- Ненависть
- Притеснения
- Несправедливость
Причины возникновения международного терроризма
- политические (политическая нестабильность) Вместе с тем, в международном и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины. В работе П.А. Кабанова указано множество политических причин. Назовем, с нашей точки зрения основные:
1) репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;
2) навязывание правящей элитой нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений;
3) обострение внутриполитических конфликтов внутри самого государства;
4) столкновение политических интересов двух государств в каком-либо регионе;
5) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством;
6) целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов);
7) агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы (взрывы важных объектов, поджоги и т.д.);
8) поощрение терроризма на уровне государственной политики, как это делают Ливия, Иран, Ирак, Афганистан;
9) недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений. - социально-экономические (низкий уровень жизни в стране) 1) заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому и т.п.;
2) экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;
3) кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;
4) рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.;
5) широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических военных умонастроений, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и большое число ищущих себе применения военных;
6) подрыв или свержение своего правительства (к примеру, деятельность западногерманской “Фракции красной армии” (РАФ) и итальянских “Красных бригад”);
7) национальное самоутверждение (к примеру, деятельность Армянской секретной армии за освобождение Армении (АСАЛА))
8) распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов и др. - экономические (терроризм сегодня - это бизнес)
- религиозные, духовные (религиозные течения, пропагандирующие насилие) настоящее время особенно широкое распространение получили религиозная нетерпимость (религиозный фанатизм). В начале 1990-х в республике было 52 мечети, через 10 лет – стало 1500. Террор характеризуется фанатизмом- предельно суженным восприятием действительности, неприятием отличающихся от «единственно верных» взглядов, истовой верой. Фанатизм разделяют на политический, идейный и религиозный. Религиозный фанатизм основан на абсолютной вере в то, что после убийства «неверных» – убийца попадает в рай. Это внушается в сознание верующих с детства: и в семье, и в школе, и в мечетях. Поэтому так решительно идут на убийство и на верную смерть женщины-шахидки.
Большей частью именно женщины выполняют роль смертниц. «Террористы – запрограммированные люди с пеленок» – говорит А. Добрович - врач-психиатор (Известия 13 сентября 2005г). Эти люди, воспитывающиеся в абсолютно мифомизированном мире, разделенном на наших (клан, народ, вера) и чужих. Наши- на стороне добра, света и чистоты. Чужие – на стороне зла, тьмы и нечисти. Шахид в собственных глазах, в глазах своего окружения – вовсе не убийца. Он очистительный огонь. Для шахида предстоящая ему смерть- вовсе не смерть, а секундное преодоление боли перед обретением вечной жизни в раю. Он расстается с близкими, но в раю когда-нибудь шахид встретится с ними, его подвиг и им зачтется. В раю мусульманскому юноше 14-18 лет в период полового созревания обещают общество 72-х прекрасных гурий. А на грешной земле ему, задавленному всевозможными религиозными и родовыми, сексуальными запретами, нужно годами тяжело трудиться, чтобы заработать на выкуп невесты. Кроме пояса шахида террорист-смертник часто надевает еще один пояс, который должен уберечь его половой орган для сексуальной жизни в раю.