Источники получения новых знаний — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Источники получения новых знаний

2020-12-06 80
Источники получения новых знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При создании новых объектов проектировщик может использовать только ту информацию, которая содержится в базе данных (БД) производственной (П) системы. В условиях рынка необходимы новые знания, поэтому П-системе необходимо выявить те источники, из которых она может брать достоверную информацию для пополнения своих баз данных [24].

Таким источником является наука, задача которой – извлечение и систематизация новых знаний о процессах и явлениях, имеющих место в природе. В глобальном информационном пространстве, называемом общественное сознание (ОС), наука выполняет функцию носителя объективной информации, задающей информационную модель природы как целого. Наука дифференцированна по разделам. Развитие науки, непрерывно отражающей развитие природы и общества, идет в двух направлениях: вглубь – путем проникновения в элементарную сущность предметов и явлений и вширь – путем интеграции различных направлений с использованием многокритериального анализа и синтеза сложных процессов и явлений. Для науки одинаково важным является исследование космоса, изучение элементарных частиц и расшифровка информационной модели (генома) человека.

Рассмотрим П-систему с последовательно изменяющимися состояниями (рис. 2.5.), которая представлена в материальном (рынок товаров) и информационном пространствах.

На шкале времени (t) задаются временные интервалы , в конце которых фиксируется состояние (S ) производственной системы:

- текущее состояние (t ), задаваемое системой мониторинга;

-исходное (начальное) состояние (t ), задаваемое отчетом;

- прошлое состояние (-2 ,-  ), задаваемое в виде статистики;

-будущее состояние, задаваемое в виде проектов.

Рис. 2.5. Схема, отображающая изменение состояний П-системы

в прошлом и будущем

 

Наблюдатель, лицо, принимающее решение (ЛПР), находящийся на рынке товаров, имеет информацию об экономическом состоянии П-системы и, основываясь на личном опыте, способен прогнозировать ее состояние на несколько месяцев вперед. Дальнюю перспективу развития П-системы в условиях нестационарной рыночной среды ЛПР оценивает как стихию.

В реальных условиях крупные корпорации прогнозируют свое развитие на двадцать и более лет вперед. Для этого они используют модели (St*S) – взаимодействия с последовательно изменяющимися состояниями, которые существенно сложнее модели стихийной среды (St – производственная система, S – окружающая среда; St*S – отдача продукции П – системы в окружающую среду). Для того чтобы от стихии перейти к порядку, П-система должна иметь в своем составе функциональные звенья, способные задать и поддержать этот порядок. Эту функцию опережающего отражения в П-системе обычно выполняет звено научного обеспечения производства (ЗНО).

Базовый принцип (аксиома), на котором строится описание (St*S) – взаимодействия формулируется следующим образом:

П-система является инерционным объектом, который не может мгновенно изменять свои состояния, и поэтому модель (St * S) – взаимодействия должна постоянно корректироваться таким образом, чтобы компенсировать проявление нестационарности внешней среды.

В П-системе научное обеспечение выполняет две существенно различные функции. Во-первых, оно задает модели последующих состояний П-системы на дальнюю перспективу, во-вторых, оно постоянно корректирует (изменяет) принятую модель в зависимости от текущего состояния среды. Первая функция является относительно статической, а вторая – динамической, так как связана с постоянным мониторингом окружающей среды и корректировками модели (St*S) – взаимодействия. Из принятой аксиомы вытекает важное для П-истемы следствие.

Если П-система не имеет в своем составе звена научного обеспечения, то она управляет методом проб и ошибок и неспособна адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Функциональное звено способно выявить и оценить эти изменения, а следовательно, сформировать управляющие воздействия, компенсирующие их.

Звено научного обеспечения формирует свое собственное информационное пространство, в котором представлены следующие информационные объекты:

    - новые знания, полученные фундаментальной и отраслевой науками;

- результаты научно-исследовательских разработок (НИР), полученные прикладной наукой;

    - новые идеи, сформулированные в научных публикациях, отчетах и других документах;

    - патенты, защищающие интеллектуальную собственность разрабатываемого направления техники;

    - стандарты и методики, поддерживающие научное обеспечение производства;

    - ноу-хау, знания, в которых заключен опыт производства по избранному направлению техники.

Информационное пространство звена научного обеспечения связано с общественным сознанием (ОС), а также с информационными пространствами рынка товаров и рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Схема взаимодействия информационных пространств П-системы представлена рис. 2.6.

 

Рис.2.6. Схема взаимодействия информационных пространств П-системы

Уровни научного отображения производства. Каждой развивающейся П-системе необходимы новые знания, обеспечивающие создание новых технологий и изделий. В системе общественного разделения труда функцию извлеченных новых знаний выполняет наука, которая отражает бытие в информационном пространстве во всем его многообразии и развитии. 

Наука структурирована (рис. 2.7.) по разделам и специальностям. Фундаментальная наука отражает бытие таким, каково оно есть на данный момент и в развитии путем формирования новых разделов, направлений и специальностей. Целью фундаментальной науки является познание бытия.

 

 

 


                                  

 

 

Рис. 2.7. Схема взаимодействия науки и производства

   

Физическую основу бытия составляет материальное пространство, которое структурировано по отраслям и видам однородной продукции, выпускаемой отраслью (см. рис. 2.7). Каждая отрасль для своего развития нуждается в научном обеспечении, и поэтому в научном пространстве на базе фундаментальной науки формируется отраслевая наука, целью которой является анализ, синтез и оценка продукции, выпускаемой отраслью, а также создание условий для ее непосредственного развития. Отраслевая наука использует в своем арсенале такие понятия, как технический уровень технологии, качество, ценность, критерии, оценки, экономическая эффективность.

Отраслевая наука по определению призвана решать научные задачи развития конкретной отрасли в границах, определенных разделами фундаментальной науки. Поэтому, если фундаментальная наука является мировым достоянием, то отраслевая наука является достоянием региона, в котором она осуществляет научное обеспечение выпуска продукции.

В состав отрасли входит множество унитарных предприятий, каждое из которых занимает нишу рынка, и для поддержания конкурентоспособности вынуждено постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию. Для этого необходимы новые знания, которые формирует прикладная наука. Целью прикладной науки является определение границ информационного пространства, в котором предприятие способно выпускать продукцию, обладающую свойствами конкурентоспособности, и тем самым поддерживать свою конкурентоспособность. Продукция, выпускаемая звеном научного обеспечения, является объектом интеллектуальной собственности, которая измеряется ценностью на рынке интеллектуальной собственности.

Наука является относительно независимой формой общественного сознания, которая имеет свои законы развития и отображения быта. Для производства наука сформировала три уровня отображения научных знаний, отличающихся общностью, ценностью для производства и источниками финансирования. Это фундаментальный, отраслевой и прикладной уровни научного обеспечения производства. Структурная схема научного обеспечения производства представлена на рис. 2.8.

 

 

Рис. 2.8. Структурная схема научного обеспечения производства

 

На фундаментальном уровне знания представлены в абстрактной форме и недоступны для непосредственного восприятия производством. Фундаментальные знания не имеют рыночной стоимости (они бесценны) и оцениваются только научной общественностью.

    Прикладной уровень генерирует знания, непосредственно используемые в производстве, имеют ценность, определяемую на рынке интеллектуальной собственности. На этом уровне осуществляется прямой контакт науки и производства, и формируются проблемы и задачи, которые предстоит решать на фундаментальном и отраслевом уровнях науки.

    Задачи прикладной науки.

1. Наблюдение процессов производства и отображение их в научной (абстрагированной) форме.

2. Формирование проблем (задач) и их постановка в форме, доступной для восприятия на фундаментальном и отраслевом уровнях.

3. Обеспечение трансферта новых знаний из области фундаментальной науки в материальное производство.

4. Формирование идей, обладающих силой изменить сложившиеся модели производства.

5. Формирование объекта интеллектуальной собственности.

6. Формирование баз знаний, содержащих информационные объекты (новые знания), используемые для поддержания устойчивости производства в рыночной среде.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.