Тема 6. Христианство: истоки, эволюция и современное положение — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 6. Христианство: истоки, эволюция и современное положение

2020-12-06 93
Тема 6. Христианство: истоки, эволюция и современное положение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Религия, известная нам как христианство, развилась из маленькой секты, существовавшей в рамках иудаизма в 4-ом десятилетии t в. н. э. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. н. э. - году распятия Иисуса Христа на кресте, однако название «христиане» не сразу закрепилось за сторонниками новой религии и начало впервые употребляться в Антиохии в 40 — 44 гг. н. э. Дата рождения Иисуса Христа была положена в основу нового летоисчисления высокообразованным монахом Дионисием Малым (умер около 526 г.), который был по происхождению скифом, но с конца V в. жил в Риме. Однако многие религиоведы считают, что Дионисий в своих расчетах ошибся, и утверждают, что рождение Христа произошло 4 или 6 годами раньше.

Иисус — вполне достоверный исторический персонаж, родившийся в небольшом палестинском городе Вифлееме в царствование Ирода Великого в 4 г. до н. э. — является центром всех христианских деноминаций. Для них Он одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле — выражение воли Господа — не имеет никакого отношения к случайности или к экономическим и социальным условиям Его эпохи.

Этот план долго вызревал в ходе истории еврейского народа — народа, избранного Богом в качестве свидетеля и действующего лица Его явления среди людей. Сам Иисус был евреем, исповедовал иудаистскую религию и был со стороны матери дальним потомком Давида — древнего царя Израиля. Он был рожден в крайней бедности, во время путешествия его родителей, вызванном объявленным римскими оккупантами призывом на военную службу. Его мать Мария, совсем молодая девушка безупречной репутации, оказалась беременной, хотя и не вступала ни с кем в половую связь, и мужчина, которого ее семья выбрала ей в мужья, — плотник Иосиф — вместо того, чтобы отвергнуть се в соответствии с обычаями эпохи, поверил в сверхъестественность этого зачатия.

Нужно напомнить, что еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя. Этот человек должен был стать Мессией (по-греч. «Христос», т. е. «указанным Богом»), «помазанником Божьим». Библия (точнее, Ветхий Завет) излагает историю еврейского народа и его долгое ожидание Мессии, который, по преданию, должен был родиться от девственницы.

Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией. Его рождение уникально и сверхъестественно. В этом нет ничего нелогичного: коль скоро Иисус был единственным Богочеловеком, когда-либо жившим на Земле, то и Его рождение было единственным, не потребовавшим наличия человека-отца. Он был призван принести искупление не только за евреев, но за все народы. В версиях, включенных в христианский Новый Завет, особое внимание уделяется смерти Иисуса. В них говорится, что Иисус предчувствовал собственную смерть и справлял Тайную Вечерю с двенадцатью учениками незадолго до еврейской Пасхи. Один из учеников по имени Иуда предал Его, Иисус был схвачен римлянами, которые допрашивали его как политического бунтаря (за то, что он называл себя новым царем Иудейским), и казнен (распят на кресте). Его тело было снято с креста и захоронено, но спустя три дня исчезло. Некоторые Его последователи сообщали о появлении ангелов, говоря, что Иисус восстал из мертвых. Другие несколько раз видели Его в телесном облике. Таково предание о воскрешении.

Именно вера в Человека — Воскресшего Христа, Сына Божьего — лежит в основе христианства.

Распространение христианства, особенно в первые 5 столетий н. э., шло очень быстрыми темпами. Если в 100 г. н. э. христиане составляли, по приблизительным подсчетам, приводимым известным английским специалистом по конфессиональной статистике Д. Б. Барреттом, лишь 0,6% мирового населения, то в 200 г. - 3,5%; в 300 г. - 10,4%; в 400 г. -18,6%. Былые гонения христианства при римских им­ператорах: Траяне (53 - 117), Марке Аврелии (121— 180), Септимии Севере (146 — 211), Диоклетиане (245 — 316) — в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Император Константин (285 — 337) в 312 году издает Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. В 325 г. ставший полновластным императором Константин обеспечивает свободу христианству во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны.

Последняя попытка «реставрации» национальной римской религии была осуществлена императором Юлианом (332 — 363), за что он получил от христиан прозвище «Отступник». Эта попытка провалилась, христианство все увереннее занимало позиции государственной религии Римской империи. Император Феодосии в 391 г. издал эдикт, запрещающий «языческие» культы, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер. Было разрушено главное святилище греков - знаменитый храм Аполлона в Дельфах, уничтожен храм Сераписа в Александрии с богатейшей по собранию библиотекой. При преемниках Феодосия были ликвидированы римские жрецы, сожжены Сивиллины книги — одна из религиозных и национальных святынь Рима. Датой окончательного уничтожения «язычества» на земле прежней Римской империи в церковной тради­ции считается 529 год, когда император Юстиниан (ок. 482 — 565) приказал закрыть Афинскую высшую школу — центр распространения античного философского и научного наследия, а Св. Бенедикт (480 — 543) уничтожил последнее «языческое» святилище Алполона на Кассинской горе и основал там христианский монастырь.

Священное писание. Христианское вероучение основывается на Священном Писании - Библии и Священном Предании — творениях отцов церкви, установлениях Вселенских соборов.

Библия происходит от греч. biblia - «книги» (ед. число biblion), что затем в латинском и современных языках закрепилось в виде сокращенной транслитерации — «библия». В действительности, Библия это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Книги Библии делятся на две группы: а) Ветхий Завет, который признают и иудаисты под названием Танаха, составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н. э.; б) Новый Завет, книги которого восходят к 1 в. н. э. и посвящены новому посланию Христа.

Ветхий Завет, кодифицированный еврейскими хранителями предания — масоретами, состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском (православном) варианте; в скобках приведены католические аналоги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бытие

Пятикнижие Моисея, Тора или Законы

2 Исход
3 Левит
4 Числа
5 Второзаконие
6. Иисуса Навина книга

 

7. Книга судей израилевых
8. Книга Руфи
9. Книга Первая (Самуил, кн.1)

«Книга царств»

10. Книга Вторая (Самуил, кн.2)
11. Книга Третья (Царь, кн.1)
12 Книга Четвертая (Царь, кн.2)
13. Паралипоменон (Хроники), кн.1

 

14. Паралштоменон (Хроники), кн.2
15. Книга Ездры (кн.1)
16. Книга Неемии(кн.2 Ездры)
17. Книга Есфири
18. Книга Иова

Дидактиче­ские или поэтические книги

19 Псалтырь
20 Притчи Соломона
21. Книга Екклезиаста, или Проповедника  
22. Песнь песней Соломона  
23. Книга пророка Исайи

Так называемые «большие пророки»

24. Книга пророка Иемерии
25. Плач Иеремии
26. Книга пророка Иезекиила
27. Книга пророка Даниила
28 39 Книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия. Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии Книги так называемых «малых пророков»

 

Однако, когда в III — II вв. до н. э. Ветхий Завет (Танах) был переведен с древнееврейского на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры, в Септуагинте (т. н. перевод семидесяти) оказалось на 10 книг больше (по-видимому, последнее было связано с тем, что переводчики работали с какими-то иными, отличными от «масоретских», рукописей текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков — Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха (Баруха), Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном Св. Иеро-нимом в конце IV — начале V вв. переводе Библии на латинский язык — версия известна под названием Вульгата (Vulgata, подразумевается editio - общепринятый перевод) — имеется еще третья книга Ездры (у католиков разбита на 2 части — Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам разные направления христианства отнеслись неодинаково. Если последователи Римско-католической церкви полностью доверились им и ввели их в канон (правило), то православные христиане, хотя и включили их в Библию, особо выделили как неканонические (душеполезные, но не богодухновенные) книги, а приверженцы протестантизма вообще отказались признать их, включив в Библию лишь «масоретские» тексты.

Что же касается Нового Завета, то он принят без каких-либо оговорок подавляющим большинством христиан (за исключением лишь нескольких квазихристианских групп). Эта часть Библии записана значительно позже Ветхого Завета, в I веке христианской эры учениками Иисуса Христа — апостолами после его мученической смерти на кресте. Канонизации книг Нового Завета Карфагенским собором 419 года предшествовала кропотливая работа богословских школ: Восточной — Оригсн (185 - 224), Афанасий Великий (295 — 373), Иоанн Златоуст (347 - 407),Василий Кесарийский (330 - 397), Григорий Нисский (335 — 394) и Западной — Иероним Блаженный (340 — 420), Августин Аврелий (354 — 430), Григорий Великий (540 — 604).

Произведения, включенные в состав Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), книга Деяния апостолов, 21 посла­ние апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные 7 посланий согласно традиции, написаны: Иаковом - 1; Петром - 2; Иоанном - 3 и Иудой — 1 и Апокалипсис (Откровение) Иоанна.

Священное Предание. Основные вопросы христианского вероучения и обряда решаются на Соборах. Соборы являются такими же древними, как и христианство, поскольку первый из них — Иерусалимский Собор - состоялся в 49 г. в присутствии святых Петра и Павла. Не все Соборы имеют одинаковое вероучительное значение. Католическая церковь признает 21 Вселенский Собор после Иерусалимского, православная — только 7 первых Вселенских Соборов, а англикане и некоторые другие протестанты - только четыре.

Наиболее важное значение имеют следующие Соборы:

Иерусалим, 49 г.: христианство предназначено для всех народов, а не только для евреев, поэтому обрезание необязательно;

Никея I, 325 г. (1-ый Вселенский Собор): Бог сделался Человеком («вочеловечился») в лице Иисуса Христа, который поэтому является Сыном Божьим; осуждение арианства, в котором Бог-Сын не единосущен Богу Отцу;

Константинополь, 381 г. (2-ой Вселенский Собор): формулировка догмата Троицы: Святой Дух, как и Сын, есть Бог; осуждение ереси пневмато-махов, утверждавших, что Дух Святой стоит ниже Отца и Сына;

Эфес, 431 г. (3-ий Вселенский Собор): Иисус есть Бог и рожден от Марии; которая поэтому является Матерью Божьей; осуждение несториан, которые отрицают это утверждение и верят, что Бог лишь вселился в Иисуса, сына Марии;

Халкидон, 451 г. (4-ый Вселенский Собор): Иисус есть истинный Бог и истинный Человек: две природы в одном лице, что отвергает взгляды моно-физитов, осужденных Собором; отделение армянской, коптской, эфиопской и якобитской церквей от остальной части христианства;

Константинополь II, 553 г. (5-ый Вселенский Собор): 82-ое правило Собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца; осуждение целибата (безбрачия) священников;

Константинополь III, 680 г. (6-ой Вселенский Собор): осуждение монофелитства, согласно которому Сын имеет две природы, но одно действие и одну волю, исходящие от Отца;

Никея И, 787 г. (7-ой Вселенский Собор): допускается поклонение иконам-образам Иисуса, Марии или святых — не самим изображениям, а тому, что они символизируют; осуждение иконоборчества, считавшего иконопочитание идолопоклонством;

Тридент, 1545-1563 гг. (19-ый Вселенский Собор): переопределение догматов после протестантской реформации: добродетели человека оказывают влияние на возможность его спасения;

Ватикан I, 1869-1870 гг. (20-ый Вселенский Собор): одного лишь рационализма недостаточно для счастья человека, в противоположность утверждениям идеологов Великой французской революции; принятие догмата о непогрешимости папы;

Ватикан II, 1962-1965 гг. (21-ый Вселенский Собор): экуменическое (объединительное) движение; ослабление папского централизма; упразднение литургии на латинском языке.

В краткой форме догматы христианства изложены в трех исторических Символах Веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. Некоторые христианские конфессии признают в равной мере все 3 символа, другие отдают предпочтение какому-то одному из них. Отдельные протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов.

Древнейший из символов — Апостольский, впервые сформулированный ранее середины II в., в своем первоначальном виде читался так: Верую в Бога, Отца Вседержителя; И во Христа Иисуса, Сына Его единородного, Господа нашего,

Рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате и погребенного,

В третий день воскресшего из мертвых, Восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

Откуда он грядет судить живых и мертвых;

И в Духа Святого, во святую Церковь, во оставление грехов, в воскресение плоти. Аминь.

Этот Символ пользуется большим авторитетом во многих христианских, прежде всего протестантских, конфессиях. В православии Апостольский Символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским Символом, который близок к первому, но более четко отражает сущность христианского вероучения. Он был принят на первых двух Вселенских Соборах и на русском языке звучит так:

1.  Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба

и земли, всего видимого и невидимого.

2.  И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,

Который рожден от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло.

3.  Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес

И воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечившется.

4.  Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5.И воскресшего в третий день по Писаниям,

6.И восшедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца.

7.И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых,

Которого царствию не будет конца.

8.  И в Духа Святого, Господа Животворя Который исходит от Отца, Которому поклоняемся и Которого славим вместе с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков.

9.  Во Единую святую соборную и апостольскую Церковь.

10.Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11.Жду воскресения мертвых.

12.И жизни будущего века. Аминь.

Третий исторический Символ Веры — Афанасьевский — был так назван, поскольку приписывался александрийскому епископу св. Афанасию Великому (ок. 295 — 373), однако сейчас полагают, что он был составлен, когда Афанасия уже не было в живых — в V или VI вв. От двух других Символов Веры Афанасьевский отличается строгим догматизмом и сжатостью. В Символе дана краткая формулировка двух важнейших доктрин христианства: учений о Св. Троице и о воплощении Иисуса Христа. В первой части говорится о 3-х лицах Божества при единстве существа, во второй — о 2-х естествах Иисуса Христа при единстве лица. Именно эти два важнейших догматических положения христианства признаются подавляющим большинством христиан. Первую доктрину не признают лишь группы, придерживающиеся унитарианства (арианства), вторую — монофизиты и несториане.

Основная часть христиан принимает и другие кардинальные христианские догматы, содержащиеся в Никео-Константинопольском и Апостольском Символах Веры: они верят в боговополощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскресение мертвых и вечную жизнь после воскресения.

Культ и обряды. Большинство христиан признают необходимость совершения таинств — священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства далеко не единодушны. Если православные, монофизиты и католики признают 7 таинств: крещение, миропомазание (у католиков — конфирмация), причащение, покаяние, елеосвящение, брак, священство, то большинство протестантов — только 2: крещение и причащение (Вечерю Господню). Причем многие протестанты, совершая крещение и причащение, рассматривают их не как таинства, а как простые обряды. Наконец, есть протестантские конфессии (квакеры, Армия спасения), отвергающие не только таинства, но и какие-либо христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан разных направлений очень разнородна. Весьма торжественная литургия в православных и других восточных, а также в католической (там она именуется мессой) церквах противопоставляется простоте богослужебной практики в большинстве протестантских церквей (англиканские церкви занимают в этом отношении промежуточное положение).

Вопреки положению о единой церкви, содержащемуся в Никео — Константинопольском Символе Веры, христианство не представляет сейчас собой единого целого, а распадается на большое число отдельных направлений, деноминаций. Основные направления — православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство.

Общая численность христиан, по подсчетам Д.Б. Барретта, составляла в 1996 г. 1955 млн. человек, около 34% всего населения мира. Таким образом, каждый третий житель Земли — христианин. По числу последователей христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию религию мира — ислам.

Контрольные вопросы

□ Сформулируйте основные причины возникновения христианства.

□ Назовите и охарактеризуйте основные теоретические источники возникновения христианства. Что позаимствовало христианство из иудейской религии?

□ Как формировалась структура христианских церквей?

□ Почему христианство стало государственной религией Римской империи?

□ Когда и почему произошел раскол христианства на западную и восточные церкви?

□ Каковы причины возникновения и распространения протестантизма?


Тема 7. ПРАВОСЛАВИЕ

 

Православие — течение в христианстве, существующее в качестве формально самостоятельной организационной структуры с 1054 года, когда Константинопольский патриарх Керулларий, объявив легатов Римского Папы Льва IX еретиками, институционализировал окончательный разрыв западного и восточного христианства.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.