Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-12-06 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»
Дисциплина – «Стоматология»
Специальность – 31.05.01- Лечебное дело
Курс – V
Семестр – IX
Количество часов – 4
Уфа – 2017г.
Тема: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»
На основании рабочей программы «Стоматология», утвержденной
Рецензенты:
1. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Усманова И.Н.
2. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Чемикосова Т.С.
Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Ахмадеева Ф.Р., Валеев И.В.,
Солдатова Ю.О., Демченко И.С.
Утверждение на заседании №4 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «5» октября 2017 г.
Тема и ее актуальность.
В своей профессиональной деятельности врач-стоматолог начинает свою работу со сбора фактического материала, т.е. выявления симптомов заболевания. Далее идет уточнение полученных сведений и конечной целью клинического обследования пациента является правильная постановка диагноза. От правильной постановки диагноза зависит успех дальнейшего лечения пациента. Поэтому изучение методов обследования пациента является неотъемлемой медицинской задачей.
|
2.Учебные цели: Разобраться в структуре стоматологической организации. Научиться обследовать стоматологического больного, заполнять медицинскую документацию.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
-предметы и задачи стоматологии
-структуру стоматологической организации
- оснащение, оборудование и инструменты стоматологического кабинета
-основные методы обследования больного
-параклинические методы обследования больного
-обследование зубных рядов и зубов.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь и владеть:
-собирать анамнез;
-правильно и последовательно проводить внешний осмотр и осмотр тканей;
-проводить осмотр зубов и зубных рядов, перкуссию, зондирование, пальпацию ВНЧС, лимфоузлов;
-знать буквенные обозначения состояния зубов и овладеть следующими компетенциями ОК-1,8; ОПК-1,2,3,4,5,6,8,9.10;ПК-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15,16,22
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки.
1.Предмет и задачи стоматологии
2. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации.
3.Оснащение, оборудование, инструменты.
4.Основные методы обследования пациентов
5.Деонтология
6.Классификация методов обследования
4.Вид занятия – практическое занятие
5.Продолжительность занятия – 4 часа
6.Оснащение: таблицы, инструменты для осмотра полости рта и зубных рядов.
Содержание занятия.
7.1 Контроль исходного уровня знаний
Задания для самопроверки
Выберите один правильный ответ
1.СТЕНЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:
1)оклеены обоями светлых тонов
2)покрашены масляной краской светлых тонов
3)побелены
2.ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НУЖНО:
1)пригодное помещение, стоматологическая установка, кресло,специальный инструментарий, стерилизатор и т.д.
|
2)операционный стол, наркозный аппарат, фонендоскоп, кислородный баллон
3)ортопантомограф, рентгеновский аппарат
3.С КАКИМИ НАУКАМИ СВЯЗАНА ЭРГОНОМИКА:
1)физиология, гигиена, физика
2)гигиена,биология, физиология
3)психология, физиология, гигиена
Разбор с преподавателем узловых вопросов
I. Стоматология — раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезней полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.
Выделяется несколько видов:
Терапевтическая стоматология — это раздел, включающий:
одонтологию (изучает способы диагностики и обозначает лечение поврежденных зубов);
эндодонтию (разрабатывает возможности лекарственного и механического воздействия на проходы зубов, а точнее их корней).
Терапевтическая стоматология ставит за цель исследование тканей пародонта и профилактические действия для предсказывания связанных с ним болезней. В функции терапевтической стоматологии входит лечение слизистой рта.
Хирургическая стоматология — это раздел, впускающий в полость рта хирургию, а также лечение области шейной и челюстно-лицевой. Занимается лечением опухолей и травм. Возможно удаление врожденных дефектов, либо же тех дефектов, которые были приобретены по жизни. Относится к этому и имплантология, которая делает чудеса, позволяя вживить искусственный корень в челюсть.
Ортопедическая стоматология — это раздел, уделяющий внимание изучению возможностей зубов и челюстей, различных сбоев и методов качественной профилактики, в т.ч. с применением протезирования зубов. Помимо всего, ортопедическая стоматология изучает аппараты, выполняющие замещение и регулировку протекающих процессов.
Эстетическая стоматология —К основным способам эстетической стоматологии относятся: инкрустирование (украшение) зубов с нарушением эмали (инкрустация дорогими камнями) и без нарушения (преобразование зубов стразами — скайты), ультразвуковая чистка зубов, художественная реставрация и профессиональное отбеливание.
Детская стоматология. Раздел посвящен исследованиям развития детской челюсти, её конкретное формирование. Также неотъемлемая часть детской стоматологии это применение разных способов диагностики профилактики и безболезненного лечения.
|
Военная стоматология – изучение травм челюстно-лицевой области, полученные в поле боя. Отслеживающая клиническое течение болезней, а также организацию и методы оказания медицинской помощи раненым, получившим челюстно-лицевые травмы. Следит за протеканием болезней в условиях войны, а также предпосылки к зубным проблемам в мирное время.
В ракурсе решения проблем современной стоматологии в наше время остаются задачи безболезненного и еще более эффективного лечения ротовой полости, и связанных с ней болезней. Это различные челюстно-лицевые травмы с вытекающими последствиями, включая протезирование и замена зубов, лечение и профилактика болезней зубов и оболочки рта. А также лечения всем известного кариеса, пульпита, пародонтита, устранение дефектов.
II.Организация стоматологической помощи
Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения
На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов,профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.
В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники.
Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).
|
В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:
1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)
Стоматологическая помощь в рамках ПМСП организуется в муниципальном районе (в амбулатории, участковой больнице, поликлинике, в том числе детской, районной больнице, центральной районной больнице). В городском округе стоматологическая помощь организуется в городской поликлинике, в том числе детской, центре, медсанчасти, городской больнице.
ПМСП является гарантированным (доступным и бесплатным) видом помощи, оказываемой гражданам в зоне их первого контакта с системой здравоохранения. Она включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений
2. Стоматологическая специализированная медицинская помощь
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Стоматологическим больным она организуется в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (областная, краевая, республиканская, окружная больница, в том числе детская, диспансер, специализированная больница, поликлиника, госпиталь, центр).
3. Высокотехнологическая (дорогостоящая) стоматологическая помощь – это специализированная медицинская помощь, оказываемая с использованием ресурсных технологий на стационарном этапе. Перечень видов этой помощи утверждает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Стоматологическая помощь оказывается федеральными специализированными медицинскими учреждениями, в том числе детскими.
III.Структура стоматологической организации
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 7 октября 2005г. № 627 утверждена сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений. Они представлены следующим образом:
1.Самостоятельные стоматологические поликлиники (взрослые и детские);
2.Стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств;
|
3.Стоматологические кабинеты в больницах, женских консультациях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпунктах предприятий, ведомств и т. д.;
4.Медицинские ВУЗы и центры, представляющие стоматологическую помощь. Функционируют специализированные стоматологические центры по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта, нейростоматологии, по лечению актиномикоза, помощи психически больным.
Структура республиканской, областной (краевой) стоматологической поликлиники:
Главный врач
Заместитель главного врача по лечебной работе
Организационнометодический кабинет
Отделение профилактики стоматологических заболеваний Терапевтическое отделение Передвижное отделение стоматологической помощи
Отделение (кабинет) хирургической стоматологии Ортопедическое отделение с зуботехнической лабораторией Вспомогательные подразделения (рентгеновский кабинет,
физиотерапевтический кабинет и др.) Регистратура Административно-хозяйственная часть
Бухгалтерия (при отсутствии централизованной)
Внешний осмотр лица
У всех пациентов следует проводить внешний осмотр лица. Это делают незаметно для пациента. Во время осмотра обращают внимание на:
- состояние кожных покровов лица (цвет, тургор, сыпь, рубцы и т.д.) и видимых слизистых (красная кайма губ, глаз, носа)
- линию смыкания губ
- линию улыбки
- симметричность половин лица
- высоту нижней части лица
- выраженность подбородочной и носогубной складок (сглажены, умеренно сглажены, выражены, углублены).
Каждый пациент, обращающийся к стоматологу любого профиля, должен быть исследован на выявление опухолевого, либо предопухолевого поражения органов полости рта.
Для врача-стоматолога важна оценка состояния лимфатических узлов шеи.
В процессе опроса надо установить время появления увеличения лимфатических узлов, динамику развития заболевания.
При осмотре и пальпации шеи лимфатические узлы исследуют в таком порядке:
- затылочные
- околошейные
- подбородочные
- подчелюстные
-поверхностные шейные
- паратрахеальные
При пальпации врач получает информацию о локализации лимфоузлов, их размере, форме, консистенции, болезненности, взаимоотношении с окружающими тканями.
Проводя ощупывание лимфоузлов, с целью расслабления мышц шеи, надо наклонить голову пациента в обследуемую сторону.
Исследование ВНЧС, регионарных лимфоузлов, щитовидной железы, проводят пальпацией.
Пальпация – это использование пальцев (как правило, подушечек концевых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, реже мизинца).
Пальпаторно определяют резистентность, конфигурацию, подвижность тканей и органов, болевую реакцию, наличие флюктуации, размеры и границы патологического очага.
Различают пальпацию:
- поверхностную
- глубокую
- вне- и внутриротовую
Пальпацию ВНЧС проводят путем наложения пальцев на кожу, спереди козелка ушной раковины или введения пальцев в наружный слуховой проход. При пальпации сустава может появиться боль, часто ощущаются толчки, щелканье и хруст; синхронность движений головки, плавность амплитуды движения.
Оценка состояния зубов.
Зубы осматриваются с помощью стоматологического зеркала при обычном искусственном освещении или использовании световолоконной оптики (трансиллюминационный метод). При этом обращают внимание на количество зубов, их расположение в зубной дуге, цвет, форму, величину, наличие очагов поражения, состояние пломб и протезов. После осмотра приступают к перкуссии и зондированию. Различают перкуссию пальцевую и инструментальную. Пальцевым методом определяют состояние мягких тканей, инструментальным – состояние тканей, окружающих зуб. Инструментальную перкуссию проводят ручкой пинцета либо зондом в вертикальном и горизонтальном направлении. Постукивание не должно вызывать у пациента резких болевых или неприятных ощущений у пациента. Если необходимо выявить состояние твердых тканей зуба, а также пульпы, прибегают к зондированию (с использованием углового или прямого зондов). При глубоком дефекте твердых тканей зуба определяют состояние крыши полости зуба, а при нарушении ее целостности – состояние пульпы. Зондирование нужно проводить без усилия, особенно при исследовании дна кариозной полости, так как при неосторожном движении можно перфорировать оставшийся размягченный дентин и травмировать пульпу. С помощью зондирования по консистенции твердой ткани кариозной полости в комплексе с клиническими признаками можно судить об остроте кариозного процесса. Для зондирования мягких тканей применяют пуговчатый зонд.
Оценка состояния прикуса. Прикусом называется характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии. Различают физиологические, патологические, аномальные прикусы.
К физиологическим прикусам относят ортогнатический, прямой, физиологическую прогнатию и физиологическую прогению, бипрогнатию (наклон альвеолярных отростков вперед), опистогнатию (наклон альвеолярных отростков назад). Им свойственно прорезывание всех зубов и установление контакта с рядом стоящими и двумя противоположными зубами, расположение средней линии, проходящей между центральными резцами верхней и нижней челюсти в саггитальной плоскости. Щечные бугры верхних малых и больших коренных зубов расположены кнаружи от одноименных бугров нижних премоляров и моляров. Передний щечный бугор первого верхнего моляра находится на щечной стороне нижнего одноименного нижнего моляра и переднещечным бугром второго нижнего моляра.
Патологические прикусы – глубокий, открытый, перекрестный, прогнатия, прогения. Им присуще нарушение взаимоотношения зубных рядов, которое приводит к расстройству функции жевания, речи сказывается на внешнем облике больного.
Оценка состояния пломб. Функциональную полноценность пломб непосредственно после наложения и в отдаленные сроки оценивают по клиническим тестам: краевое прилегание, состояние контактного пункта, степень стирания, наличие вторичного (рецидивного) кариеса, цветоустойчивость.
Для удобства записи результата осмотра зубов применяются специальные схемы (зубная формула). Существует несколько таких схем. В нашей стране применятся схема, на которой горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней челюсти, а вертикальная – на принадлежность зубов к правой и левой стороне. При этом постоянные зубы принято обозначать арабскими цифрами:
87654321 12345678
87654321 12345678
А временные, молочные – римскими:
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
По этой схеме цифра 1 соответствует центральным резцам, 2 – боковым резцам, 3 – клыкам, 4 – первым премолярам, 5 – вторым премолярам, 6 – первым молярам, 7 – вторым и 8 – третьим молярам.
Для обозначения принадлежности зуба или челюсти пользуются следующими обозначениями:
первый резец верхней челюсти справа 1
первый резец верхней челюсти слева 1
первый резец нижней челюсти слева 1
клык нижней челюсти слева 3
второй моляр верхней челюсти справа 7
Существуют и другие способы обозначения зубов. Широкое применение получило обозначение, когда к порядковому номеру зуба челюсти с 1 по 8 добавляется и номер квадрата, который ставится впереди номера зуба. Формула зуба выглядит следующим образом:
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
38 37 36 35 34 33 32 31 41 42 43 44 45 46 47 48
При таком обозначении достаточно назвать две цифры для точного определения зуба в дуге: 21 – центральный резец верхней челюсти слева, 44 – первый премоляр нижней челюсти справа.
Для определения состояния зуба применяют буквенные обозначения: кариес – С, пульпит – Р, периодонтит – Pt, пломба – П, зуб, покрытый коронкой – К, искусственный зуб несъемного протеза – Н.
Обследование пародонта. При клиническом обследовании важно оценить, в первую очередь, состояние маргинального пародонта. Это включает изменения десневого края (воспаления, атрофия), наличие десневого кармана, его глубину, гноетечение.
Кодекс врачебной этики
1. Врач обязан служить здоровью каждого человека и всего народа. По своей природе врачебная профессия является творческой. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики.
Врачебная деятельность персональна; каждый врач за свои решения и действия.
2. Врач обязан сохранять жизнь, защищать и восстанавливать здоровье и уменьшать страдания своего пациента, а также содействовать сохранению естественных основ жизни, учитывая их значение для здоровья людей. В своей работе врач должен в первую очередь руководствоваться благом больного.
3. Принципы врачебной этики вытекают из общих этических норм, которые лежат в основе клятвы Гиппократа и Присяги врача. Они обязывают врача соблюдать права человека и заботиться о профессиональном авторитете врача.
4. Нарушение профессионального авторитета является каждый поступок врача, подрывающий доверие к его профессии.
5. Как в мирное время, так и во время войны, врач должен исполнять свои обязанности с подобающим уважением к человеческой жизни, невзирая на возраст, пол, расу, национальность, вероисповедание, социальное и материальное положение, политические взгляды, партийную принадлежность и другие обстоятельства.
6. В своей деятельности врач должен руководствоваться своими профессиональными знаниями и использовать последние достижения медицинской науки, разрешенные к практике Минздравом РФ.
7. Врач не позволит мотивам материальной выгоды влиять на свои профессиональные решения в медицинской практике.
8. Этические комитеты (комиссии) обязаны следить за соблюдением принципов врачебной этики и деонтологии сохранением профессионального авторитета врачей, а также содействовать созданию условий (законодательных и материальных), достаточных для соблюдения принципов врачебной этики.
9. труд врача должен оплачиваться в соответствии с принятыми нормами. Врач может лечить бесплатно. Хорошей традицией является бесплатное лечение коллег-врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот.
10. Врач может заниматься какой-либо параллельной деятельностью только в том случае, если она совместима с профессиональной независимостью и достоинством.
7.3. Демонстрация преподавателем обследования пациента на стоматологическом приеме, применение методов обследования и необходимых инструментов. Ознакомление со стоматологическим инструментарием, изучение инструкции по технике безопасности
7.4. Самостоятельная работа для студентов под руководством преподавателя:
- запись зубной формулы (клинической и по ВОЗ);
- определение состояния зубов и зубных рядов с использованием необходимого инструментария;
- проведение пальпации, перкуссии, зондирования.
Контроль усвоения темы.
Задание 1.
Определение стоматологии как науки. Разделы стоматологии
Задание 2.
Перечислить оснащение и инструментарий стоматологического кабинета
Задание 3.
Перечислить основные и дополнительные методы обследования больных стоматологического профиля
Задание 4.
Выбрать из имеющегося стоматологического инструментария инструменты для обследования зубов и зубных рядов.
Задание 5.
Написать зубную формулу (клиническая и по ВОЗ)
Выберете один правильный ответ:
1.ПРИ ОПРОСЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО ВЫЯСНЯЮТ:
1) жалобы больного
2) историю данного заболевания
3) историю жизни больного
4) все ответы верны
2.ПОСТОЯННЫЕ ЗУБЫ ПРИНЯТО ОБОЗНАЧАТЬ:
1) арабскими цифрами
2) римскими цифрами
3) буквенными символами
3.ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
1.поднижнечелюстные
2.подмышечные
3.подбородочные
4.ПРИ ОСМОТРЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ИЗУЧАЕМ
1)цвет
2)влажность
3)прикус
4)дефекты зубных рядов
5.КЛИНИЧЕСКАЯ КОРОНКА ЗУБА ЭТО -
1)часть зуба, покрытая эмалью и расположенная выше или ниже эмалево-цементного
соединения (анатомической шейки)
2)часть зуба, расположенная над десневым краем
6.ВРАЧ В ХАЛАТЕ, ВЫЙДЯ ИЗ ЛЕЧЕБНОГО КАБИНЕТА, ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ КОРИДОР, ГДЕ СИДЯТ БОЛЬНЫЕ И ЗАШЕЛ В ТУАЛЕТНУЮ КОМНАТУ, ЗАТЕМ ВЫМЫЛ РУКИ И НАЧАЛ ПРИЕМ. НАРУШИЛ ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ПРАВИЛА АСЕПТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ?
1)да
2).нет
7. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ ЭТО-
1.учение о необходимом
2.учение о должном
Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной работы студентов.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, работа с оборудованием, инструментарием
Литература:
Основная:
1. Покровская И. Я. Стоматологическое материаловедение: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России: курс лекций/ И. Я. Покровская. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. -185 с.: ил., табл.
2. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты: учебное пособие для мед. вузов/ В. Н. Трезубов [и др.]; под ред. В. Н. Трезубова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: СпецЛит, 2006. -144 с.
3. Терапевтическая стоматология: учебник для студ. стомат. фак. мед. вузов/ под ред. Е. В. Боровского, Ю. М. Максимовского; [Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская]. - М.: Медицина, 2001. -736 с.
4. Терапевтическая стоматология: учебник для студ., обучающихся по спец. "Стоматология" рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России/ Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Г. В. Банченко [и др.]; под ред. Е. В. Боровского. - М.: МИА, 2009. -798 с.: ил., фот. цв., табл.
Дополнительная:
1. Стоматологический инструментарий. Стерилизация стоматологического инструментария: учебное пособие / А. И. Булгакова [и др.]; ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ". - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. -85 с.
2. Фантомный курс по терапевтической стоматологии: метод. указания для студентов / сост.: Т. С. Чемикосова, Х. М. Шайдуллина, М. И. Астахова, С. С. Белозерова, Л. И. Мустафина [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2002 - Ч. 2. - 2002. - 50 с.
Электронные ресурсы
1. Стоматология: модуль [Электронный ресурс] // База данных научных медицинских 3D иллюстраций Primal Pictures / Primal Pictures Ltd. – Электрон. база данных. – Лондон: Primal Pictures Ltd., [2007- ]. – Режим доступа: http://ovidsp.ovid.com.
2. Поюровская, И.Я. Стоматологическое материаловедение [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 192 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405161.html.
Подпись автора методической разработки. «___»__________2017,г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»
Дисциплина – «Стоматология»
Специальность – 31.05.01- Лечебное дело
Курс – V
Семестр – IX
Количество часов – 4
Уфа – 2017г.
Тема: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»
На основании рабочей программы «Стоматология», утвержденной
Рецензенты:
1. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Усманова И.Н.
2. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Чемикосова Т.С.
Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Ахмадеева Ф.Р., Валеев И.В.,
Солдатова Ю.О., Демченко И.С.
Утверждение на заседании №4 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «5» октября 2017 г.
Тема и ее актуальность.
В своей профессиональной деятельности врач-стоматолог начинает свою работу со сбора фактического материала, т.е. выявления симптомов заболевания. Далее идет уточнение полученных сведений и конечной целью клинического обследования пациента является правильная постановка диагноза. От правильной постановки диагноза зависит успех дальнейшего лечения пациента. Поэтому изучение методов обследования пациента является неотъемлемой медицинской задачей.
2.Учебные цели: Разобраться в структуре стоматологической организации. Научиться обследовать стоматологического больного, заполнять медицинскую документацию.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
-предметы и задачи стоматологии
-структуру стоматологической организации
- оснащение, оборудование и инструменты стоматологического кабинета
-основные методы обследования больного
-параклинические методы обследования больного
-обследование зубных рядов и зубов.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь и владеть:
-собирать анамнез;
-правильно и последовательно проводить внешний осмотр и осмотр тканей;
-проводить осмотр зубов и зубных рядов, перкуссию, зондирование, пальпацию ВНЧС, лимфоузлов;
-знать буквенные обозначения состояния зубов и овладеть следующими компетенциями ОК-1,8; ОПК-1,2,3,4,5,6,8,9.10;ПК-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15,16,22
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки.
1.Предмет и задачи стоматологии
2. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации.
3.Оснащение, оборудование, инструменты.
4.Основные методы обследования пациентов
5.Деонтология
6.Классификация методов обследования
4.Вид занятия – практическое занятие
5.Продолжительность занятия – 4 часа
6.Оснащение: таблицы, инструменты для осмотра полости рта и зубных рядов.
Содержание занятия.
7.1 Контроль исходного уровня знаний
Задания для самопроверки
Выберите один правильный ответ
1.СТЕНЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:
1)оклеены обоями светлых тонов
2)покрашены масляной краской светлых тонов
3)побелены
2.ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НУЖНО:
1)пригодное помещение, стоматологическая установка, кресло,специальный инструментарий, стерилизатор и т.д.
2)операционный стол, наркозный аппарат, фонендоскоп, кислородный баллон
3)ортопантомограф, рентгеновский аппарат
3.С КАКИМИ НАУКАМИ СВЯЗАНА ЭРГОНОМИКА:
1)физиология, гигиена, физика
2)гигиена,биология, физиология
3)психология, физиология, гигиена
Разбор с преподавателем узловых вопросов
I. Стоматология — раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезней полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.
Выделяется несколько видов:
Терапевтическая стоматология — это раздел, включающий:
одонтологию (изучает способы диагностики и обозначает лечение поврежденных зубов);
эндодонтию (разрабатывает возможности лекарственного и механического воздействия на проходы зубов, а точнее их корней).
Терапевтическая стоматология ставит за цель исследование тканей пародонта и профилактические действия для предсказывания связанных с ним болезней. В функции терапевтической стоматологии входит лечение слизистой рта.
Хирургическая стоматология — это раздел, впускающий в полость рта хирургию, а также лечение области шейной и челюстно-лицевой. Занимается лечением опухолей и травм. Возможно удаление врожденных дефектов, либо же тех дефектов, которые были приобретены по жизни. Относится к этому и имплантология, которая делает чудеса, позволяя вживить искусственный корень в челюсть.
Ортопедическая стоматология — это раздел, уделяющий внимание изучению возможностей зубов и челюстей, различных сбоев и методов качественной профилактики, в т.ч. с применением протезирования зубов. Помимо всего, ортопедическая стоматология изучает аппараты, выполняющие замещение и регулировку протекающих процессов.
Эстетическая стоматология —К основным способам эстетической стоматологии относятся: инкрустирование (украшение) зубов с нарушением эмали (инкрустация дорогими камнями) и без нарушения (преобразование зубов стразами — скайты), ультразвуковая чистка зубов, художественная реставрация и профессиональное отбеливание.
Детская стоматология. Раздел посвящен исследованиям развития детской челюсти, её конкретное формирование. Также неотъемлемая часть детской стоматологии это применение разных способов диагностики профилактики и безболезненного лечения.
Военная стоматология – изучение травм челюстно-лицевой области, полученные в поле боя. Отслеживающая клиническое течение болезней, а также организацию и методы оказания медицинской помощи раненым, получившим челюстно-лицевые травмы. Следит за протеканием болезней в условиях войны, а также предпосылки к зубным проблемам в мирное время.
В ракурсе решения проблем современной стоматологии в наше время остаются задачи безболезненного и еще более эффективного лечения ротовой полости, и связанных с ней болезней. Это различные челюстно-лицевые травмы с вытекающими последствиями, включая протезирование и замена зубов, лечение и профилактика болезней зубов и оболочки рта. А также лечения всем известного кариеса, пульпита, пародонтита, устранение дефектов.
II.Организация стоматологической помощи
Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения
На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов,профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.
В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники.
Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).
В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:
1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!