Чехословацкий балетный театр. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Чехословацкий балетный театр.

2020-12-06 129
Чехословацкий балетный театр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Балетный театр Польши

План

1. Развитие балетного искусства в Чехословакии

2. Польское национальное хореографическое искусство

Цель занятия: раскрыть национальные особенности хореографии Чехословакии и Польши

1. Началом развития чехословацкого балетного искусства является открытие Национального театра. Балетмейстер В. Рейзингер поставил балет "Гашиш" Коваржовица. Также были поставлены балеты-феерии, балеты-пантомимы "Сказка о Гонза", "Из сказки в сказку" А. Небрежная, которые были первыми национальными балетами. Но профессиональный уровень балетных постановок был невысок.

С 1918 г. происходит подъем балетного искусства. Значительным событием стало создание новых балетных трупп в Брно, Пльзене, Братиславе. В этих театрах были поставлены балеты национальных композиторов: "Шпаличек" и "Истар" Б. Мартину, "Синьора Джовенту" и "Никотина" В. Новака, "Доктор Фауст" Ф. Шквора, "Фагот и флейта" Ф. Бурнака.

В 1935 г. в Чехословакии впервые был поставлен советский балет "Красный мак" Р. Глиэра, на музыку С. Прокофьева балет "Ромео и Джульетта".

В послевоенный период балетное искусство переживает новый подъем. Организуются новые балетные коллективы, создаются государственные ансамбли песни и танца, открываются балетные студии и балетные школы, балетные отделения при консерваториях.

Современные чехословацкие балетмейстеры Л. Огоун, Д. Тот, И. Шкода создают новые балеты, связанные с традициями танцевального фольклора. Они поставили балеты на музыку национальных композиторов "Викторка" З. Востршака, "Ветер в волнах" М. Вацек, "Хиросима" В. буковым.

В репертуаре чехословацких балетных театров много советских балетов: "Бахчисарайский фонтан", "Пламя Парижа", "Доктор Айболит", "Гаянэ", "Спартак", "Золушка" и др.

Ведущие танцовщики Чехословакии - М. Кура, А. Скалова, М. Дротнерова, В. Харапес.

2. Польский балетный театр возник в XVI в. и до середины XVIII ориентировался на искусство Франции и Италии. Т. Высоцкая, автор солидной работы, по истории мирового балета заметила в разделе о Польше: "Следует четко разграничивать два вида балета: балет в Польше и польский балет". Действительно, профессиональный балет долго был там исключительно произвольным искусством. Только во второй половине XVIII в. появились национальные школы и труппы, но и для них оставался образцом преимущественно французский театр.

Самобытный танцевальный фольклор Польши был давно оценено многими странами Европы и частично заимствован ими. "К середине XVI в. польские танцы были известны за рубежом и пользовались особым успехом в Германии "- пишет другой польский исследователь балета, И. Турского. Наиболее популярными были придворные разновидности медленных и быстрых танцев. Однако и эти танцы берут свое начало от народного танцевального искусства. Турский привела среди других названий мазурку и полонез. По ее словам, во многих хрониках описан полонез: он "был из народного массового танца и при дворе Генриха Валуа, в 1574 г., получил торжественную форму ходы дворян перед королем" Плавно скользили пары, сходясь и розходившись, образуя различные фигуры. "После серьезного полонеза, пишет Турский, обычно выполняли живой краковяк".

При король Зигмунд II, в 1548 - 1572 гг. Существовали "маски", т.е. маскарады. Местом их действия обычно был Краковский рынок. На рыночную площадь въезжали декорированные колесницы с персонажами, и разыгрывался чаще какой-либо мифологический сюжет. Роли исполняли представители величественной знати - магнат, иногда и король. В 1592 г. был устроен краковский маскарад по случаю свадьбы короля Зигмунда III. В эту ночь в специально приспособленной зале замка шли маскарады и спектакли, - писал очевидец. С помощью натянутого голубого полотнища там было устроено небо, а золотые звезды на нем сияли, словно настоящие, от множества размещенных за ними свечей. Стены были обиты китайкой. Вперед выступала удивительных пропорций башня. На ней располагались музыканты, а стояла она над дырой, из которой незаметно поднимались ряженые ("сначала вышли шестьдесят драбантов, одетых, с барабанами и пищалки, и образовали круг, потом вышли нимфы, которые пели, и рыцари, которые танцевали (среди них был сам король), потом все вошли обратно в башню ".

Во второй четверти XVII в. Польша подлежала значительному влиянию итальянского театра. В 1623 г. будущий король Владислав IV, путешествуя по Италии, ознакомился с оперой, балетом и комедией дель-арте. Во Флоренции в его честь состоялась опера Каччини "Освобождение Руджисро". В 1632 году Владислав IV вступил на престол. Он построил в Варшавском замке театральный зал и пригласил итальянскую оперную труппу, пробыла в Польше с 1634 по 1648 Итальянский архитектор оборудовал глубокую двухэтажное сцену со сложными машинами для смены декораций, полетов, провалов и таких эффектов, как бури, наводнения, пожара. В партере находились кресла для короля, его приближенных и иностранных послов, а также стоячие места для придворных. Госпожа помещались в ложах. Оркестр находился за стелой, хор - на верхней галерее. Балетные интермедии не имели большого значения. Их исполняли танцоры-профессионалы, знатоки комедии дель-арте. На сцене раздвигалась задняя занавес, и появлялись десять танцовщиц. Одетые в черные шелковые костюмы, украшенные цистами и драгоценностями, с золотыми персидскими шалями на головах и с факелами в руках, эти дочери Африки медленно спускались в зал и начинали балет. После их танца открывался бал с участием королевской четы. В заключение шел балет "негритенок".

Балет как составная часть театрального зрелища проходил и в других городах Польши. В 1646 г. портовый город Гдыня встретило торжественным спектаклем Марию Луизу Гонзаго, вторую жену Владислава IV. Во втором акте итальянской оперы, название которой не сохранилась, шел танец сатиров на фоне леса. В конце спектакля был показан аллегорический балет, который "состоял из танца белого орла (герб Польши) с четырьмя черными орлами (герб Гонзаго. На шее каждого сидел маленький Амур "; Все персонажи" танцевали "в воздухе, подвешенные" крепкой, но тонкой, почти невидимой проволокой.

Во второй половине XVII в. культурная жизнь Полину пришло в упадок из-за неудачных и разрушительных войн, напряженного внутреннего положения страны. Господствующие дворянские круги подчиняли интересы политики собственным корыстным интересам. Католицизм в борьбе с протестантством установил строгую цензуру. Все это тормозило развитие польского театра.

В 1645 г. постоянный итальянская труппа была распущена. Теперь редкие театральные зрелища приурочивались к той или иной торжественного события. И в 1654 г. был поставлен "Королевский балет". Тексты песен и речитативов для него составил известный поэт Ян Анджей Морштина. Придворные дамы выполняли танцы пастушок, жниц, сборщиков винограда и нимф. Через двадцать с лишним лет был показан "Балет во время счастливой коронации его величества короля Яна III в Кракове 12 апреля 1676". Балет был частью празднования; выполняли его придворные в "античных" и современных костюмах. Выполняли если не профессионально, то все же мастерски, поскольку танца учили дворянских детей обоих полов. Более того, на рубеже XVII - XVIII в. балеты ставили и в иезуитских коллегиях, где воспитывались дети дворян. В частности, французы й итальянцы учили там "сальто": это слово определяло и отдельные виды прыжков, и целые балеты. Вместе с фигурными балетными танцами в программу входили национальные: полонез, мазурка, краковяк. Силами воспитанников исполнялись балеты за иностранными образцами. В них господствовали геометрические построения типа рыцарских балетов: например, участники, танцуя, составляли латинские фразы из отдельных букв, начертанных на их щитах.

В начале XVIII в. наметился относительный подъем театрального искусства Полину. Снова, и уже более основательно, туда проникали передовые практические навыки театров Италии, Франции, а также музыкальная культура Германии. Отправной точкой стала Франция. Король Август II выписал из Парижа известного итальянского Арлекина - Анджело Константин, выступавший в "Бургундскому отели". Константин приехал с актерами, собранными в разных районах Франции, преимущественно из бродячих трупп, и объяснил, таким образом поляков с основами ярмарочного театра. В 1700 г. в Варшаву прибыло шестьдесят актеров, среди них семь танцовщиц и восемь танцовщиков. В числе актеров находился будущий отец Мари Салле, а танцовщиков возглавлял балетмейстер Луи де Пуатье. Эта труппа работала в Варшаве около года. Затем там побывали итальянский (1715 г.) и французский (1718) труппы, в состав которых входили крепостные театры, которые возникли позже, чем в Польше, па рубеже XVIII - XIX века, зато подготовка национальных кадров началась раньше. Как только в 1730-х г. в Петербурге появился иностранный балет, при дворе была организована танцевальная школа для детей придворной челяди, что сразу предопределило национальный характер русского балетного театра. Опыт польского и российского крепостных театров имел много точек пересечения. В Польше, как и в России, все начиналось с любительских проб, а разбросаны по стране театры сильно отличались устройством - от совсем скромных тем, которые соревновались в роскоши со столичными.

В 1750 г. Польша насчитывала уже десять таких театров. Высоцкая назвала театры Яна Браницких в Белостоци, Теодора Любомирського в Кракове, Вацлава Жевуского в Подхорцах, Франтишека Потоцкого в Тартакове. Четыре театры - в Бяли Радзивилловський, Несвеже, Ольце и Жулкве - были основаны воеводой князем Михаилом Радзивиллом. Наиболее заметным среди них был театр в Несвеже. В 1748 г. там был построен зал для комедии, сцена которого могла подниматься и освещалась снизу. Постановки изначально имели доморощенный характер. Например, в 1759 г. в хозяйственной книге Михаила Радзивилла был записан "балет с Арлекино, для которого была куплена разноцветная китайка танцовщикам, а жупан князя переработали для исполнителя партии Арлекина". В в 1757 г. Несвеж посетила балетная труппа с Слуцк. Ее собрал литовский хорунжий Иероним Радзивилл, брат Михаила, в 1755 г. балетмейстер и первым танцовщиком был Максим Дюпре. Хотя постановки театра в Несвеже имели любительский характер, это не мешало серьезным начинаниям. Михаил Радзивилл переманил к себе Максима Дюпре и отдал ему в науку восьмерых детей своих крепостных крестьян. Ученики должны были жить в допре. В дневнике Радзивилла сохранилась запись: "Мальчики и девочки впервые танцевали балет, удачно". В 1770-х годах крепостные театры возникли и в других городах Польши. В Слониме балетную школу и театр основал гетман Михаил Огинский. Известный композитор, автор многих полонезов, он естественно, интересовался музыкальным театром и создал сильную оперно-балетную труппу. Среди наиболее значительных следует назвать театр и школу в Гродно, основанные в 1773 г. графом Антонием Тизенгаузом. Учителем танца там был француз Франсуа-Габриэль Леду. Из его класса вышли первые польские солисты: танцовщица Марианна Малинска и танцовщик Михаил Риминський.

В начале XVIII века начинают работать первые польские балетмейстеры - Э. Валинский, Ф. Шлянцовський и др. В 40-е г. в Варшаве ставит свои романтические балеты Ф. Тальони.

Во второй половине XIX века, несмотря на засилье иностранных балетмейстеров на варшавской сцене появляются польские национальные балеты. Жизнь балетного театра Польши оживляется после первой мировой войны, когда Польша стала независимым государством. В варшавском "Театре Вельки" были поставлены балеты польских композиторов: "Байка" Роговский, "Свитязянка" Моравского, "Пан Твардовский" Зонненфельда, реорганизуется балетная школа в Варшаве, создаются новые балетные коллективы. В 20-30-е г. в Польше развивается свободный и экспрессивно-пластический танец.

После второй мировой войны в Польше не осталось ни одной балетной труппы. С образованием Польской Народной Республики начинается возрождение польского балета. Формируются балетные труппы в Познани, Гданьске, Бытом, вновь открылся в Варшаве "Театр Вельки". Там работают советские хореографы: Н. Дудинский, Д. Сергеев, Н. Конюс, А. Соболь, А. Чичинадзе и др.

Польский балет в послевоенный период пережил в своем развитии три этапа: обращение к национальным балетов на основе народных танцев и сюжетов, освоение балетов классического наследия и, наконец, поиски новых тем и сюжетов в новой художественной форме. В последний период появляются одноактные балеты, выражающие общечеловеческие идеалы, конфликты и стремления. В этот период были поставлены такие балеты, как "Весна священная", "Жар-птица", "Орфей" И. Стравинского, "Дивертисмент" на муз. Б. Бартока. Репертуар театра пополнился произведениями современных композиторов ("Гаянэ", "Спартак", "Лауренсия", "Каменный цветок" и др.), а также балетами классического наследия ("Эсмеральда", "Дон Кихот").

 

Ключевые слова: балеты-феерии, балеты-пантомимы, полонез, мазурка, краковяк, маскарад, комедия дель-арте, экспрессивно-пластический танец

Изучив тему, ответьте на контрольные вопросы

1. Когда произошел подъем в балетном искусстве Чехословакии

2. Как повлиял советский балет на становление национального чехословацкого балета

3. Расскажите о ведущих хореографов-балетмейстеров Чехословакии

4. Дайте информацию о зарождении хореографического искусства в Польше

5. Охарактеризуйте основные этапы развития польского балета

6. Дайте творческую характеристику выдающимся польским хореограф-балетмейстер и их постановка

7. Сделайте сообщение о современном искусстве балета Польши

ТЕМА VII


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.