Тема 1. Различные подходы к проблеме управления поведением — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Различные подходы к проблеме управления поведением

2020-12-06 166
Тема 1. Различные подходы к проблеме управления поведением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

для специальностей 050716 - “Специальная психология”,

050717 - “Специальная дошкольная педагогика и психология”

по циклу ДПП.В.00 (курсы по выбору)

 

 

Очная форма обучения   Курс – 3 Семестр – 5 Объём в часах всего – 64 в т. ч.: лекции – 32 практические занятия – 0 самостоятельная работа – 32 Зачет - 5 семестр Заочная форма обучения   Курс – 3 Семестр – 6 Объём в часах всего – 95 в т. ч.: лекции – 8 практические занятия – 0 самостоятельная работа – 87 Зачет - 6 семестр

Екатеринбург 2007

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология детей с девиантным поведением»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 53 с.

 

Составитель: Набойченко Е.С.,  доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии УрГПУ

Протокол от 07.06. 2007 г. № 10. Зав. кафедрой         О.Г. Нугаева

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса
УрГПУ выдан сертификат № _____ от ________ г.

Начальник отдела _________ Р.Ю. Шебалов

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом «социальных патологий»: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 050716 - “Специальная психология”, 050717 - “Специальная дошкольная педагогика и психология”, относится к разделу общепрофессиональных дисциплин (федеральная компонента).

Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о девиантном поведении, а также об особенностях и возможностях коррекции девиантного поведения школьников.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.

Информационного плана:

формирование у студентов представлений о предпосылках девиантного поведения;

формирование знаний о вариантах девиантного поведения;

развитие и закрепление навыков психологической коррекции и психологической профилактики проявлений девиантного поведения у школьников.

Систематизирующего и проблемного плана:

развитие у студентов системного подхода к поведению..

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль. В течение курса проводится тестирование (через каждые два семинара), принимаются задания реферативного плана, проводятся групповые дискуссии. Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 


п/п
тем

Наименование тем и разделов

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические Лабораторные 1. Различные подходы к проблеме управления поведением. 4 1 1 - - 3 2. Мотивация поведения и система ценностей личности. 4 1 1 - - 3 3. Отклоняющееся поведение 3 2 2 - - 1 4. Целеполагание и особенности проявления поведенческих реакций в деятельности. 3 2 2 - - 1 5. Психобиологические особенности детского и подросткового возраста 3 2 2 - - 1 6. Взаимоотношения с родителями 3 2 2 - - 1 7. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения 4 2 2 - - 2 8. Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения 4 2 2 - - 2 9. Маргинализация 3 2 2 - - 1 10. Подросток и криминал 3 2 2 - - 1 11. Аддиктивное поведение 3 2 2 - - 1 12. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура 3 2 2 - - 1 13. Коррекция семейных взаимоотношений 5 2 2 - - 3 14. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков 5 2 2 - - 3 15. Психолого-педагогические методы работы 4 1 1 - - 3 16. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию детей и подростков 5 2 2 - - 3 17 Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков в пенецитарной системе 5 3 3 - - 2

Итого:

64 32 32 - - 32

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения


п/п
тем

Наименование тем и разделов

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Различные подходы к проблеме управления поведением. 6 - - - - 6
2. Мотивация поведения и система ценностей личности. 6 - - - - 6
3. Отклоняющееся поведение 6 1 1 - - 5
4. Целеполагание и особенности проявления поведенческих реакций в деятельности. 5 1 1 - - 4
5. Психобиологические особенности детского и подросткового возраста 6 1 1 - - 5
6. Взаимоотношения с родителями 5 1 1 - - 4
7. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения 6 1 1 - - 5
8. Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения 5 - - - - 5
9. Маргинализация 5 - - - - 5
10. Подросток и криминал 5 - - - - 5
11. Аддиктивное поведение 5 - - - - 5
12. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура 6 - - - - 6
13. Коррекция семейных взаимоотношений 6 -   - - 6
14. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков 5 1 1 - - 4
15. Психолого-педагогические методы работы 5 1 1 - - 4
16. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию детей и подростков 6 - - - - 6
17 Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков в пенецитарной системе 7 1 1 - - 6

Итого:

95 8 8 - - 87

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 9.  Маргинализация

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной “переоценки ценностей”. Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации. Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. 

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем видена этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться).

Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений: широкое распространение в последнее время получили бродяжничество, попрошайничество, проституция. Для них характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобные социальные отклонения в образ жизни.

 

Основные термины и понятия

· Люмпен · Мигрант
· Криминал · Тоталитарный культ

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя (в МКБ-10 рубрика F10). Цивилизованное общество столкнулось с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы стала только еще больше. Алкоголизм, как и наркомания, является мощнейшим оружием против человечества. Ворвавшись в жизнь нормальной благополучной семьи алкоголизм способен разрушить ее изнутри. С таким оружием человек, никогда не державший в руках автомата, может погубить жизни людей, включая свою.

Наркоманиями называется группа заболеваний, характеризующихся стойким влечением к регулярному употреблению психоактивных веществ с целью получить удовольствие или поддержать состояние психического и физического комфорта. Общность всех наркоманий определяется наличием в их клинической картине трех "больших наркоманических синдромов": психической зависимости, физической зависимости и измененной реактивности организма к употребляемому веществу.

Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей "Момент" и "Резиновый", затем переходят на анашу, маковую соломку, "балуются" паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт и "подсаживаются"... И если для них это способ уйти от окружающей их "грязной" действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради "крутизны". Запретный плод - сладок. Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин.

Существуют так же нехимические аддикции, которые часто сочетаются с другой психической патологией: аффективными расстройствами, обсессивно-компульсивными расстройствами, расстройствами личности, неврозами и химическими зависимостями. Пример - гемблинг (патологическая склонность к азартным играм), заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

 

Основные термины и понятия

· Наркотик · Измененная реактивность
· Адстиненция · Аддикция
· Гемблинг · Предиктор

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение

1. Павлов И.П.: соотношении психики и физиологии в жизнедеятельности

2. Портрет современного гармоничного человека

3. Подходы к оценке социальной нормы

4. Социальные потребности подростка

5. Подростковый фанатизм

6. Алкоголизм и подросток

7. Алкоголизм и женщина

8. Мотивация и мотивы

9. Эмоциональные особенности подростка

10. Типология современных российских семей

 

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Определение понятия "поведение"

2.  Различные подходы к проблеме управления поведением

3. Мотивация поведения и система ценностей личности

4. Отклоняющееся поведение

5. Целеполагание и особенности проявления
поведенческих реакций в деятельности    

6. Психологические причины отношения к будущему как к проблеме

7. Психобиологические особенности подросткового возраста

8. Основным новообразованием в подростковом возрасте

9. Взаимоотношения  детей и подростков с родителями

10. Характеристика различных форм
отклоняющегося поведения

11. Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения

12. Маргинализация

13. Подросток и криминал

14.  Аддиктивное поведение

15. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура

16. Коррекция семейных взаимоотношений

17. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков

18. Педагогические методы работы по коррекции отклоняющихся форм поведения у детей и подростков

19. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся

20. Коррекция отклоняющегося поведения у несовершеннолетних в пенецитарной системе

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определение понятия «поведение»

2. Типы поведения по Скиннеру

3. Что такое оперантное научение?

4. Определение мотива

5. Что такое навыки?

6. Что такое пирамида Маслоу?

7. Что мешает процессу самоактуализации?

8. Что характеризует ценностные ориентации?

9. Что такое целеполагание?

10. Что такое социальная стигма?

11. Кто был создателем французской социологической школы?

12. Позиции в системе общественных отношений

13. Что такое конформизм?

14. Что такое рефлекс цели?

15. Что значит жесткая целевая структура?

16. Чем обусловлена проблемная нагруженность?

17. Что такое система ожиданий?

18. Подростковые потребности (сформулировать на основе структуры А.Маслоу).

19. Роль эмоций в трудных жизненных ситуациях.

20. Группы эмоционально - поведенческих реакций в подростковом возрасте.

21. Что понимается под «стрессоустойчивостью»?

22. Зачем нужен семейный миф?

23. Назовите стадии развития семьи

24. В чем особенности российских тсемей?

25. Чем отличаются городские и сельские семьи?

26. Понятие и классификация отклоняющегося поведения.

27. Характеристика содержательной и функциональной сторон социализации.

28. Воспитание и социализация, общие и отличительные признаки этих процессов.

29. Понятие десоциализации, прямых и косвенных десоциализирующих влияний.

30. Что такое мутизм?

31. Понятие психопатии

32. Определение школьной дезадаптации

33. Определение педагогической запущенности

34. Определение маргинализации

35. Назовите причины миграций населения

36. Что такое скрытые формы безработицы?

37. Определение тоталитарной секты

38. Стадии деморализации

39. Отличие аморальной семьи от криминальной

40. В чем опасности негативного стимулирования?

41. Значение термина «девальвация индивида»?

42. Клиника героиновой абстиненции

43. Характеристика наркоманической личности

44. Понятие физической зависимости

45. Что такое «гон»?

46. Что способствовало развитию радикально-деструктивных субкультур в России?

47. Как вы оцениваете субкультуру рейверов?

48. Почему в настоящее время субкультура толкиенистов находится в кризисе?

49. Что характеризовало деятельность скинхэдов?

50. Перечислите этапы жизни российской семьи

51. Что такое семейный стабилизатор?

52. Как формируется родительская картина болезни?

53. Что такое ассортативность браков?.

54. Дайте определение аутентичности

55. Что такое самодостаточность?

56. Перечислите когнитивные искажения

57. Приведите примеры иррациональных идей

58. Дайте определение педагогической запущенности

59. Что такое лечебная педагогика?

60. Кто такой П.П. Блонский?

61. Что такое эмпатия?

62. Что такое целеполагание?

63. Какие основные идеи лежат в основе концепции Мольца?

64. Какие тенденции поведения характеризуют бегство человека от неразрешимых проблем?

65. Чем известен в психологии Эриксон?

Функции режима

67. У кого эффективнее воспитывается установка на исправление?

68. Кто разработал положение адаптации к свободе?

69. В чем сложности адаптации к свободе?

Примерная тематика рефератов

11. Методики Скиннера для изучения оперантного поведения

12. Оперантный бихивеоризм: утопии и реальность.

13. Мотивация и мотивы

14. Павлов И.П.: соотношении психики и физиологии в жизнедеятельности

15. Имя как элемент содержательно-смыслового пространства

16. Портрет современного гармоничного человека

17. Способы взаимодействия с реальностью

18. Аномия и девиация

19. Подходы к оценке социальной нормы

20. Индивидуум и адаптивность

21. «Причинные комплексы» девиантного поведения

22. Вильям Оккам и его идеи

23. Историческая память и социальная аномия

24. Взгляды Габриэля Тарда на социальное взаимодействие

25. Как знать то, чего желаешь?

26. Уровень притязаний и реальные условия как истоки депрессии

27. Эмоциональные особенности подростка

28. Физиология подростка и стрессоустойчивость

29. Сверхценные образования у подростков

30. Социальные потребности подростка

31. Семейная история как фактор стрессоустойчивости

32. Функциональные и дисфункциональные стабилизаторы семьи

33. Типология современных российских семей

34. Функциональные и дисфункциональные семейные коалиции

35. варианты девиаций, основанные на гиперспособностях

36. Подростковый фанатизм

37. Малолетняя проституция как проблема социализации

38. Подростковые истоки сексуальных девиаций

39. Истоки подростковых фобий.

40. Гиперкинетические расстройства и их социальные последствия

41. «Карикатурный пубертат»

42. Микросоциальная запущенность и ее последствия

43. Психотехники в тоталитарных культах

44. Подросток и иноязычная среда

45. Маргинализация и историческая память

46. Подросток-беженец: социально-психологический портрет

47. Подростковый криминал и родительские аддикции

48. Криминал и психопатология подростка

49. Механизмы криминализации в школе

50. Технологии криминальной стигматизации

51. Социально-экономические предпосылки распространения аддикций в России

52. Алкоголизм и подросток

53. Алкоголизм и женщина

54. Нейрохимия аддикций

55. История движения хиппи в России

56. Субкультуры подростков провинциальной России

57. Мотивация участия в неформальных объединениях у подростков

58. Романтическо-эскапистские субкультуры

59. Механизмы устойчивости семейной системы

60. «Ответственное родительство» как узаконенный геноцид

61. Работа психолога в системе семейных ролей

62. Вклад А.Я. Варги в российскую семейную психотерапию

63. Возможности логотерапии в коррекции девиантного поведения подростков

64. Возможности лекарственной терапии в коррекции девиантного поведения подростков

65. Подросток и НЛП

66. Психодрама и внутренний мир подростка

67. История организации Академии педагогических наук

68. Методы формирования нравственного сознания

69. Воспитание литературой

70. Подросток и наставник

71. Педагогические стили

72.  «Идеальный день» подростка

73. Вклад М. Мольца в разработку проблем личности

74. Детство как «эпоха моратория»

75. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел составляется с учетом квалификационной характеристики выпускника (п.1.3 ГОС ВПО), требований к уровню подготовки выпускника(п.7 ГОС ВПО). В данный раздел следует включать перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся при изучении данной дисциплины в соответствии с поставленными целями и задачами.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

ü представления о поведенческих нормативах;

ü социальные, психологические и клинические аспекты девиантного поведения.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

ü вести профилактическую и коррекционную работу среди детей и подростков с отклоняющимися формами поведения;

ü  работать в семейной системе ребенка с девиантным поведением.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Елькин, И.О. Профилактика зависимого поведения детей и подростков (на примере наркомании и алкоголизма) [Текст]: учеб. пособие / И. О. Елькин, Е.С. Набойченко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 126 с. (3 экз.)

2. Захаров, А. И. Предупреждения отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. – СПб: Лениздат, 2000. - 224 с. (2 экз.)

3. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук – СПб.: Речь, 2004. - 400 с. (5 экз.)

4. Менделевич, В. Д. Наркозависимость и коморбилные расстройства поведения [Текст]  / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ. - 2003. - 328 с. (1 экз. у преподавателя)

5. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст]: пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с. (2 экз.)

6. Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) [Текст]  / Под ред. В. А. Соболева и И. П. Рущенко. — Торсинг, 2004. — 378 с. (1 экз. у преподавателя)

7. Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков [Текст]: монография / Е. С. Набойченко; Урал. гос. пед. ун-т, ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – 285 с. (3 экз.)

8. Набойченко, Е. С. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (на примере врожденной челюстно-лицевой патологии)  [Текст]  /Е.С. Набойченко, С.И.Блохина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: Бонум, 2004. – 132 с. (1экз.)

9. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст]  / Н. Я. Семаго, М. И. Семаго. –  3 – е изд. Испр. и доп. - М: АРКТИ, 2003. – 208 с. (5 экз.)

Дополнительная

1. Еникеева, Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков [Текст]: основы психиатрических знаний: пособие для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений / Д.Д, Еникеева. - М.: Академия, 1998. – 304 с. (13 экз.)

2. Зайцев, В. В Как избавиться от пристрастия к азартным играм [Текст] /В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. — СПб., Изд. дом "Нева". — 2003. — 128 с. (1 экз. у преподавателя)

3. Коркина М. В. Психиатрия [Текст]: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко.- М.: Медицина, 1997. – 608 с. (3 экз.)

4. Наш проблемный подросток [Текст]: учеб. пособие / Науч. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Союз, 199. – 144 с. (1 экз.)

5. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]: учеб. пособие для студ высших спец. зав-й / Р. В. Овчарова.  -  М: ЮРАЙТ, 2001. – 448 с. (1 экз.)

6. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии [Текст]: практикум по формированию адекватных отношений / В. В.Ткачева. – М.: Гном и Д, 1999. – 64 с. (1 экз.)

7. Франкл, В. Психотерапия на практике [Текст] /В. Франкл; Пер. с нем. Н. Палькова, В. Певчева. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с. (5 экз.)

8. Чхартишвили, Г. Ш. Писатель и самоубийство [Текст] /Г. Ш. Чхартишвили. – М.: Новое лит. Обозрение, 2003. – 576 с. (1 экз.)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

· Компьютерный презентационный материал по курсу.

· Видеоматериалы «Коррекция девиантного поведения у детей».

· Тестовые контрольные задания по темам.

· On Line поддержка, сайты:

1. Психолог Ру. http://www.psihologu.ru

2. Россйский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

3. Psychology Online Russia http://www.psycho.all.ru

4. Факультет ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ http://fpo.ru/

5. Флогистон http://www.flogiston.ru/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине

« Психология детей с девиантным поведением »

для специальностей 050716 - “Специальная психология”, 050717 - “Специальная дошкольная педагогика и психология”

 

по циклу ОПД.В.00 (курсы по выбору)

 

Подписано в печать                     Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.  .

Тираж               экз. Заказ            .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

для специальностей 050716 - “Специальная психология”,

050717 - “Специальная дошкольная педагогика и психология”

по циклу ДПП.В.00 (курсы по выбору)

 

 

Очная форма обучения   Курс – 3 Семестр – 5 Объём в часах всего – 64 в т. ч.: лекции – 32 практические занятия – 0 самостоятельная работа – 32 Зачет - 5 семестр Заочная форма обучения   Курс – 3 Семестр – 6 Объём в часах всего – 95 в т. ч.: лекции – 8 практические занятия – 0 самостоятельная работа – 87 Зачет - 6 семестр

Екатеринбург 2007

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология детей с девиантным поведением»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 53 с.

 

Составитель: Набойченко Е.С.,  доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии УрГПУ

Протокол от 07.06. 2007 г. № 10. Зав. кафедрой         О.Г. Нугаева

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса
УрГПУ выдан сертификат № _____ от ________ г.

Начальник отдела _________ Р.Ю. Шебалов

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом «социальных патологий»: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 050716 - “Специальная психология”, 050717 - “Специальная дошкольная педагогика и психология”, относится к разделу общепрофессиональных дисциплин (федеральная компонента).

Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о девиантном поведении, а также об особенностях и возможностях коррекции девиантного поведения школьников.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.

Информационного плана:

формирование у студентов представлений о предпосылках девиантного поведения;

формирование знаний о вариантах девиантного поведения;

развитие и закрепление навыков психологической коррекции и психологической профилактики проявлений девиантного поведения у школьников.

Систематизирующего и проблемного плана:

развитие у студентов системного подхода к поведению..

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль. В течение курса проводится тестирование (через каждые два семинара), принимаются задания реферативного плана, проводятся групповые дискуссии. Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 


п/п
тем

Наименование тем и разделов

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические Лабораторные 1. Различные подходы к проблеме управления поведением. 4 1 1 - - 3 2. Мотивация поведения и система ценностей личности. 4 1 1 - - 3 3. Отклоняющееся поведение 3 2 2 - - 1 4. Целеполагание и особенности проявления поведенческих реакций в деятельности. 3 2 2 - - 1 5. Психобиологические особенности детского и подросткового возраста 3 2 2 - - 1 6. Взаимоотношения с родителями 3 2 2 - - 1 7. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения 4 2 2 - - 2 8. Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения 4 2 2 - - 2 9. Маргинализация 3 2 2 - - 1 10. Подросток и криминал 3 2 2 - - 1 11. Аддиктивное поведение 3 2 2 - - 1 12. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура 3 2 2 - - 1 13. Коррекция семейных взаимоотношений 5 2 2 - - 3 14. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков 5 2 2 - - 3 15. Психолого-педагогические методы работы 4 1 1 - - 3 16. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию детей и подростков 5 2 2 - - 3 17 Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков в пенецитарной системе 5 3 3 - - 2

Итого:

64 32 32 - - 32

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения


п/п
тем

Наименование тем и разделов

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Различные подходы к проблеме управления поведением. 6 - - - - 6
2. Мотивация поведения и система ценностей личности. 6 - - - - 6
3. Отклоняющееся поведение 6 1 1 - - 5
4. Целеполагание и особенности проявления поведенческих реакций в деятельности. 5 1 1 - - 4
5. Психобиологические особенности детского и подросткового возраста 6 1 1 - - 5
6. Взаимоотношения с родителями 5 1 1 - - 4
7. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения 6 1 1 - - 5
8. Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения 5 - - - - 5
9. Маргинализация 5 - - - - 5
10. Подросток и криминал 5 - - - - 5
11. Аддиктивное поведение 5 - - - - 5
12. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура 6 - - - - 6
13. Коррекция семейных взаимоотношений 6 -   - - 6
14. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков 5 1 1 - - 4
15. Психолого-педагогические методы работы 5 1 1 - - 4
16. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию детей и подростков 6 - - - - 6
17 Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков в пенецитарной системе 7 1 1 - - 6

Итого:

95 8 8 - - 87

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Различные подходы к проблеме управления поведением

Поведение – реакции и действия человека и животных, выражающие их отношения с внешней средой. Первые значительные работы по обусловленному поведению принадлежат И.П. Павлову         (1927г.). В результате ряд


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.