершенно естественными; Ваша фразеология не будет больше асоциальной, это согреет и очеловечит выступление.

Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете.

Существует 4 приема, которые все мы бессознательно применяем в серьезном разговоре. Но применяете ли Вы их, выступая публично? Большинство людей этого не делает:

акцентируете ли Вы важные слова во фразе и подчиняете ли Вы им менее важные? Произносите ли Вы все слова, включая предлоги и союзы, примерно одинаково, или Вы произносите фразу, делая на каком-то слове ударение, подобно тому, как Вы делаете ударение на каком-то слоге в слове?

колеблется ли звук Вашего голоса, попеременно повышаясь и понижаясь, подобно голосу маленького ребенка, когда он разговаривает?

меняете ли Вы темп Вашей речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые Вы хотите выделить?

делаете ли Вы паузы перед высказыванием важных для Вас мыслей и после них?

 

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.

Больше всего мы интересуемся собой.

Человек, который побуждает других говорить о себе и своих интересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он очень мало говорит.

Можно завоевать и удержать внимание слушателей почти всегда при помощи окруженных ореолом достоверности слухов или рассказов из жизни людей. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрировать их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.

Будьте конкретны и определенны. Не присоединяйтесь к школе ораторов, выступающих по системе «бедный, но честный». Не следует просто говорить, что Мартин Лютер в детстве был трудновоспитуемым и упрямым. Сообщите об этом, а затем расскажите, что учителя пороли его по пятнадцать раз в день. Эта иллюстрация сделает Ваше утверждение не только ясным, но также впечатляющим и интересным.

Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы, а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

Если это возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется. Однако невозможно завоевать интерес слушателей путем механического соблюдения существующих правил.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ

Не существует жестких правил построения речей, выступлений, докладов. Однако, в каждой речи можно выделить части:

Вступление;

Основная часть;

Выводы;

Дополнения;

Заключение.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться здесь на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям; начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути Вашего выступления, затратив на это минимальное число слов. Никто не станет возражать против этого.

Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди – очень, очень, очень немногие – могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать. Юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом... Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет Ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.

Оратор может завоевать внимание своей аудитории следующими способами:

возбудив любопытство слушателей;

по-человечески поведав интересную историю;

начав с конкретной иллюстрации;

использовав какой-нибудь предмет;

задав вопрос;

начав с какой-нибудь потрясающей цитаты;

показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей;

начав с потрясающих фактов.

Не начинайте Ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Это главная мысль, вокруг которой строится доклад.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Например: Если вы хотите дать ясное представление о величине Аляски, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите города, которые можно было поместить на ее территории.

Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией.

Будьте определенными. Не говорите слова «собака», если вы имеете в виду «фокстерьера с черным пятном над правым глазом»

Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды одни и те же фразы. Варьируйте предложения, но повторяйте вашу мысль, не давая слушателю заметить это.

Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

Обстоятельно осветите вопрос, которого вы касаетесь, и больше к нему не возвращайтесь. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего дольше будут помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что Вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Плавно заканчивайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.

Вот семь вариантов концовок:

резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затронули в своем выступлении. «Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом вы расскажите ей о том, что вы уже рассказали».

призвать к действию;

сделать слушателям подходящий комплимент;

вызвать смех;

процитировать подходящие поэтические строки;

использовать цитату;

создать кульминацию.

Подготовьте хорошее начало и хорошее заключение выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

* Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричесанные волосы, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

* Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.

* Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.

* Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними.

* После того, как вы появились перед слушателями, не спешите начать говорить, ибо это свойственно дилетанту. Сделайте глубокий вдох. Окиньте взглядом ваших слушателей и, если где-то слышен шум, сделайте паузу до тех пор, пока он не прекратится, т.е. должен быть визуальный контакт - он разрушает барьеры между Вами и слушателями и вовлекает слушателей.

* Жесты должны быть естественными, должны исходить из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы. Жест нельзя надеть на себя, как смокинг. Он является только внешним выражением внутреннего состояния. Нельзя обучать жестикулированию. Жесты человека должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными.

*Не теребите одежду или ювелирные украшения, так как это отвлекает внимание слушателей, такое поведение создает впечатление о вашей слабости и об отсутствии у вас самоконтроля, ухудшает впечатление о вас, поэтому стойте спокойно и контролируйте свое физическое состояние. Это создаст впечатление о вашей психической и физической уравновешенности.

* Не игнорируйте своих слушателей, не смотрите поверх их голов или на п


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.