Педагогическая запущенность. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Педагогическая запущенность.

2020-12-06 59
Педагогическая запущенность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из этих причин, формируется профилактическая и коррекционная работа с трудными детьми. И чем раньше выявить что ребенок - "трудный", тем проще будет вывести его из аномального состояния.

 

20- Девиантное поведение – это одно из нарушений социально-поведенческих норм. К сожалению, в последнее время эта проблема становится все более актуальной.

Изучением девиантного поведения и причин его возникновения занимаются психологи, медики, социологи, правоохранительные службы.

Я. И. Гилинский определил норму поведения как сформировавшийся в процессе исторического развития предел, некую меру поведения, допустимую в данном обществе (как для конкретного человека, так и для группы людей).

Девиантное поведение может возникнуть под воздействием ряда причин, о чем нам говорят социологи, занимающиеся проблемами его возникновения.

Так, например, по мнению Р. Мертона, первой причиной возникновения девиантного поведения является изменение социальных устоев общества, когда прежние нормы становятся вовсе не актуальными, а правила нового поведения еще не сформировались. Это происходит во время революций, войн, когда прежний мир со своими устоями и укладами перестает существовать.

Все, что было прежде, отвергается как неверное и не достойное продолжения или соблюдения. Человек теряется и просто не знает, как себя вести, у него теряется ориентир действий. Причинами девиантного поведения могут стать и общественные требования. Когда общество ставит перед человеком определенные цели, не давая ему возможности их достижения, или те средства, которые оно может предложить, слишком малы, человек начинает искать новые пути решения поставленных перед ним задач.

Второй причиной являются различные нормы поведения, свойственные разным культурам. В каждой культуре есть свои определенные особенности.

Правила и нормы складывались в процессе исторического развития и прочно усвоились носителями этой культуры. Попадая в новое общество и новую для себя среду, человек невольно теряется и не может соответствовать всем требованиям, предъявляемым другой культурой.Я. И. Гилинский говорил о том, что причиной девиантного поведения может быть неудовлетворенность людей тем, что у одних есть больше возможностей, чем у других (социальное неравенство).

Для всех причин возникновения девиантного поведения свойственна одна закономерность, когда соединяются формы проявления девиации.

В качестве примера можно привести асоциального человека (хулигана, преступника), который под действием алкоголя начинает в большей степени проявлять отклоняющееся от нормы поведение.

4- Признаки девиантного поведения[править | править исходный текст]

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией

Классификация типов девиантного поведения связа­на со значительными трудностями, так как очень тесно соприкасается с понятием «норма», которое определяется, во-первых, как что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное, адаптированное к окружа­ющей среде. В связи с этим любое поведение будет зависеть от стан­дартов, по которым будет оцениваться девиантное поведение, и тем со­циальным ожиданиям, которые сформировались в обществе.

 

 

5 - Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Социальные нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требова­ния, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, конст­рукты, которые предписывают то, что люди должны гово­рить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упоря­дочивания, поддержания процессов функционирования об­щества, общностей, социальных групп и индивидов.

Социальные нормы вырабатываются с учетом:

• социальной структуры общества и содержания обще­ственных отношений;

• интересов, представлений, стереотипов восприятия групп и организаций о должностном, допустимом, возмож­ном, одобряемом, желательном или неприемлемом и т.д.

Нормы-предписания, требования, пожелания и ожида­ния различаются сферой охвата.

Первая сфера - это нормы, которые возникают и суще­ствуют только в малых группах непосредственного межлич­ностного общения людей. Интересно в этом отношении привести следующий пример. Американский социолог Элтон Мэйо, проводивший социологический эксперимент, обнаружил при работе с документами нормы, которые при­меняли к новым работникам организации:

• не веди себя со «своими» официально;

• не говори начальству то, что может навредить членам группы;

• не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

• не изготавливай изделий больше, чем другие участни­ки организации. Вторая сфера - это нормы, которые возникают и функ­ционируют в больших группах - общностях. Это обычаи, традиции, нравы, законы права, этика общения и культура поведения. Любой социальной группе присущи свои тради­ции, обычаи, манеры, этикет. Например, существуют свет­ский этикет, манеры поведения молодежи, общенациональ­ные традиции и нравы. Расположение социальных норм в нарастающем поряд­ке применения санкций и наказаний можно представить так: привычки, обычаи, манеры, законы, табу. Мягче всего на­казываются отдельные виды групповых привычек, напри­мер, семейные; строже всего караются грубые нарушения правовых законов и табу.

Дезинтеграция общества в переходные периоды приво­дит к разбалансированию системы социальных норм. По­чему? Потому что:

• нормы - это прежде всего обязанности одного челове­ка по отношению к другому или к другим; они формируют систему социальных отношений в группе и обществе в це­лом;

• нормы - это еще и ожидания: от индивида, выполняю­щего ту или иную роль в соответствии с нормой, другие люди ждут вполне однозначного поведения и отношения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне ули­цы, а идущие навстречу, передвигаются по левой, возника­ет организованное взаимодействие. При нарушении этого правила возникают столкновения и беспорядочное движе­ние. Еще более наглядно действие норм проявляется в биз­несе. Он невозможен, если партнеры не соблюдают обще­принятые нормы, правила и законы. Следовательно, нор­мы формируют динамику социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценки и средства достижения цели. Как мы видим, нормы - это стражи порядка и храните­ли социальных, духовных ценностей общества. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и целостно­сти.

Проводя различия между нормами и ценностями, мож­но сказать, что нормы - это правила поведения, а ценнос­ти - это абстрактные понятия, наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, прекрасном и бе­зобразном и т.д. Ценности являются эталоном для челове­ка. Без системы ценностей не может существовать ни одно общество. А человек? Он может выбирать - следовать этим ценностям или другим. Ценности принадлежат социальной группе или обществу; ценностные ориентации - индивиду.

Таким образом, можно сказать, что разнообразие норм определяется сложностью взаимоотношений между государством и индивидом, группой индивидов, что в первую очередь, на мой взгляд, основано на взаимодействии, взаимозависимости, желании влиять на чье-нибудь мнение, коллизии взглядов и мнений отдельных индивидов и целых социальных групп.

 

 

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, со­вместного человеческого бытия, регулирующие гра­ницы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) Обычаи - это устойчивые правила поведения лю­дей, которые складываются исторически в ре­зультате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общест­венного мнения;

2) Религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определен­ное мироощущение и мировоззрение, базирующая­ся на вере в сверхъестественные силы и существо­вание Бога;

3) Корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо кор­поративная организация для регулирования отно­шений между своими членами. Корпоративные нор­мы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) Политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической си­стемы для формирования и использования государ­ственной власти;

5) Организационные нормы - это правила пове­дения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными зада­чами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек; 5)деловые обыкновения;

6)правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характери­зуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм - люди, которые явля­ются представителями социальной сферы.

 

 

9 - Термин "девиантное поведение" используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об "отклоняющемся поведении личности", то во втором - о "социальном отклонении". Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.
Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Следует заметить, что между двумя полюсами - "социально-одобряемые явления" и "социальные отклонения" - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от "пограничных" форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.
Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.
В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.
Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициден -ту грозило тюремное заключение.
В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.