IV . Оснащение, оборудование, инструменты стоматологического кабинета — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

IV . Оснащение, оборудование, инструменты стоматологического кабинета

2020-12-06 72
IV . Оснащение, оборудование, инструменты стоматологического кабинета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»

 

 

Дисциплина – «Стоматология»

Специальность –  31.05.01- Лечебное дело

Курс – V                       

Семестр – IX

Количество часов –  4                                                                         

 

Уфа – 2017г.

Тема: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»

 

 

       На основании рабочей программы «Стоматология», утвержденной

 

 

Рецензенты:

1. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Усманова И.Н.

2. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Чемикосова Т.С.

 

Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Ахмадеева Ф.Р., Валеев И.В.,

Солдатова Ю.О., Демченко И.С.

 

 

Утверждение на заседании №4 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «5» октября  2017 г.

 

Тема и ее актуальность.

В своей профессиональной деятельности врач-стоматолог начинает свою работу со сбора фактического материала, т.е. выявления симптомов заболевания. Далее идет уточнение полученных сведений и конечной целью клинического обследования пациента является правильная постановка диагноза. От правильной постановки диагноза зависит успех дальнейшего лечения пациента. Поэтому изучение методов обследования пациента является неотъемлемой медицинской задачей.

2.Учебные цели: Разобраться в структуре стоматологической организации. Научиться обследовать стоматологического больного, заполнять медицинскую документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

-предметы и задачи стоматологии

-структуру стоматологической организации

- оснащение, оборудование и инструменты стоматологического        кабинета

-основные методы обследования больного

-параклинические методы обследования больного

-обследование зубных рядов и зубов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь и владеть:

-собирать анамнез;

-правильно и последовательно проводить внешний осмотр и осмотр тканей;

-проводить осмотр зубов и зубных рядов, перкуссию, зондирование, пальпацию ВНЧС, лимфоузлов;

-знать буквенные обозначения состояния зубов и овладеть следующими компетенциями ОК-1,8; ОПК-1,2,3,4,5,6,8,9.10;ПК-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15,16,22

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки.

1.Предмет и задачи стоматологии

2. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации.

3.Оснащение, оборудование, инструменты.

4.Основные методы обследования пациентов

5.Деонтология

6.Классификация методов обследования

4.Вид занятия – практическое занятие

5.Продолжительность занятия  –   4 часа

6.Оснащение: таблицы, инструменты для осмотра полости рта и зубных рядов.

Содержание занятия.

7.1 Контроль исходного уровня знаний

Задания для самопроверки

Выберите один правильный ответ

1.СТЕНЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:

1)оклеены обоями светлых тонов

2)покрашены масляной краской светлых тонов

3)побелены

2.ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НУЖНО:

1)пригодное помещение, стоматологическая установка, кресло,специальный инструментарий, стерилизатор и т.д.

2)операционный стол, наркозный аппарат, фонендоскоп, кислородный баллон

3)ортопантомограф, рентгеновский аппарат

3.С КАКИМИ НАУКАМИ СВЯЗАНА ЭРГОНОМИКА:

1)физиология, гигиена, физика

2)гигиена,биология, физиология

3)психология, физиология, гигиена

Разбор с преподавателем узловых вопросов

I. Стоматология — раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезней полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.

Выделяется несколько видов:

Терапевтическая стоматология — это раздел, включающий:

одонтологию (изучает способы диагностики и обозначает лечение поврежденных зубов);

эндодонтию (разрабатывает возможности лекарственного и механического воздействия на проходы зубов, а точнее их корней).

Терапевтическая стоматология ставит за цель исследование тканей пародонта и профилактические действия для предсказывания связанных с ним болезней. В функции терапевтической стоматологии входит лечение слизистой рта.

Хирургическая стоматология — это раздел, впускающий в полость рта хирургию, а также лечение области шейной и челюстно-лицевой. Занимается лечением опухолей и травм. Возможно удаление врожденных дефектов, либо же тех дефектов, которые были приобретены по жизни. Относится к этому и имплантология, которая делает чудеса, позволяя вживить искусственный корень в челюсть.

 

Ортопедическая стоматология — это раздел, уделяющий внимание изучению возможностей зубов и челюстей, различных сбоев и методов качественной профилактики, в т.ч. с применением протезирования зубов. Помимо всего, ортопедическая стоматология изучает аппараты, выполняющие замещение и регулировку протекающих процессов.

Эстетическая стоматология —К основным способам эстетической стоматологии относятся: инкрустирование (украшение) зубов с нарушением эмали (инкрустация дорогими камнями) и без нарушения (преобразование зубов стразами — скайты), ультразвуковая чистка зубов, художественная реставрация и профессиональное отбеливание.

Детская стоматология. Раздел посвящен исследованиям развития детской челюсти, её конкретное формирование. Также неотъемлемая часть детской стоматологии это применение разных способов диагностики профилактики и безболезненного лечения.

Военная стоматология – изучение травм челюстно-лицевой области, полученные в поле боя. Отслеживающая клиническое течение болезней, а также организацию и методы оказания медицинской помощи раненым, получившим челюстно-лицевые травмы. Следит за протеканием болезней в условиях войны, а также предпосылки к зубным проблемам в мирное время.

В ракурсе решения проблем современной стоматологии в наше время остаются задачи безболезненного и еще более эффективного лечения ротовой полости, и связанных с ней болезней. Это различные челюстно-лицевые травмы с вытекающими последствиями, включая протезирование и замена зубов, лечение и профилактика болезней зубов и оболочки рта. А также лечения всем известного кариеса, пульпита, пародонтита, устранение дефектов.

        II.Организация стоматологической помощи

Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения

На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов,профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.

 

В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники.

Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).

В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:

 

1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)

Стоматологическая помощь в рамках ПМСП организуется в муниципальном районе (в амбулатории, участковой больнице, поликлинике, в том числе детской, районной больнице, центральной районной больнице). В городском округе стоматологическая помощь организуется в городской поликлинике, в том числе детской, центре, медсанчасти, городской больнице.

ПМСП является гарантированным (доступным и бесплатным) видом помощи, оказываемой гражданам в зоне их первого контакта с системой здравоохранения. Она включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений

 

2. Стоматологическая специализированная медицинская помощь

Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Стоматологическим больным она организуется в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (областная, краевая, республиканская, окружная больница, в том числе детская, диспансер, специализированная больница, поликлиника, госпиталь, центр).

3. Высокотехнологическая (дорогостоящая) стоматологическая помощь – это специализированная медицинская помощь, оказываемая с использованием ресурсных технологий на стационарном этапе. Перечень видов этой помощи утверждает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Стоматологическая помощь оказывается федеральными специализированными медицинскими учреждениями, в том числе детскими.

 III.Структура стоматологической организации

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 7 октября 2005г. № 627 утверждена сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений. Они представлены следующим образом:

1.Самостоятельные стоматологические поликлиники (взрослые и детские);

2.Стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств;

3.Стоматологические кабинеты в больницах, женских консультациях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпунктах предприятий, ведомств и т. д.;

4.Медицинские ВУЗы и центры, представляющие стоматологическую помощь. Функционируют специализированные стоматологические центры по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта, нейростоматологии, по лечению актиномикоза, помощи психически больным.

Структура республиканской, областной (краевой) стоматологической поликлиники:

 

Главный врач

 

Заместитель главного врача по лечебной работе

 

Организационнометодический кабинет

 

Отделение профилактики стоматологических заболеваний Терапевтическое отделение Передвижное отделение стоматологической помощи

 

Отделение (кабинет) хирургической стоматологии Ортопедическое отделение с зуботехнической лабораторией Вспомогательные подразделения (рентгеновский кабинет,

физиотерапевтический кабинет и др.) Регистратура               Административно-хозяйственная часть

Бухгалтерия (при отсутствии централизованной)

Внешний осмотр лица

У всех пациентов следует проводить внешний осмотр лица. Это делают незаметно для пациента. Во время осмотра обращают внимание на:

- состояние кожных покровов лица (цвет, тургор, сыпь, рубцы и т.д.) и видимых слизистых (красная кайма губ, глаз, носа)

- линию смыкания губ

- линию улыбки

- симметричность половин лица

- высоту нижней части лица

- выраженность подбородочной и носогубной складок (сглажены, умеренно сглажены, выражены, углублены).

Каждый пациент, обращающийся к стоматологу любого профиля, должен быть исследован на выявление опухолевого, либо предопухолевого поражения органов полости рта.

Для врача-стоматолога важна оценка состояния лимфатических узлов шеи.

В процессе опроса надо установить время появления увеличения лимфатических узлов, динамику развития заболевания.

При осмотре и пальпации шеи лимфатические узлы исследуют в таком порядке:

- затылочные

- околошейные

- подбородочные

- подчелюстные

-поверхностные шейные

- паратрахеальные

При пальпации врач получает информацию о локализации лимфоузлов, их размере, форме, консистенции, болезненности, взаимоотношении с окружающими тканями.

Проводя ощупывание лимфоузлов, с целью расслабления мышц шеи, надо наклонить голову пациента в обследуемую сторону.

Исследование ВНЧС, регионарных лимфоузлов, щитовидной железы, проводят пальпацией.

Пальпация – это использование пальцев (как правило, подушечек концевых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, реже мизинца).

Пальпаторно определяют резистентность, конфигурацию, подвижность тканей и органов, болевую реакцию, наличие флюктуации, размеры и границы патологического очага.

Различают пальпацию:

- поверхностную

- глубокую

- вне- и внутриротовую

Пальпацию ВНЧС проводят путем наложения пальцев на кожу, спереди козелка ушной раковины или введения пальцев в наружный слуховой проход. При пальпации сустава может появиться боль, часто ощущаются толчки, щелканье и хруст; синхронность движений головки, плавность амплитуды движения.

Оценка состояния зубов.

Зубы осматриваются с помощью стоматологического зеркала при обычном искусственном освещении или использовании световолоконной оптики (трансиллюминационный метод). При этом обращают внимание на количество зубов, их расположение в зубной дуге, цвет, форму, величину, наличие очагов поражения, состояние пломб и протезов. После осмотра приступают к перкуссии и зондированию. Различают перкуссию пальцевую и инструментальную. Пальцевым методом определяют состояние мягких тканей, инструментальным – состояние тканей, окружающих зуб. Инструментальную перкуссию проводят ручкой пинцета либо зондом в вертикальном и горизонтальном направлении. Постукивание не должно вызывать у пациента резких болевых или неприятных ощущений у пациента. Если необходимо выявить состояние твердых тканей зуба, а также пульпы, прибегают к зондированию (с использованием углового или прямого зондов). При глубоком дефекте твердых тканей зуба определяют состояние крыши полости зуба, а при нарушении ее целостности – состояние пульпы. Зондирование нужно проводить без усилия, особенно при исследовании дна кариозной полости, так как при неосторожном движении можно перфорировать оставшийся размягченный дентин и травмировать пульпу. С помощью зондирования по консистенции твердой ткани кариозной полости в комплексе с клиническими признаками можно судить об остроте кариозного процесса. Для зондирования мягких тканей применяют пуговчатый зонд.

Оценка состояния прикуса. Прикусом называется характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии. Различают физиологические, патологические, аномальные прикусы.

К физиологическим прикусам относят ортогнатический, прямой, физиологическую прогнатию и физиологическую прогению, бипрогнатию (наклон альвеолярных отростков вперед), опистогнатию (наклон альвеолярных отростков назад). Им свойственно прорезывание всех зубов и установление контакта с рядом стоящими и двумя противоположными зубами, расположение средней линии, проходящей между центральными резцами верхней и нижней челюсти в саггитальной плоскости. Щечные бугры верхних малых и больших коренных зубов расположены кнаружи от одноименных бугров нижних премоляров и моляров. Передний щечный бугор первого верхнего моляра находится на щечной стороне нижнего одноименного нижнего моляра и переднещечным бугром второго нижнего моляра.

Патологические прикусы – глубокий, открытый, перекрестный, прогнатия, прогения. Им присуще нарушение взаимоотношения зубных рядов, которое приводит к расстройству функции жевания, речи сказывается на внешнем облике больного.

Оценка состояния пломб. Функциональную полноценность пломб непосредственно после наложения и в отдаленные сроки оценивают по клиническим тестам: краевое прилегание, состояние контактного пункта, степень стирания, наличие вторичного (рецидивного) кариеса, цветоустойчивость.

Для удобства записи результата осмотра зубов применяются специальные схемы (зубная формула). Существует несколько таких схем. В нашей стране применятся схема, на которой горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней челюсти, а вертикальная – на принадлежность зубов к правой и левой стороне. При этом постоянные зубы принято обозначать арабскими цифрами:

87654321 12345678

87654321 12345678

А временные, молочные – римскими:

V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

По этой схеме цифра 1 соответствует центральным резцам, 2 – боковым резцам, 3 – клыкам, 4 – первым премолярам, 5 – вторым премолярам, 6 – первым молярам, 7 – вторым и 8 – третьим молярам.

Для обозначения принадлежности зуба или челюсти пользуются следующими обозначениями:

первый резец верхней челюсти справа  1


первый резец верхней челюсти слева    1

 


первый резец нижней челюсти слева     1

 

клык нижней челюсти слева                   3

 

второй моляр верхней челюсти справа  7

 


Существуют и другие способы обозначения зубов. Широкое применение получило обозначение, когда к порядковому номеру зуба челюсти с 1 по 8 добавляется и номер квадрата, который ставится впереди номера зуба. Формула зуба выглядит следующим образом:

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28

38 37 36 35 34 33 32 31 41 42 43 44 45 46 47 48

При таком обозначении достаточно назвать две цифры для точного определения зуба в дуге: 21 ­– центральный резец верхней челюсти слева, 44 – первый премоляр нижней челюсти справа.

Для определения состояния зуба применяют буквенные обозначения: кариес – С, пульпит – Р, периодонтит – Pt, пломба – П, зуб, покрытый коронкой – К, искусственный зуб несъемного протеза – Н.

Обследование пародонта. При клиническом обследовании важно оценить, в первую очередь, состояние маргинального пародонта. Это включает изменения десневого края (воспаления, атрофия), наличие десневого кармана, его глубину, гноетечение.

 

Кодекс врачебной этики

1. Врач обязан служить здоровью каждого человека и всего народа. По своей природе врачебная профессия является творческой. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики.

Врачебная деятельность персональна; каждый врач за свои решения и действия.

2. Врач обязан сохранять жизнь, защищать и восстанавливать здоровье и уменьшать страдания своего пациента, а также содействовать сохранению естественных основ жизни, учитывая их значение для здоровья людей. В своей работе врач должен в первую очередь руководствоваться благом больного.

3. Принципы врачебной этики вытекают из общих этических норм, которые лежат в основе клятвы Гиппократа и Присяги врача. Они обязывают врача соблюдать права человека и заботиться о профессиональном авторитете врача.

4. Нарушение профессионального авторитета является каждый поступок врача, подрывающий доверие к его профессии.

5. Как в мирное время, так и во время войны, врач должен исполнять свои обязанности с подобающим уважением к человеческой жизни, невзирая на возраст, пол, расу, национальность, вероисповедание, социальное и материальное положение, политические взгляды, партийную принадлежность и другие обстоятельства.

6. В своей деятельности врач должен руководствоваться своими профессиональными знаниями и использовать последние достижения медицинской науки, разрешенные к практике Минздравом РФ.

7. Врач не позволит мотивам материальной выгоды влиять на свои профессиональные решения в медицинской практике.

8. Этические комитеты (комиссии) обязаны следить за соблюдением принципов врачебной этики и деонтологии сохранением профессионального авторитета врачей, а также содействовать созданию условий (законодательных и материальных), достаточных для соблюдения принципов врачебной этики.

9. труд врача должен оплачиваться в соответствии с принятыми нормами. Врач может лечить бесплатно. Хорошей традицией является бесплатное лечение коллег-врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот.

10. Врач может заниматься какой-либо параллельной деятельностью только в том случае, если она совместима с профессиональной независимостью и достоинством.  

7.3. Демонстрация преподавателем обследования пациента на стоматологическом приеме, применение методов обследования и необходимых инструментов. Ознакомление со стоматологическим инструментарием, изучение инструкции по технике безопасности

7.4. Самостоятельная работа для студентов под руководством преподавателя:

- запись зубной формулы (клинической и по ВОЗ);

- определение состояния зубов и зубных рядов с использованием необходимого инструментария;

- проведение пальпации, перкуссии, зондирования.

Контроль усвоения темы.

Задание 1.

Определение стоматологии как науки. Разделы стоматологии

Задание 2.

Перечислить оснащение и инструментарий стоматологического кабинета

Задание 3.

Перечислить основные и дополнительные методы обследования больных стоматологического профиля

Задание 4.

Выбрать из имеющегося стоматологического инструментария инструменты для обследования зубов и зубных рядов.

Задание 5.

Написать зубную формулу (клиническая и по ВОЗ)

Выберете один правильный ответ:

1.ПРИ ОПРОСЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО ВЫЯСНЯЮТ:

1) жалобы больного

2) историю данного заболевания

3) историю жизни больного

4) все ответы верны

 

2.ПОСТОЯННЫЕ ЗУБЫ ПРИНЯТО ОБОЗНАЧАТЬ:

1) арабскими цифрами

2) римскими цифрами

3) буквенными символами

3.ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

1.поднижнечелюстные

2.подмышечные

3.подбородочные

4.ПРИ ОСМОТРЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ИЗУЧАЕМ

1)цвет

2)влажность

3)прикус

4)дефекты зубных рядов

5.КЛИНИЧЕСКАЯ КОРОНКА ЗУБА ЭТО -

1)часть зуба, покрытая эмалью и расположенная выше или ниже эмалево-цементного

соединения (анатомической шейки)

2)часть зуба, расположенная над десневым краем

6.ВРАЧ В ХАЛАТЕ, ВЫЙДЯ ИЗ ЛЕЧЕБНОГО КАБИНЕТА, ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ КОРИДОР, ГДЕ СИДЯТ БОЛЬНЫЕ И ЗАШЕЛ В ТУАЛЕТНУЮ КОМНАТУ, ЗАТЕМ ВЫМЫЛ РУКИ И НАЧАЛ ПРИЕМ. НАРУШИЛ ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ПРАВИЛА АСЕПТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ?

1)да

2).нет

 

7. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ ЭТО-

1.учение о необходимом

2.учение о должном

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, работа с оборудованием, инструментарием

Литература:

Основная:

1. Покровская И. Я. Стоматологическое материаловедение: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России: курс лекций/ И. Я. Покровская. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. -185 с.: ил., табл.

2. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты: учебное пособие для мед. вузов/ В. Н. Трезубов [и др.]; под ред. В. Н. Трезубова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: СпецЛит, 2006. -144 с.

3. Терапевтическая стоматология: учебник для студ. стомат. фак. мед. вузов/ под ред. Е. В. Боровского, Ю. М. Максимовского; [Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская]. - М.: Медицина, 2001. -736 с.

4. Терапевтическая стоматология: учебник для студ., обучающихся по спец. "Стоматология" рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России/ Е. В. Боровский, В. С. Иванов, Г. В. Банченко [и др.]; под ред. Е. В. Боровского. - М.: МИА, 2009. -798 с.: ил., фот. цв., табл.

Дополнительная:

1. Стоматологический инструментарий. Стерилизация стоматологического инструментария: учебное пособие / А. И. Булгакова [и др.]; ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ". - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. -85 с.

2. Фантомный курс по терапевтической стоматологии: метод. указания для студентов / сост.: Т. С. Чемикосова, Х. М. Шайдуллина, М. И. Астахова, С. С. Белозерова, Л. И. Мустафина [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2002 - Ч. 2. - 2002. - 50 с.

Электронные ресурсы

1. Стоматология: модуль [Электронный ресурс] // База данных научных медицинских 3D иллюстраций Primal Pictures / Primal Pictures Ltd. – Электрон. база данных. – Лондон: Primal Pictures Ltd., [2007-  ]. – Режим доступа: http://ovidsp.ovid.com.

2. Поюровская, И.Я. Стоматологическое материаловедение [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 192 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405161.html.

 

Подпись автора методической разработки. «___»__________2017,г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»

 

 

Дисциплина – «Стоматология»

Специальность –  31.05.01- Лечебное дело

Курс – V                       

Семестр – IX

Количество часов –  4                                                                         

 

Уфа – 2017г.

Тема: «Предмет и задачи стоматологии. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации. Оснащение, оборудование, инструменты. Обследование больного в стоматологической клинике»

 

 

       На основании рабочей программы «Стоматология», утвержденной

 

 

Рецензенты:

1. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Усманова И.Н.

2. доцент кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России Чемикосова Т.С.

 

Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Ахмадеева Ф.Р., Валеев И.В.,

Солдатова Ю.О., Демченко И.С.

 

 

Утверждение на заседании №4 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «5» октября  2017 г.

 

Тема и ее актуальность.

В своей профессиональной деятельности врач-стоматолог начинает свою работу со сбора фактического материала, т.е. выявления симптомов заболевания. Далее идет уточнение полученных сведений и конечной целью клинического обследования пациента является правильная постановка диагноза. От правильной постановки диагноза зависит успех дальнейшего лечения пациента. Поэтому изучение методов обследования пациента является неотъемлемой медицинской задачей.

2.Учебные цели: Разобраться в структуре стоматологической организации. Научиться обследовать стоматологического больного, заполнять медицинскую документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

-предметы и задачи стоматологии

-структуру стоматологической организации

- оснащение, оборудование и инструменты стоматологического        кабинета

-основные методы обследования больного

-параклинические методы обследования больного

-обследование зубных рядов и зубов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь и владеть:

-собирать анамнез;

-правильно и последовательно проводить внешний осмотр и осмотр тканей;

-проводить осмотр зубов и зубных рядов, перкуссию, зондирование, пальпацию ВНЧС, лимфоузлов;

-знать буквенные обозначения состояния зубов и овладеть следующими компетенциями ОК-1,8; ОПК-1,2,3,4,5,6,8,9.10;ПК-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15,16,22

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки.

1.Предмет и задачи стоматологии

2. Организация стоматологической помощи. Структура стоматологической организации.

3.Оснащение, оборудование, инструменты.

4.Основные методы обследования пациентов

5.Деонтология

6.Классификация методов обследования

4.Вид занятия – практическое занятие

5.Продолжительность занятия  –   4 часа

6.Оснащение: таблицы, инструменты для осмотра полости рта и зубных рядов.

Содержание занятия.

7.1 Контроль исходного уровня знаний

Задания для самопроверки

Выберите один правильный ответ

1.СТЕНЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:

1)оклеены обоями светлых тонов

2)покрашены масляной краской светлых тонов

3)побелены

2.ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НУЖНО:

1)пригодное помещение, стоматологическая установка, кресло,специальный инструментарий, стерилизатор и т.д.

2)операционный стол, наркозный аппарат, фонендоскоп, кислородный баллон

3)ортопантомограф, рентгеновский аппарат

3.С КАКИМИ НАУКАМИ СВЯЗАНА ЭРГОНОМИКА:

1)физиология, гигиена, физика

2)гигиена,биология, физиология

3)психология, физиология, гигиена

Разбор с преподавателем узловых вопросов

I. Стоматология — раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезней полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.

Выделяется несколько видов:

Терапевтическая стоматология — это раздел, включающий:

одонтологию (изучает способы диагностики и обозначает лечение поврежденных зубов);

эндодонтию (разрабатывает возможности лекарственного и механического воздействия на проходы зубов, а точнее их корней).

Терапевтическая стоматология ставит за цель исследование тканей пародонта и профилактические действия для предсказывания связанных с ним болезней. В функции терапевтической стоматологии входит лечение слизистой рта.

Хирургическая стоматология — это раздел, впускающий в полость рта хирургию, а также лечение области шейной и челюстно-лицевой. Занимается лечением опухолей и травм. Возможно удаление врожденных дефектов, либо же тех дефектов, которые были приобретены по жизни. Относится к этому и имплантология, которая делает чудеса, позволяя вживить искусственный корень в челюсть.

 

Ортопедическая стоматология — это раздел, уделяющий внимание изучению возможностей зубов и челюстей, различных сбоев и методов качественной профилактики, в т.ч. с применением протезирования зубов. Помимо всего, ортопедическая стоматология изучает аппараты, выполняющие замещение и регулировку протекающих процессов.

Эстетическая стоматология —К основным способам эстетической стоматологии относятся: инкрустирование (украшение) зубов с нарушением эмали (инкрустация дорогими камнями) и без нарушения (преобразование зубов стразами — скайты), ультразвуковая чистка зубов, художественная реставрация и профессиональное отбеливание.

Детская стоматология. Раздел посвящен исследованиям развития детской челюсти, её конкретное формирование. Также неотъемлемая часть детской стоматологии это применение разных способов диагностики профилактики и безболезненного лечения.

Военная стоматология – изучение травм челюстно-лицевой области, полученные в поле боя. Отслеживающая клиническое течение болезней, а также организацию и методы оказания медицинской помощи раненым, получившим челюстно-лицевые травмы. Следит за протеканием болезней в условиях войны, а также предпосылки к зубным проблемам в мирное время.

В ракурсе решения проблем современной стоматологии в наше время остаются задачи безболезненного и еще более эффективного лечения ротовой полости, и связанных с ней болезней. Это различные челюстно-лицевые травмы с вытекающими последствиями, включая протезирование и замена зубов, лечение и профилактика болезней зубов и оболочки рта. А также лечения всем известного кариеса, пульпита, пародонтита, устранение дефектов.

        II.Организация стоматологической помощи

Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения

На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов,профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.

 

В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники.

Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).

В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:

 

1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.