Психофизиологическое воздействие цвета. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психофизиологическое воздействие цвета.

2020-12-06 155
Психофизиологическое воздействие цвета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для решения задач цветового оформления пространства, необходимо знание свойств цвета, связанных с оптическим и психофизиологическим воздействием цвета.

Исследованиями доказано, что характер зрительного восприятия влияет на функции всего организма человека. Зачастую можно наблюдать изменение самочувствия человека и его работоспособности под действием тех или иных цветов.

Установлено также, что после предварительного воздействия ахроматических цветов восприятие хроматических цветов обостряется. Поэтому следует чередовать в окраске интерьера ахроматические цвета с хроматическими.

Психофизиологическими исследованиями доказано, что побочные раздражители (звуковые, вкусовые, обонятельные) могут вызвать изменение в цветовых ощущениях. Так, чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, к цветам оранжево-красным снижается. Имеют место и обратные влияния. В условиях освещения зеленого цвета слуховая чувствительность человека повышается, а в условиях красного – снижается.

Монохроматическая окраска ведет к цветовому утомлению, полихромное же решение благоприятно действует на организм человека и на его работоспособность

Некоторые явления, связанные с восприятием цвета, являются чисто психологическими, основанными на ассоциациях, возникающих при наблюдении отдельных цветов. К ним относятся явления:

· «теплых» и «холодных» цветов;

· «тяжелых» и «легких» цветов («весомость»);

· «отступания» и «выступания» цветов (эффект хроматической стереоскопии).

Явление «теплых» и «холодных» может быть использовано для коррекции цветового «климата» в помещении.

Явление «весомости» цветов имеет прямое отношение к их воспринимаемой светлоте. Светлые цвета кажутся легче темных. Это правило распространяется как на хроматические, так и на ахроматические цвета. Цвета насыщенные кажутся «легкими» относительно цветов слабо насыщенных.

Эффект хроматической стереоскопии – свойство различно окрашенных поверхностей казаться расположенными дальше или ближе при их одинаковой объективной удаленности от наблюдателя. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического местонахождения, называются выступающими, кажущиеся дальше – отступающими.Это явление зависит от:

· Цветового тона;

· Светлоты.

Если теплые и холодные цвета имеют одинаковую светлоту, то теплые выходят вперед относительно холодных.

Из всего выше сказанного следует, что:

1. При цветовой отделке помещений длительного пребывания следует отдавать предпочтение желтым, желто-зеленым, зеленым, зелено-голубым цветам при их средней насыщенности и светлоте.

2. Насыщенные красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтые цвета при их длительном воздействии утомляют. Кратковременное же их воздействие благотворно. Разумно использовать их в качестве акцентов в цветовых композициях архитектурных сооружений.

3. Синие, сине-фиолетовые цвета – угнетающие, при длительном воздействии вызывают спад работоспособности.

4. Смена цветов ведет к повышению работоспособности, поэтому комбинации цветов, отличающихся по цветовому тону, наиболее уместны для помещений длительного пребывания.

5. Монохроматическая гармония и гармония ахроматических цветов создают с точки зрения психофизиологического действия неблагоприятные условия.

6. Чередование при цветовом решении помещения ахроматических и хроматических цветов усиливает эффект, производимый цветами, снимает зрительное утомление.

7. Под действием красно-оранжевых цветов снижается слуховая чувствительность человека.

8. С целью корректировки теплового режима помещений и спектрального состава света в них необходимо пользоваться явлением «теплых» и «холодных» цветов.

9. Назначение каждого помещения требует определенной эмоциональной характеристики и соответственно этому цветовое решение интерьеров должно носить характер психологического настроя людей, пребывающих в них.

 

1. 4. ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ. КОНТРАСТЫ.

 

Говоря о цветовой гармонии, люди оценивают впечатления о взаимодействии двух или более цветов. Обычно, «гармоничные» сочетания это те, которые состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов, близких по светлоте. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония – это равновесие, симметрия сил. Рассмотрим виды цветовых гармоний, на примере двенадцатичастного цветового круга.

Полярная цветовая гармония. Противолежащие цвета в цветовом круге образуют цветовые пары, обладающие максимальным цветовым контрастом. Эти цвета называются дополнительными, поскольку один цвет дополняется и уравновешивается противолежащим. Сочетание этих цветов максимально усиливает их взаимное звучание, а смешение дает темно-серый цвет.

Таким образом, все пары цветов, лежащие на концах диаметра цветового круга, полученных путем его вращения являются дополнительными.

Цветовая триада. Расположение гармоничных трезвучий в цветовом круге образует равносторонний или равнобедренный треугольник. Наиболее ясное и сильное гармоничное сочетание образуют «цвета первого порядка» - желтый, красный и синий. Цветовая триада является более полнозвучной цветовой гармонией, нежели пары дополнительных цветов. Ведь любая пара противолежащих в цветовом круге цветов включает в себя все три основных цвета. Например, красный – зеленый, где зеленый состоит из желтого и синего, или пара желтый – фиолетовый, где фиолетовый происходит путем смешивания красного и синего цветов.

Четверозвучие. Взаимодействие двух пар дополнительных цветов, расположенных в цветовом круге по принципу квадрата или прямоугольника дают гармоничные цветовые сочетания.

Нюансная цветовая гармония. Комбинацию и сочетание цветов, расположены рядом в цветовом круге называют нюансной гармонией. Это мягкий переход, например от желтого к красному через оранжевый цвет, или от желтого цвета к сине-зеленому через зеленый и желто-зеленый. Использование более шести цветов, лежащих рядом в цветовом круге, превращают данную цветовую гармонию из нюансной в полярную, с использованием цветовой нюансировки.

Монохроматическая гармония. Основой монохроматической гармонии является контраст цветового насыщения. Модуляции разбелов и зачернений какого-либо спектрального цвета дают нам гармоничную цветовую палитру в пределах одного цветового тона. Эти цвета могут быть яркими, насыщенными, осветленными, блеклыми или затемненными. При добавлении к чистому цвету белого, этот цвет светлеет и становится более «легким». Добавив к чистому цвету черный, мы уменьшаем его светлоту. Изменить цветовое насыщение спектрального цвета, кроме того, можно, добавив серый цвет, то есть смесь черного и белого. При этом уменьшается насыщенность первоначального цвета, он становится более блеклым.

 

Гармония изолированного цвета. Гармония этого типа строится на принципе выделения одного или нескольких насыщенных цветов на ахроматическом фоне. Располагая какой-либо насыщенный цвет на фоне, состоящем из модуляции темно-серых, серых и светло-серых цветов, можно заметить, что ахроматические и хроматические цвета начнут взаимодействовать. Возникает ощущение, что ахроматические цвета, находящиеся в окружении насыщенного хроматического цвета приобретают оттенок цвета, дополнительного к нему. Например, серые цвета приобретают фиолетовый оттенок, находясь рядом с желтыми. Это явление называют «симультанный» или одновременный контраст. Для большей композиционной выразительности светлые насыщенные хроматические цвета располагают на фоне томно-серых цветов, а насыщенные цвета из группы темных более выгодно размещать на фоне светлых ахроматических цветов. Теплые цвета наиболее выигрышно воспринимаются в сочетании с ахроматическими темными, а холодные – в сочетании с ахроматическими светлыми. Применение двух или более хроматических цветов на ахроматическом фоне, переводит цветовую композицию в ранг более сложной.

ТИПЫ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ.

 

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Светлотный контраст. Наиболее наглядно контраст светлого и темного проявляется в области черно-бело-серых тонов, то есть в ахроматических. Более сложное проявление светлотного контраста в хроматических цветовых сочетаниях. Расположив хроматические цвета на ахроматической шкале в соответствии с равными по светлоте серыми, можно заметить, что они разные по светлоте. Желтый цвет самый светлый, красный и зеленый более темные, фиолетовый – самый темный. Возникает ощущение разноудаленности окрашенных поверхностей от зрителя, причем светлые хроматические цвета кажутся лежащими ближе хроматических темных. Это явление называют «отступание и выступание» цветов, или «эффект хроматической стереоскопии». Светлотный контраст является наиболее мощным по воздействию на зрителя, чем хроматический и контраст по насыщенности цвета.

Контраст «холодных и теплых» цветов. Красно-оранжевый и сине-зеленый цвета двенадцатичастного цветового круга образуют самый сильный контраст тепло-холодных цветовых отношений. К группе «теплых» цветов можно отнести желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый. К «холодным» цветам относятся: желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый.Контраст холодных и теплых цветов, также как и светлотный контраст, обладает свойством влиять на ощущение «отступания и выступания» цвета. При одинаковой светлоте, теплые цвета кажутся ближе, чем холодные.

Контраст цветового распространения. В зависимости от того, какой эмоциональный характер мы хотим придать нашей цветовой композиции, и будут иметь значение размеры цветовых плоскостей, их светлота и насыщенность. Интенсивность и светлота отдельных цветов различны. Для гармоничного равновесия, впечатления устойчивости и покоя, необходимо определить размеры цветовых площадей, их пространственных характеристик для получения гармоничных размеров площадей в цветовом круге основных и дополнительных цветов рекомендуются следующие цифровые соотношения:

Желтый 3

Оранжевый 4

Красный 6

Фиолетовый 9

Синий 8

Зеленый 6

Эти количественные соотношения площадей цветовых пятен верны при условии их максимальной насыщенности. Размеры цветовых плоскостей и их насыщенность тесно связаны между собой. При изменении насыщенности цветового тона, соответственно меняется и его площадь. Если взять два дополнительных цвета в равных пространственных соотношениях, то создается ощущение устойчивости и прочного равновесия. В случае, когда площадь одного цвета существенно больше, второй начинает звучать ярче, как бы стараясь уравновесить большую массу первого. Контраст цветового распространения по площади еще называют «контрастом пропорций». Его особенностью является то, что он способен изменять и усиливать проявление всех других контрастов, работая с ними совместно.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.