Тема 12. Упадок церковного искусства в XVII в. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 12. Упадок церковного искусства в XVII в.

2020-12-06 148
Тема 12. Упадок церковного искусства в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реформы Петра I. Реформы патриарха Никона. Повышенная декоративность в архитектуре, живописи и особенно в декоративно-прикладном искусстве. Артельные принципы работы мастеров. Смутное время. Начало царствования династии Романовых. Новые росписи Успенского и Архангельского соборов, церкви Ризположения. «Строгановская» школа. Трактат изографа Иосифа Владимирова о живоподобии «Послание к Симону Ушакову». Росписи храмов Ярославля. Декоративный стиль. Появление русских гравюр. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» (аналоги – нидерладская и немецкая живопись конца XV – первой половины XVI в., Меммлинг). «Древо государства Российского». Образцами для иконописцев часто служили западноевропейские гравюры. Протесты протопопа Аввакума.

Церковное искусство в Синодальный период. Ориентация всех сторон жизни России на западные образцы. Барокко и классицизм полностью сменили древнее иконописание. Соединение народного начала с барочными влияниями. Перевод Оружейной палаты в Петербург и ее распад. Академическая живопись европейских школ. По приказу Екатерины II был заменен на барочный древний иконостас преп. Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. «Дворцовые интонации» в иконописи. Мастерские Палеха, Мстеры, Холуя. Сохранение основ средневековых традиций. Спрос старообрядческой среды. Композиционное усложнение иконографических схем, исполненных миниатюрным письмом. Старообрядческие мастерские уральского городка Невьянска. Принцип стереотипного тиражирования в XIX в. Вхождение в икону элементов портретности (образы новопрославленных святых). Писание икон профессиональными художниками-академистами (Боровиковский, Тропинин, Кипренский, Венецианов, позже Перов, Репин, и даже Филонов и Татлин). Росписи Исаакиевского собора в Петербурге под надзором Святейшего Синода – официальное признание Церковью живописных икон-картин. Создание в Академии художеств «класса православного иконописания». Копирование западных картин на религиозные сюжеты. Александр Иванов, Федор Бруни. Нарастание интереса к национальным традициям. Церковно-археологические исследования И.М. Снегирева, Д.А. Ровинского, Ф.И. Буслаева. Сложение национально-романтического, неовизантийского, псевдорусского стиля. Мстерские мастера И.С. Чириков и В.П. Гурьянов. Внедрение стиля модерн в иконопись: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Росписи Владимирского собора в Киеве. Старообрядческие мастерские.

 

6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме выполнения индивидуальных и групповых заданий по дисциплине.

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в формах:

- подготовки анализа произведений иконописи;

- подготовки к защите презентаций по темам дисциплины,

- подготовки плана образовательного или культурно-просветительского мероприятия в школе или религиозной организации;

- написания контрольной работы;

- подготовки к сдаче экзамена.

Вопросы для самостоятельного изучения обучающимися содержания дисциплины (вопросы для написания контрольных работ, составления презентаций, анализа художественных произведений, составления программ культурно-образовательных мероприятий в школе, религиозной организации, самостоятельных исследований по выбору обучающегося)

1. Искусство Киевской. Руси Х-Х1 вв.

а) София Киевская;

б) Икона Божьей Матери «Владимирская»;

в) митр. Илларион «Слово о законе и благодати».

2. Искусство Владимиро-Суздальской Руси XII в.

а) Успенский собор во Владимире;

б) Дмитриевский собор;

в) Церковь Покрова на Нерли.

3. Искусство Новгорода XII-Х IVв.

а) Церковь Спаса на Нередице;

б) Творчество Феофана Грека (Новгородский период).

4. Искусство Москвы XIV- XV вв.

а) Творчество Андрея Рублева;

б) Творчество Дионисия.

5. Соборы Московского Кремля.

а) Успенский;

б) Архангельский;

в) Благовещенский.

6. Храмы-памятники XVI в.

а) Покрова на Рву;

б) Вознесения в Коломенском.

7. Искусство XVII в.

а) Творчество Симона Ушакова.

Иллюстрации к заданиям:

1. Портреты исследователей русского церковного искусства и коллекционеров XIX века (Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Н.П. Лихачева, Д.А. Ровинского, М.П. Погодина, князя Евгения Трубецкого и др.)

2. Галерея античных изображений (помпейские фрески, реконструкция римского Капитолия, фаюмские портреты).

3. Галерея изображений в катакомбах (Добрый пастырь, Богородица с Младенцем, Поклонение волхвов, Иона во чреве китове, Жертвоприношение, Воскрешение Лазаря, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной, Оранты, Исцеление кровоточивой, Переход евреев через Чермное море, Валаам и говорящая ослица, Самсон побивающий филистимлян и др.).

4. Галерея графических изображений на плитах, закрывавших нишу, где погребали христиан (различные изображения крестов, корабля, птиц, рыб, якоря, хлебов, различных надписей-эпитафий и др.).

5. Галерея интерьеров катакомб, позволяющая рассмотреть их внутреннее устройство и различные виды захоронений.

6. Византийское прикладное искусство (евхаристические блюда, монеты, украшения и кресты из золота, слоновой кости и драгоценных камней со священными изображениями на них V – VI вв., обилие которых отчасти повлияло на возникновение иконоборчества).

7. Ротонда св. Георгия и церковь Осиос Давид в Салониках, V в. (интерьеры, фрагменты мозаик, влияние античного искусства).

8. Первые иконы и мозаика в алтаре собора монастыря св. Екатерины на Синае (мозаика «Преображение Господне» 565 г. и знаменитые раннехристианские энкаустические иконы VI – VII вв. Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи, мчч. Сергия и Вакха, ап. Петра).

9. София Солунская и базилика вмч. Димитрия в Салониках (мозаики этих храмов VII – VIII в.)

10. Мавзолей Галлы Плацидии (вторая четверть V в.) и Архиепископская капелла (494 – 520 гг.) в Равенне (мозаики).

11. Арианский (493 – 526 гг.) и Православный (451 – 473 гг.) баптистерии в Равенне (мозаики).

12. Церковь Сан Витале в Равенне 545 г. (мозаики).

13. Церковь Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне 549 г. (мозаики).

14. Римские мозаики IV – VII вв. (храмы Сан-Джованни-ин-Латерано, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Пуденциана, Санта-Констанца, свв. Космы и Дамиана).

15. Византийские мозаики IX – XII вв. (собор Сан-Марко в Венеции, храм Успения Богоматери в Дафни, София Константинопольская, монастырь осиос Лука в Фокиде, монастырь Неа Мони на Хиосе, соборы в Чефалу и Монреале на Сицилии, Палатинская капелла в Палермо).

16. Византийские фрески XI – XIV вв. на Балканах (сербские и македонские церкви вмч. Георгия в Курбиново, Вознесения в Милешево, вмч. Пантелеимона в Нерези, Богородицы Перивлепты и Св. Софии в Охриде, Троицы в Сопочанах, Введения в Студенице).

17. Софийский Собор в Киеве XI в. (мозаики и фрески).

18. Новгородские фрески XII в. (Софийский собор в Новгороде, храмы вмч. Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и Спаса-Преображения на Нередице).

19. Византийское прикладное искусство IX – XIII вв. (великолепные образцы церковных сосудов, крестов, мощевиков, резных и чеканных позолоченных икон, монет, украшений периода расцвета византийского искусства).

20. Псковские фрески XII в. (собор Спаса Преображения Мирожского монастыря).

21. Владимирские фрески XII в. (Успенский и Дмитриевский соборы).

22. Русские иконы домонгольского периода XII – XIII вв. (Ангел Златые власы, Благовещение, Великая Панагия, Богоматерь Владимирская, вмч. Георгий, Деисус оплечный, Деисус Эммануильский, Спас Нерукотворный с Поклонением Кресту на обороте, Петр и Павел, свт. Николай, Успение Богородицы).

23. Византийские мозаики XIV – XV вв. (монастырь Хора и храм Богородицы Паммакаристос в Константинополе).

24. Византийские фрески XIV – XV вв. (монастырь Хора в Константинополе, монастырь Мегало Метеорон в Метеорах, монастырь Пантанасса и церковь Перивлепты в Мистре, храмы Апостолов в Пече, Введения в Студенице, Николая Орфанос в Фессалониках).

25. Иконы Феофана Грека (традиционно приписываемые Феофану Греку иконы Богоматери Донская и Преображение, а также некоторые иконы и их фрагменты (лики) из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля).

26. Новгородские фрески XIV в. (церкви Успения на Волотовом поле, Феодора Стратилата на Ручью и Спаса Преображения на Ковалеве).

27. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде 1378 г. Феофан Грек.

28. Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове середины XIII в.

29. Иконы XIV века (иконостас Троице-Сергиева Лавры, Преображение Господне, Спас Нерукотворный из Успенского собора Московского Кремля, Архангел Михаил из Византийского музея в Афинах, Борис и Глеб на конях, Борис и Глеб в рост, Борис и Глеб с клеймами, свт. Григорий Палама, Покров из Новгорода, Пантократор из Эрмитажа, Иоанн Предтеча из Высоцкого чина, Спас Ярое око).

30. Иконы XV – XVI вв. Дионисия или близкие его кругу (Архангел Михаил с деяниями 1410-е-гг., Битва новгородцев с суздальцами, Кирилл Белозерский с житием, Митрополит Алексий с житием 1480 г., Митрополит Петр с житием 1480 г., Одигитрия 1502 г., «О Тебе радуется» нач. XVI в., Иоанн Предтеча из Песноши XV в., Распятие 1500 г., Сошествие во ад, Успение Божьей Материиз Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г., Шестоднев XVIв.).

31. Новгородские и псковские фрески XV – XVI вв. (росписи церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, церкви Архангела Михаила «на Сковородке», церкви Успения в Мелетово).

32. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 г.

33. Иконы и фрески преподобного Андрея Рублева (иконы «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Спас в силах» из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, Звенигородский чин: Спаситель, Архангел Михаил и апостол Павел; росписи Успенского собора во Владимире – «Страшный Суд»).

34. Иконы XVI – начала XX с традиционными сюжетами в новом исполнении (Александр Невский с житием из Невьянска нач. ХХ в., Благовещение из Невьянска 1821 г., Богоматерь Соловецкая из Успенского собора Московского Кремля 1545 г., Богоматерь из Благовещения XVIII в., Воскресение Христово из Екатеринбурга, Воскресение Христово в раме с навершием, вмц. Екатерина из Екатеринбурга нач. ХХ в., Знамение с чудесами из ГРМ сер. XVIII в. «Богоматерь Неувядаемый цвет» из ГТГ XVIII в., прав. Симеон Верхотурский из Невьянска XIX в., свт. Стефан Пермский из Екатеринбурга XIX в.).

35. Парсуны (свт. Василий Парийский и великий князь Василий III из ГИМ, Иван Грозный из Копенгагена 1630-е гг., князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский из ГИМ 1630 г., царь Феодор Иоаннович из ГИМ 1630-е.).

36. Гимнографические иконы («Благословенно воинство Небесного Царя», «Величит душа моя Господа» XIX в., «Богоматерь Гора Нерукосечная» и «Неопалимая купина» из музея «Коломенское», «Достойно есть» 1550-1560 гг., «Единородный Сыне» к. XIX в., «Отче наш» к. XVII в., «Похвала Богородицы с Акафистом» из ГРМ XVI в., «Премудрость созда себе дом» XVIII в., «Символ веры» XIX в., «Четырехчастная» XVI в., «Что Тя наречем Обрадованная» из Невьянска 1830-1840 гг.).

37. Дидактические иконы («Неделя всех святых», «Отечество» с Богоматерью и Иоанном Предтечей, «Всевидящее око» XIX в., «Иконостас» XIX в., «Коронование Богоматери» XVIII в., «Отечество», «Плоды Страданий Христовых» к. XVII в., «Сотворение мира» XIX в., «София» из собрания Н.П. Лихачева XIX в.).

38. Иконы-притчи («Притча о богаче и Лазаре» XVIII в., «Смертный человек» нач. XVIII в., «Смерть грешника и праведника», «Страшный Суд» к. XIX в., фреска «Притча о брачном пире» из церкви Благовещения в Ярославле 1709 г.).

39. Мастерские Оружейной палаты («Богоматерь Киккская» Тихона Филатьева из ГИМ 1690-е гг., «Богоматерь Владимирская» Симона Ушакова 1662 г., «Древо государства Российского» Симона Ушакова 1668 г., «Соломон» Карпа Золотарева из ГИМ 1686 г., «Сошествие Святого Духа» Иосифа Владимирова 1666 г., «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова из ГИМ 1670 г., «Троица» Симона Ушакова 1671 г.).

40. Фрески Москвы и Ярославля XVI – XVII вв. (росписи Благовещенского собора Московского Кремля и несколько более поздних фрески ярославских храмов Благовещения, Воскресения, Ильи Пророка, Рождества Христова, Спаса на Городу).

41. Палех, Мстера, Холуй (иконы XIX – начала ХХ вв.).

Иконы и росписи Васнецова, Поленова, Нестерова конца XIX – начала ХХ вв. (Марфо-Мариинская обитель в Москве, Владимирский собор в Киеве и др.).

 

Перечень учебно-методических изданий кафедры по вопросам организации самостоятельной работы обучающихся

1. Зорин А.Н. Учебно-методические рекомендации по социально-гуманитарным дисциплинам. – Ульяновск. ФГБОУ ВО УлГПУ, 2017. – 28 с.

2. Мальцева А.П. Устная работа студентов на семинарских занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам: учебно-методические рекомендации / Мальцева А.П. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 21 с.

3. Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методические рекомендации / Д.В. Макаров, Д.С. Савельев, Ю.Ю. Федорова, М.М. Зубарева. – Ульяновск: УлГПУ, 2018. – 34 с.

 

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.