Потребление — всепоглощающая цель — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Потребление — всепоглощающая цель

2020-12-06 59
Потребление — всепоглощающая цель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высокий уровень потребления стал единственной, абсолютной целью общества. Причем речь идет именно о материальном потреблении — чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор. Вся реклама продвигает именно материальные ценности: пей пиво, жуй «Орбит», ешь чипсы и?т. д. Раньше в общественной жизни преобладало стремление произвести, теперь главная цель — потребить. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека. Ушли в прошлое такие ругательные термины, как «вещизм», теперь гордо заявляется: наша цель — «общество потребления». С сожалением приходится констатировать: «Наше общество заражено жадностью. И это худшая из инфекций» [24].

«Обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа. Трудно отрицать, что речь здесь идет об опасном превращении социального метаболизма, несколько похожем на то, чем является рак для живых организмов: о чудовищном разрастании бесполезных тканей»[25].

Удельный вес производственного сектора в экономике западных стран становится с каждым годом все меньше, постепенно сдавая свои позиции сфере услуг. В этом отношении показателен пример трансформации ВДНХ. Раньше на этой выставке были представлены лучшие образцы того, что производила наша экономика. Теперь все павильоны превращены в сплошной базар бытовой техники, одежды, еды и т. д. Торговля вымещает производство, учебные заведения, церкви.

«В 1986 году Америка еще насчитывала больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Не прошло и пятнадцати лет, как число торговых центров стало более чем вдвое превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потреблятства торговые центры заменили собой церкви как символ культурных ценностей. Действительно, 70 % граждан США еженедельно посещает торговые центры, и это больше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви»[26].

Вещизм уверенно вытесняет из жизни интерес к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. Но человека от животных и машин отличает наличие души — категории нематериальной. Следствием распространения вещизма стало то, что люди стали превращаться в живых роботов, с упрощенным духовным миром, зато с хорошей производительностью труда. Духовные ценности исчезают или извращаются. Поэтому вполне закономерно страны Запада, несмотря на высокий материальный уровень жизни, занимают первые места в мире по количеству самоубийств, число которых постоянно растет.

вернуться

18

Абрамович едва не довел гражданок до обморока. 12.04.2007, телеканал НТВ.

вернуться

19

Гедонизм - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

вернуться

20

Российский рекламный рынок догоняет западный. 08.10.2003, ИМА-консалтинг.

вернуться

21

В Курске начал вещать первый в России рекламный телеканал. 27.01.2004, Lenta.ru.

вернуться

22

В Санкт-Петербурге реклама получит отдельный телеканал. 08.08.2006, ИА Альянс Медиа.

вернуться

23

Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 242.

вернуться

24

Доктор Пэтч Адамс.

вернуться

25

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 3.

вернуться

26

Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 32.

По данным American Association of Suicidology (Американской ассоциации суицидологии), в США каждые 17 минут люди кончают жизнь самоубийством. Суицид является 11-й по частоте причиной смерти американцев, пишет Washington Profile. При этом принято считать, что на каждое «успешное» самоубийство приходится 8–20 неудачных попыток его совершения[27].

Люди перестают понимать, для чего они живут. Смыслом жизни для человека, в отличие от животного, не может быть высокий уровень потребления. Как писал итальянский мыслитель Ю. Эвола: «Средства к жизни стали сейчас важнее, чем сама жизнь. Да, они превратили жизнь в свое средство… забота о материальных условиях существования уничтожает само существование» [28].

Доходит до нелепого: человек начинает покупать то, что ему вовсе не нужно. В second-hand часто сдают не только поношенную одежду, но и вещи, которые ни разу не надевали (более 20 %), порой даже с бирками магазинов. Многие врачи считают страсть к постоянным покупкам тяжелым неврозом, причем этот недуг, говорят они, свойствен большей частью женщинам. 25 % женщин в развитых странах уже страдает от этой напасти. Германские ученые уже дали данной болезни свое наименование — «покупкомания», или «ониомания» [29].

Маниакальной страстью купить себе любую, порой ненужную вещь умело пользуются специалисты по продажам. Авторы учебников по маркетингу пишут, что главное — не удовлетворить потребность, а создать ее. И вот идет непрекращающаяся гонка сначала создания, а затем удовлетворения потребностей. А поскольку потребности бесконечны и удовлетворение одних сразу же рождает другие, то погоня за эфемерной материальной обеспеченностью не прекращается никогда.

Семейные ценности

Сейчас мы не будем говорить о брачном контракте, который становится неотъемлемой частью западной семьи, а остановимся на том, что сегодня даже детей на Западе стремятся сделать прибыльным товаром. В борьбе со снижением рождаемости в США возникла новая концепция, которая гласит: чтобы повысить рождаемость, нужно принять закон, в соответствии с которым родители получают обязательный и высокий процент с доходов взрослых детей. В этом случае рождение ребенка будет материально очень выгодно. Другими естественными методами остановить вымирание больного общества уже невозможно. Воистину «между материализмом и семейными ценностями существуют напряженные отношения» [30].

Существует и другая методика преодоления вырождения. Прочность семьи хотят поддержать иначе, а именно — повысить плату за ту работу, которую выполняет женщина в семье, например плату за пользование прачечной. В этом случае женитьба будет выгодна, рентабельность предприятия под названием «семья» резко повысится, ведь

«что, в самом деле, такое семья, если не предприятие, организованное по законам контракта, в котором каждая из сторон скрупулезно подсчитывает соотношение издержек и отдачи?»[31].

И такие концепции выдвигают не заштатные, никому не известные журналисты из провинциальных газет, а интеллектуальная элита западного общества, включая лауреата Нобелевской премии Г. Беккера. А почему бы и супружеские обязанности не выполнять за деньги? Готовить, убирать, забивать гвоздь… все за деньги, ведь семья – предприятие?»

Все худшее — детям

Маркетологи нащупали новую «семейную ценность», использование которой обещает неплохую прибыль. Дело в том, что количество денег, которые тратятся американскими детьми двенадцати лет и младше или взрослыми под их влиянием, в последнее время стало стремительно возрастать на 25 % в год и в следующем десятилетии, согласно прогнозам, достигнет 1 триллиона долларов ежегодно.

«Фирмы, торгующие предметами косметики, ориентируются на все более маленьких девочек. Двадцать шесть процентов тринадцатилетних американских девочек пользуются косметикой каждый день. Кристиан Диор производит бюстгальтеры для дошкольниц. Детский маркетинг стал самой перспективной тенденцией в мире рекламы. И маркетологи в открытую рассматривают родителей как помеху, а их попытки защитить своих детей от коммерческого давления — как то, что необходимо нейтрализовать, чтобы можно было, выражаясь в самых страшных терминах, используемых маркетологами, “взять детей в плен, присвоить их и заклеймить”. На конференции по маркетингу, проводившейся в 1996 году в Диснейленде и называвшейся “Детская сила”, коммерческий директор “Макдоналдса” выступил с основным докладом под названием “Ослабление родительских запретов”. “Антиобщественное поведение в погоне за каким-нибудь товаром — это хорошо”, — заявил один из выступавших на конференции “Детская сила – 96”»[32].

Это волна докатилась и до нашей страны, реклама целого спектра товаров для детей (шоколадки, жевательные резинки) основана именно на пропаганде агрессивного антисоциального поведения. Типичный в этом отношении — рекламный ролик «Пепси» 2006 года. Фабула ролика такова[33]. Молодые люди довольно шумно играют во дворе дома на музыкальных инструментах. Взрослый мужчина делает им замечание. Темнеет. Молодые люди игнорируют замечание, напротив, они забираются на крышу дома и начинают играть в несколько раз громче. Теперь они не дают покоя гораздо большему количеству людей. Но жители окрестных домов восхищены и прыгают от радости. Вот такая модель поведения рекламируется. Очень хотелось бы посмотреть на создателей ролика, если бы на крыше их дома ночью играла рок-группа. Как бы они прыгали… от радости, конечно.

Продаются друзья. Оптовикам скидки![34]

В мире появился новый сегмент рынка, позволяющий его игрокам получать баснословные прибыли. Бизнес, получивший условное название «друг напрокат», уже принес западным предпринимателям миллионы долларов и обещает стать доходным в России.

В Великобритании один из торговых центров Глазго порадовал покупательниц необычной услугой — «друг для походов по магазинам». Организаторы акции утверждали, что «друг» полон энергии, галантен, внимателен и учтив. Он готов сколько угодно гулять с клиентом по магазинам, давать дельные советы, не вызывая раздражения. Успех новинки был ошеломляющим. Друга или подругу напрокат разбирали бизнес-леди и жены предпринимателей, чьи мужья не испытывают интереса к шопингу.

В России услуга «друг для похода по магазинам» пока предлагается только имиджевыми агентствами. Шоп-ассистент представляет собой не только приятного человека, но и профессионального дизайнера. «Подруга на час» проведет клиентку по всем крупным бутикам, деликатно объяснит, какие вещи подходят к выбираемому гардеробу, и при этом расскажет последние светские новости. «Мы понимаем, что, когда клиент идет с нашим специалистом по магазинам, он ждет не только экономии времени и финансов, но и приятельского общения, — пояснила «Новым Известиям» руководитель столичного имиджевого агентства Studio Style. ru Анна Андрианова, которая уверяет, что «шопер напрокат» на деле даже лучше, чем настоящие подруги.

Более разнообразные дружеские услуги предоставляют многочисленные алиби-агентства. Их сотрудники порой могут выступить в роли самых надежных друзей, прикрывая измену клиента супруге. Они наплетут, что в этот момент муж был с ними в бане или на рыбалке, и даже предоставят неоспоримые доказательства в виде стопки целомудренных фотографий или ведра со свежим уловом. «Нередко клиенты хотят выглядеть завсегдатаем какого-нибудь модного клуба или ресторана — привести туда девушку или партнеров по бизнесу и блеснуть своими связями, —рассказал «НИ» директор московского алиби-агентства Barkets.

вернуться

27

В США каждые 17 минут люди кончают жизнь самоубийством. 17.11.2006, NEWSru.com.

вернуться

28

Эвола Ю. Языческий империализм. М., 1994. С. 88-89.

вернуться

29

Коробова Е. Шоппинг. Лечение стресса. Дорого. 31.10.2003, ГИК "Россия", "Вести".

вернуться

30

Т. Хаггард.

вернуться

31

Lthage H. Demain le capitalisme.?, 1978. P. 346.

вернуться

32

Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 96-102.

вернуться

33

Акция: "Включи MP3-зверя". http://pepsi.zve.ru/about.

вернуться

34

Жена напрокат. 28.07.2006, Новые Известия.

Кроме того, сотрудники агентства на правах приятеля могут поговорить с шефом клиента о повышении зарплаты, намекнуть возлюбленной о чувствах заказчика или даже отшить соперника. Опять же, за хорошую плату.

Столичное агентство «Алиби для вас» не забыло и об одиноких бизнес-мамашах, предлагая им услугу «папа на час». «Приличный мужчина заберет вашего сына из школы, спортивной секции или бассейна, — говорят сотрудники агентства. — Он может произвести мелкий ремонт квартиры или посидеть дома с ребенком. А может даже “приехать” из долгого плавания и провести день-другой с малышом».

Очень часто дети ощущают себя неполноценными рядом со сверстниками, у которых есть оба родителя. Приезд «настоящего папы» придаст ребенку уверенности в себе. А если «папа-капитан» пусть и за мамины деньги подарит малышу красивые ракушки с берега далекого океана, то счастью ребенка не будет границ. Позже моряка можно торжественно похоронить в громком кораблекрушении.

В США пошли еще дальше. Там напрокат можно взять жену. Всего за 5 тысяч долларов в месяц в вашем доме поселится симпатичная женщина, которая будет убирать, готовить, стирать и… пилить вас за позднее возвращение домой. Как поясняют организаторы компании, данная услуга предназначена для молодых мужчин, которые хотят проверить, готовы ли они к браку. «Жена напрокат» позволяет состоятельным яппи на собственной шкуре испытать все плюсы и минусы совместного проживания с женщиной.

Взять напрокат можно не только друзей и родственников. Например, в Австралии фирмы предлагают аренду гостей на вечеринки. Стоимость одного человека — 20 долларов. Все наемные участники праздника будут заразительно веселиться и развлекать настоящих гостей.

За деньги можно купить даже болельщиков. В Германии есть группа людей, состоящая главным образом из поклонников команды второго дивизиона «Геттинген». После банкротства клуба болельщики решили не расходиться, а сделать из своего хобби бизнес. Они готовы за вознаграждение и оплату транспортных расходов поддержать любой спортивный клуб. Взамен команда получает непрерывную поддержку трибун. Наемные болельщики даже пишут оригинальные и динамичные песни-кричалки. Фанаты-бизнесмены уже получили заявки от самых разных клубов страны.

Экономисты прогнозируют, что сервис «люди напрокат» прочно займет свое место на рынке услуг. Первые предприниматели, которые начнут игру на этом сегменте рынка, имеют большие шансы сделать капитал на продаже дружбы и убеждений.

Из грязи…

Если ты можешь купить футбольный клуб, то никого не волнует, откуда у тебя деньги. Теперь ты уважаемый член общества, кумир множества людей, теперь о тебе складывают песни, твое имя на майках, в перспективе получение звания лорда, различных орденов и т. д.

Бизнес-элита не хочет быть просто бизнесменами, в этом она чувствует некую ущербность, поэтому ее представители стремятся покупать не только футбольные клубы, но и дипломы об образовании, научные степени, медали и ордена, дворянские титулы. Например, Российское дворянское общество[35]предоставляет возможность получение титула:

• князь — 12,000 евро;

• граф — 8,000 евро;

• барон — 5,700 евро.

Сообщается, что пакет документов включает: официальную Грамоту размером 55 х 42см, представляющую собой внутреннее текстовое пространство с Гербом России, короной и шапкой Мономаха и надписями на русском языке, в обрамлении портретов 19 Российских царей на фоне лавровых листов, цветов Российского флага и Андреевского флага, скрепленная подписями и печатями 5 князей, и гербовой печатью Российского дворянского общества.

Не надо думать, что Россия придумала что-то новое. Аналогичным образом титулы продаются и в других странах, там зародилась концепция конвейерной продажи титулов. Только стоит подороже — 60.000 евро.

Но вернемся в Россию. О преимуществах титула в рекламе Российского дворянского общества говорится следующее:

• Возможность общаться с людьми своего круга, в число которых входят известные банкиры, политики, ученые, артисты (например, Борис Березовский, Павел Буре, Жорес Алферов, Алла Пугачева и мн. др.).

• К владельцу титула будут обращаться Ваше Сиятельство и т. д. Владелец титула имеет право требовать, чтобы при его появлении объявляли: Его Сиятельство Князь такой-то.

• По прибытии в столицу России владельцу титула, по его просьбе, Российским дворянским обществом может быть устроена встреча в аэропорту с почестями, лимузин типа «Линкольн» и эскорт (охрана, девушки-гиды с хорошими манерами) для препровождения в гостиницу, разумеется, с предварительным бронированием номера класса люкс.

Что это за загадочные девушки с хорошими манерами? Но это еще не все. При желании претендента уже полученная им Грамота и все другие документы могут быть торжественно вручены в Москве в Дворянском собрании, в присутствии узнаваемых VIP-персон и иерархов Русской православной церкви, с возможностью фото- и видеосъемки. Стоимость данной услуги оговаривается дополнительно.

Интересно, можно ли, чтобы девушки с хорошими манерами показали стриптиз под аплодисменты иерархов Русской православной церкви? Естественно, если стоимость данной услуги тоже оговорить отдельно. Вообще, есть ли хоть что-то святое, что нельзя купить в цивилизации денег?

Академик после трех классов?

В 2006 году вице-премьер правительства Чечни Р. Кадыров получил звание академика Российской академии естественных наук «по ходатайству авторитетных ученых».

На пресс-конференции в ответ на предположение одного из журналистов о том, что уровень образования Кадырова не вполне дотягивает до присвоения ему звания академика, так как, по некоторым данным, он имеет лишь три класса образования и лишь недавно заочно окончил махачкалинский институт, вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН) А. Лагуткин сказал: «А что такого?! Я тоже закончил институт заочно!»[36].

Сразу стали слышны возгласы — только у нас такое возможно. А действительно, только ли у нас? На самом деле мы вступаем на тот путь, по которому Запад уже идет давным-давно. Звание академика можно получить вполне легально, пожертвовав определенную сумму «на науку». Считается, что тем самым человек способствует продвижению науки и вполне заслуживает научное звание. Даже если образование у него три класса, или даже два, или его вообще нет. В общем, если расписываться в чековой книжке умеет, то он уже вполне академик.

Сфера управления обществом

Существует мнение, согласно которому политическая власть сегодня находится в подчинении власти экономической — не президенты управляют миллионерами, а миллионеры президентами. Президенты и депутаты не управляют государством, а только узаконивают решения, которые принимают люди, обладающие действительным экономическим влиянием. Каждой страной Запада руководит определенное число семейств, 200–500 в зависимости от страны, значимость которых определяется величиной их состояния. Например, считается, что США руководит примерно 500 семей, а Францией — около 200. Причем это не голословные утверждения. Приводятся фамилия, размер состояния, подконтрольные СМИ, суммы пожертвования в избирательные фонды партий и президентов.

«Президенты являются марионетками в чужих руках. Решения принимают не Ельцин, Клинтон или Ширак — у них нет больше власти. Реально экономической властью на этой планете владеют те, кто, благодаря коммуникационной сети цифровой технологии, контролирует и изменяет всю экономику так, как им удобно»[37].

Верно ли приведенное выше мнение? В обществе, где все покупается и продается, наибольшей властью обладают те, у кого больше денег. Аналогично тому, как в аукционе побеждает тот, у кого много денег, а не тот, у кого нет гроша за душой. Это настолько очевидно, что не требует особых доказательств.

вернуться

35

http://www.immigration-world.com/index.html.

вернуться

36

Рамзан Кадыров стал почетным академиком по просьбам трудящихся. 27.01.2006, Lenta.ru.

вернуться

37

Череш Р. Ответ Джо Соросу или изучение мудрости. СПб., 2000. С. 464-465.

Политическая власть зависит от экономической, т. к. основа властной селекции западных стран — выборы, а выборы — это деньги, и деньги немалые. Деньги приходится брать у бизнеса. Бизнес ничего просто так не дает и требует возврата. В конечном счете все это приводит к аффилированным структурам, откатам, воровству и коррупции. Выборы — это бизнес-проект.

Бизнесменов мало волнуют судьба страны, нравственность и другие отвлеченные темы — значительно больше их интересует прибыль, иначе предприниматель разорился бы, проиграл в конкурентной борьбе тому, для кого деньги — прежде всего. Поэтому тот, кто получает средства для выборов, после прихода во власть должен их отработать. Если все называть своими именами, то можно сказать: любой избранный политик — заложник бизнес-структур. Таким образом, выборы есть основа процесса, который можно назвать «продажность политика».

На Западе часто проходят судебные процессы над крупными политиками. Их обвиняют то в коррупции, то в изнасиловании, то в связях с мафией. Многие ошибочно считают, что такие скандалы — показатель демократии и равенства всех перед законом. Это не так.

То, что на Западе политики находятся под неусыпным оком средств массовой информации, а любая провинность раздувается до скандала, свидетельствует не о степени развития демократии, а о том, что политическая власть — власть бутафорская.

В современном политическом жаргоне даже появилось понятие «мягкая власть» или «мягкая сила» (soft power). Это понятие изобрел Джозеф С. Най в конце 1980-х, и оно вошло в лексикон не только политиков, политологов и аналитиков, но и в лексикон современных образованных людей по всему миру.

Одной из методик реализации принципа мягкой власти являются судебные преследования представителей политической элиты. Все так называемые преследования — показные, опереточные, а потушенный скандал является поводком, на котором держат, например, президента. Если что, скандал можно вновь раздуть. Вообще запачканный президент — очень удобная конструкция, им легко манипулировать. На всех последних президентов США — Рейгана, Буша, Клинтона — заводятся уголовные дела:. Естественно, никого не сажают в тюрьму, да и не в этом цель, цель — «мягкая власть».

Протест заказывали?

Формула московского мирного митинга в 2006 году такова: 300–500 руб. умножаем на количество человек, плюс расходы на организаторов, звеньевых, агитматериал. Отдельной строкой оплата сообщений в СМИ. Если митинг проправительственный, то эту статью расходов можно не учитывать.

«Коммерческие» акции стоят дороже. «Коммерческие» акции — то есть направленные против каких-то корпораций, олигархов или в защиту каких-либо предприятий. Практически все пришедшие, как правило, участвуют в ней за деньги. Здесь ставки выше. Цена варьируется от 250 до 1500 руб. за человека. В зависимости от направленности акции, ее продолжительности и т. д. Обычно это бывает связано с рейдерской тематикой, потому что тактика антирейдерской защиты в обязательном порядке предусматривает использование уличных акций, поскольку они становятся информационным поводом для проплаченных материалов в СМИ[38].

Герой нашего времени

Сегодня все значимее в оценке человека становится уровень его доходов, о человеке судят не по тому, что он собой представляет, а по тому, что он имеет. Теперь суть каждого человека можно выразить в денежном эквиваленте, между человеком и его деньгами появился знак равенства. «Все заинтересованы лишь в том, чтобы “делать деньги”», — в средине прошлого века с горечью констатировал Р. Генон.

«В современных социумах западной цивилизации “лучшие” люди в “элиты” отбираются исключительно только по единственному критерию: способности к стяжательству, получению прибыли, устроению карьеры ценой любых прегрешений, пренебрежений нравственными нормами, преступлений, включая мошенничества, клевету, убийства и т. п. Именно наиболее “продуктивные” в такого рода технологиях жизненных противоборств подавляюще доминируют во всех неформальных структурах “элит”, через них — в политических слоях, на высших должностях государства. То есть в наибольшей степени определяют любые приоритеты экономической культуры, научной и иной социальной деятельности государств, а по сути — именно стяжательские корпоративные интересы “своего” слоя»[39].

Вся же нелюбовь к олигархам — это лишь проявление зависти. Расхожей стала фраза «Если ты такой умный, почему такой бедный?». Тем, кто так говорит, неизвестно, что большинство великих людей жили или умерли довольно бедными, сколотили состояние — единицы. Как правило, ум, гениальность сторонятся денег, великий человек самовыражает себя вне денежной плоскости. Деньги для него не являются, конечно, лишними, но это второстепенная цель. Чтобы иметь очень много денег, не надо быть умным или глупым, а нужно очень любить деньги. Именно таковы представители элиты общества потребления, о которых пойдет речь в следующей главе.

Человек сам себя наименовал «Homo sapiens» — человек разумный, но если бы инопланетяне сегодня посетили Землю, они вряд ли согласились с таким определением. Кто наиболее ценен в современном обществе, т. е. чей труд в обществе оплачивается наиболее достойно? Итак, кто наиболее ценен для нынешнего общества?

1. Актеры, футболисты. По сообщению английской прессы, именно этот слой общества сегодня богатеет наиболее быстрыми темпами. Имея высокие заработки, именно они находятся на пике общественного почитания, и именно они купаются в лучах славы.

2. Бизнес-элита. Владельцы и управляющие крупных, практически без исключений, компаний, аффилированных с госструктурами.

3. Элита преступного мира. Руководители крупных мафиозных картелей, в основном специализирующихся на торговле наркотиками, рабами и оружием.

4. Политическая элита. Несмотря на невысокие официальные зарплаты, коррупционные связи позволяют повысить доходы в несколько тысяч раз.

5. Звезды эстрады.

6. Элитные проститутки. Проститутки, обслуживающие олигархов, всевозможные топ-модели.

7. Элита умственного труда. Ученые.

Если кратко, кумирами сегодняшним обществом являются воры и шуты. Приведенный выше рейтинг элит не претендует на абсолютную законченность, он лишь показывает общую тенденцию. Конечно, представители бизнес-элиты зарабатывают больше, чем актеры, но последние несравненно более почитаемы. Наиболее известные ученые даже могут конкурировать в доходах с наиболее востребованными элитными проститутками. Но суть не в этом, а в том, что люди умственного труда у Homo sapiens зарабатывают меньше всех. Это подтверждает и опыт нашей страны, где директор научно-исследовательского института в 2005 году получает зарплату 7000 руб., т. е. в два раза меньше, чем проститутка за один час работы[40]. Зарплата обыкновенного научного сотрудника — 1600–2200 руб.. Вообще, меньше, чем люди умственного труда, в России не получает ни одна категория граждан.

«В цивилизации денег ценность людей принимает характер карикатуры на всякую разумность — распределение по уровням значимости повергнет в содрогание любого космического пришельца: самые-самые ценные люди западной цивилизации — именитые актеры Голливуда. Несколько ниже — именитые футболисты, хоккеисты, баскетболисты. Еще малость ниже — «звезды» эстрады, разнообразные топ-модели. Почти вровень с ними — президенты, владельцы банков, транснациональных компаний и равные им по богатству. За ними следом — именитые полководцы, герои военных кампаний. С ними успешно конкурируют известностью и почетом выдающиеся гангстеры. Низшие уровни значимых людей цивилизации денег (в том числе, и по заработкам!) занимают именитые писатели, режиссеры, художники, композиторы. Самые последние здесь — ученые, лауреаты самых престижных премий за эпохальные открытия. Просто честные, нестяжательные здесь воспринимаются просто убогими, в лучшем случае — безнадежными неудачниками»[41].

вернуться

38

Зубченко Г., Магомедова М., Наумов А. Профессия - массовка. Участие в лояльных уличных акциях становится для молодых обыкновенным бизнесом. 18.04.2007, Новые Известия.

вернуться

39

Водолеев Г. Люди цивилизации денег. http://ari.ru/publication.

вернуться

40

500 долл. получает элитная проститутка. Мы об этом писали. Но это, так сказать, элитные проститутки для всех. Доходы элитных проституток для элиты - иные.

вернуться

41

Там же.

Особенно важна тенденция изменений. В 1967 году две трети студентов американских колледжей сказали, что «формирование ясной жизненной философии» является «очень важным» для них, тогда как меньше одной трети заявили то же самое о «зарабатывании большого количества денег». В 1997 году эти цифры поменялись местами. На вопрос, что они считают «самым важным», заданный в недавнем опросе, проведенном в Вашингтонском университете, 42 % опрошенных ответили: «хорошо выглядеть/иметь красивые волосы», тогда как только 6 % отметили «получать знания о мире»[42].

Христианство

Христианство год от года все больше теряет свое влияние, люди перестают верить в Бога или уходят в секты. Религия окончательно потеряла метафизический смысл и выродилась в официально почитаемый ритуал. Те же, кто истинно верует, как правило, не находят себя в традиционных церквях, поэтому сотнями создаются секты, состоящих из фанатично убежденных людей. Даже так называемые верующие, по данным американских исследователей, вовсе не религиозны в традиционном смысле слова, а религиозные символы, как, например, крестики, превращаются в модные украшения. Такое положение дел привело к тому, что «Ватикан назвал необъяснимой и отвратительной моду на ювелирные украшения в форме креста, строго указав на это поклонницам подобных извращений» [43].

Европа вступает в эпоху постхристианства и перестает быть христианским обществом. В чем это выражается? В том, что интерес к традиционным формам религии постоянно падает. Например, в ФРГ с 1991 по 1998 год число людей, регулярно посещающих церкви, уменьшилось более чем в 2 раза: с 14,7 до 7 %. Менее серьезно, но неуклонно этот процесс происходил в Италии (сокращение почти на треть), не говоря уже о Франции, где о церкви и кюре вспоминают только при регистрации браков и конфирмации. Нотр-Дам превратился в большой музей-ресторан, куда приходят толпы, жующие гамбургеры и «стиморол», чтобы поглазеть на древние ритуалы. Думается, для этих людей воскресная месса стоит в одном ряду с гаданием на картах и показательным выступлением колдунов вуду. В Великобритании 44 % взрослого населения не исповедует никакой религии. Особенно много неверующих среди молодежи от 18 до 24 лет — 66 %. По мнению одного из ведущих английских религиоведов П. Брайерли, через 40 лет лишь 0,5 % населения страны будут посещать церковные службы[44].

Люди верят только в деньги, поэтому О. Бронсон с прискорбием констатирует: «Маммонизм стал религией англосаксонского мира, а о Боге мы просто-напросто позабыли. Мы утратили нашу веру в благородное, прекрасное и справедливое».

Дьявольски порочный круг

Казалось бы, рост производительности труда, изобретение всевозможных усовершенствований должны были освободить нас от работы, но этого не произошло, произошло обратное — люди стали чувствовать острую нехватку времени. Работа стала поглощать все свободное время.

«Мы добились развития техники, но мы не освободили себе время. У нас есть компьютеры, факсы, сотовые телефоны, электронная почта, автоматы, экспресс-почта, автострады, реактивные самолеты, микроволновые печи, еда быстрого приготовления, фотографии, которые делаются за один час, цифровые видеокамеры, замороженные вафли, быстрое это и быстрое то. Но у нас меньше свободного времени, чем было тридцать лет назад»[45].

Сложился дьявольски порочный круг: люди целый день работают, у них нет свободного времени, и, несмотря на это, они себя чувствуют нищими людьми. Они еще больше работают, чтобы освободится от этого чувства, что в принципе в условиях постоянной рекламы новых потребностей просто невозможно. Это приводит к стрессу, нервным болезням, развалу семей.

Подавляющее большинство людей, чтобы заработать деньги, много и интенсивно работают: так, с 1973 по 1985 год продолжительность рабочей недели среднего американца выросла с 40,6 до 48,8 часов, т. е. это 6 дней в неделю более чем по 8 часов. По оценке специалистов США, большинство американцев хронически недосыпают, страдают от нервных стрессов[46].

Деньги часто не освобождают человека, а, наоборот, закабаляют его. Парадоксально, но наличие денег часто соседствует с чувством нищеты. Психология нищего человека, обладающего деньгами, великолепно описана А. С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Нищета — это не наличие или отсутствие денег, сами по себе деньги — лишь красивые обертки. Сущность нищеты заключается в зависимости от копейки, в постоянной гонке за копейкой, в боязни лишиться копейки, в боязни, что с потерей копейки будут потеряны свобода, счастье, здоровье и т. д. Современный человек все время чувствует нехватку денег. Возраст деторождения неуклонно растет, дети все чаще заводятся лишь после 30, до 30 нет времени и денег. Люди забыли великую и старую как мир истину: «Деньги — хорошие слуги, но плохие хозяева» [47].

Раньше производство материальных благ удовлетворяло человеческие нужды — теперь оно стало самоцелью. Все чаще люди живут, чтобы потреблять, а не потребляют, чтобы жить. Основатель и президент такой авторитетной на Западе организации, как «Римский клуб», А. Печчеи заявляет, что следовало бы устроить человеческую революцию и изменить качества человека, с целью приспособления его к новому обществу и быстрым темпам развития. Не цивилизацию предлагается приспособить к нуждам человека, а наоборот. Так кто же хозяин нашей планеты — люди или вещи? Разве человек должен быть придатком товара? Почему мы должны подстраиваться под экономику, а не экономика под нас?

* * *

Хотя материализация жизни общества уже сама по себе подразумевает примитивизацию, все же примитивизация — самостоятельный процесс, который имеет собственное содержание и протекает по собственным законам, а материализация — не единственная его причина.

Примитивизация

Мы — пустые люди.

Т. С. Элиот

Суть роста примитивности состоит в том, что духовная жизнь общества в целом и отдельного человека в частности год от года упрощается и огрубляется. Процесс принимает патологический характер, духовная жизнь общества и человека низводится до примитивных животных проявлений. Всеми силами, стирая различия между нациями, полами, религиями, человечество стараются превратить в серую безликую массу. Все подлинно великое, индивидуальное уничтожается, высмеивается, отторгается. В кумиры обществу навязывают посредственных, а часто и бездарных актеров, писателей, певцов, модельеров, большая часть из которых к тому же извращенцы.

вернуться

42

Джон де Граф и др Потреблятство: болезнь, угрожающая миру.. М., 2003. С. 105.

вернуться

43

Ватикан резко осудил знаменитых дам за использование креста в украшениях. 12.08.2002, JesusChrist.ru.

вернуться

44

Упадок веры на Британских островах. 28.11.2000, NEWSru.com.

вернуться

45

Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 77.

вернуться

46

Экономическое и социальное развитие современного общества // Под ред. Боголюбова Л. Н. М., 1993. С. 51.

вернуться

47

Ф. Бэкон.

Мусорные люди

В апреле 2006 года Германии открылась экспозиция «Мусорные люди» — тысячи скульптур, сделанных из обычных отходов: банок, бутылок, обрывков газет и другого хлама. Весь материал, из которого сделаны «произведения искусства», был собран на улицах крупных городов. Скульптуры успели побывать во многих столицах мира, в том числе


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.