Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-12-06 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Обращаясь к этому вопросу, исследованному ранее, я напомню лишь о том, что психический вирус существует в форме образа, недоступного сознанию.
Этот образ является результатом внедрения в психоэнергетическую систему определенного агрессивного элемента, которым может явиться некая идея, или слово, или чей-то поступок, или текст — в общем, все то, что оказало на субъекта свое направленное влияние. Такое влияние стало частью человека, в которого проникло, но частью обособленной и чужеродной, хотя иногда и может возникать иллюзия, будто новое состояние индивида обусловлено его какими-то личностными мотивами. В гипнологии, например, известен факт, когда люди, получившие внушение в трансе, совершают определенное действие по выходе из гипноза и, выполнив его, объясняют свой поступок как результат пусть не совсем понятных, быть может, даже и странных, но собственных побуждений.
В нашей обыденной жизни ситуации и состояния, которые моделируются экспериментальным гипнозом, встречаются весьма часто. По нескольку раз в день и ежедневно мы попадаем в трансовое состояние, или так называемый гипноид. В этот момент наше поведение мало чем отличается от обыденного — оно продолжает существовать лишь за счет автоматизированных, рефлекторных навыков, в то время как активное восприятие действительности значительно сужается. Возникает феномен «тоннельного» сознания. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за женщинами в магазине, увлеченными выбором себе одежды,
Это означает возможность проникновения какой-то части из того великого множества потоков различных влияний, которые пронизывают окружающее пространство, в подсознание человека.
|
Какие-то влияния гасятся, нейтрализуются или перерабатываются в иной вид энергии, скажем в импульс нервно-мышечного разряда.
Но иные воздействия — или те, которые заданно сфокусированы и специально направлены на субъекта, или такие, которые для него могут оказаться подспудно актуальными, преобразуются в символический код. И если этот код содержит в себе информацию потаенную, разрушительную, то он безусловно являет собой присутствие вируса — наиболее агрессивного и чужеродного элемента системы.
Последовательность распространения такого влияния может быть описана следующим алгоритмом:
1. Сообщение от источника преобразуется (кодируется) в информацию (символические структуры).
2. Совокупность этих знаков (символов) посредством канала связи (текст, речь, энергия) переносится к предполагаемому объекту восприятия.
3. Направленная информация сенсорно или субсенсорно проникает в систему восприятия, которая может быть представлена либо в качестве неких психоэнергетических структур, либо неких нейронных цепей объекта воздействия.
4. Информация вступает во взаимодействие с этими структурами, и далее возможны варианты:
а) преобразуется в нейтральную энергию физиологических процессов
б) заново кодируется в символ.
В первом случае организм отторгает эту информацию и обезвреживает ее.
Второй же случай предполагает наличие в системе восприятия субъекта хоть какого-то элемента, созвучного, комплиментарного посылаемому сообщению, и тогда вся система в целом усваивает ее путем переработки и хранения.
Данные положения выводят нас на весьма важные следствия, которые по сути являются развитием уже упомянутого тезиса о том, что невозможно воздействовать на то, чего нет.
Воздействующее влияние и кодирование его в четкую программу возможно в том только случае, если объект воздействия уже содержит в себе хоть какой-то элемент, готовый воспринять и принять это влияние в качестве программирующего агента.
|
И наоборот, если система восприятия объекта воздействия нейтральна по отношению к направленному на него влиянию, то она отторгается, а потому не усваивается и не программируется.
В качестве иллюстрации этой идеи может послужить пример с сектами.
Сейчас много пишут и говорят о зомбировании и обращении многих молодых людей в сомнительные культовые вероисповедания, обвиняя при этом лидеров этих организаций, всевозможных проповедников и гуру.
Психическая обработка потенциальной паствы действительно идет мощная и серьезная. Но при этом на себя обращает внимание факт, что далеко не все посетившие проповедь или первую лекцию вовлечения изъявляют желание пополнить ряды нового духовного течения или сделаться поклонниками очередного учения высшей истины. Достаточно большое количество людей, соприкоснувшись с такой информацией, оставляют ее в своей памяти в лучшем случае как нечто забавное и позволившее скоротать вечер. Часть же остается и посвящает себя служению. Почему так происходит?
Потому что между первой и второй группой есть разница. И заключается она в подспудном, неосознаваемом желании вторых того, чтобы их зомбировали. Это люди скрытой мазохистической ориентации, в то время как «отцы», «святые», «духопроводники» и прочие предводители и носители светозарных озарений несут в себе склонность, явную или подавленную, к садизму. И в конце концов наступает ситуация, подобная той, что описал Э. Берн: «Мужчина, который жаждет, чтобы на него наступали высокими каблучками, рано или поздно встречает женщину, которая всю жизнь спит и грезит, на кого бы наступить каблучком».
Потому, прежде чем в однозначном порядке изливать возмущение на духовных зазывал, имеет смысл проанализировать и тех, кто на эти призывы охотно откликается. По сути дела, специфика подобных взаимодействий ничем не отличается от той, что существует и в рекламе, где потребителя со всех сторон обстреливают самыми различными информационными влияниями, но право выбора в конце концов остается за потребителем. Наверное, прав был Шекспир в том, что «успех слова зависит не столько от уст говорящего, сколько от уха слушающего». Хотя, конечно, и опытный говорящий стоит многого.
Однако, возвращаясь к непосредственной теме данного раздела, обратимся к технике, способствующей нейтрализации того, что все-таки проникло в психоэнергетическую систему и стало ее рабочим, хотя и чужеродным элементом.
|
Здесь я привожу описание процесса, который применяю к пациентам с подобными проблемами.
(1) «Закройте глаза.
Всякий раз, когда человек закрывает глаза, перед его внутренним взором возникает нечто такое, что воспринимается как фон.
Этот фон может быть темным, почти черным, или же разноцветным, или наполненным различными образами — не имеет значения, потому что его состояние зависит от состояния личности в данный момент.
Ничего не делайте. Не создавайте никаких ожиданий и никаких установок. Позвольте своему организму пребывать в пассивном, созерцательном состоянии. И только лишь наблюдайте за тем, что происходит... или не происходит.
И начните наблюдение с исследования своего фона. Определите, какого он цвета, какова его глубина, то есть насколько он воспринимается как плоскость или же как некое пространство, какова его фактура, то есть насколько он воспринимается как нечто плотное или же разреженное.
И само по себе такое наблюдение, когда фокус внимания фиксирован на фоне и означает погружение сознания в магическую реальность вашего внутреннего пространства.
Просто осознайте, что глаза наши никогда не бывают закрытыми. Даже в том случае, если опущены веки, глаза все равно остаются открыты, только взгляд направляется при этом не наружу, а вовнутрь.
И вы можете теперь понять, что и сейчас вы смотрите и видите, так как поле вашего восприятия сохраняется. А это и есть психоэнергетическое поле —участок воспринимаемого при опущенных веках пространства, на котором проявляются образы.
Всматривайтесь в расслаивающееся мерцание фона, осознавая, что он и является тем тоннелем, который соединяет сознание и подсознание. В сознании —слова, в подсознании — образы.
Теперь подумайте, каким словом вы могли бы обозначить актуальную проблему — ту, которая беспокоит вас больше всего».
Обычно на это уходит немного времени, и пациент благополучно справляется с подобным заданием, формулируя в одном слове или тревожащую его ситуацию, или состояние, которое воспринимается им как неблагополучное.
|
(2) «А сейчас, продолжая всматриваться в свое психоэнергетическое поле, отчетливо и ясно повторяйте это слово до тех пор, пока из глубины фона не проявится какой-либо образ — или в виде цветового пятна, или в форме некой геометрической фигуры — он проявится достаточно явственно».
Пациент выполняет эту инструкцию, после чего мы переходим к следующему этапу.
(3) «Сделайте три глубоких вдоха — выдоха.
Если сейчас этот образ не исчез и стойко удерживается в поле восприятия, значит, это то, что является вирусом.
Теперь вы знаете, что на самом деле являлось причиной того, что вы обозначали словом «...».
Смотрите на него отрешенно, отстраненно, созерцательно. Воспринимайте его только как форму. Раз он проявился в вашем восприятии и осознании, он потерял свою силу. Вам остается лишь внимательно следить за ним и наблюдать, как он исчезает. Однако сами не форсируйте процесс, не прикладывайте никаких усилий, оставаясь в нейтральном, невовлеченном состоянии».
После того, как пациент сообщает об окончании процедуры, мы проводим контрольную проверку, возвращаясь к этапу (2). Если выявленный образ возникает снова, то это означает, что его нейтрализация прошла неокончательно, и мы повторяем процесс до тех пор, пока образ не перестает проявляться.
РЕЗЮМЕ
1. Изложенный мною выше материал я могу теперь сопоставить с теми актуальными моментами жизни человеческой, которые так или иначе беспокоят и задевают каждого.из нас, ибо все мы включены в процесс, уже указанный ранее:
выживание —сила — власть — поглощение — борьба.
2. Можно предположить, что любой человек заключен в контексте данных устремлений, что, в сущности, подтверждается наблюдениями за повседневностью.
3. По результатам таких наблюдений можно выявить две основные тенденции человеческого поведения в социуме:
а) магическая — то есть такая, которая призвана актуализировать личностный рост и связанные с ним возможности,
б) вампирическая, или ориентированная на манипуляцию другими с целью поглощения их жизненной силы.
4. И постольку поскольку последняя склонность проявляет себя все более настойчиво, то те, на кого она направлена, могут вполне обоснованно воспользоваться собственным правом защитить себя. О методах защиты я рассказал. Но полагаю, что более глубокое осознание правомерности этих приемов и действенность их применения сформируется в случае, если у того, кто собирается ими пользоваться, появится понимание истинной подоплеки, которая движет манипулятором — вампиром.
|
5. Эта подоплека, страстная и мощная — влечение к убийству. Рассмотрим глубинный механизм этой страсти в разделе, обозначенном как:
ЭТЮД О СИМВОЛИЧЕСКОМ УБИЙЦЕ
Некогда, в незапамятные времена, наш древний предок, щеголявший в звериных шкурах, в поисках лучших мест под солнцем не знал иного способа победы над врагом, кроме как убить его. Тем самым утверждая и подтверждая свое выживание. «Я жив!» — вероятно вырывался пронзительный клич из первобытной гортани торжествующего дикаря.
Люди существовали бок о бок, любили, создавали семьи и преисполнялись надеждами, но извечная тревога пред грозным и непостижимым миром не давала покоя мятущейся душе существа под названием Человек Разумный. Ночная тишина разрывалась снаружи звериным рыком, а изнутри смутными, но мучительными наваждениями устрашающих сновидений. И бедное человеческое «я» нигде не находило приюта и защиты, тоскуя об утерянном рае, которого не было ни на земле, ни в собственной душе.
Но в то же время и прекрасные переживания, и великолепные озарения высвечивали во мраке бездн безвестности тайные тропинки, которые вот-вот приведут к Эдему... Однако далеко не всем суждено возвратиться в лоно вечного блаженства. А вдруг там количество мест ограничено? И если так, то, конечно же, за свое место следует драться. Значит, другой становится врагом. Но враг побежден только тогда, когда он повержен, то есть уничтожен. Вместе с тем в одиночку пробираться трудно и страшно — а вдруг собьешься с пути или попадешь в ловушку боле хитрого и коварного врага? Как быть? И тут более мудрые и прозорливые, а быть может, наделенные высшим, недоступным для остальных знанием, решают наложить вето на убийство ближнего своего. Нарушивший же табу будет сам подвержен суровому наказанию. Страх и трепет проникли в сердца многих. Страх и трепет перед немногими, у которых сохранилась монополия на убийство — то есть власть.
Ибо власть — это прежде всего монополия на убийство.
И без обладания последней нет настоящей власти. Только избранные могут покарать или помиловать, вершить суд, уподобляясь тем самым богам или Богу. Обычным же гражданам или соплеменникам этого не дано. Так появилась иерархия и организация — начало государственности в отношении людей. Теперь стало понятно, кто находится к Эдему ближе, а кто дальше. Но у тех, отдаленных мечта осталась и даже, возможно, стала более острой в силу именно этой самой отдаленности. Мечта, обусловленная необходимостью.
Не выжить, чтобы жить, но жить, чтобы выжить.
Для этого необходимо иметь энергию, которая могла бы обеспечить превосходство над остальными ослабив соответственно их позиции и тем самым лишив конкурентоспособности. Прямое уничтожение невозможно, остается лишь символическое — путем манипуляторства. Помимо этого, страсть к убийству, опасаясь своего прямого физического проявления вследствие запрета под угрозой кары, запряталась в зону неосознаваемых импульсов поведенческих маневров и, конечно же, речи. И теперь человек человека может убивать, не опасаясь наказания. Действительно, наказание может и не последовать в явной форме, так как с точки зрения юриспруденции не происходит ничего криминального, но возмездие так или иначе наступает, и за свершенное приходится расплачиваться.
Потому что любое символическое убийство оборачивается самоубийством.
Это объясняется просто, если вспомнить о том, что любой человек, с которым мы общались или общаемся, занимает часть нашей собственной души. И всякий удар, направленный на другого, в первую очередь, приходится по этой части. Душа постепенно разрушается, и личность деградирует.
Одновременно реализуется и другой механизм, действующий в Бессознательном: ты убил — значит ты виновен.
Всякая вина требует наказания.
Наказание — всегда боль.
И боль появляется в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф психических или ситуативных.
Правосудие свершается и равновесие восстанавливается.
Теперь нам остается лишь конкретизировать формы символических убийств и понаблюдать, как они происходят в обыденности нашей повседневности.
1. Речь. Символы убийства: проклятия, угрозы, злобные выпады, оскорбления.
2. Поведение. Символы убийства: претензии, упреки, провоцирование ссор, сарказм, заведомая ирония, осуждение, стратегия «Убить зверя», которая направлена на то, чтобы избавиться от чьего-либо нежелательного поведения или того, кто его совершает. Подобная стратегия может проявляться в самых различных вариациях: увольнение работника, развод супругов, изоляция ребенка, если он вмешивается в разговор со взрослыми. Вышеперечисленные маневры являются символами убийства во всех ситуациях, в том числе и в тех, когда это касается семейных и родственных отношений. В последних реализация влечения к смерти не такое уж редкое явление, как это может показаться на первый раз.
Когда мать, например, заявляет своему отпрыску, что он тупица и ни на что не годен, пусть она и делает это «в сердцах», но в своей археопсихической глубине она проламывает камнем его череп. Быть может, в период своей беременности она испытывала бессознательные побуждения избавиться от того, что вынашивается в ее чреве.
Сюда же можно отнести и заявления типа:. «Ты не оправдываешь моих ожиданий», «я не думал(а), что ты у меня такой(ая)», «и в кого ты только уродился такой(ая)?»
Родительская власть, как и всякая другая, есть также монополия на убийство. И если она культивируется взрослыми и последние вожделеют ее, используя по всякому поводу и без, то это свидетельствует не о педагогическом рвении, а о том, что дети в такой семье растут и развиваются под гнетом символических убийц.
О подобном гнете, кстати, можно говорить также, имея в виду и некоторых учителей. Это не значит, что они, будучи одержимы садистическими устремлениями, бродят из года в год по классам в поисках наслаждений от причинения страданий в общем-то бесправным ученикам. Нет, их страсть убивать может быть латентной, глубоко подавленной, недоступной их собственному осознанию и проявляющейся лишь в том деструктивном излучении, которое они несут в своих действиях и словах.
Эрих Фромм подобных людей называл некрофилами, то есть такими, которые одержимы неосознанным влечением к смерти и разрушению.
Защитой от деструктивных некрофилов могут послужить вышеприведенные психоэнергетические стратегии. В этом же плане полезно постоянное осознавание — «я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям». Посему на уровне поведенческих маневров лучше всего не вовлекаться и споры, ибо тот, кто провоцирует спор, не озабочен поиском истины, но одержим стремлением поглотить чужую энергию, испытывая самую настоящую некрофилическую потребность.
Не следует также придавать большое значение ни насмешкам, ни упрекам, ни оскорблениям, памятуя, что это не описание качеств слушающего, но характеристика говорящего, которая указывает на все ту же его печальную склонность к манипуляции и деструктивное.
При подобной тактике в общении с некрофилом последний получает невидимые удары, истощающие его силы, что может привести даже к серьезным проблемам в его состоянии физическом, душевном или ситуативном. Но не следует по этому поводу беспокоиться находящемуся рядом, так как в том нет никакой его вины, ибо он всего лишь проявил свое естественное право к сохранению внутренней свободы и целостности, хотя и использовал при этом методы зашиты, способные нанести весьма ощутимый урон для агрессора. При этом самому обороняющемуся отнюдь не желательно проявлять агрессию, ненависть или вообще какую-либо эффективность, а напротив, надлежит хранить прозрачность и нейтральность. Для облегчения выполнения этого предписания можно использовать медитативную методику осознавания:
«Передо мною всего лишь мешок с мясом и костями, обтянутый кожей, через две дырочки глаз которого выглядывает механический, машинный ум».
Для тренировки качества отстраненности и нейтральности весьма полезно применять данную медитацию, при этом ее можно модифицировать в различных вариациях, например:
«Этот человек — всего лишь заданная и запрограммированная машина. И каждое произнесенное им слово надлежащим образом воздействует прежде всего на него самого. Потому что он — первый, кто его думает и кто его слышит. Если это слова брани, упрека, осуждения или насмешки, то во внешнее пространство выходят всего лишь звуки, механические волны, которые тут же и рассеиваются. Но суть произнесенного, основная ударная энергия идет вовнутрь произносящего и убивает его. Однако почему должна стать моей заботой его проблема?»
В последней мысли нет ничего жестокого, потому что в ней нет ничего агрессивного. Только справедливость. В ней нет и сочувствия, но в подобном случае оно вовсе необязательно. Да и невозможно, коль исходить из принципа: «Если я на осуждающего меня смотрю как на самоубийцу, то он в такового автоматически и превращается. И я это делаю только потому, что не хочу быть предателем по отношению к собственной жизни и становиться жертвой вампира, некрофила или манипулятора».
Практика и опыт показали, что такой подход является равно как гуманным, так и здравым.
Некоторые случаи, однако, вынуждают нас проводить различения между сходными на первый взгляд, но на самом деле качественно отличными друг от друга аффектами. В быту, между тем, их нередко путают — агрессию и ненависть. А это вовсе не одно и тоже.
Агрессия представляет собой психическую энергию, реализующуюся в действиях, словах или представлениях и направляющуюся на другого человека с целью его убийства, явного или символического, осознанного или бессознательного.
Ненависть — эмоциональная сила, направленная на то, чтобы вытолкнуть из себя чуждое влияние, воздействие, а также само действие, осуществляющее это выталкивание. Целью ненависти является не убийство, а именно освобождение. Это чувство характерно для детей, находящихся под властью доминирующих или навязывающих свои установки или даже любовь, родителей. Оно вполне естественно, так как является защитной реакцией, не будь которой, организм подвергся бы деструкции.
По этой же самой причине так называемая бурная и страстная любовь неизбежно заканчивается отношениями, где люди, бывшие такими пламенными и пылкими возлюбленными, теперь начинают ненавидеть друг друга.
Распространенная поговорка о том, что «от любви до ненависти один шаг», заключает в себе интуитивную догадку этого смысла. Добавлю только, что такой шаг уже совершается, как только вспыхивает страсть, которую, увы, нередко путают с любовью.
Истинная любовь не приводит ни к ненависти, ни к агрессии, потому что она изначально не содержит их в себе. Она ничего общего не имеет с теми невротическими проекциями, которые в обиходе за нее принимают. Напротив же, плодотворная любовь подразумевает в себе такие проявления, как: забота, ответственность, уважение и знание (Э. Фромм). Под уважением понимаются принятие и уважение к автономии и свободе другого. В этом смысле любовь представляет собой мощное средство личностного роста в творческом содружестве двоих. В противном случае это не любовь.
В контексте данных сопоставлений, полагаю, любопытными покажутся примеры, приводимые Ф. Виттельсом в книге «Фрейд. Его личность, учение и школа».
«Вулканическая любовь невротика, избыток ее, неприятно действующий на беспристрастного наблюдателя, обусловливается разделением чувств. Контрастирующая пара: любовь и ненависть, представляющая безразличную смесь, распадается на составные части. Каждую ночь невротик в сновидении убивает любимое существо. Если любимый супруг, отец, брат и т. д. действительно умирает, бессознательное — ввиду веры в собственное всемогущество — предполагает, что оно повинно в смерти. Вдова стреляется на могиле мужа. Кто поймет это?..
…Молодая женщина, которая, по ее словам, любит своего мужа, заболевает. У нее угрызения совести, мысли о самоубийстве, о «конце мира». Муж недавно вернулся из больницы излеченным от продолжительной болезни. Теперь вместо него заболела жена, после того, как она в течение многих месяцев стойко переносила все. Свет полагает, что это нервное истощение, вследствие тревог за жизнь мужа. Но счастливые не ведают нервного истощения. Никто, в том числе и сама жена, не знает, что она втайне надеялась вскоре избавиться от мужа. Его выздоровление делает ее больной. Желание смерти перешло на нее самое».
Описанные ситуации довольно наглядно демонстрируют, во-первых, справедливость положения «где страсть, там и преступление», и, во-вторых, механизм того, как проявляется тенденция к убийству или отторжению, маскируясь под любовь.
Психономический подход в данном вопросе определяется проведением разницы между агрессией и ненавистью, приведением к осознанию, что всякая агрессия есть убийство, а постольку поскольку последнее символично, то оно неизбежно оборачивается самоубийством, что начинает проявляться в деструктивных тенденциях личности.
Такая работа достигается при помощи техники расслаивания, то есть отделения описания поведения от смысла поведения (подробное изложение в «Мастере самопознания»).
В ходе такого процесса клиент начинает осознавать свои негативные программы, и к нему приходит понимание того, что они могут быть нейтрализованы и реорганизованы в позитивные. И в конечном счете наступает трансформация личности за счет ее интеграции.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!