Социальные проблемы пожилых людей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Социальные проблемы пожилых людей

2020-12-06 67
Социальные проблемы пожилых людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во второй половине ХХ века существенно изменилась возрастная структура населения планеты, определяется уровнями рождаемости и смертности, увеличением числа пожилых людей. По данным ООН, численность представителей старшей возрастной группы за последние 50 лет выросло в 5 раз. Данные демографического прогноза свидетельствуют о постоянном росте количества пожилых людей в общей структуре населения России.

Сегодня каждый пятый житель нашего государства достиг 60-летнего возраста. Число людей 65 лет и старше, что в 1994 году составляли 14%, в 2025 году увеличится до 21%.  Количество пенсионеров в 2013 году выросло почти на 500 тысяч человек и превысило 41 млн человек. По классификации ООН, население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. "В России люди в возрасте 65 лет и старше составляют почти 13%". По прогнозу Росстата, "к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27%, а их численность составит 39,4 миллиона человек". "К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в РФ должна составить не менее 74 лет, к 2020 году - 75,7 года, в том числе у мужчин - 71,2 года, у женщин - 80 лет" [1].

В последние три-четыре года тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей довольно четко очерчена официальными структурами, общественностью, средствами массовой информации, научными кругами. Б. Ананьев, Т. Корсаевська, Рубинштейн посвятили свои работы исследованию личности в процессе ее развития в течение жизни. Вопрос изменения социального статуса пожилых людей и последствия, связанные с этим, проблемы социализации и адаптации пенсионеров исследованы такими учеными, как М. Шахматов, М. Александрова, Л. Анциферова,И. Давыдовский, А. Краснова, Т. Козлова, В. Альперович, Е. Чеканова, Р. Яцемирская и другие.

Однако, отношение к старикам как к многочисленной социально-демографической группы населения, способна активно влиять на ход социально-экономического развития, еще не сформировалось. Государство и общество должны решать экономические, политические, психологические, медицинские, социальные, социально-педагогические проблемы представителей старшей возрастной группы населения.

    Принципиальные изменения, произошедшие в последнее время в экономике и общественной мысли, привели к изменению требований общества к личности. Современное общество нуждается в активности человека, который способен ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения и осознавать всю меру ответственности за свои действия. Философские, психологические, педагогические, в том числе социально-педагогические направления и школы по-разному трактовали соотношение индивидуального и социального в процессе формирования личности.

    Известно, что существует целый ряд наук, в рамках которых изучаются процессы протекания старости и различные особенности пожилых людей. В частности, это - геронтология, ее основные и смежные отрасли: гериатрия, геронтогигиена, Геронтопсихология и др.

Собственно, и научные труды относительно исследования старости и старения соответственно носят медицинский, биологический, валеологический, реже -социально-психологический характер. В частности, известными исследователями данной проблематики в отечественной геронтологии были такие известные ученые, как Н.М.Амосов, А.А.Богомолец, И.В.Давыдовского, И.И.Мечников, В.Фролькис, Д.Ф.Чеботарьовта другие. В частности, выдающийся ученый, геронтолог И.В.Давыдовского разделял понятия «старость» и «старения», причем, он подчеркивал, что никаких определенных «дат» наступления старости нет, а биологический и календарный возраст человека часто совпадают.

Процесс старения, по И.В.Давыдовского, развивается волнообразно и неравномерно как во времени, так и в локализации по органам человеческого организма. Детерминируется этот процесс наследственностью и реактивностью, а также внешними факторами. Весомый вклад в становлении отечественных социально-психологических представлений о людях пожилого возраста было осуществлено в 70-е годы благодаря выходу в свет книги М.Д.Александровои  Социальная и психологическая геронтология», в которой подчеркивалось приоритетность рассмотрению не столько особенностей самого процесса старения, сколько на фокусировании внимания на
личности пожилого человека. Подобные мысли в современных источниках поддерживают и развивают такие авторы, как О.В.Краснова, О.Г.Лидерс, Е.И.Холостова [2].

В общем, большинство авторов, приходят к мысли о том, что
процесс старения у разных людей протекает по-разному и зависит от целого ряда факторов - биологических, психологических, экологических, социальных; способа и уровня жизни; условий труда и восстановления; положения в семье;
личного отношения к возрастным изменениям и тому подобное.
Однако, несмотря на различия в протекании указанных возрастных изменений, общепризнанными в социально-психологическом аспекте являются следующие проблемы пожилых людей:

-разрыв основных социальных связей, обусловленный снижением социальной активности, работоспособности, выходом на пенсию, удалением от родителей взрослых детей, сужением интересов, круга общения и тому подобное;

-проблемы, связанные со здоровьем (включая медико-биологические (переживание боли необходимости терапевтического воздействия), материальные (недостаток средств на качественное лечение и поддержку жизнедеятельности) и психологические аспекты (Например, трудности в самообслуживании)), а также с приближением (ожиданиям) смерти; -социально-психологическая и морально-ценностная дезадаптация в обществе вследствие изменения современной системы социальных установок и ценностей (включая идеологию, мораль и др.), снижение уровня толерантности личности, потери близких, и как следствие, - одиночество, самоизоляция, проблемы в общении,

- изменение социального, экономического статуса (престижность личности, ухудшение материального положения, низкое качество жизни,
увеличение зависимости от других и т.д.), вопросы между поколениями взаимоотношений;

-проблемы организации свободного времени и отдыха; -кризис позднего возраста, переживания отсутствии перспективы, ограниченность самореализации и другие психологические проблемы личности.

Особое место среди проблем пожилых людей в аспекте социальной работы занимают также проблемы «эйджизма» и жестокого отношения к представителям данной возрастной группы и со стороны некоторых представителей общества.

Эйджизм рассматривается авторами как «дискриминация по возрасту и означает отрицательное или унижающее отношение к любой возрастной группы».

Хотя, как отмечают авторы, чаще всего речь идет именно о
ненадлежащем отношении к представителям пожилого возраста.
Нельзя не согласиться с точкой зрения западных психологов, преимущественная ориентация современного общества на молодых и является проявлением эйджизма. Причем, в этом контексте существует и другое определение эйджизму как «демонстрация собственной силы из-за возрастных отношении».

Стоит отметить, что российскому менталитету всегда было присуще уважительное отношение к лицам пожилого (старшего) возраста, однако, в результате ускоренного распространения глобализационных и информационных межкультурных процессов, приходится признавать, что подобное негативное отношение к старшим присутствует и в нашем настоящем. Близка к эйджизму и проблема проявления жестокости к пожилым людям.

Причем, выделяют несколько разновидностей подобного отношения: физическую жестокость (избиение, угрозы, сексуальное насилие и т.д.); психологическую жестокость (словесные образы, формирования страха и боязни, изоляция, вымогательство, грубость, безжалостность и др.); эксплуатация экономическая жестокость (отказ в содержании, поддержке, ограничения доходов, кражи денег, незаконное отбирание квартир, нанесения урона и т.п.); нарушение прав; пренебрежение и другие. Понятно, что приведенный перечень проблем не является исчерпывающим. Но и указанные группы проблем убедительно свидетельствуют о том, насколько сложно пожилому человеку адаптироваться к новым для нее (связанных с возрастными социализационными процессами) условий существования[3].

Вот почему социальная работа с пожилыми людьми является достаточно сложной, напряженной деятельностью, от эффективности которой во многом зависит нормальное существование и продолжение жизни человека.
Следует отметить, что в обществе существуют устоявшиеся годами
формы и методы социальной работы с выше обозначенной категории. В частности, условно их можно разделить на следующие
группы:

1. Материальное обеспечение, которое включает пенсии и
денежную помощь.

2. Натуральная поддержка в виде продуктов питания, топлива, медикаментов, средств гигиены, организации горячего питания и тому подобное.

3.Улучшение социальных условий благодаря предоставлению социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях.

4.Психолого-социальная поддержка в виде консультаций различного характера, организации культурного досуга и тому подобное.

Отметим, что в литературе нет четко сформулированных взглядов и разработок, характеризующие социально-психологические особенности социальной работы с определенной категорией вообще, и с пожилыми людьми, в частности. Поэтому, учитывая задачи нашего исследования, остановимся более подробно на социально-психологической основе предоставления различных видов услуг пожилым людям.

Как видим, нормативное определение социальных и психологических услуг включает в себя следующие основные формы и методы, как консультацию, регулирования процесса межличностного взаимодействия, психодиагностику, медико-социальную и психологическую реабилитацию, содействие в адаптации и др. Отметим, что все эти формы социально
психологической помощи могут предоставляться в специализированных отделениях территориальных центров обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан, гериатрических домах-интернатах,
центрах по организации досуга, других социальных службах для лиц пожилого возраста.

Попробуем детализировать некоторые из перечисленных видов социально-психологических услуг.

Методы психодиагностики, по нашему мнению, следует очень осторожно использовать по отношению к старикам, поскольку для многих из них заполнения бланков и диагностических форм является достаточно сложным
занятием и может привести к усталости, раздражения,  нежелание участвовать в специальных процедурах. Уместным будет с диагностической целью использования методов наблюдения, изучения документов, применение менее громоздких и сложных для восприятия и понимания методик. Одним из таких, что является наиболее употребляемым, по нашему мнению, является метод социально-психологической консультации.

Причем, могут осуществляться различные виды консультативной помощи: семейное консультирование (для содействия решения проблем в семье), индивидуальное консультирование (для смягчения личностных, проблем возрастного развития, в частности, переживания возрастного кризиса и т.д.), при необходимости, - профессиональная консультация и др. [4]

Различные виды консультирования помогают развивать у пожилых людей
способность более адекватно и полно воспринимать себя и других, изменять и делать более гибкой систему внутриличностных переживаний и межличностных отношений. Практики называют следующие проблемы, с которыми пожилые люди обращаются к психологам: влияние соматических заболеваний в жизнедеятельность престарелого человека, различные проявления психоэмоциональных состояний (страхи, тревога, депрессия,
апатия), смерть близкого человека, переживания одиночества, проблемы между поколениями отношений, конфликты, проблемы воспитание внуков и др.

 Еще одним методом для улучшения межличностных отношений может быть тренинг, как активный и действенный, социально-психологическое воздействие, направлен на снятие последствий различных психотравмирующих ситуаций, межличностного напряжения, улучшения навыков общения, формирование личностных предпосылок для помощи в адаптации и др.

Тематика тренингов может касаться различных проблем и ситуаций, в зависимости от имеющейся диагностированной проблематике. Не менее действенной формой социально-психологической помощи людям старшего возраста является реабилитация. В общем понимании социальная реабилитация - это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мероприятий, направленных на обеспечение необходимых условий существования и привлечения указанных групп к полноправному жизни в обществе.

Медицинская форма реабилитации предусматривает предоставление услуг лечебного характера, проведения бесед по здоровому образу жизни, особенностей питания пожилых людей, приобретение различных устройств, которые помогут в передвижении и тому подобное.

Конечно, не менее важным условием социальной реабилитации престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится и поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий как за счет государства, так и за счет других источников. Заметим, что для полноценной жизни пожилых людей, для повышения эффективности их медико-социальной реабилитации, необходимо гуманистическая установка общества на максимально длительное обеспечение социальной активности пожилых людей, а также на улучшение материального положения указанных групп.

Процессы реабилитации и адаптации личности к жизни в старости могут протекать, по крайней мере, в двух основных формах - активной и пассивной. В первом случае речь идет о так называемой «активной старости». Ее проявлениями могут быть: творческая старость - наступает тогда, когда люди уходят на заслуженный отдых, и, отойдя от профессиональной деятельности, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи, занимаются посильным трудом. То есть они живут полнокровной жизнью, не испытывая каких-либо неполноценности.

Социальная приспособленность - этот тип отличается хорошей социальной и психологической адаптацией. Но энергия этих пенсионеров направлена, главным образом, на устройство собственной жизни - атериальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование. То есть на то, на что раньше им не хватало времени.

Семейная старость - тип, в котором преобладают женщины. Люди находят главное применение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, им некогда скучать. Однако, удовлетворенность жизнью у них бывает ниже, чем у представителей предыдущих двух типов.

Укрепление здоровья - к этому типу относятся люди, смыслом жизни которых становится забота об укреплении собственного здоровья, не только стимулирует достаточно разнообразные формы активности, но и дает определенное моральное удовлетворение. Однако, эти люди часто склонны преувеличивать значение своих настоящих и фиктивных болезней. Они также могут характеризоваться повышенной тревожностью. В случае, когда человек не проявляет должной социальной и социально-психологической активности, говорят о развитии так называемых «пассивных» форм проявления старости, а именно:

Агрессивный тип - сюда могут быть отнесены ворчливые престарелые, недовольные состоянием окружающего мира. Они часто критикуют всех и все,
кроме самих себя, всех учат и терроризируют окружающих бесконечными претензиями.

Отчаявшийся тип - это люди, которые одиноки и грустные, отчаявшиеся в себе и в своей жизни. Они не видят никакого позитива, иногда винят себя за действительные и фиктивные упущенные возможности, не способны избавиться от  печальных воспоминаний о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.

Эти люди бывают очень уязвимыми, часто обижаются.
К сожалению, подобная пассивная старость вызывает нежелательные изменения личности человека, а, следовательно, и отрицательные проявления в повседневной жизни. Находясь в непосредственной близости от своих внуков или детей, других людей, сталкивающихся с ними, они создают в доме, в быту, в общественных местах ячейки социальной напряженности.

Задачей практических психологов и социальных работников
является побуждение престарелых к развитию собственной личности, улучшения отношений с окружающими, оказания помощи
в реабилитации и адаптации. Важная роль в решении многих проблем, связанных их медико-социальной реабилитацией пожилых людей, принадлежит именно социальным работникам, которые чаще всего и занимаются социальной работой с пожилыми людьми. Для успешной социально-психологической помощи пожилым людям социальному работнику необходимы следующие группы умений и навыков:

Навыки индивидуальной работы: умение действенно общаться с пожилыми людьми; умение выслушать пожилого человека с пониманием и целенаправленно; навыки создания и развития хороших отношений; умение добиться доверия подопечных; умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое, поддерживать это настроение; умение активизировать усилия людей для решения собственных проблем [5].

- Навыки представительства и посредничества: умение налаживать контакты с различными предприятиями, учреждениями, организациями,
и т.п., участвующих в предоставлении услуг пожилым людям;
умение представлять интересы клиентов при решении вопросов, связанных с заказом или обращением подопечного.

- Навыки оценки: умение анализировать материально-бытовой и психологическое состояние подопечного с целью его улучшения в установленном порядке; умение оценивать собственную деятельность по оказанию помощи клиенту, и, в случае необходимости, активизировать ее, привлечь дополнительные ресурсы.

- Навыки активной профилактической работы: занимать активную жизненную позицию в деле выявления одиноких пожилых людей, нуждающихся в помощи и проживающих на территории района; агитировать за
здоровый образ жизни и т.д.

Понятно, что в рамках данной публикации невозможно в достаточном объеме осветить все особенности проблематики и предоставления социально - психологических услуг людям пожилого возраста. Данная тематика требует дальнейшего изучения и совершенствования.

    В. Шапиро выделил ценностные ориентации старшего поколения советского периода нашей истории: работа на производстве, общественная деятельность,  осознание обязанностей, общение с людьми, семья (дети; внуки), уважение, авторитет, забота окружающих, материальное обеспечение, здоровье, активность, интересный досуг, покой, отдых, независимость от окружающих. Для конкретной категории была ориентация только на освобождение от дел и ориентация на внуков. Источник удовольствия люди старшей возрастной группы видели не только в собственном благополучии, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.

Однако, ценностная сфера человека изменяется в соответствии с общими тенденциями ценностных изменений поколения. Иерархия ценностей пожилых людей заметно изменилась за последние двадцать лет. Сегодня "материальное благополучие" и общения доминируют в списке ценностей лиц старшей возрастной группы, а "работа на производстве" оставила ценностное ядро и расположилась на периферии шкалы ценностей.

Неизменно значимыми остались вечные ценности: семья, дети, здоровье. Среди ценностей оказалась и "независимость в жизни". При этом, такие ценности, как общественные взаимодействия, общественная работа остаются, как и раньше, на последнем месте. Это повязка связано с общей культурой жизнедеятельности в России и соответствует реальной ситуации, поскольку, в отличие от западных стран, волонтерская общественная работа недостаточно развита в России [6].

    Социальная педагогика обладает значительным арсеналом средств, форм и методов, чтобы разработать собственную теоретическую базу, которая была бы основой для создания и реализации на практике программ социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми для преодоления проблем перехода к новому жизненному этапу и адаптации к новым условиям жизни, снизив до минимума негативные последствия посттрудовой социализации.

    Последствия старения общества являются предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей - ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов.

Многие из них задаются вопросом: на какие же сферы жизнедеятельности общества повлияет процесс его старения, каковы будут последствия для социального развития?

Прежде всего, совершенно очевидно, что они будут носить разносторонний характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.

Физические возрастные изменения человеческого организма - обычные и острые. Обычные физические изменения происходят в организме каждого человека, к ним можно приспособиться:

1. уменьшение роста человека (до 10 см);

2. потеря массы тела (в 65-74-летнем возрасте - до 7 кг);

3. изменения кожных покровов;

4.  ломкость ногтей;

5. остеопороз;

6. потеря эластичности и силы мышц;

7. ограничения подвижности суставов;

8. ухудшение слуха (снижение громкой чувствительности после 40 лет);

9. потеря обоняния и вкуса;

10.   снижение остроты зрения (цветной чувствительности после 50 лет.)

11.  снижение тактильной чувствительности (повышение болевого порога);

12.   деформации челюсти;

13.  потеря клеток головного мозга (от 20-летнего возраста - необратимая);

14.  уменьшение жизненной емкости легких (одышка);

15.  снижение сократительной функции миокарда (ограничение физических возможностей).

Острые физические изменения происходят не с каждым человеком; они вызывают необратимые изменения; их вызывают частое заболевание (хронические нелеченые процессы, новые - онкологические, острые инфекционные болезни, травмы и т.д.).

Психоэмоциональные возрастные изменения: привычные (характерные для данной возрастной группы; существуют механизмы приспособления к ним) ощущение собственной ненужности; чувство одиночества и изолированности; однообразие, ограничения интересов; потеря уверенности в себе; затруднения при усвоении новой информации (удлинение сроков и ухудшение способности пополнения, усвоение, сохранение и воспроизведение информации); напряжение и стресс в результате осложнения адаптации к новым ситуациям; изменения личностных качеств (сужение эмоционального спектра, чувств, несоответствие эмоциональных реакций к причинам, которые вызывают, аномальные реакции - кризисные и депрессивные состояния, неврозы, стабильное снижение настроения); потеря памяти (первичной, кратковременной); изменения в режиме сна; острые (связанные с нарушениями психики вследствие анатомических изменений в головном мозге) деменции первичные (сенильная деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона) и вторичные (мультиинфарктное, метаболическая, вследствие депрессии, медикаментозная); психозы. Реституциализация в геронтогенеза.

Механизмы компенсации и адаптации в возрасте:

- Активирование ассоциативной памяти и способности к переключению внимания;

- Расширение социальных контактов и поддержание их на достаточно высоком уровне;

- Психологическая коррекция (для усиления способности к изменению отношения к самому себе);

- Сохранение согласования с собственной идентичностью, которая опирается в основном на прошлое;

- Оценка прошлого;

- Очищение исповедью и признанием;

- Снижение уровня требований;

- Формирование психической гибкости;

- "Включение" в чужую ситуацию;

- Нахождение смысла жизни.

Социальные проблемы пожилых людей условно можно разделить на группы: А) материально-финансового характера. Низкий уровень пенсий. Потеря материальных сбережений. Частная собственность, жилье и доходы. Трудовая занятость. Б) медико-социальной реабилитации. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общения, контроля за своим поведением, а также к участию в трудовой деятельности. В) психологического благополучия. Ролевая неопределенность вследствие выхода на пенсию. Потеря привычных социальных ролей - кормильца семьи, труженика на производстве, члена трудового коллектива, друга, партнера, отца и тому подобное [7].

Сужение круга общения (ограничение контактов в профессиональном, товарищеском, семейном, семейной среде), одиночество. Осознание неизбежности физических проблем, чувство беспомощности.

Здоровье пожилого человека - определяющий фактор формирования потребности в медицинской и социально-бытовой помощи. Оценка статуса здоровья пожилых людей.

Особенности состояния здоровья геронтологической группы населения: уровень общей заболеваемости в 1,7-2,0 раза превышает аналогичный показатель населения среднего возраста; множественность заболеваемости - в возрастной группе 60-69-летних 40,2% лиц имеют одновременно 4-5 заболеваний, среди 75-летних и старше 65,5% человек страдают от 5 и более болезней одновременно; более 85% всех заболеваний - это патология сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костно-мышечной системы и органов пищеварения; увеличение онкологических и эндокринных заболеваний; болезни приобретают хронический, комплексный, взаимосвязь  характера с атипичным течением, частыми обострениями и осложнениями, длительной реконструкцией; ограничение или потеря возможностей и способности к самообслуживанию вследствие заболеваний, рост потребности в медико-социальной помощи в стационарных, амбулаторно-поликлинических, реабилитационных учреждениях или дома.

Проблемы со здоровьем, что чаще всего беспокоят пожилых людей и старых (P.Fioritto, 1997): аритмии, гипертоническая болезнь, нарушения слуха, коронарная болезнь, ортопедические заболевания (бытовой травматизм), катаракты, диабет, нарушения зрения, варикозная болезнь.

Психические заболевания позднего возраста. Общая характеристика психических заболеваний. Распространенность и структура психических расстройств среди населения геронтологической группы. Деонтологические и организационные аспекты современной геронтопсихиатричнои помощи в России [8].

Инволюционные психозы: инволюционная депрессия, инволюционные психозы бред (преследования, потери, ревности), кататонические и галлюцинаторные психозы позднего возраста. Органическое слабоумие позднего возраста: болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, сенильная деменция, сосудистая деменция. Уход за психическими отклонениями дома.

Социальная работа с пожилыми людьми и старыми требует понимания социальным работником множественности и взаимозависимости психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у людей этой возрастной группы, владение методиками и технологиями, которые помогли и облегчили их усилия в ежедневной практической работе, при общении с этой группой клиентов.

Требования к выполнению профессиональных обязанностей социальными работниками: оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого пожилого возраста; внимательное и заботливое наблюдение за нуждающимся, умение "войти" в мир их переживаний с одновременным восприятием и проверкой собственных ощущений; умение воспринимать старых людей такими какие они есть; тактичность запланированных действий; терпеливость и заботливое отношение к каждому (даже в самых надоедливых людей); умение устанавливать контакты с наиболее некоммуникабельными старыми людьми, доверие и помощь старику в процессах адаптации к новым (измененных) жизненных обстоятельств.

Требования личностных качеств социального работника: доброта, честность, бескорыстие, сострадание, ответственность, умение слушать, добросовестность, требовательность к себе; умение доброжелательно и с уважением к клиентам переключать разговор, направляя ее в нужное для социального работника русло, умение достойно завершить разговор, не обидев при этом старого человека, и своим поведением убедить ее в том, что все проблемы будут обязательно учтены и удовлетворены по мере возможности; не стоит категорически отрицать возможность реализации отдельных просьб клиента, или же утверждать, что все требования будут безусловно выполнены. Лучшим доказательством профессионализма социального работника является доверие старого человека, восприятия им полученных советов. Усилия социального работника должны быть направлены на активизацию пожилого возраста и побуждения ее к самостоятельному решению личных проблем.

Стереотипы поведения людей пожилого возраста в ответ на помощь социальных работников: 1) неприятие социальной работы в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей; 2) рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего перечня услуг от социального работника, полная сборка последнего выполнения всех бытовых обязанностей; 3) недовольство своими условиями жизни переносится на социального работника, с которым непосредственно имеет дело клиент; 4) социального работника воспринимают как объект, несет непосредственную ответственность за физическое здоровье, моральное и материальное состояние клиента.

Типы "активной старости": а) творческая старость; б) социальная приспособленность; в) семейная старость; г) укрепление собственного здоровья. Типы "пассивной старости": а) агрессивный тип; б) отчаявшийся тип.

Обязательный дифференцированный индивидуальный подход в социальной работе с клиентами геронтологической группы, который предусматривает учет особенностей каждого человека как личности, члена общества, семьи, жителя отдельной (собственной) квартиры (комнаты в общежитии для малосемейных) или дома для престарелых и т.д [9].

Социальная работа с людьми пожилого и преклонного возраста учитывает и возрастной подход, который способствует обеспечению оптимальных, в соответствии с нормами цивилизованного общества, условий для решения конкретных проблем на определенном этапе жизни индивида, предусматривает применение приемов индивидуальной социальной работы с клиентом для оказания конкретной помощи в решении вопросов, которые перед ним стоят.

Основные группы задач, решение которых требует эта возрастная группа:

а) природно-культурные задачи - связанные с сохранением жизненной активности, способности к самообслуживанию и соблюдению здорового образа жизни;

б) социально-культурные задачи - это сохранение и переориентация социальной активности и познавательной сферы; выявления реальных форм участия в жизни близкого окружения;

в) социально-психологические задачи - формирование и утверждение чувства удовлетворения прожитой жизни и выполненного долга; поиск и выбор доступных способов самореализации и минимизации ущерба от влияния кризиса перехода к послетрудовой жизни.

Физическое и психическое состояние людей существенно отличается в пределах 5-летних периодов: 60-64 года, 65-69, 70-74 года и т.д., поэтому для получения социальной информации и создание банка данных о людях пожилого возраста и старых важно знать не только демографические особенности отдельного района, но и иметь картину демографических изменений в этой возрастной группе населения.

К основным направлениям социальной работы с пожилыми людьми относятся:

1) активное выявление и учет лиц, нуждающихся в социальной опеки (помощи) дома и в специализированных стационарных, полустационарных и амбулаторных учреждениях;

2) создание условий для проявления и рационального применения активности представителей этой возрастной группы в микросоциуме, и для удовлетворения их запросов;

3) консультативная работа с родственниками и близкими людьми клиентов социальных служб.

Наибольшее распространение в практике отечественных социальных служб, оказывающих помощь пожилым людям, получили такие формы и методы социальной работы как реабилитация и социальная защита.

Реабилитация людей пожилого и старческого возраста имеет две составляющие - медицинскую и социальную, ее осуществляют в больших стационарных заведениях.

Социальная реабилитация осуществляется для улучшения психологического состояния человека, с целью ее адаптации к новым условиям, быстрой социализации и профилактики негативных реакций в будущем: методы стимуляции воспоминаний или биографического интервьюирования; методы трудовой и общественной занятости; метод поощрения труда на приусадебных участках; привлечение к работе клубов по интересам для пожилых людей; привлечения к волонтерской деятельности самих пенсионеров, которые помогают ухаживать других - оказывают услуги на дому (приготовление пищи, стирка, уборка, доставка обедов), в том числе санитарного, гигиенического характера (помощь в приеме ванны старым человеком, инъекции, перевязки др).

Формы организации социальной работы с пожилыми людьми: клубы по интересам; дневные центры; "Ланчен-клубы"; "Социальные клубы" и "социальные кафе"; дома по обслуживанию престарелых; клубы досуга для пенсионеров; организации досуга престарелых на природе, у моря.

Социальный работник как основной координатор деятельности различных специалистов (врачей, психологов, педагогов, юристов др.),  которые принимают участие в решении комплекса проблем пожилого возраста.

Формы и методы, которые применяют на практике специалисты медико-социальной направленности заимствованы: из сферы здравоохранения (профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.); из сферы социальной защиты населения (социальное консультирование, социальная помощь, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного убежища и т.д.).

Модель медико-социальной помощи на дому - организационно сложная форма медико-социальной помощи пожилым людям; предусматривает деятельность междисциплинарной бригады (социальный работник, врач-геронтолог, медицинская сестра, психолог, массажист, патронажный работник, парикмахер, священник); ориентируется на принципы медико-социальной реабилитации. Виды лечения и ухода, которые можно реализовать благодаря системе помощи на дому: специальное лечение; интенсивное лечение; поддерживающее  лечение; реабилитационное  лечение; паллиативное  лечение; комбинированный уход.

Уход за немощными и престарелыми объединяет ряд мер, призванных способствовать адаптации и максимальной социализации людей, оказавшихся в новых, не типичных для них до сих пор, жизненных обстоятельствах в связи с закономерными или непредсказуемыми физическими, психическими, социальными изменениями. Эти меры должны помогать в облегчении жизни людей, вынужденно ограничены в физической активности, способности к самообслуживанию в силу определенных тяжелых заболеваний (психо-соматических состояний), травм или физиологических деструктивных изменений в организме, связанных с приобретением соответствующего возраста, то есть, в связи со старением и старостью.

Лица, осуществляющие уход за немощными и престарелыми людьми, должны обладать соответствующими знаниями во многих областях (основы физиологии, гигиены, патологии, фармакологии, валеологии, психологии и т.д.), умениями и навыками для надлежащего проведения всего объема и разнообразия видов помощи. Такая помощь включает различную по характеру и уровню квалифицированности деятельность. Начиная от правильного обустройства помещения, где находится лицо пожилого возраста, и гигиенического режима (в том числе, уход за телом, рациональное питание, режим нагрузок и отдыха и т.п.), к организации сотрудничества больного (немощного) с опекуном (социальным работником), другими специалистами (медиками, психологом, реабилитологом, священником) и членами семьи, и до благоустройства ухода за умирающим [10].

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.