Т–216. Техника структурированной символодрамы. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Т–216. Техника структурированной символодрамы.

2020-12-06 86
Т–216. Техника структурированной символодрамы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы первого, второго и третьего уровней. В. Стюарт следующим образом описывает смысл и значение восемнадцати тем структурированной символодрамы, начав это описание с тем первого уровня (разумеется, здесь я привожу не более чем краткий конспект его пространных комментариев).

В первой теме – Луг – на фоне ввода в символодраму возникает первичное психологическое значение характеристик условий существования. Эта тема также является прекрасной подготовкой для других тем этого уровня, а также двух следующих.

Во второй теме – Река – исследуются принципы прохождения жизни – вдоль реки к её истоку или к месту впадения в море – и различные психологические значения этих двух разных маршрутов. Путь к истоку обычно ведёт на вершину холма, и довольно часто это путешествие к началу может оказаться эмоционально изнуряющей работой, что необходимо принимать в расчёт. Однако и путь к морю, хотя он и является всегда более лёгким спуском, может оказаться в равной степени утомительным и даже более волнующим, чем путь к началу. Одно является взглядом назад, и не каждый хочет это делать, тогда как другое – взгляд в будущее, что тоже может быть страшно. Ещё одна особенность пути к месту впадения реки заключается в том, что вы подходите или подводитесь к невызревшей силе мысли о слиянии с великими водами океана – т.е. о том, что произойдёт после завершения вашего планетарного пути…

В третьей теме – Гора – данная возвышенность обычно существует внутри некоторого ландшафта. Поэтому от темы горы не следует отрывать тему долины. Ведь долины и гора – это образное представление о подъёмах и спусках на жизненном пути, а в жизни бывает и то, и другое. Долины – это места плодородия, но их часто связывают со смертью и с тем, что затемнено, тогда как о горах думают как о некоторой предельной проблеме и восхождении. Переход через долину обычно предваряет подъём на гору, с которой мы часто можем увидеть наш дальнейший путь.

В четвёртой теме – Дом – возникшее «сооружение» обычно является символом вашей личности. Как и образы трёх предыдущих тем, дом показывает то, что происходит в вашем собственном внутреннем мире. Будет весьма полезно, если свой собственный дом вы поместите в более широкий контекст того, что находится вокруг него. Некоторые люди обнаруживают в пределах дома лес, и тогда лес этот явно стоит исследовать. Дом обычно состоит из многих разных комнат, каждая из которых имеет своё собственное назначение и символику. Как и в любой из шести тем, вам может понадобиться исследовать дом несколько раз, ибо сколько бы раз вы его ни исследовали, там всегда можно будет обнаружить нечто новое. Одним из свойств темы дома является присутствие в нём других людей, что более подробно будет рассмотрено в темах третьего уровня.

К пятой теме – Лес – можно подойти двумя способами: исследуя край леса и внутреннюю его часть (лес – это часто ваша Тень, закрытые и тревожащие области психики). Следует, однако хорошенько осмотреть край леса, прежде чем отважиться войти в него. Как и любая тема, исследование леса может быть осуществлено на поверхностном или на более глубоком уровне. Каким он будет, зависит от вашего доверия самому себе и компетентности вас как самоконсультанта – в том числе и от способности прийти самому себе на помощь, если придётся противостоять пугающим существам, появившимся из леса.

Шестая тема – Розовый куст – представляет собой весьма многогранный символ. Если розовый куст берётся как олицетворение личности, то можно легко увидеть, как использовать эту тему. Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое. А куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё очень важное.

Тему Книги вы можете использовать только с текстом, с картинками или в современной форме – аудио- или видеозаписи. Здесь можно открыть очень многие важные факты, касающиеся собственной личности – а более всего вашей личной истории.

Тема Пещеры представляет бессознательное в его, так сказать, чистом виде. Символизм пещеры почти универсален и возникает во всех культурах. Поэтому внутри пещеры может возникнуть такая мощная символика, как тьма в сравнении со светом, сошествие и восхождение, существа, населяющие тьму, истоки или реки, подземные озёра и так далее.

Кубок и меч – связанные символы, и их чисто рассматривают вместе, как олицетворяющие женское и мужское начала. Однако если вы будете рассматривать только сексуальный аспект, это сильно ограничит возможности данных символов. Кубок – это образ широкого спектра символов «вместилища», но и это только одно из его значений. Он всегда связан с духовным, и не случайно вокруг него возникло обилие мифов и легенд. Самой известной из них является поиск Святого Грааля, которая сама по себе содержит очень много символики.

Дракон (и его вариация – змей) глубоко запечатлены в коллективном бессознательном благодаря волшебным сказкам, легендам и мифам. Обычно он является стражем сокровища, часто принцессы, которую нужно спасти, и право, стоит разобраться с этим сокровищем. В равной степени важно и то, что олицетворяет дракон. Очень часто он представляет то, что пугает, то, чем пренебрегают, или то, что вызывает отвращение.

Как справедливо отмечает В. Стюарт[233], дракон – это страж. Что он охраняет и почему? Если это сокровище, то какое? Если принцесса, то какую нашу часть олицетворяет эта принцесса? Если мужчина представляет себе дракона, сторожащего принцессу, весьма вероятно, что принцесса олицетворяет его Аниму (женское начало), содержащуюся в плену. Если с подобным образом работает женщина, она может чувствовать себя узницей. Тогда должен быть задан вопрос: кто держит её в заключении? Тиранический Анимус (мужское начало)? Кто-то из прошлого? Наложены ли на узницу какие-то нравственные или социальные ограничения? Кто должен спасти её? Что она будет делать, когда её спасут?

Кстати, работая с этой темой, не забудьте, что дракона можно уменьшить в размерах до чего-то менее пугающего, что вообще есть очень эффективный способ обращения с любыми дикими существами.

Исследование символов второго уровня заканчивается темой Ментора – мудреца, помощника, проводника. Фигура Ментора как одного из Внутренних Наставников (о них мы более подробно поговорим далее) возникает во многих рассказах о «поиске» и обычно в том месте истории, где путешественник зашёл в тупик или нуждается в помощи. При этом появившийся Ментор может не только выслушать вас, но также дать совет и даже оказать практическую помощь или руководство. Ибо одна из главных функций нашего Высшего Я состоит в том, чтобы помогать человеку двигаться вперёд в его духовном росте.

Последние шесть тем вводят вас в иные области и ландшафты, зачастую нуждающиеся в инициировании. Так, сама по себе тема Льва возникает нечасто, а некоторые другие темы могут не «всплыть» вообще. Так что намеренно используйте своё направленное воображение во всех тех случаях, когда это покажется вам полезным.

Фигура Льва олицетворяет могущество, силу, власть и превосходство, так что в этом смысле исследование данной темы может быть очень полезным. Важно здесь и другое. Подобные льву существа из пространства нашей психики нередко являются достоверным показателем Страхов, которые находятся внутри них. Эти страхи часто достаточно просто вывести в сознание, чтобы лишить их власти.

Тема Субличностей (например, тех самых людей, которых вы встретили в своём доме) тесно связана с коллективным бессознательным и с архетипами. И точно так же, как людьми может управлять архетип, нами часто правит тираническая субличность, которая диктует, что делать, думать и чувствовать. Работая над нашими собственными архетипами и субличностями, мы сможем узнать, высвободить и интегрировать эти фигуры из прошлого, которым не стоит находиться в нашем настоящем и будущем. А для того, чтобы вызвать всё это в символодраме, вы можете просто вообразить драму вашей жизни (как в театре) и вывести на подмостки героев этого вашего внутреннего театрального действа.

Волшебная сказка о Спящей красавице является одним из редких случаев, когда образы и символы направляются конкретным сюжетом, имеющим отношение к Пробуждению. Вообще-то данная тема полна ещё и сексуальной символики, хотя В. Стюарт[234] опять-таки напоминает, что символы часто имеют больше одного вероятного значения, и не следует немедленно замыкаться на одном из них, возможно, ограничивая исследование.

В теме Вулкана важно обратить внимание на разницу между активным и погасшим вулканом. Если вулкан олицетворяет страсти, тогда активный вулкан, извергающий огонь и лаву, представляет собой мощный образ огромной силы и потенциального разрушения. Но хотя извержение вулкана и даёт волю хаосу, оно также создаёт плодородие. Так что в работе с образами всегда разумно поискать позитивное, находящееся внутри негативного. Это, например, применимо к погасшим вулканам, которые теперь обеспечивают богатый урожай.

Тема Пустыни часто возникает в ходе исследования других символов (Луг, Река и т.п.) как символ, непосредственно предшествующий инициации или обретению. То, что с ней нужно сделать – просто пройти или превратить в оазис – должно определиться вашей собственной интуицией.

В последней теме – Колдунья – образы часто становятся размытыми или смешанными, и когда это случается, важно найти общую нить. Обычно таковой является чувство, что вас осуждают или преследуют. Поэтому весьма важно оправдать себя с помощью, например, адвоката – Ментора или выяснить и устранить причину преследования.

В. Стюарт приводит и другие направления «расширения поля символов». Двумя основными из них является использование полярностей «И Цзин» («Книги перемен») и некоторых базовых архетипических образов[235].

Восемь полярностей «И Цзин» выглядят следующим образом:

1. Небо. Творческая сила, связанная с энергией, силой и возбуждением.

2. Земля. Производящая (уступающая), покорная, восприимчивая, связанная с материнским лоном, питанием, большой телегой Земли, которая везёт всё живое.

3. Гром. Поднимающийся и противостоящий; связанный с движением, скоростью, расширением и гневом.

4. Солнце. Поддержка; связано с мягким убеждением, спокойным принятием решения и решением проблем.

5. Вода. Тело и чувство; связана с тяжёлым трудом, упорной работой, опасностью, настойчивостью и меланхолией.

6. Огонь. Интеллект и мышление; связан с зависимостью, но также и с чистотой и пониманием.

7. Гора. Размышляющее молчание; связана с верностью, медитацией, наблюдательностью.

8. Озеро. Радостное взаимодействие; связано с удовольствием, получаемым от еды, разговора, пения.

В качестве же базовых архетипов, которые могут быть вызваны и использованы в процессе символодрамы, выступают нижеприведённые[236]:

1. Один: корень, сущность природы.

2. Два или двойная структура: мужское / женское; Анимус и Анима; Позитивное / Негативное; Светлое/ Тёмное; Инь / Ян; Внутреннее / Внешнее.

3. Три или тройная структура: Троица – Отец, Сын и Святой Дух.

4. Четыре или четверная структура: север, юг, восток, запад; лето, осень, зима, весна; детство, юность, зрелость, старость; огонь, вода, воздух, земля; Эго, Тень, Анимус / Анима, Сущность; мышление, ощущение, чувство, интуиция.

5. Другие символические модели: чакры; планеты зодиака; боги и богини; демоны и ангелы.

6. Герои: Король Артур; Ясон, Геракл.

7. Поиски пищи и крова.

8. Суточный ритм работы и сна.

9. Поиск партнёра.

10. Идеи: Платон считал, что реальность состоит из архетипов, или форм, находящихся за пределами человеческого восприятия, которые являются моделями всего, что существует в человеческом опыте.

11. Искусство: Работы Ван Гога (например) представляют архетип экспрессионизма, идею эмоциональной спонтанности (не только в живописи).

12. Великая Мать, от которой зародился мир, оплодотворяющая всё живое.

13. Отец, олицетворяющий всё сильное-то, что выдерживает испытание временем.

Использование символики алхимии. Помимо этого, В. Стюарт предлагает всем нам обратиться к алхимии. И это не случайно, ибо К. Юнг считал, что алхимия, если на неё смотреть с точки зрения скорее символизма, чем науки, может рассматриваться как одна из предшественниц изучения бессознательного, в особенности аналитического интереса к трансформации личности. Четыреста лет назад алхимики ставили перед собой две взаимосвязанные цели:

1. Изменить или трансформировать исходный материал в нечто более ценное, о чём иногда говорили как о «золоте», или универсальном эликсире, или философском камне.

2. Трансформировать исходный материал в дух: иными словами – освободить душу.

Так вот, различные цели алхимии вполне могут рассматриваться как варианты метафор психологического роста и развития. Всего этих целей семь[237]:

1. Обжиг (чёрный; вина; начало; скрытые силы). Обжиг маскирует первичной материей символ души в её изначальном состоянии. Символическое значение – «смерть мирского» или затухание всякой заинтересованности в жизни и материальном мире.

2. Разложение (белый; второстепенная работа; первое превращение; ртуть). Символическое значение – отделение разрушенных остатков.

3. Растворение (красный; сера; страсть). Символическое значение – очищение материи.

4. Возгонка (золото). Символическое значение – дождь очищенной материи, олицетворяющей элементы спасения, изолированного в предыдущих стадиях.

5. Конъюнкция. Символизирует единство противоположностей, определяемое как тесный союз мужского начала сознательного с женским началом бессознательного.

6. Сублимация. Здесь в душевной алхимии предстаёт страдание в результате мистического отчуждения от мира и посвящения духовному усилию.

7. Философский сплав. А вот это уже символизирует связывание двух начал в нечто совершенно новое.

Упражнение 191.

Используя предложенные психотехнологии Высшей АТ, потренируйтесь в:

• нахождении своего цвета,

• визуализации конкретных предметов и

• представлении абстрактных понятий.

Упражнение 192.

Осуществите необходимую работу над своим характером по рекомендациям Высшей ступени аутогенной тренировки.

Упражнение 193.

Обязательно проделайте:

• путешествие на дно моря и

• восхождение на вершину горы.

Упражнение 194.

Пройдите в воображении все восемнадцать тем всех трёх уровней структурированной символодрамы.

Упражнение 195.

Ну а теперь поработайте с:

• символами полярностей «И Цзин» и

• символической алхимии.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.