Социализация личности и проблема девиантного поведения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социализация личности и проблема девиантного поведения

2020-12-06 149
Социализация личности и проблема девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация личности и проблема девиантного поведения

1. Основные направления, стадии и факторы социализации Л.

2. Понятие и виды девиантного поведения

3. Причины отклоняющегося поведения

 

Основные направления, стадии и факторы социализации Л.

 

В самом общем смысле социализация понимается как процесс общественное формирование и развитие личности.

Она предполагает: 1 социальное познание, 2- социальное общение,3- овладение навыками практической деятельности (вкл. Совокупность соц.функций, ролей, прав и обязанностей, норм), а т.ж. 4 – активное переустройство окружающего мира и 5 изменение качеств самого человека.

Т.о. Социализация вкл в себя:

С 1 стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, социальных институтов на человека с целью его приобщения к системе оценок, понятий, норм, ценностей, представлений, принятых в данном обществе.

С др. стороны, - социальную деятельность самого человека в процессе становления личности. Человек, действуя в социальной среде, изменяет, совершенствует ее, и в т.ж. время изменяет свою сущность, формирует у себя новые качества. 

Þ Социализация – это двунаправленный процесс  индивид усваивает социальный опыт и в то же время формирует сой индивидуальный опыт (в деятельности)

Социализация рассматривается как усвоение индивидом культурной системы того общества, в котором он живет. Усваиваются, прежде всего, общезначимые нормы, причем они усваиваются до такой степени, что становятся частью его личности и автоматически, подсознательно направляют его деятельность.

Кроме того, процесс социализации выражается в идентификации с социальными группами, к которым индивид принадлежит. Принадлежность к различным группам проявляется через признание и личное восприятие групповых ценностей и норм, в которых отражен прошлый и настоящий опыт социальных групп, а т.ж. планы групп на будущее. Этим же определяется и уровень знаний и личностный статус индивида.

 

В процессе социализации м. выделить 2 стадии

Социальная адаптация 2.- Интериоризация

1. соц. адаптация – (лат. adapto -приспособление) означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, соц.нормам, группам и организациям, к условиям функционирования различных сфер жизнедеятельности общества. В процессе адаптации индивид согласовывает свои потребности и самооценки с возможностями и реальностями соц.среды.

2. интериоризация – процесс включения соц.норм во внутренний мир человека, формирование внутренней структуры личности, становление собственного Я,

результатом является индивидуальность и неповторимость духовного мира каждой личности, специфика социальной активности. – проявляется в поведении личности.


В процессе социализации происходит постоянное влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью его включения в систему общественных отношений в качестве активного субъекта.

Основными факторами социализации Л выступают следующие элементы соц.среды:

1-совокупность ролей и статусов, которые общество предлагает человеку.

2- совокупность социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций, в пределах которых индивид выполняет социальные роли и приобретает желаемые статусы.

 3- совокупность ценностей и норм, а т.ж. умений знаний, навыков, которыми он овладевает, чтобы в соответствие с потребностями общества исполнять соответствующие роли и поддерживать приобретенный статус.

4- на формирование ценностных установок и поведения человека оказывают влияние конкретные события, ситуации  

 

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В нем выделяют три стадии

1-дотрудовая - охватывает период жизни человека до начала труд деятельности, включая период обучения

2- трудовая – условные границы – период зрелости активное участие в трудовой деятельности.

3- после трудовая – совпадает с пенсионным возрастом.

На каждой стадии (этапе) существуют особые социальные институты социализации: семьи, школа, трудовой коллектив, неформальные объединения.

 

Агенты:

первичной социализации (касается непосредственного окружения человека): родители, друзья, сверстники…

вторичной социализации (опосредована соц.институтами): представители организаций –школ, садов, СМИ, гос-во…

 

 


Культурные и психические

Культурные – в социальном поведении, психические – в личностной организации (психозы, неврозы, параноидальные состояния). Часто эти виды друг с другом связаны.

 2. индивидуальные и групповые.

 1-индивид отвергает нормы своей субкультуры, 2(групповое) - конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре * подростки живут на чердаках, в люках… (конформизм пассивное принятие, беспрекословное следование)

Первичные и вторичные

первичные – отклонения в поведении личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Эти отклонения незначительны и терпимы, в результате такая личность социально не квалифицируется девиантом, и себя таковым не считает. (оценивается как малая шалость или ошибка) девианты остаются первичными пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли. (подписывать парты, кричать на занятиях)

вторичные – отклонение, которое социально определяется как девиантное. При совершении единственного отклонения на человека вешается ярлык девианта. Это ведет к разрыву разных социальных связей, в итоге создаются благоприятные условия для повторного совершения поступка

А. Теории аномии

Надо отметить, что теория аномии является своеобразным ядром социологического направления в объяснении природы преступности.

Суть всех теорий аномии состоит в том, что в любом обществе неизбежно происходят конфликты норм и ценностей (конфликт субкультур). В обществе существует множество конфликтующих культурных образцов, которые способствуют отклоняющемуся поведению (трудно выбрать линию отсчета). 

Наличие в повседневной практике таких норм влечет неопределенность возможного выбора линии поведения, что может привести к явлению, названному Дюгк., аномией. Состояние аномии (состояние, общества при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения, образуется нормативный вакуум

Э. Дюркгейм. Аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Т. Парсонс определяет аномию как состояние, при котором значительное число индивидов недостаточно интегрировано со стабильными социальными институтами. Это оказывает влияние на их личную стабильность и на функционирование всех систем. Аномия выступает результатом свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и др. институтами.

Надо подчеркнуть, что теория аномии, став весьма популярной в ХХ веке, получает свое развитие в концепции Р. Мертона 

Р. Мертон

Аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности индивидов следовать нормам которые они полностью принимают. Главная причина – дисгармония между культурными целями и легальными (институц.) средствами, с помощью которых эти цели м.б. достигнуты (* рост благосостояния нельзя достигнуть при помощи способностей, знаний, прибегают к незаконным действиям.)

Типология поведения личности в зависимости от их отношения к целям и средствам:

1 - Конформизм – люди принимают цели и средства, одобряемые в обществе. Это самые лояльные члены общества.

2- Новаторство- пытаются достигнуть культурные цели (которые принимает) неинституциональными ср-ми. (включая незаконные и криминальные)

3- Ритуализм – принимают инст. ср-ва, которые абсолютизируют, но цели забывают. Ритуалы, церемонии и правила – основы его поведения нетрадиционные средства не принимаются.

4- Изолированный тип - отходит от культурных целей и от инст ср-в, алкоголики, наркоманы…

5- Мятеж – пребывает в нерешительности относительно и ср-в и целей, отступает от них, желая создать новую систему норм и ценностей.

Следует отметить, что чистых видов нет. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все типы, но некоторые проявляются в большей степени.

 

В связи с отклоняющимся поведением возникает другой феномен – нормы оправдания. Они появляются тогда, когда нравственные нормы запрещают совершать к-л действия, которые многие личности желают совершить. Нормы оправдания – это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают существование к-л запретных желаний и действий без открытого вызова моральным нормам.

Они создаются там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признается и санкционируется одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.

(*нормы богемной культуры – свобода, раскованность, воля чувств – оправдывают любовные связи между женатыми муж. И молодыми женщинами. Или Оправдание самогонщиков – это стандарт поведения в обход норм на гос.монополию продажи спиртных напитков) как только такие действия санкционируются группой, оправдание теряет свои моральные запреты.

Б. Другая теория, соответствующая социологическому подходу, раскрывающая факторы социальной дезорганизации, а именно пороки в области социального реагирования на преступления раскрывает теория стигмы. Значительный вклад в ее развитие внесли американские криминологи Говард Беккер, Эрвин Гоффман, Ф. Танненбаум, Э. Лемерт..

 Суть в том, что влиятельные группы в обществе имеют возможность определять стандарты поведения в обществе. Если человек не соответствует этим правилам и требованиям, то на него ставят клеймо девианта., и он в последствие действует в соответствии с этой ролью. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни человека.

Отрицательные оценки поведения имеют две стороны: они могут удерживать от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении, которое Ф. Танненбаум назвал драматизацией зла, они могут инициировать криминализацию личности.

В. теория депривации (стор. А. Коэн Р. Клоуард и Л. Оулин)

Согласно теории депривации молодые люди становятся делинквентами вследствие воздействия на них со стороны социальной среды разнообразных негативных культурных, экономических, психологических и иных факторов (неблагополучие семьи, нищета, недостаточная социализация). Не имея возможности достичь желаемых ценностей, молодые люди в противовес начинают создавать свои ценности и нормы, и тем самым формируют криминальную субкультуру.

Г. Основная идея теории дифференциальной ассоциации, (основ. Эдвин Сатерленд)

 Человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому определенные преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминогенные взгляды и умения. В результате преступниками становятся те, кто соприкасается с преступными образцами поведения. (т.е. преступности и девиациям обучаются)

Т.о. согласно этой теории решающее значение имеет влияние микросреды, ближайшего социального окружения.

 

Вывод эти теории отражают разные факторы, детерминирующие девиантное поведение, при объяснении причин нельзя ограничиваться одной теорией, т.к. все факторы находятся во взаимосвязи, надо учитывать и социальные и биологически.

 

Социализация личности и проблема девиантного поведения

1. Основные направления, стадии и факторы социализации Л.

2. Понятие и виды девиантного поведения

3. Причины отклоняющегося поведения

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.