Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-12-06 | 56 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исходя из этого, мы можем указать помимо названных на наиболее значимые мифы психотерапии — гипноз, гешталь-терапия, теория Павлова, бихевиоризм, эриксонианский гипноз, НЛП, арттерапия, когнитивизм, трансформация Эрхарда, психодрама, психосинтез, телесно-ориентированная терапия, аутогенная тренировка Шульца, экзистенциальный анализ.
Помимо всего прочего наблюдается усиление тенденции к проникновению в сферу психотерапевтической деятельности собственно эзотерических влияний с их культ-личностной ориентацией на фигуре гуру. Подобные течения либо ассимилируются частью официальных школ, либо занимают обособленное и альтернативное место в интересующем нас социальном институте. Данный процесс объясняется тем, что у определенной части потребителей повышается интерес к мистическому. Очередной миф взбудоражил воображение обывателя. Разумеется, хорошим стимулятором для проявления такого интереса является наличие психологических или патопсихологических проблем. По этому поводу было бы уместным вспомнить булгаковского «Мастера...», где говорится о том, что человек ищет утешения у небесных сил, когда ему плохо на земле. И в данном случае невротический субъект ищет утешения в популярном мифе. Он становится потребителем этого мифа.
Но для того, чтобы стать потребителем чего-то, нужно к этому чему-то иметь склонность. Кто-то выбирает немецкие автомобили, кто-то американские — точно так же, как кто-то отдает предпочтение немецкой философии или литературе, а другого интересует философия пли литература американская. Выбор зависит от того, какому мифу старается соответствовать потребитель, с какой фигурой он себя идентифицирует.
|
Такой же принцип действует и в структуре взаимоотношений «Клиент — Психотерапевт», тем более что так называемый невроз есть ни что иное как, тот же самый миф. Пациент является носителем своего индивидуального мифа и сообразно с этим занят поиском адекватного мифоносителя, каковым для него и предстает психотерапевт. И если соответствие получилось, то возникает то, что называют терапевтическим контактом, определяя этим понятием совместное сотрудничество и мифотворчество нашедших друг друга союзников. Именно нашедших друг друга и именно союзников — в равной степени психотерапевт ждет своего клиента, как и клиент ищет терапевта. Разница определяется лишь тем, что врач является выразителем мифа куль-турального, а пациент пребывает в изоляции своей системы верований. Но все-таки такой системы, которая обладает готовностью быть открытой тому или иному влиянию.
И успех терапии заключается не в наборе технологий или методов, предлагаемых профессионалом, но в способности одного мифоносителя вовлечь в свой концептуальный континуум другого, выражаясь проще — перетащить оппонента на свою сторону. В связи с этим мне вспоминается давнее расхожее в психиатрических кругах и несколько упрощенное мнение, которое формулируется следующим образом: «Во что веришь, то и поможет». Подобная трактовка проста, подкупающа своей здравой очевидностью, увы, только кажущейся, и неверна. Так, например, человек может верить в мощную и таинственную силу гипноза, но при формальном проведении процедуры оказывается совершенно невосприимчивым к данному методу воздействия. И наоборот, некоторые люди совершенно неожиданно для себя погружаются в глубокий транс, заранее категорически отрицая такую возможность.
Ведь сама по себе гипнотическая процедура — это ритуал. А ритуал всегда мифичен. И таким образом, «веря» в гипноз, субъект неосознанно может не принять этот миф. Иными словами, в данном случае он не является потребителем гипноза.
|
И действительно, практический опыт работы с психическими взаимодействиями показывает, что роль веры в них довольно посредственна.
Согласно философскому словарю «вера есть принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума...» Исходя из этого мы можем сказать, что феномен веры не является глубинным и действенным механизмом личностной ориентации. Скорее всего, это одна из функций сознания, помогающая субъекту осваиваться в окружающей реальности и тем самым некоторым образом снижать уровень тревожности, то есть вера сама по себе — психологическая защита.
Если уж говорить о решающем значении, которое предопределяет реакцию на то или иное воздействие, то следует отдать предпочтение не понятию веры, а явлению, обозначенному как Алиби для сознания.
Алиби для сознания (АДС) мною определяется как состояние потребителя, выражающееся в склонности последнего принять воздействие автора той или иной идеологической, психологической или научно-художественной модели. Понятно, что если воздействие удовлетворяет требованиям АДС, то оно усваивается субъектом, если же нет, то отвергается. В этом смысле можно допустить, что одним из компонентов АДС является доверие. Но хочу подчеркнуть — доверие, а не вера.
Учитывая элементы доверия, сообщение (направленное воздействие) создает алиби для сознания, и последнее в свою очередь побуждает потребителя принять это сообщение, включить его в свою систему смыслов. Приняв же данное сообщение, субъект начинает действовать в соответствии с его содержанием — теперь он полностью готов к тому, чтобы стать обитателем, персонажем мифа. Соответствующее ощущение сопричастности чему-то более глобальному и таинственному делает переживания человека более интенсивными и привносит в его самосознание чувство смысла.
Таким образом происходит трансформация, которая переживается личностью как нечто значительное и значимое. И в зависимости от актуального контекста подобное изменение определяется как «исцеление», «прорыв», «просветление», «расширение сознания», «психологический рост» и т. п.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что современный этап развития психотерапии является одним из ярких проявлений феномена массовой культуры, что полностью соответствует запросам так называемого массового общества, которое полностью заменило собой традиционное с его регламентированностью и архаичной упорядоченностью. И эта психотехнологическая культура, обретая положение мощного и сильнодействующего мифа, выходящего на мировой интеллектуальный рынок, надлежащим образом стимулирует активность превращения смыслового носителя, обозначаемого как «пациент», в новый смысловой носитель, который может быть обозначен как «потребитель».
|
Следовательно, психотерапевт новой волны, сохраняя в себе традиционные качества врача, исследователя, аналитика, практика, обретает еще одну ипостась —хранителя, сказителя, и если повезет, то и творца мифа.
Данный подход побуждает в несколько ином ракурсе посмотреть на феномен исцеления. Само слово «исцеление» (имеется в виду российская ментальность и соответствующая ей речевая и языковая структура), родственное однокоренному понятию «целостность», подразумевает такое качество человека, которое позволило бы ему сдвинуться со своего существования как замкнутого на себе индивида в сторону включения его в более широкую и куль-турально заданную систему мифа. Такое объединение позволяет обрести благотворное состояние целостности и цельности.
Насколько эффективным окажется подобное слияние, зависит от его, выражаясь термином Юнга, психопомпа, то есть проводника, и в данном случае, психотерапевта — проводника, работающего в стране мифов.
Подытоживая изложенную информацию, можно задаться вопросом — а какие, собственно, следуют практические выводы из всего сказанного?
ВЫВОДЫ
1. На современном этапе психотерапия представляет собой одну из форм массовой культуры (mass media).
2. Как и всякая форма массовой культуры — психотерапия является мифом.
3. Свойства этого мифа таковы: самовоспроизведение, самоподдержание, саморазвитие.
4. Взаимодействие терапевта и клиента есть совместное мифотворчество.
5. Успех терапевтического контакта не зависит от применения тех или иных «психотехник», методов, приемов.
|
6. Различные психотехники, методы, методики, приемы тем не менее необходимы, ибо они являются новым описательным средством, создающим алиби для сознания п таким образом формирующим элементы доверия.
7. Современный психотерапевтический клиент перестает быть пациентом и становится скорее потребителем.
8. Подобное смещение акцента отчасти происходит вследствие того, что психотерапия окончательно утверждается в статусе платной услуги, каковой она и должна быть, так как бесплатная психотерапия постепенно трансформируется в религию, а это уже другой миф.
9. Успех терапевтического воздействия и успешность самого терапевта зависит от того, насколько последний готов работать в качестве мифоносителя и моделировать свое поведение в соответствии с выбранным мифом (имидж мифоносителя).
10. Предпочтение того или иного мифа в качестве утилитарной модели зависит от содержания глубинных комплексов терапевта.
11. Постольку поскольку одной из характернейших черт XX века стало усиление субъективности и возникновение личных концепций реальности, современный психотерапевт самым естественным и логичным образом представляется фигурой, осуществляющей творческий поиск. В этом плане он сходен с художником, претворяющим в материальное содержание свое внутреннее иллюзорное пространство.
12. В данном смысле выдающийся психотерапевт создает, а посредственный психотерапевт поддерживает массовое искусство утилитарного назначения.
13. В отличие от «терапии, центрированной на клиенте», в настоящее время более актуальной представляется «терапия, центрированная на терапевте» — процесс, при котором рефлектирующий психотерапевт, центрируясь на себе, одновременно осуществляет взаимодействие с другим.
14. Подобная стратегия призвана обеспечить достижение прозрачности (А. Ульяновский, Мифодизайн рекламы).
По моему определению быть «прозрачным» — это значит быть способным не сообщать бессознательно своих проблем и комплексов реципиенту (пациенту, потребителю, зрителю, слушателю, ученику).
15. Роль психотерапевта, с другой стороны, архетипически ассоциируется с положением Шамана, занимающего позицию
посредника между Высшими силами и рядовыми представителями племени. Но для того, чтобы стать обладателем подобной В части, шаману необходимо было пройти ряд инициации — таких, например, как — символическая смерть, посвящение в потустороннем мире, новое рождение. И только после подобной трансформации он становится жрецом — носителем и выразителем запредельного знания, неведомого простому смертному.
16. Современный потребитель ожидает от психотерапевта признаков такой же инициированности, независимо от ее конкретики — будь то престижный сертификат, подтвержденный международной психоаналитической ассоциацией, или свидетельство, выданное каким-нибудь орденом колдунов.
|
17. В этом смысле поведение самого психотерапевта должно быть определенным образом структурировано, ибо психотерапевт-«технолог» всегда менее успешен, чем психотерапевт-«идеолог».
18. Однако моделирование такого поведения требует некоторой манипулятивности, ибо психотерапевтическая деятельность по природе своей манипулятивна, даже тогда, когда она призывает к актуализации.
ЕЩЕ РАЗ О МИФЕ
Теперь, я полагаю, было бы не лишним уделить внимание мифу как таковому и основным закономерностям психологии общественных отношений, так как особенность психономического подхода к личности в немалой степени подразумевает наличие последних.
Мое упоминание в одном ряду таких понятий, как миф и массовая психология, отнюдь не случайно и не метафорично — они связаны друг с другом настолько, что существование каждого из них невозможно без другого. И чтобы это понималось более явственно, рассмотрим некоторые этиологические положения, несомненно способные прояснить картину, писавшуюся на протяжении тысячелетий человеческим равно как разумом, так и ]безумием.
Что такое миф?
Словарь иностранных слов дает следующее определение: гр. mythos слово; сказание; преданно — сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Теперь выделим основные пункты определения:
Содержание мифа
1. Происхождение мира
2. Явления природы
3. Боги
4. Легендарные герои
Средства мифа
Сказания, иными словами —текст —устный или письменный.
Цель мифа
Передача коллективных представлений.
Цель цели мифа
X (искомое неизвестное).
В действительности цель цели мифа — это ответ на, вопрос: зачем миф нужен?
Почему он существует? И нужен ли он?
На последний вопрос ответ ясен: если существует, значит, нужен. Но тогда мы вправе спросить: кому нужен?
Можно было бы по этому поводу потеоретизировать и пофилософствовать, если бы нас не занимала практическая сторона начатого предмета исследований. И эта сторона в любом случае упирается в необходимость ответа на вопрос: кому это нужно? И потом: зачем это нужно?
Начнем по порядку.
Итак — Миф есть. Значит, цель его существования — быть. Быть тем, что он есть. Такова программа — предписание.
Но до того, как стать тем, чем он является, он создавался. Кем? Скорее всего, людьми. Но не всеми же одновременно — дескать, собрались в условленном месте, в назначенный час все представители рода человеческого от мала до велика и в единый голос принялись слагать сказания. Тогда кто же? По всей вероятности, тот или те, в чьи обязанности входило наблюдение за явлениями природы, их интерпретация — для того, чтобы в конечном итоге вступить в союз с таинственными силами, снискать благосклонность последних.
Найдя в их лице мощного, пусть и властного, а порою и жестокого покровителя, можно с большим успехом управлять своими собратьями — по принципу: «Если ты мне не веришь, поверь Ему, если тебе надоело признавать мой авторитет, признай Его авторитет, а то, что я с Ним связан, сомнений не вызывает, ты же это знаешь».
И попытки покушения на власть, а речь, безусловно, идет о ней, успешно гасились.
С тех пор началась Эра Большой Конкуренции, в ходе которой праведной и неправедной смертью пало великое множество храбрых и трусливых, подлецов и героев, мучеников и шарлатанов. Место возле священного огня никогда не пустовало, оно неизъяснимо притягивало сонмы страждущих погреться в его отсветах, то полыхая вселенским пожаром, то мерцая тихим, но извечным загадочным источником, предвещающим рай.
Но огонь не может гореть без топлива. Его постоянно необходимо поддерживать, подкармливать. Таким горючим материалом служит миф. И с другой стороны, поглощаясь священным пламенем, миф не сгорает в нем. Даже если он обращается в пепел, то только лишь для того, чтобы вновь восстать из него и продолжить свое горение. В этом смысле он и поддерживает огонь, и является проводником его излучения. То есть миф укрепляет власть тем, что сам является источником влияния на массовое сознание.
Массовое сознание поглощает миф и само поглощается мифом. Они друг друга питают, воспроизводят и поддерживают. И в конце концов сливаются воедино — миф инъецируется и растворяется в сознании уже не только массы, но и отдельного ее представителя, то есть индивида. И последний становится хроническим мифоносителем.
Люди делятся на две большие категории, одна из которых действительно большая — это мифоносители, в то время как Другая составляет гораздо меньшую по своей численности группу — мифосозидатели. Впрочем, словосочетание — гораздо меньшую группу — некоторое преувеличение, потому что последних — считанные единицы.
Между первыми и вторыми располагаются мифопроводники, своеобразные посредники, задача которых заключается в том, чтобы передавать влияние единиц на миллионы.
Таким образом выстраивается невидимая иерархическая пирамида, разрушить которую не смогли еще ни одна эпоха, ни один строй, ни одно социальное потрясение:
МИФОСОЗИДАТЕЛИ
*
МИФОПРОВОДНИКИ
*
МИФОНОСИТЕЛИ
Исходя из этой структуры, можно теперь более отчетливо и предметно представить себе закономерности, проявляющиеся в функционировании массового сознания.
Однако вернемся к структуре мифа — теперь уже сообразуясь с современностью, которая, несмотря на всю ее запутанность и кажущуюся сложность для обыденного понимания, все-таки представляется вполне постижимой.
Дело в том, что время, в котором мы живем, также мифологично, как и эпохи, Дошедшие до нас через предания и легенды. И все происходящее в настоящие дни может быть полностью квалифицировано в соответствии со структурой, рассмотренной выше. В этом смысле все современные проявления человеческого духа, включая и науку, идеологию, государство, политику, — являются мифом, постольку поскольку они полностью соответствуют свойствам последнего.
Во-первых, любая из этих областей, хотя и каждая по-своему, стремится объяснить происхождение мира. Во всяком случае в отношении науки данный факт очевиден. Что касается явлений природы, то их объяснение является прерогативой научных изысканий.
Однако если мы справедливо расширим значение понятия «явления природы» до тех областей, которые занимаются описанием не только физической среды, но и проявлениями человеческого духа, как индивидуального, так и коллективного, то нам предоставится закономерная возможность причислить к мифам и науки социальные, и те, которые именуют себя психологическими.
Что касается богов, то их проявление и влияние удел не только теологии и религии, но и все той же науки, философии, идеологии. Что очень просто доказуемо, если вспомнить о таких, скажем, категориях, как энергия, время, вселенная, по сути своей метафизичных, постольку поскольку никто еще не дал их исчерпывающего и точного описания. И по сей день они остаются в рамках понятий, таинственных и туманных, подлежащих скорее вольным толкованиям и интуитивным интерпретациям, нежели прагматическому анализу.
И наконец, легендарные герои. Со всей очевидностью ими напрямую занимаются идеология и политика.
Таким образом, вышеприведенные сопоставления позволяют нам укрепиться в справедливости вывода о том, что мы, имея дело с различными проявлениями общественного сознания, соприкасаемся прежде всего ни с чем иным, как с мифами, наиболее распространенные из которых насквозь пронизывают нашу повседневность, — государство, демократия, справедливость, строение вселенной, структура человеческой психики, реклама, счастье, личностное совершенствование, свобода...
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!