Четвертое направление – развитие связной письменной речи. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Четвертое направление – развитие связной письменной речи.

2020-12-06 51
Четвертое направление – развитие связной письменной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие устной речи тесно связано с формированием связ­ного письма. Письменная форма речи, так же как и устная, является важ­ным средством коммуникации. Ее развитие осуществляется с опорой на устную речь. Письменная речь является более абстрактной по сравнению с уст­ной. Она протекает без собеседника, лишена интонационной оформленности и таких экстралингвистических факторов, как мимика, жест, общность ситуации, иными словами, тех средств, которые выполняют роль дополнительных стимулов к речи. Письменная речь отличается также большей осознанностью и регламентированностью, так как предполагает владение специ­альной графической системой средств для кодирования звуко­вых комплексов, наличие умения делить сплошной речевой по­ток на самостоятельные языковые единицы, правильно фиксиро­вать их на письме, наиболее точно отбирать слова, знание правил орфографии. Не случайно эта форма речи развивается у детей лишь в процессе школьного обучения. Письменная речь должна быть более развернутой по сравнению с устной, для того чтобы ее содержание стало понят­ным читающему.

Основными видами работ по развитию письменной речи явля­ются изложения и сочинения.

Выбор тематики изложения, сочинения, тренировочных упраж­нений определяется главным образом воспитательным значением, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность со­держания и посильность композиционного и речевого оформления. Для сочинений целесообразно предлагать темы, связанные с конкретными впечатлениями и действиями детей. Шире привле­кать темы, связанные с общественно полезным трудом детей, спо­собствующие решению задач идейно-политического и нравствен­ного воспитания школьников.

Изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер. Они должны быть преимущественно повествовательного характера. По мере накопления речевого опыта дети составляют короткие (2—3 предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов, явлений природы, внешности человека, животных (II класс).

Начиная с III класса элементы описания вводятся в рассказы, составленные.детьми устно и письменно. В IV—V классах преду­сматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждения (ответы на вопросы почему? зачем?). Описания и рассуждения могут состоять из 2—3 предложений.

Программа предусматривает также обучение некоторым видам деловой речи, имеющей практическое значение (письмо, объявле­ние, заметка в стенгазету, состоящая из небольшого количества предложений), и речевому этикету (приглашение, поздравление). Для обучения детей письму изложений и сочинений полезно практиковать коллективные работы под руководством учителя, по образцу которых школьники учатся самостоятельно выражать свои мысли. Работа над связной речью предполагает особый контроль учителя за соблюдением учениками последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями из­ложения и сочинения.

Серьезное внимание уделяется работе по составлению планов устного и письменного высказывания, по формированию умения говорить и писать по собственному плану.

Работу над связной письменной речью рекомендуется прово­дить один раз в 10—15 дней.

 

Структура уроков развития письменной речи:

1. Урок начинается с предварительной беседы и выявления знаний учащихся по теме.

2. Знакомство с со­держательной частью подготовленного материала. Это могут быть картина, опорные слова, текст и др. — в зависимости от вида работы.

3. Анализ предъяв­ленного материала,

4. Составление плана или обсуждение готового плана, план дол­жен быть небольшой по объему, но четко и эмоционально сформулированный

5. Словарно-фразеологическая работа, против каждого пункта плана можно записать слова и вы­ражения

6. Примерный рассказ или пересказ по некоторым пунктам плана. Можно отрабатывать начало рассказа, которое, как правило, всегда затрудняет детей. Начало может быть воспроизведено двумя-тремя школьниками и пред­ставлять различные варианты вступления. Для того чтобы дети не повторялись, учитель ставит перед последующими рассказ­чиками вопрос: «Как по-другому можно начать рассказ?» Та­ким же образом можно обговорить пункт плана, особенно значи­мый для развития сюжета, концовку рассказа

7. Самостоятельное написание учащимися изложения или сочинения.

После написания изложения или сочинения и его анализа проводится работа над ошибками.

 

Лекция № 4. Обучение грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

План:

1. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

2. Добукварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Букварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.