Книги, посвященные законам и обычаям праздников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Книги, посвященные законам и обычаям праздников

2020-12-06 50
Книги, посвященные законам и обычаям праздников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еврейский календарь насчитывает много праздников и памятных дней: Рош hа-Шана, Йом Кипур, Суккот, Ханука, Ту би-шват, Пурим, Песах, Лаг ба-омер и Шавуот. В наши дни к ним прибавились национальные праздники Израиля: День независимости государства и День Иерусалима. Кроме того, в календаре отмечены траурные даты и памятные дни: 3-го тишрея - Пост Гедалии, 10 тевета - пост в память осады Иерусалима Навуходоноссором, 7-го адара - День смерти Моше-раббейну. Место захоронения Моше-раббейну неизвестно, поэтому в этот день поминают также бойцов Армии Обороны Израиля, точное место захоронения которых неизвестно. 13-го адара - пост Эстер, 27-го нисана - день Памяти жертв Катастрофы европейского еврейства в годы Второй мировой войны, 4 ияра - День памяти воинов, павших в войнах Израиля, 17 тамуза - пост в память окончания осады Иерусалима, 9-го ава - пост в память разрушения Первого и Второго храма. В последние годы отмечают также День памяти премьер-министра Ицхака Рабина - 12 хешвана.

Махзор

Молитвы праздничных дней приведены в обычном сидуре, однако, с течением времени они были дополнены различными добавочными молитвами, благословениями и песнопениями. В связи с появлением подобных дополнений составители молитвенников сочли нужным издавать особые сборники праздничных молитв - "махзоры". Слово "махзор" означает цикл. Это название восходит к знаменитому молитвеннику 12 века, содержащему полный годичный цикл молитв. Когда праздничная литургия стала более продолжительной, были изданы отдельные махзоры для каждого праздника, включающие большое разнообразие " пиютов " (поэтических произведений религиозного содержания), славословий и гимнов. В наши дни существуют махзор Новолетия, махзор Дня Искупления ("Йом Кипура"), а также сборник молитв для трех паломнических праздников - Песаха, Шавуота и Суккота.

Сказание об Исходе или Пасхальная агада

На той же полке, рядом с молитвенниками, мы видим "Пасхальную агаду" или "Сказание об Исходе из Египта" - текст, читаемый в ночь пасхального седера. В Агаде упомянуты все законы и обычаи этой ночи - маца и "афикоман", вопрос "Чем отличается эта ночь от всех ночей?", бокал вина для пророка Элиягу и другие. Чтение Пасхальной агады - центральное событие праздника, оно объединяет вокруг праздничного стола всю семью. "Сказания об Исходе" восходит к Талмуду. Ранние сборники Агады включали, кроме повествования об Исходе, вопрос "Ма ништана?" (Чем отличается…) и рассказ о четырех сыновьях. Поскольку пасхальный седер - важнейшая заповедь Песаха, особая книга - Агада - всегда была необходима для совершения этой заповеди. Название книги связано с формулировкой заповеди в Торе - "вэ hагадта ле-бнеха" - "...расскажи сыну своему...". Отсюда слово "hагада"- рассказ, сказание.
Центральная часть повествования об Исходе изложена в Мишне, в трактате "Псахим". В более поздние времени она была дополнена отрывками из Писания, Мишны и мидрашами, а также "пиютами", молитвами и благословениями. Легенды и поэтические произведения, посвященные Исходу, создавались, по-видимому, в эпоху Второго храма и в период Мишны. До наших дней дошло около10 тысяч различных списков Пасхальной агады из разных стран диаспоры. Существует "нусах" общин Северной Африки и "нусах ашкеназ", версия Пасхальной агады бухарских евреев и общины "Бней Исраэль" в Индии, варианты общин Йемена, Багдада, России и Испании. Поскольку чтение Агады является частью праздничного обряда, с древнейших времен было принято украшать рукопись, превращая ее в настоящее произведение искусства. Сохранились сотни таких, богато иллюстрированных, великолепных изданий, и по сей день радующих глаз ценителей книги.


Литература, посвященная еврейским обычаям

Праздник - это не только особые, установленные для этого дня молитвы и заповеди. Это еще и обычаи, характерные для каждой еврейской общины. Что такое обычай? Это способ соблюдения заповеди, передаваемый от отца к сыну и от учителя к ученикам, и принятый повсеместно в той или иной стране диаспоры. Обычаи зачастую так же обязательны для соблюдения, как и заповеди. Местные обычаи служат непременным дополнением к законам, объединяющим весь еврейский народ. Возьмем, к примеру, праздник Ту би-шват. Несколько сотен лет назад возник обычай есть в этот день сухофрукты. А в ряде стран, главным образом, на Востоке, распространился обычай устраивать "седер Ту би-шват" - праздничную трапезу, посвященную новолетию деревьев. Постепенно этот обычай восприняли и ашкеназские общины, и в последние годы он стал очень популярен в Израиле. В наши дни к этим обычаям прибавился новый: в Ту би-шват в Земле Израиля сажают деревья.

Исток многих обычаев - повседневная жизнь еврейской общины и постановления ее мудрецов. Существуют традиции, которые возникли под влиянием внешней среды, например соревнования по стрельбе из лука в Лаг ба-омер или игра с волчком в Хануку. Некоторые обычаи общины перенимали друг у друга, и они кочевали из страны в страну. Тысячи обычаев описаны в специальной литературе, где, как правило, собраны воедино традиции того или иного праздника или определенной общины. Так, существуют сборники обычаев Хануки или Пурима, а также книги обычаев евреев Багдада, Йемена, ашкеназских общин, общины евреев Рима. Мудрецы всех поколений придавали обычаям большое значение, говоря: " Еврейский обычай - это закон. Даже если данный обычай принят только в одной общине, его статус приравнивается к статусу галахи, и он обязателен для исполнения".
В нашем "книжном шкафу" тоже есть несколько книг на эту тему, написанных в разное время: "Сокровищница законов и обычаев", "Иесодей Иешурун", "Книга праздников" и "Еврейские праздники".

 

Еврейская мысль

Письменная и Устная Тора (ТАНАХ, Мишна и Талмуд) рассказывают о том, как устроен мир и о месте человека в этом мире. Однако эта информация не выражена в четких философских категориях. Скорее, ее можно извлечь из высказываний мудрецов, притч и пословиц.

Чтобы найти ответы на философские вопросы, давайте подойдем к четвертой полке нашего "книжного шкафа", где стоят творения еврейских мыслителей разных эпох. Мы начнем с эпохи раннего средневековья и отправимся в еврейские общины арабского мира того времени - Вавилонии, Испании, Северной Африки. Вот книга "Эмунот вэ-деот" ("Верования и воззрения") рава Саадии Гаона, известнейший труд, посвященный философским основам иудаизма. Рав Саадия Гаон родился в 10 веке в Египте, затем переселился в Землю Израиля, а позже - в Вавилонию. Книга "Эмунот вэ-деот" написана по-арабски, и в ней рав Саадия Гаон сравнивает философские воззрения Аристотеля о трансцедентном (внешнем по отношению к нашему миру) характере Божества, и еврейские представления о добре и зле, воздаянии и наказании. Важное место в книге отведено понятию Избавления ("Геула").

Спустя сто лет вышла в свет книга "Ховот hа-левавот" (Обязанности сердец) раббейну Бахьи ибн Пакуды из Испании. Это первый и самый знаменитый труд по еврейской этике. Книга также была написана по-арабски и впоследствии переведена на иврит. Она посвящена человеческим качествам, которые обязан развивать в себе верующий еврей. Автор разделяет "обязанности сердца", то есть заповеди, связанные с моралью, и "обязанности тела" - заповеди, требующие совершения "физического" действия.

Два века спустя, в 12 столетии, были опубликованы два знаменитых философских сочинения - книга "Кузари" рабби Иегуды Галеви из Испании и "Наставник колеблющихся" РАМБАМа. Рабби Иегуда Галеви определил свою задачу так: "...дать ответ на вопросы и возражения... противников нашей религии". Книга "Кузари" была написана на арабском языке и переведена на иврит. В ее основе лежит реальная историческая фабула - рассказ о правителе Хазарского каганата, перешедшем в иудаизм вместе со своими подданными в 8 веке н. э. Хазарский хан, названный в книге кузари, ищет истинную веру, и с этой целью беседует с представителями различных религий и с философом, отвергающим Откровение, пока не встречается с "другом" - еврейским мудрецом. Книга построена на диалоге кузари и его "друга", а ее подзаголовок как нельзя лучше отражает замысел автора: "книга... свидетельствующая о победе гонимой религии".

Важнейший труд по еврейской философии - "Наставник колеблющихся" ("Морэ невухим") РАМБАМа, также был написан по-арабски и переведен на иврит еще при жизни автора. Поводом к написанию книги послужил вопрос ученика РАМБАМа рабби Йосэфа ибн Вакнина о том, как соотносится учение Аристотеля с философией иудаизма. РАМБАМ знал, что этот вопрос волнует не только его ученика, но и многих его современников. Так появилась книга "Наставник колеблющихся", в которой РАМБАМ доказывает, что иудаизм - это религия разума и что ряд положений еврейского рационализма не противоречит философии Аристотеля. Ученый утверждает, что Тора говорит с нами на языке притч и намеков, и наша задача - научиться понимать этот язык. "Наставник колеблющихся" вызвал ожесточенные споры в еврейском мире, и некоторые раввины даже наложили на книгу "херем" - запретили ее изучение, ошибочно полагая, что она представляет собой угрозу истинной вере и может привести к возникновению еретических течений в иудаизме. Однако со временем книга завоевала прочное положение на полках "еврейского книжного шкафа". Ее гонителям пришлось отступить.

Развитие еврейской мысли не остановилось в эпоху средневековья. Европейские философы нового времени - Спиноза, Крохмаль и Мендельсон - воспитывались в еврейской среде, но подверглись сильному влиянию современной им нееврейской философии. Барух Спиноза (17 век) был крупнейшим европейским мыслителем нового времени. Свои сочинения, важнейшими из которых являются "Теория свойств" и трактат "Государство и религия", он писал на латыни. Последнее, вышедшее первоначально без указания имени автора, подвергало резкой критике иудаизм и еврейское общество, начиная с периода разрушения Второго храма.

Примерно через сто лет после трудов Спинозы в Германии вышли в свет работы Моисея Мендельсона - основателя известного в еврейской истории движения "Гаскала" (Просвещение). Согласно его воззрениям, еврей может приспособить свой образ жизни к существованию в рамках современного европейского государства. Важнейшим трудом Мендельсона является книга "Иерусалим". Мендельсон также перевел ТАНАХ на немецкий язык, чтобы познакомить немецкое общество с "Книгой книг". Перевод вызвал оживленную полемику среди современников Мендельсона.

Вскоре после публикации трудов Мендельсона еврейский мир познакомился с рабби Нахманом Крохмалем (1785-1840), основателем еврейской историософии и автором книг "Хохмат Исраэль" и "Наставник колеблющихся нашего времени". "Наставник колеблющихся нашего времени"был издан уже после смерти автора. Основная мысль этой книги состоит в том, что еврейская религия - это воплощение души еврейского народа. Крохмаль считал, что у народа есть общая, единая душа, и именно она создает нашу национальную культуру.

Среди философов нашего времени следует упомянуть рава Авраама-Ицхака hа-коэна Кука, замечательного мыслителя и духовного лидера евреев. Он был первым Главным раввином Эрец-Исраэль и занимал этот пост с 1921 года и вплоть до своей кончины в 1935 году. Рав Кук был автором ряда книг, основанных на представлении о том, что "...Тора (народа) Израиля - это основа всякого обновления, которое уже произошло или произойдет в будущем на благо человечества".

Говоря о еврейской философии, мы не можем обойти вниманием основополагающий труд по Каббале - книгу "Зоар" рабби Шимона Бар Йохая. Этот труд существенно повлиял на развитие еврейской мысли в 1500 - 1750 годах. Каббалисты считают Пятикнижие основой еврейского закона, а книгу "Зоар" - основой мировоззрения. "Зоар" объясняет устройство мира, комментируя явные и скрытые указания Торы. Каббала раскрывает пути Откровения и описывает Творца и Творение через систему десяти "сфирот". С точки зрения каббалистов, корень или источник души человека скрывается в высших духовных мирах. Цель человека заключается в стремлении подняться на более высокую духовную ступень. Достигая все более высоких духовных уровней, человек постепенно приближается к своему Божественному источнику.

Под влиянием книги "Зоар" в более поздние времена была написана книга " Тания" - изложение основ учения хасидов ХАБАДа. Ее автором является рабби Шнеур-Залман из Ляд.

Итак, мы познакомились с книгами еврейских мыслителей прошлого. Давайте посмотрим, какие труды представлены в разделе "Современная еврейская мысль". Это, прежде всего, сочинения рава И.-Д. Соловейчика "Голос друга зовет" и "Человек галахи", вызвавшие огромный интерес у всех, кто занимается еврейской философией. Следует также назвать труды А.-И. Гешела, М. Левинаса и И. Лейбовича, каждый из которых внес свой вклад в еврейскую философию.


Рабби Иегуда Галеви (1080-1140) - один из величайших поэтов и мыслителей средневековой Испании. Его имя символизирует так называемый "Золотой век" испанского еврейства. Широкое распространение получил основной философский труд рабби Иегуда Галеви - "Кузари".
Книга "Зоар" - основополагающий труд по Каббале рабби Шимона Бар Йохая. Его содержание представляет собой мидраш на Пятикнижие, Песнь песней, книгу Рут и Эйха ("Плач Иеремии"). Книга написана, главным образом, на арамейском языке - одном из самых распространенных на древнем Ближнем Востоке. На нем говорили евреи в эпоху Второго храма и в эпоху Талмуда, а в некоторых странах диаспоры - также в средние века. Для многих евреев книга "Зоар" была и остается главным трудом, выражающим еврейский взгляд на мир, на смысл и цель Творения и дающим толкование тайного значения ряда стихов Торы.
Рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1813) - основатель хасидского движения ХАБАД (аббревиатура слов "хохма", "бина", "даат" - трех из десяти Божественных "сфирот"). Выполняя просьбу основателя хасидизма Баал Шем Това, составил "Шульхан арух hа-АДМОР" - огромный труд, который так и не был завершен. Рабби Шнеур-Залман из Ляд известен также как автор книги "Тания" или "Ликутей амарим" излагающей основы учения движения ХАБАД.

 

 

"Хохмат Исраэль" и научное изучение иудаизма

На отдельной полке нашего "книжного шкафа" стоят книги направления, называемого "Хохмат Исраэль" - еврейская мудрость. Представители этого течения в иудаизме предполагают, что изменения в еврейский образ жизни следует вносить на основе изучения истории и культуры нашего народа.
Течение "Хохмат Исраэль", занимающееся исследованием еврейской религии и культуры, зародилось в конце 18-го - начале 19-го веков в Германии, хотя отдельные представители этого течения жили и в других странах, например Ш.-Д. Луццато в Италии или Ш.-И. Раппопорт в Богемии. Основателем течения считается Йомтов Липман-Цунц (1794-1866), руководитель "Общества еврейской культуры и изучения иудаизма". Как результат деятельности этого общества, возникло реформистское течение в иудаизме, искавшее компромисс между требованиями галахи и современным образом жизни.
В эпоху эмансипации - обретения еврейским народом равноправия в ряде стран Европы - влияние направления "Хохмат Исраэль" существенно возросло. Его развитие шло бок о бок с развитием движения "Гаскала". Многие представители этих течений отказались от соблюдения заповедей Торы. Деятельность реформистов и "просветителей" привела к ожесточенным и по сей день не утихшим спорам внутри еврейского общества. Попытки евреев обрести равноправие часто разбивались о враждебность и неприятие со стороны нееврейского окружения, в то время как отцы-основатели "Хохмат Исраэль" надеялись, что народы Европы радостно примут евреев в свою среду, оценив "истинность2 иудаизма и вклад, который внесли евреи, в историю и культуру христианских стран. Движение "Хохмат Исраэль" возникло в немалой степени благодаря влиянию извне, и, с течением времени, стало основным фактором, способствовавшим распространению знаний о евреях и иудаизме.
С тех пор, как в 1925 году был основан Еврейский университет, движение "Хохмат Исраэль" превратилось в университетскую кафедру изучения иудаизма. Исследование истории и культуры еврейского народа приобрело почти исключительно академический характер. Самыми яркими представителями "Хохмат Исраэль" последних поколений были, безусловно, Франц Розенцвейг и Мартин Бубер.

Основная мысль книги Франца Розенцвейга (1886-1929) "Звезда Избавления" состоит том, что история человечества - это результат взаимоотношений людей и Творца, а иудаизм подобен неизменно горящей в небесах звезде вечной Истины.

Мартин Бубер (1878-1965), выдающийся исследователь философии хасидизма, долгие годы был профессором Еврейского университета в Иерусалиме. В своих работах он писал о двух видах диалога: "Я" и "Ты" и "Я" и "Он". Совместным трудом Бубера и Розенцвейга был перевод ТАНАХа на немецкий язык.
Система изучения иудаизма методом критического анализа, предложенная "Хохмат Исраэль", вызвала сопротивление большинства раввинов Европы. Как уже было сказано, споры, вызванные деятельностью "Хохмат Исраэль", продолжаются и по сей день.

 

Еврейская история и литература

В нашем "книжном шкафу" можно найти литературу и для тех, кто интересуется еврейской историей. Первым еврейским историком справедливо считается Йосэф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), живший 1900 лет назад. Он автор книги "Иудейские древности", описывающей историю евреев от Сотворения мира и до Великого восстания. Другая его книга, "Иудейская война", - это история Великого антиримского восстания (66-70 гг. н. э.), закончившегося разрушением Второго храма.

Рядом с книгами по истории еврейского народа - произведения художественной литературы. Вот, например, сборник стихов великого национального поэта Хаима Нахмана Бялика, ставшего свидетелем возрождения нашего народа в современную эпоху. Тут же - стихи Шауля Черняховского и проза Шмуэля Йосэфа Агнона, удостоенная Нобелевской премии (см. стр. 139-141 в книге 1998 года). Во многих еврейских домах на такой же книжной полке стоят стихотворные сборники Иегуды Амихая и проза Амоса Оза и А.-Б. Иегошуа.

Энциклопедии и словари

Слово "энциклопедия" - греческого происхождения, оно означает "цикл" или "обзор" сведений. Энциклопедия дает краткие сведения о самых разных областях знания. Они, обычно, приводятся в виде статей, расположенных в алфавитном порядке. Огромный объем и разнообразие информации по иудаизму привели к тому, что уже в средние века были сделаны первые попытки создания еврейских энциклопедий. Следует упомянуть такие издания, как "Пути веры", "Собиратель всех станов", "Книга Завета", "Сокровищница мудрости".
Во второй половине 19 века появились новые энциклопедии и энциклопедические словари. Это, прежде всего, десятитомная энциклопедия на иврите "Оцар Исраэль" (Сокровище Израиля), составленная Иегудой Эйзенштейном, сказавшем о своем труде так: "Книга, полезная каждому, кто желает узнать что-либо о евреях или еврействе".
"Еврейская энциклопедия" - это наиболее полный сборник сведений об истории и культуре нашего народа. В 70-е годы нынешнего столетия вышла энциклопедия на английском языке, названная "Энциклопедия Иудаика" - наиболее полное из современных издание такого рода. С момента ее выхода в свет каждые два года выпускается новый том с дополнениями и уточнениями.
Другое издание, на иврите и английском, получившее широкое признание - это "Энциклопедия иудаизма" под редакцией проф. И. Вербловского. Она содержит обширные статьи о вере и образе жизни еврейских общин. Кроме того, сведения по иудаизму можно почерпнуть из "Библейской энциклопедии" и "Энциклопедии Талмуда" - двух авторитетных изданий, статьи в которых были написаны выдающимися учеными Торы. Большой популярностью пользуются также такие справочники, как "Еврейский годичный цикл: энциклопедия субботы и праздников" и "Израильская энциклопедия ТАНАХа".


Национальное возрождение еврейского народа -
основные течения и их лидеры

 

Моисей Мендельсон и книга “Иерусалим”

Моисей Мендельсон (1729-1786) - основатель движения "Гаскала" (Просвещение). Целью его жизни был поиск путей полноправного еврейского существования в рамках современного ему европейского государства. Мендельсон пытался найти ответ на вопрос, каким образом могут евреи сохранить свое своеобразие в государстве, стремящемся создать единую для всех национальную культуру и образ жизни, и стереть какие бы то ни было религиозно-культурные различия. Мендельсон стремился помочь евреям обрести свое место в новой действительности. Основные положения своего мировоззрения он изложил в книге "Иерусалим" (1783), где сказано, что ни одна религия не владеет абсолютной истиной, и что у разных народов сложились религиозные системы, наилучшим образом выражающие дух того или иного народа. На основе своих философских воззрений Мендельсон разработал также этическую систему, определявшую поведение человека в повседневной жизни. Влияние Мендельсона было настолько велико, что еврейство того времени разделилось на четыре группы. Одни вовсе оставили иудаизм, другие встали на путь его модернизации (реформистское течение), третьи примкнули к движению "Гаскала" и, наконец, были и те, кто ответил на появление новых течений более ревностным соблюдением заповедей Торы и сохранением старинного уклада жизни. Заслугой движения "Гаскала" было создание школ на языке иврит и появление первых произведений ивритской литературы нового времени.

 

Иегуда-Лейб (Леон) Пинскер (1821-1891). "Автоэмансипация".

Основатель и идеолог движения "Хибат Цион" в России, Пинскер, врач по образованию, исследовал "болезнь", от которой страдало современное ему еврейское общество. Пинскер посвятил свою жизнь поискам средства ее излечения. Предложенное им "лекарство" описано в его книге "Автоэмансипация". Пинскер призывал евреев не ждать прихода Мессии и окончательного Избавления, а взять судьбу в свои руки: переселиться в Землю Израиля и положить конец вековому изгнанию путем "автоэмансипации" - "самоосвобождения". Пинскер утверждал, что, находясь в рассеянии, евреи представляют собой не народ, а устрашающий всех "призрак народа". Этот "страх перед призраком", вкупе с экономическими и общественными факторами, стал причиной антисемитизма, проявившегося в эпоху эмансипации. От эмансипации следует перейти к "автоэмансипации" - самостоятельному развитию еврейского народа и его объединению в Эрец-Исраэль.

 

"Ахад hа-Ам" (1856 – 1927)

Ахад hа-Ам - псевдоним Ашера Гинцберга - идеолога "духовного сионизма". Главной темой его литературного творчества и общественной деятельности было обретение евреями полноценного национального существования. Ахад hа-Ам считал возможным сохранение единства еврейского народа только при условии создания "единого духовного центра" в Эрец-Исраэль. Такой центр, по его мнению, сможет влиять на общины диаспоры и предотвратить их культурную разобщенность. Сионизм, по мнению Ахад hа-Ама, призван спасти еврейский народ, создав условия, при которых его духовная жизнь станет значимой в рамках современного общества. Ахан hа-Ам оказал большое влияние на современников. Его литературные произведения и публицистика отличаются четкостью и лаконичностью стиля. Он был основателем и редактором газеты "hа-Шилоах" (1896-1903). В этот период он неоднократно посещал Эрец-Исраэль, а в 1922 году поселился в ней навсегда. Его статьи о жизни в подмандатной Палестине обрели широкую известность в еврейском обществе.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.