Трагические последствия и разочарования коллективизации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Трагические последствия и разочарования коллективизации

2020-12-06 84
Трагические последствия и разочарования коллективизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для большинства сельских жителей лишиться лошади или коровы означало ужасную трагедию. Люди, оказавшись со всех сторон зажатыми идейными активистами, были готовы просто убить всех домашних животных и по возможности съесть мясо. Но главное – не отдавать в колхоз на погибель и разорение скот и имущество. Еще вчера крестьяне пахали землю, растили домашнюю скотину, думали о будущем. А теперь, в этой адской машине коллективизации, уничтожились все устои привычной жизни. Людям больше ничего не оставалось, как ложиться в гроб и ждать смерти. Больше они не видели ни смысла в дальнейшей жизни, ни надежды на перемены в лучшую сторону. Значительная часть зажиточных крестьян понимает, что никто не поможет и изменений ждать не стоит. Поэтому эти жители соглашаются уплыть на плотах невесть куда, лишь бы не записываться в колхоз.

Мотив и образ смерти

Автор отдельно выделяет тот факт, что крестьяне собственноручно убили всю свою живность. Огромные мухи среди снега как бы подчеркивают безысходность сложившейся ситуации. Люди, затравленные идейными активистами, сдались и приготовились к смерти. Андрей Платонов в повести много внимания уделяет также теме смерти.

Смерть постоянно присутствует в динамике развертывания повествования Платонова. Процесс коллективизации неразрывно связан с убийством и самоубийством. Герои повести «Котлован» с энтузиазмом начинают строить новый мир. Освободившись от капиталистов, люди готовы радикально изменить мир вокруг и измениться сами. Торжество пролетариата сможет полностью преобразить жизнь простых тружеников: не будет голода, бедности, скорби, а может даже и смерти. Для достижения цели новые пролетарии готовы приложить все силы. Но в результате титанических усилий и жертв именно смерть поглощает все планы и надежды, а переживания и тяготы становятся бессмысленными:

Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?..

Строители «общепролетарского дома» как и крестьяне в деревне – это работящие искренние труженики, которые гораздо больше заботятся о будущем поколении, чем о себе и своей жизни. Все герои повести готовы умереть, лишь бы дети жили лучше. Благородные затравленные люди еще много лет будут умирать во имя торжества пролетариата и строительства коммунизма… Для блага крестьян нужно уничтожить самих крестьян – такой посыл коллективизации. Андрей Платонов жил и работал в это страшное время огромных строек на костях людей, убийственной коллективизации и нескончаемой пропаганды о прекрасном будущем. Чтобы избежать расправы за вольнодумие, литератор никогда не высказывался против действий советской власти. Поэтому повесть «Котлован» стала своеобразным криком души писателя. Платонов, как и персонажи анализируемого произведения, заботится о будущем поколении. Писатель намеренно использует неуклюжие и просторечные выражения и обороты, так как старается в полной мере показать весь ужас и абсурдность больших государственных проектов того времени.

Финал повести Платонова

Завершение произведения Андрея Платонова отдает трагизмом, ведь символ светлого будущего, перспектив – Настя, маленькая девочка, которую приютили землекопы, – скоропостижно умирает от болезни. Настя – ребенок, и это – обобщающий образ всех детей, ради которых и возводился фундамент здания, котлован, основа нового общества. Настю хоронят в стене котлована. Теперь котлован – не базис для будущего или нового социума, но могила для мечты и надежды.

Андрей Платонов – человек разносторонних интересов. Предлагаем ознакомиться с анализом его произведения “Юшка”, где описывается грустная история одного несчастного человека.

Конечно, чтобы рассказать о сюжете повести, не нужно много места и времени. Но сюжет или фабула – далеко не центральная ценность произведения Платонова. Автор уделяет много внимания описаниям природы, чувств Вощева, анализу взаимоотношений между землекопами. Котлован поначалу кажется счастливой надеждой на другую, светлую жизнь, но вскоре Вощев увидит картину, скрывающуюся за поверхностными лозунгами. Правда жизни состоит в том, что возведение нового всегда граничит с разрушением старого порядка, образа жизни. Платонов демонстрирует в «Котловане» обе стороны перемен: люди, которые получают что-то, и те, которые это что-то теряют. Вещи не приходят из ниоткуда, материя постоянно вращается в мире по кругу, переходя из рук одних лиц в руки других людей. Последние, как правило, оказываются первыми жертвами нового режима.

Котлован роют долго. Строителям кажется, что процесс рытья длится вечно. Между тем, раскулачивание – стремительная специальная операция, которая происходит в мгновение ока. «Котлован» – это повесть, построенная на сюжетном и смысловом контрасте, скрывающая глубокую философскую подоплеку.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.