Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова.

2020-12-06 188
Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874):

проблематика, поэтика, история восприятия.

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры

русской литературы

Пайков Николай Николаевич

 

Ярославль

2003

Содержание

 

Введение.................................................................................................... 3

Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова................................................................................................. 8

§ 1. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова............ 8

§ 2. Автобиографизм в творчестве Некрасова...................................... 18

Глава 2. Вехи «духовной биографии» Некрасова........... 32

§ 1. Обретение исповедальности как «лирической позиции и лирического материала»................................................................................................ 32

§ 2. Иронико - аналитический тип некрасовской исповедальности. 41

§ 3. Жизненный кризис 1853-1856 годов. Тип «исповедальности бесплодных итогов»...................................................................................................... 44

§ 4. Духовный кризис 1862-1867 годов. Тип «покаянной исповедальности и самосуда»................................................................................................. 52

§ 5. «Последние песни» и тип «исповедальности последних итогов» 1874-1877 года............................................................................................................ 67

Глава 3. Поэма «Уныние» как квинтэссенция исповедальной проблематики Н. А. Некрасова.................................................. 77

§ 1. Обстоятельства написания поэмы................................................. 77

§ 2. Восприятие; оценка и интерпретация мотивов и поэтики поэмы публикой, критиками и учёными.............................................................................. 80

1874-1901 года........................................................................................ 81

1902-1917 года........................................................................................ 83

1917-1940 года........................................................................................ 85

1941-1955 года........................................................................................ 88

1960 – наши дни...................................................................................... 93

§ 3. Основные элементы исповедальности в поэме Н. А. Некрасова «Уныние»..................................................................................................................... 96

Заключение......................................................................................... 105

Библиография.................................................................................... 108

Указатель стихотворений Н. А. Некрасова..................... 111

 


Введение.

Исповедьоткровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов, покаяние в грехах.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка)

В отечественном литературоведении и критике исследованию творчества Н. А. Некрасова посвящена значительная часть работ. Специалисты обращаются к этой тематике уже не один десяток лет. Казалось бы, проблема Некрасова является исследованной «вдоль и поперёк» и найти что-либо новое уже не представляется возможным. Но это по нашему мнению не так. Правда, что к Некрасову обращаются исследователи уже многих поколений. Но вот именно «многих поколений» - именно это является ключевым словосочетанием. Наша жизнь развивается: меняются представления об окружающем мире, меняется культура, идеология, сознание, и на основании этого меняется наука – методы, подходы, точки зрения. Именно поэтому каждое «поколение» имеет собственный подход к, казалось бы, давно исследованной проблеме. Каждое «поколение» имеет свою точку зрения на основании своей культуры, идеологии, уровня знаний об окружающем мире. Именно в контексте этого обстоятельства рационально обращение к уже неоднократно изученной теме с новой позиции. Главное в этой «новой позиции» - смена подхода, смена тенденции восприятия творчества. В литературоведении проблема понимания литературных произведений, бесспорно, является непосредственно связанной с культурой общества, общественным сознанием, менталитетом, которые находятся в постоянном изменении. Такой историко-функциональный подход к материалу представляется нам актуальным. Поэтому мы считаем обоснованным, ещё раз обратиться к творчеству Некрасова – человека, внёсшего огромный вклад в русскую литературу. Но обращение это будет отличным от предыдущих исследований. Как мы уже отмечали, в области некрасоведения существует множество подходов к творчеству поэта. Наша задача попытаться взглянуть с новой точки зрения на эту проблему.

Проблема. В нашей работе мы взглянем на творчество Некрасова с точки зрения исповедальности как одного из принципов его лирики. В отношении этого, как доказал наш анализ других исследований, в науке существует мало работ. В особенности мало затронут последний период творчества поэта, в том числе итоговая поэма «Уныние», которая, на наш взгляд, является вершиной, квинтэссенцией исповедальной проблематики творчества Некрасова. Говоря о поэме «Уныние», также следует отметить, что это произведение всё ещё недостаточно и полно рассмотрено в научной литературе, и по нему фактически нет обобщающего материала. Упоминания о поэме в большинстве научных работ является «косвенным».

В контексте нашей работы, мы собираемся обратиться к проблеме мотива исповедальности в творчестве Некрасова. Мы рассмотрим развитие этого мотива, начиная с раннего творчества Некрасова и заканчивая произведениями последнего периода. Рассматривая развитие мотива исповедальности, мы обратимся к причинам активизации данного мотива в тот или иной период творчества поэта, а так же причинам и характеру изменения, эволюции этого мотива.

Гипотеза. Мы предполагаем, что нарастание исповедальности в творчестве Некрасова тесно связано не только с известными биографическими обстоятельствами или с возмужанием таланта поэта, а и с формированием у него некоторых компонентов творческого миросозерцания.

Целью нашей работы мы видим доказать, что поэма Некрасова «Уныние» является квинтэссенцией, вершиной, постоянное развивающихся исповедальных мотивов в творчестве поэта.

Задачи. Достигнуть поставленной цели нам представляется возможным путём решения следующих задач:

1. Исследовать феномен «лирической эпичности» в творчестве Некрасова в нескольких отношениях: Во-первых, – с точки зрения особенностей интимной позиции субъекта некрасовской лирики; во-вторых, – путём рассмотрения масштабности охвата материала в лирике Некрасова, сочетания в ней объективного и субъективного начал, а также с точки зрения проблемы «соединения» автора и героя в ряде некрасовских произведений; в-третьих – с точки зрения формирования в творчестве поэта особого, индивидуального лиро-эпического «жанра»; в-четвёртых, – с точки зрения «автобиографизма» некрасовской лирики, наличия в ней особого субъекта сознания.

2. Рассмотреть тенденции и особенности в развитии исповедального мотива в творчестве Некрасова в связи с биографическими событиями и изменениями во внутреннем мире поэта, выделить ряд ключевых «духовных вех» - этапов в биографии и духовной жизни поэта, которые оказали существенное влияние на развитие некрасовской исповедальности.

3. Определить «типы исповедальности», последовательно сформировывавшиеся в творческом сознании и художественном воплощении.

4. Выявить систему художественно-тематических и формальных компонентов в поэме Некрасова, ставших предметом последующей критической рефлексии.

5. Обратиться к поэме Н. А. Некрасова 1874 года «Уныние» как к итогу «исповедального творчества» Некрасова, найти в ней черты исповедальности мотивированные фактами биографии и духовным состоянием поэта.

6. Сформировать представление о логике смены историко-культурного восприятия текста поэмы «Уныние» как пути постижения авторской мысли и художественного новаторства текста.

Методология и технология исследования. Научной основой нашего исследования стали принципы историко-функционального, проблемного, формально-эстетического и «автоцентрического» прочтения художественных текстов, сопоставительного анализа научной литературы..

Практическая значимость исследования. Данный материал представляется возможным использовать для дальнейших исследований в данной области в качестве источника или образца литературной технологии. Также возможно использование результатов исследования в рамках лекций, спецкурсов по творчеству Некрасова в высших учебных заведениях, уроков и факультативных занятий в старших классах школы.

Структура работы. Наша работа состоит из трёх основных глав, которые обоснованы тремя основными проблемами, которые на наш взгляд следует рассмотреть в контексте нашей работы.

Первая глава содержит общую характеристику исповедальности как принципа лирики Некрасова в связи с автобиографичностью его произведений, их лирической эпичностью, особенностями автора и героя.

Вторая глава посвящена исследованию эволюции, изменению исповедальных мотивов в творчестве Некрасова в связи с биографией и духовным миром поэта. На основании этого нам представляется возможным выделение пяти основных периодов:

1. Зарождение исповедальных мотивов в раннем творчестве Некрасова, его сборнике «Мечты и звуки», их связь с автобиографическим началом.

2. Присутствие исповедального начала в творчестве Некрасова 1840-х годов, соединение его с иронией в сатирических произведениях этого периода.

3. Усиление исповедальных мотивов вследствие тяжёлой болезни Некрасова в середине 1850-х. Связь этих мотивов со стремлением подвести итог жизни. Развитие идеи «бесплодности» собственной жизни у Некрасова.

4. Резкое изменение исповедальности в творчестве поэта с 1866 года вследствие осуждения Некрасова своими соратниками после опубликования речи Муравьёву. Сильные потрясения поэта. Развитие идеи «исповеди перед судом» – судом ближних, судом над собой.

5. Вершина развития мотивов исповеди в произведениях последних лет жизни. Характер некрасовской исповеди как исповеди обращённой к читателю, идея читателя как главного судьи.

В третьей главе имеет место монографическое рассмотрение поэмы Некрасова «Уныние» как, к примеру, максимального развития исповедального мотива в творчестве поэте. Для этого приводятся обстоятельства написания поэмы: духовное, физическое состояние Некрасова, его идеи, воззрения, на основании воспоминаний близких людей поэта. Также нами анализируются исследования в отношении поэмы «Уныние» со времени её публикации до сегодняшних дней с целью выявить основные направления этих исследований, основную трактовку этого произведений учёными.

Дипломная работа содержит 97 страниц основного текста и включает 52 источника некрасовской библиографии.

 

 


Года.

Особенности работ критиков в начале данного временного периода мотивированны особой ситуацией сложившейся в данной науке в данный временной период. В течение всего 19 века представители реакционной части общества, а именно либерально-дворянской и эстетической критики провозглашали Некрасова спорным поэтом. В литературной критике происходила борьба двух направлений - уже упомянутого реакционного и революционно-демократического основными деятелями, которого являлись Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Данные критики не оставили развёрнутой печатной характеристики в отношении поэмы «Уныние». В основном сведения о поэме можно почерпнуть из дневниковых записей и переписки современников Некрасова.

 Некоторую информацию косвенно связанную с интересующей нас поэмой "Уныние" можно почерпнуть из писем, в частности из письма Н. Г. Чернышевского А. Н. Пыпину от 14 августа 1877 года. В нём известный критик рассказывает о состоянии Некрасова в последние десятилетие жизни поэта. Чернышевский говорит о страданиях поэта, прежде всего о духовных, попытках проанализировать вклад в жизнь общества, влияние на современников которые осуществлял Некрасов. Так же говорится о настроении уныния, которое появилось у поэта на рубеже 60-70-х годов. Исходя из этого, можно сказать, что появившиеся в последний период творчества произведения Некрасова являются плодом его настроений, вызванных болезнью и ожиданием смерти.

Так же к этой группе можно отнести и фрагменты из записной книжки А. Н. Пыпина, где автор описывает обстановку, в которой создавались произведения Н. А. Некрасова 70-х годов в Чудовской Луке, где также отмечает «настроение уныния», которое постигло поэта в этот период. 

Говоря о литературных исследованиях и критике, следует отметить, что вплоть до 1861 года на произведения Некрасова существовал своеобразный запрет. С 1861 года положение дел резко изменяется, после этого года начинается активное издание произведений поэта, публикуются критические работы по его творчеству. Сборники стихов начинают выходить большими тиражами. Эти издания постепенно расширяют представление о Некрасове.

В органе российского либерализма в газете "Голос" Е. Марков печатает серию из 7 статей, где обвиняет произведения Некрасова конца 60-70-х годов в преувеличенности и неестественности образов. Марков говорит, прежде всего, о «неестественности» лирического героя. Мы, позволим себе, не согласится с подобным высказыванием. По нашему мнению данный исследователь не достаточно понимал сущность некрасовской поэзии, сложность лирического героя, особенности сочетания черт реального персонажа с авторским субъективизмом, авторскими идеями, о чём мы уже говорили в работе.

Несколькими годами позже в 1878 году выходят две критические статьи А. Скрабинского и Г. Елисеева. В данных публикациях авторы говорят о Некрасове, применительно к его творчеству 1870-х годов, как о «слабом художнике». Но, говоря об этом, они не считают данный факт существенным недостатком его творчества. Как бы компенсацией этого они считают очень передовые идеи поэта.

В 1879 году печатается посмертное издание стихотворения Н. А. Некрасова, в котором, в сокращённом варианте, публикуется рассматриваемая нами поэма "Уныние".

В 1900 году выходит работа Н. Михайловского «Литературные воспоминания и современная смута», в которой автор обращается к проблеме мотива поэмы Некрасова «Уныние». Михайловский считает что ведущим в создании поэмы мотивом является страстное желание Некрасова высказать всё наболевшее у него, «выложить душу» (Михайловский: 85). Михайловский отмечает, что у Некрасова было желание проанализировать свою жизнь. Целью создания «Уныния» по мысли исследователя является не исповедаться перед окружающими, не выставить себя на суд читателей, а оправдаться самим перед собой, перед своей совестью.

Года.

Началом данного этапа в изучении творчества Некрасова является коренной перелом в отношении критики к творчеству поэта. Тяга к Некрасову, год от года возрастает, что очень заметно проявилось в конце 1902 года, в дни 25-й годовщины смерти поэта. Явлением, которое мы считаем важным выделить, является, тот факт, что в предыдущий период источником критики произведений Некрасова являются его современники, которые не лишены крайнего субъективизма в отношении личности Некрасова, и именно эта позиция является определяющей в оценке его творчества. Теперь в этом отношении ситуация меняется. Также данный период можно охарактеризовать тенденцией постепенного отхода от идеалов революционной демократии 19 века в литературе, что не могло не обусловить изменений в характере отношений к жизни и творчеству Некрасова. Именно с точки зрения новых подходов, в том числе психологических данный период интересен для нашей работы.

В 1903 году публикуется сборник критических статей о творчестве Некрасова под редакцией В. Зелинского,  в котором даётся общая оценка произведений последнего десятилетия творчества Некрасова, как произведений, подводящих итог жизни поэта. Конкретного упоминания про поэму "Уныние" в данной работе нет.

Так же в этого периода начинается деятельность К. И. Чуковского – исследователя, который на много лет окажется ведущим в области исследования творчества Некрасова. В 1913 году публикуется статья К. И. Чуковского "Новонайденные творения Некрасова". В этой статье впервые публикуется набросок продолжения строфы IV, половина строфы V и строфы VI-VII поэмы «Уныние».

Как общеизвестно в данный временной период активно развивается русская поэзия, формируются крупные и значимые поэтические направления. Изучение творчества Некрасова не могло пройти мимо этих направлений. Особое внимание рассматриваемому нами творчеству уделили символисты. Также следует сказать, что время на рубеже веков – время постоянного поиска в области поэзии. Именно этот поиск мотивировал разнообразность подхода к рассмотрению феномена поэзии Некрасова. В своих произведениях А. Белый и В. Брюсов упоминали о творчестве Некрасова, в общем, и о его произведениях 1870-х годов, к которым относится и рассматриваемое нами "Уныние" в частности. Применительно к творчеству Некрасова 1870-х годов символисты говорили об этом поэте как о замечательном художнике. Оценки данного периода творчества Некрасова в их творчестве имеют большую долю субъективизма, свойственного последователям символизма. Так же в их критических оценках большое внимание уделяется внутреннему миру поэта и тому, как он проявляется в произведениях 70-х годов, элементам самоанализа, который осуществляет Некрасов, в том числе и на страницах малой поэмы "Уныние". В критических оценках произведений Некрасова 70-х годов Брюсовым и Белым наблюдается сильная тенденция подтянуть его творчество к символизму. Так же в этих оценках можно отметить абсолютное неприятие реалистического начала некрасовской поэзии.

Именно символисты впервые оказали сочувственное внимание к Некрасову как к «печальнику горя народного». Здесь следует отметить, что культура символизма и декаданса строилась абсолютно не других принципах, нежели поэзия Некрасова.

Д. Мережковский, как мы уже отмечали в начале работы, оказался одним из первых, кто в новой культурной обстановке обратился к проблеме наследования русской классической литературы, в том числе Некрасова. Мережковский одним из первых решительно отверг образ Некрасова как «поэта-гражданина». Он одним из первых выделил вечную сторону в творчестве поэта. Он отмечал в предыдущих исследованиях Некрасова, что в них совершенно упущено из виду, что есть другой Некрасов – Некрасов – идеалист. Д. Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально-политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира. Именно этот подход во многом связан с особенностью рассматриваемой нами «исповедальной» лирики Некрасова, в том числе поэмой «Уныние».

Интересной для нашей работы является публикация В. Е. Евгеньева-Максимова "Предсмертные думы Некрасова", в которой он анализирует психологическое состояние поэта в последнее десятилетие своей жизни. Автор анализирует психологические процессы во внутреннем мире Некрасова. Особое внимание уделяется идейно-стилевому и содержательному элементу творчества поэта в последний период его жизни.

Года.

Граница начала данного временного периода мотивирована революцией 1917 года и последующими за ним коренными изменениями в государстве. Смена власти породила смену идеологии, а та в свою очередь породила смену взглядов общества на литературу. В начале период происходит активная идеологическая борьба за наследие классиков. Заканчивается формирование "марксиско-ленинского" понимания литературы. Вплоть до 1920 года не наблюдается публикаций по интересующей нас теме.

Начало 20-х годов ознаменовано полным установлением коммунистической идеологии в советском обществе, в частности, с этого момента все основные литературные процессы, как-то литературоведение и критика, в России проходят в соответствии с этой идеологией. Основополагающими документами, определившими развитие литературной критики на долгие годы, становятся постановления и резолюции ЦК. Ведущими из них становятся: Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г "О политике в области художественной литературы" и Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - главное содержание данных нормативных документов это классовая борьба на литературном фронте. Так же во многом определяющим для литературной критики стало выступление А. А. Жданова на Первом съезде писателей в 1934 году, где оратор отметил необходимость критического освоения литературного наследия прошлого для развития советской литературы.

Развитие некрасоведения с начала 20-х годов проходит с целью "дать советскому читателю новое издание некрасовских стихотворений". В направлении этого важной тенденцией в области исследования Некрасова является работа по публикации ранее неизданных или изданных «с купюрами» произведений. На данном этапе в работе по исследованию Некрасова активно действует К. И. Чуковский, именно под его редакцией выходит однотомное издание стихов в 1920 году. В этот сборник и было впервые в полном виде включена поэма "Уныние". Собирание малоизвестных и выявление новых текстов Некрасова в 20-е годы проходит очень успешно, что приводит к публикации в 1930 году пятитомного сборника.

В 1922 году Пушкинский дом осуществляет выпуск сборника ранее неизданных материалов, посвящённых Н. А. Некрасову. В работе публикуются многочисленные варианты черновых записей Некрасова, в частности наброски и варианты чернового автографа поэмы "Уныние". При подготовке издания специалистами Пушкинского дома была проделана огромная работа по обработке документального материала.

Кроме работы над текстами Некрасова исследуется и биография поэта. В 1932 году публикуется работа Н. Ашукина, в которой автор в хронологическом порядке повествует о жизни поэта. В частности в работе имеется упоминание о пребывании Н. А. Некрасова в имении Чудовская Лука в 1870-х годах, где и создавалось "Уныние". В данной работе отмечается об особом состоянии поэта в конце жизни – стремление к подведению итогов и страдания от болезни.

Всплеск интереса к творчеству Некрасова произошёл в юбилей 1938 года, что проявилось в ряде монографических работ посвящённых поэту. Особого внимания заслуживает работа А. Еголина и сборник статей под его редакцией. Главное содержание этих публикаций - общая оценка творчества Некрасова. Интересным для темы нашей работы являются размышления по поводу унылого настроения в произведениях Некрасова 70-х годов. Еголин пытается развенчать мнение о том, что творчество Некрасова последних лет жизни - это творчество "гения уныния". Для Еголина поэзия Некрасова данного временного периода, не просто скука, а "отражение печали под внешним гнётом" (29:74). Главная идея Некрасова, по мысли исследователя - осознание несбыточности мечты увидеть свою родину свободной при жизни. Именно эта идея и порождает особое настроение поэта на закате жизни, что по мысли исследователя и выливается в поэму.

    В данный период также происходит работа над анализом стиля произведения Некрасова, в том числе над стилистикой произведений последнего десятилетия жизни автора. Исследователи отмечают, что в 70-е года в творчестве Некрасова происходит смешение литературного и художественного стилей. Особого внимания здесь заслуживает работа С. В. Касторского "Некрасов и Фет", в которой автор сравнивает лирику Фета с произведениями Некрасова последнего десятилетия творчества с точки зрения лексики, поэтики, размера стиха.

В 1939 году под редакцией Р. П. Маториной происходит публикация рукописей Н. А. Некрасова, среди которых имеют место рукописи поэмы "Уныние".

Года.

На фоне Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в сознании нации происходит подъём патриотических настроений. Данное явление непосредственно отражается и на литературных исследованиях. Главным аспектом исследований становится патриотическое начало в произведениях, не избегает этой тенденции и некрасоведение. Публикуются произведения Евгеньева-Максимова "Патриотичность и героические мотивы в поэзии Некрасова" 1942 г и Еголина "Некрасов и Родина" 1942, "Великий русский народ в поэзии Некрасова" 1945. В период войны не создаются работы связанные с исследуемой нами темой.

Определённые изменения по отношению к исследованию Некрасова происходят после публикации в начале 50-х доклада А. Жданова, в которых он указывал на необходимость и важность освоения традиций и творчества революционеров-демократов, в том числе и Н. А. Некрасова.

В начале 50-х некрасоведение развивается по двум основным направлениям:

1.Собирание материалов, выявление новых рукописей и документов.

2.Создание работ обобщающего характера, разработок отдельных проблем и вопросов творчества.

В процессе данной работы было выявлено множество стихотворений и прозаических текстов, в частности тех, чья принадлежность перу Некрасова не была ранее доказана.

Применительно к основной проблеме нашей работы следует сказать, что именно в результате этих исследований А. Я. Максимович опубликовал прозаический набросок "Заметка о мысли в поэзии", помещённый не полях рукописи "Уныния".

В 1944 под редакцией Еголина издаётся сборник критических статей о Некрасове, где имеют место критические упоминания о произведениях Некрасова 70-х годов в охотничьем имении Чудовская Лука. Данные упоминания носят общий характер и прямого отношения к поэме "Уныние" не имеют.

В конце 40-х - начале 50-х происходит большая текстологическая работа, с целью создания "Полного собрания сочинений и писем", во главе, которой стоят Чуковский и Максимович. Производится выверка всех текстов, включённых в собрание, создаются комментарии.

В 1947 году выходит в свет издание содержанием, которого является анализ различных вариантов автографов произведений Некрасова, в частности сопоставляются автографы поэмы "Уныние".  

    В 1949 году публикуется работа К. И. Чуковского "Некрасов и Пушкин", в которой автор прослеживает связь творчества этих поэтов, в частности, общность элегических мотивов в стихах Пушкина и произведениях Некрасова 1870-х годов.

В данный период происходит работа над «Некрасовским сборником», в котором в 1951 году публикуется работа О. В. Ломан "Усадьба Некрасова Чудовская Лука". В этой статье рассказывается о пребывании поэта в его охотничьей усадьбе Чудовская Лука в 1870-х годах. Описывается быт усадьбы, занятия поэта, его психологическое состояние в последние десятилетие жизни во время пребывания в усадьбе. Также в работе упоминаются произведения Некрасова, написанные в Чудовской Луке, в том числе и «Уныние», но анализа данной поэмы нет.

В 1953 году отмечается 75 лет со дня смерти Некрасова. К этой дате приурочена публикация целого ряда работ о Некрасове. Важнейшей работой из этой группы, посвящённой нашей проблеме, является публикация К. И. Чуковского "Мастерство Некрасова", на этой работе следует остановиться поподробнее. В данной работе имеется достаточное количество материала по поэме "Уныние". Главной проблемой этой работы является анализ настроения, тона, характера произведения. Также Чуковский анализирует поэтику и тенденции изменения замысла произведении в сопоставлении редакций и сопоставляет «Уныние» с другими произведениями Некрасова. 

Чуковский сопоставляет «Уныние» с другим произведением Некрасова «Элегия» (1874), которая была выдержана в духе самой высокой патетики и начиналась в рукописи таким фельетонно-разговорным двустишием:

Старо, не правда ли печь хлебы из муки?

Однако ж из песку, попробуй, испеки!

По мнению Чуковского это двустишие было в резком противоречии с торжественным стилем традиционных элегий. Здесь чувствовались бытовые интонации затрапезной, домашней речи. По его мысли нельзя упускать из виду то обстоятельство, что все приведенные здесь строки Некрасова взяты из черновых его рукописей и отнюдь не представляют собой окончательной редакции текстов.

Рассматривая "Уныние" Чуковский отмечал некоторую динамику данного произведения, несмотря на его элегичное настроение. Так же по мысли исследователя Некрасов выключил из своей темы идейную близость охотника к трудовому крестьянству и заменил ее личной его добротой. Исследователь отмечал, что из-за постоянного тяготения к конденсации мысли объясняется изобилие в литературном наследии Некрасова афоризмов, крылатых слов и т. д.

Тот не герой, кто лавром не увит

Иль на щите не вынесен из боя...

Чуковский в своих исследованиях относительно творчества Некрасова в целом и поэмы "Уныние" в частности отмечает особый мотив рока. По его мнению "У писателей, чуждых мировоззрению Некрасова, у поэтов-романтиков, слово это почти всегда было связано с мистическим представлением о неотвратимых предначертаниях судьбы. У Некрасова же, как и у других поэтов прогрессивного лагеря, оно переведено в реалистический план и означает: губительный, бедственный, таящий в себе тяжкие муки, причем чаще всего этому слову сопутствует смысл, связанный с политической оценкой предметов и фактов" (51:235). Например, в «Медвежьей охоте» говорится о людях, томившихся под гнетом реакции:

Кто выдержал то время роковое,

Есть от чего тому и отдохнуть.

Применительно к поэме "Уныние", по мнению Чуковского, Некрасов размышляет о предательстве, а именно о предательстве совершённом им - вынужденной публикации ради спасения "Современника" стихотворения Муравьеву - Вешателю такими строками:

Предательство в ошибке роковой...

Как одну из особенностей произведения "Уныние" Чуковский выделяет настроение данного произведения, в полном соответствии с его названием. Исследователь прослеживает мотив "уныния", а так же наличие самого слова "уныние" в других произведениях поэта.

Но в некрасовском унынии, по мнению Чуковского не было ничего безнадежного, безвыходно скорбного, так как в большинстве случаев здесь говорилось о таких временных, преходящих явлениях, которые при других обстоятельствах должны были непременно исчезнуть.

Чуковский отмечает особенный пейзаж в «Унынии» Некрасова - "И хотя он был проникновенный изобразитель родного пейзажа, но пейзаж сам по себе, без этого изобилия людей, пейзаж, не окрашенный человеческим чувством, не выражающий человеческих бед или радостей, для него не существовал совершенно" (51:240). И в «Саше», и в «Рыцаре «а час», и в «Унынии», и в поэме «Мороз, Красный нос», и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» вся многообразная пейзажная живопись подчинена у него лирике человеческих чувств.

Говоря о символике произведения "Уныние" Чуковский выделяет особый символ ветер в этом произведении. Так же исследователь говорит, что ветер был любимой стихией Некрасова, поэт изображал его множество раз, отлично воспроизводя в своем стихе его музыкальную сущность. Вот, например, дуновение деревенского теплого ветра в поэме "Уныние":

...а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей...

Чуковский так же отмечает некоторую диалогичность в произведениях Некрасова. По мнению исследователя, создается такое впечатление, будто автор то и дело вступает в разговор со своими героями, вмешивается лично в их жизнь, то бросает им прямо в лицо обвинения, то ободряет их, утешает, ласкает. Он для них не посторонний, не объективный созерцатель их дел и поступков. Он — один из них, он — соучастник их жизни, и оттого всякий раз, когда тот, о ком он говорит, становится непосредственным его собеседником, кажется, будто нежные или гневные чувства возникают в ту самую минуту, когда он описывает, то или иное событие. Это местоимение ты изменяет категорию времени; здесь не прошлое, давно миновавшее чувство, здесь эмоция настоящего времени. Как будто все, что изображает поэт, происходит у него на глазах, вот сейчас, так что прошедшее время становится вдруг настоящим.        

Заслуживают внимания, по мнению Чуковского и обращения Некрасова в "Унынии" к родному дому, воспоминания о нём.

 

В контексте нашей проблемы интересна совместная работа М. Гина и В. Евгеньева-Максимова вышла в 1955 году. В данной работе даются сведения о создании поэмы "Уныние", а именно о пребывании Некрасова в его охотничьей усадьбе Чудовская Лука, где он и работает над малой поэмой "Уныние" в 1874 г. Так же здесь упоминается о первой публикации произведения "Уныние" в "Отечественных записках" № 1 за 1875 год. По мнению исследователей, которые опираются на воспоминания А. Буткевич, Некрасов долго работает над строками о внутреннем разговоре с жестоким богом совести, но в конце концов приходит к выводу о нецензурности строк о «преступленье», которое таится в несчастной случайности, о предательстве», которое он видит в «ошибке роковой» (возможно, что здесь заключен понятный читателю того времени намек на прочитанное ради спасения «Современника» стихотворение Муравьеву Вешателю); не более цензурны и строки о пути поэта между двух огней — то под судом «блюстителя порядка», то под судом неумолимого юношества.

Видоизменив, как отмечают исследователи, в «Отечественных записках» строфу V и выпустив строфы VI и VII, поэт снимает в «Последних песнях» заслоняющие лирические размышления картины народных бедствий, т. е. строфы Х—XIV. Сыграло, вероятно, роль и то, что «картинки», были из «прелестных», живописных, но мрачных, и, следовательно, могли вызвать недовольство цензуры. «Относительно сокращения «Уныния»,— писала А. Буткевич С. И. Пономареву,— едва ли брат не имел в виду опять-таки цензуру. Вы не поверите, как страшно цензура теснила его в последний год его жизни. Боялась ли она влияния Некрасова на молодежь, которое действительно заметно возрастало?». В результате в «Последних песнях» остается энергичное лапидарное стихотворение, отражающее кризисное состояние души автора. Это стихотворение и в таком виде имеет право на самостоятельное существование. Но, как указывалось выше, уже в издании «Русской библиотеки» был восстановлен в возможных пределах его более широкий контекст. В «Последних песнях» сам Некрасов отметил цифрами пропущенные строфы.

Наши дни.

Данный период можно охарактеризовать, как период медленного постепенного спада засилья коммунистической идеологии в литературоведении. Конечно, ленинское начало долгое время господствовало на этом поприще, вплоть до 90-х годов, но в нём уже не было былой агрессии, диктата. Литературоведение и критика, начиная с "хрущёвской оттепели" получили определённую, несколько ограниченную свободу. Но вместе с тем литературные произведения, поэзия Некрасова в частности стали на наш взгляд изучаться более объективно и всесторонне.

В 1967 году выходит в свет очередное Полное собрание сочинений, в котором можно выделить статью А. Б. Муратова, посвящённой проблематике нашей работы. В ней автор отмечает, что творческая история «Уныния» сложна. При его создании Некрасов, по мнению Муратова, стремился выдержать равновесие «живописно-изобразительной и медитативной частей» в соответствии с поэтическим законом, сформулированным им на полях белового автографа «Уныния»: «Сравнение—поэзия, картина—поэзия, событие может быть поэтично, природа — поэзия, чувство — поэзия, а мысль — всегда проза, как плод анализа, изучения, холодного размышления, по не следует ли из этого, что поэзия должна обходиться без мысли?" Дело в том, что эта мысль-проза в то же время сила, жизнь, без которых, собственно, и нет истинной поэзии.

В 1971 году в цикле «Жизнь замечательных людей» выходит книга В. Жданова «Некрасов» в этой книге автор рассматривает прежде всего биографию


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.