Структура радиовещания в России — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Структура радиовещания в России

2020-12-06 275
Структура радиовещания в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все структурные изменения в отечественном вещании в конце ХХ – начале XXI веков проходили под знаком демократизации эфира, приближения его к аудитории.

В августе 1990 года была создана радиостанция «Эхо Москвы» - первая эфирная «ласточка» новых веяний. Ее учредителями был Моссовет, факультет журналистики МГУ, журнал «Огонек» и коллектив редакции. В этой «почке» был уже запрограммирован новый подход, из которого позже распустится «древо» нового российского радиовещания. Такое сочетание говорило о многом. Программы новой радиостанции, особенно новостные, быстро завоевали популярность у жителей столицы. В декабре того же года начала вещание станция «Радио России». В основу ее формата было положено несколько важных принципов: актуальная неофициальная информация, ее комментарий специалистами, диалогичность (разговорность) эфира.

31 декабря 1991 года начала вещание на УКВ-FM диапазоне в Москве первая в стране коммерческая российско-французская радиостанция «Европа Плюс». Эта станция работала по моделям информационно-музыкальных форматов Европы – «Музыка» и «новости», сложившихся в США и Западной Европе во время конкурентной борьбы за аудиторию с телевидением.

Эти три даты и три радиостанции практически наметили основные направления современного российского вещания и по форме, и по своим концепциям, и по типам структурирования эфирного времени, и способам контакта с аудиторией. В последующие годы эти три направления: ориентация на самую широкую аудиторию (радио для всех) - его развивало государственное вещание, на часть аудитории (программы сочетали речевые и музыкальные тексты - концепция «качественного» вещания) и, наконец, ориентация на развлекательность - музыка плюс неофициальные новости (обращенность в основном к молодежной аудитории).

Функции радиостанции предопределяли сегментацию аудитории, а та в свою очередь трансформировала «форматизацию» и принципы программи­рования в новых условиях начинающейся конкуренции. В дальнейшем эти три основные направления модифицировались, менялись в условиях рынка информации, выхода в эфир большого числа коммерческих радиостанций и все более заметно усиливающейся конкуренции.

В ноябре-декабре 1991 года началось серьезное реформирование системы государственного вещания. Гостелерадио было преобразо­вано. На его основе создана Российская государственная телерадиокомпания «Останкино». Она собрала в себя следующие структуры: «Радио-Останкино», бывшую (основную) первую программу Всесоюзного радио, информационно-музыкальную программу «Маяк», программу «Молодежный канал» радиостанции «Юность» и радио «Орфей», транслирующее классическую музыку.

Практически параллельно вещали: «Радио России» (с 1992 года эта радиостанция стала выходить в эфир круглосуточно - она вещала на второй кнопке проводного вещания) и «Останкино».

«Останкино» как и прежде первая программа всесоюзного радио выпускала общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические передачи и программы для детей.

«Радио России» вело тот же спектр программ, но все больше ориентировалась на создание новых передач, расширяющих круг и формы общения со слушателями («Домашняя академия», «От первого лица», вечерний музыкальный канал «Четыре четверти» и др.).

6 октября 1995 года вышел Указ Президента России «О совершенство­вании телерадиовещания», по которому телерадиокомпания ликвидирова­лась. Лидирующее положение стала занимать «Радио России», перешедшее на первую кнопку проводного вещания. Такая реорганизация объясняется тем, что «Радио России» проводило пропрезидентскую, проправительственную информационную политику.

«Радио России», «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей» вошли в ВГТРК, получили статус общероссийских каналов и одинаковые условия для дальнейшего развития.

Еще раньше (в 1993 году) начала работу радиовещательная компания «Голос России», предназначенная для зарубежных слушателей. Она продолжала традиции советского иновещания в новых условиях и практически стала «правопреемницей» бывшего Московского радио.

Однако благие намерения руководства страны создать независимые СМИ в России не были поддержаны финансово. В 1996 году государствен­ным радиостанциям и в центре и на местах было выделено меньше 10 процентов бюджетных средств. Государственное вещание было брошено, как говорится, на произвол эфирной судьбы. Оно было вынуждено искать средства за счет рекламы. Ориентация на рекламодателя, появление в структуре программ значительного количества рекламных текстов заметно деформировало прежние принципы программирования. Но самое главное, ориентация на рейтинг повлияла на содержание многих прежних программ.

Так что 1995 год стал своеобразной вехой в жизни нового радиовещания России. Но это было только начало грядущих и более серьезных перемен.

К этому времени только в эфире Москвы работали уже 33 коммерческие радиостанции, из наиболее крупных, не считая «Европа Плюс» -«Откры­тое радио» (1 марта 1932 года), «Радио 7» (июль 1992 г.), «Автора­дио» (5 апреля 1993 г.), «Максимум» (25 декабря 1993 г.). В Санкт-Петербурге к 1995 году выходило в эфир 8 радиостанций: «Балтика», (январь 1990 г.), «Открытый город» (5 июня 1991 г.), «Модерн» (15 октября 1993 г.) и др.

Процесс роста коммерческих станций показателен. После разрешения лицензирования частных станций в России эта динамика включала в себя не только увеличение их количества, но и расширение спектра направления на разные группы аудитории (интересы, тематическая направленность...).

Так, в Москве независимых станций в 1990 году было - 3, в 1991 – 10, в 1992 - 21, 1993 - 27, 1994 - 33. Открывались радиостанции и в крупных городах страны.

Одно перечисление названий радиостанций, спектр их направленности говорит о их типологических особенностях. Христианская станция «Благовест» учреждена независимой международной организацией «Католическая сеть радио и телевидения» (изМосквы вещание началось 3 августа 1992 года). «Возрождение» (I апреля 1993 г.) - культурологическая станция, ее главная цель - способствовать возрождению всего лучшего, что было в России. «Голос надежды» (19 сентября 1994 г.) - учредитель одноименная христианская радиорганизация. «Интеллект» (15 ноября 1994 г.) - концепция вещания и экологическая идеология. «Радио АРТ» (30 ноября 1994 г.) - культурологическая направленность вещания. «Радио Бумеранг» (март 1994 г.) – игровое радио. «Радио Максимум» (25 декабря 1991 г.) - совместная российско-американская станция, «Радонеж» (31 марта 1981 г.) - православное вещание, «Русское христианское радио» (1 октября 1991 г.), «София» (3 января 1992 г.). Объем их вещания колебался от 3часов в стуки до круг­лосуточного выхода в эфир. В других городах работали станции, представляющие интересы разных религиозных концессий: «Алеф», «Голос ислама», «Кришпалока» и др.

С августа 1995 года начала выходить в эфир радиостанция «Русское радио», оказавшая заметное влияние на конкурентную ситуацию в эфире. Ориентируясь только на русскую музыку (песни и композиции), она быстро заняла одно из лидирующих положений в рейтинге популярности и через два года вышла на первое место среди коммерческих станций.

Обостряющаяся конкуренция привела к организационной и структурной перестройке коммерческого вещания - она вылилась в образование
крупных вещательных корпораций. В 1996 году был создан «Медиа-
Мост», куда наряду с телекомпаниями вошла и радиостанция «Эхо Москвы». Полным ходом началось создание сетевого радио наиболее круп­ными вещательными организациями.                                                                   

В августе 1997 года вышел очередной Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации». Радио потеряло статус федерального канала (оно стало вещать только на Москву и Московскую область), «Маяк» и «Юность» объединены в одну вещательную структуру.

Конкуренция заставила радиостанции более активноискать свою аудиторию и удерживать ее. Совершенствовались форматы радиостанции: усилия организаторов вещания были направлены на передачу более оперативной информации, представляющей, по их мнению, интерес для своих слушателей, поиску наиболее коммуникабельных ведущих и создания их имиджа, повышению объема игровых и интерактивных передач. Намети­лась тенденция более узкой специализации различных радиостанций. Складывались и совершенствовались новые принципы общения с аудиторией. Яркие, высокопрофессиональные ведущие, работали на радио «Ев­ропа Плюс» (К.Стриж, «Максимум» (Т.Р. Ларсен), «Эхо Москвы» (А.Бенедиктов, позже и М.Гонопольский), «Русское радио» (Н.Фоменко), «Радио 7» (В.Познер). На «Радио России» (Н.Бехтин, Д.Ушканов, В.Татарский, В.Сокольская, А.Бовин)...

В первое десятилетие работы коммерческих радиостанций наблюдалось четкое структурирование музыкальных форматов. Среди форматов наиболее популярными стали: AC - современная музыка для взрослых, CHR – современное хит-радио, AOR – рок-музыка, Nostalgie – музыка воспоминаний, EL – легкая музыка, MOR – музыка для всех, шансон – музыка городского романса, бардовская песня.

Некоторые станции использовали смешанные форматы (например, хиты, рассчитанные на взрослую молодежь и хиты, интересующие подростков).

В последние годы – 2000-2005 - условия конкуренции заставили некоторые станции менять музыкальные форматы. Заметное влияние, как уже от­мечалось, оказал успех в эфире станции «Русское радио». По этому пу­ти пошел, в частности, «Шансон» (разумеется, с другими текстами песен).

Большое значение в разработке и утверждении концепции вещательной станции имеют возраст, пол и интересы слушателя. Они являются базовыми типообразующими признаками, влияющими на модели радиопрограмм. Они накладывают заметный от­печаток на «лицо» формата, а у некоторых станций являются основополагающими при выработке программной политики. Так, радиостанция «Надежда» ориентируется на женщин, «Максимум» на золотую молодежь (в основном - столиц и крупных городов). Радио «Станция» - на любителей музыки нового поколения, «Открытое радио» - на деловых людей, «Ностальжи», «Ретро» - на музыкальные привязанности и вкусы людей старшего поколения. Запросы любителей классического рока удовлет­воряет «Классика», джаза – «Престиж», автолюбителей – «Авторадио», поклонников криминальное хроники – «Милицейская волна».

Радиостанции с информационно-социальной ориентацией своих программ – «Маяк», «Эхо Москвы», «Радио –I», «Доброе радио», частично – «Русское радио», естественно, расширяют круг своих слушателей за счет разнообразия тем и подходов к освещению актуальных событий и засчет интерактивных форм общения со слушателями.

В 1998 году произошла еще одна небольшая реорганизация государственного вещания. В состав ВГТРК вошла и станция «Голос России». Это говорит о том, что государство начинает все больше централизовать проводное вещание и крупнейшие радиоканалы. Местные телерадиокомпании, также входящие в головную компанию, начинают испытывать все большую зависимость от центра.

К концу последнего десятилетия 20-го века радио оставалось одним из самых массовых, доступных и дешевых средств коммуникации. Немалое значение для отношения аудитории к каналу радиокоммуникации имеет диапазон частот, на которых ведется вещание. Значительная часть населения (эти публикуемые ниже данные относятся к жителям областных городов) слушают радио по проводам. Более половины слушателей (58,8%) имеют дома один приемник, 28,1% -два, 12,2 - три и более. Сетевой динамик слушает 48,2%; 41,8%слушают радио на стационарном приемнике, 45,6% - на переносном, 12,8% - в автомобиле, 33,7%слушают радио на УКВ –FM диапазонах, 25% - на средних волнах.

На рубеже веков в диапазоне FM под воздействием жесткой конкуренции стали происходить изменения. К 1999 году перестали существовать станции «Радио-Арт», «Радио «Надежда», «Престиж», появились новые станции: «Монте Карло», «Хит – М», «Радио спорт», «Наше радио», «Радио Шансон». К этому времени сложились сетевые линии крупнейших радиостанций. Первой открыла дочерние отделения «Европа плюс». Она же была пионером освоения российского эфирного пространства. К 1999 году на первое место вышло «Русское радио». Оно охватило вещанием более 700 городов, «Европа плюс» - 600. «Эхо Москвы» и «Русское радио» имеют филиалы за рубежом. Например, «Эхо» - в Сиэтле и Чикаго (США). Одним из брендов «Русского радио» становится «Мировое радио».

Сетевое вещание распространялось в провинции в основном не за счет открытия собственных филиалов, а «внедрения» на частоты местных радиостанций. Это влияло на развитие местного вещания (финансы, модели, принципы работы).

Рынок информации и рекламы с начала 1990-х годов вызвал потребность в изучении аудитории, в определении рейтингов популярности радиостанций в целом, и конкретных радиопрограмм. Первые замеры аудитории вели социологические службы - ВЦИОМ - всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд «Общественное мнение», а также некоторые службы федеральных телерадиокомпаний - т.е. сами вещатели пытались проводить собственные исследования аудитории.

В это же время в самом начале 90-х годов на российском информационном рынке стали работать западные социологические компании, имеющие огромный опыт изучения аудитории, в частности, французская «Media metie», британская «Russion Media Monitor» и др. С 1994 года появляются отечественные коммерческие социальные службы, изучающие радиоаудиторию (и телеаудиторию) в ежедневном режиме - КОМКОН - 2, НИСПИ (национальный институт социально-психологических исследований) и др. К началу 1997 года одной из крупнейших по охвату респондентов являлась британская служба «Russian Rescocnh» - она ежедневно опрашивала 2800 человек в европейской части России и на Урале.

Наиболее крупной и авторитетной социологической организацией становится КОМКОН - 2, выпускающая ежемесячным бюллетень «Независимые Медиа Измерения». Таблицы рейтингов стали появляться и на страницах специальных журналов, посвященных рекламе.

Первоначально КОМКОН - 2 использовала метод ежедневного телефонного опроса 2550 жителей Москвы и Санкт-Петербурга. С 1995 года стал вестись ежедневный дневниковый мониторинг в крупнейших городах России.

Кроме того, исследовалась аудитория и самых значительных региональных радиостанций. С 1996 года НИСПИ и «Gallup Media»стали применять электронный мониторинг в Москве.

Итак, в 1994-95 годах в России стали вестись постоянные, объемные измерения параметров аудитории. Социологи установили: к концу 90-х годов россияне слушали радио свыше 2-х часов в сутки (дома, многие на работе, во время прогулок, при движении в общественном и личном транспорте). Для сравнения: телевидение смотрят - свыше 3-х часов (в среднем) в сутки - преимущественно дома. Наибольшего числа аудитория радио достигает в утренние часы: в будни дни в интервал: 7.00-8.00 (когда люди собираются на работу, завтракают), в выходные дни в 8.00-9.00 и составляют около 20% населения.

По статистическим данным, представленным Би-Би-Си, также проводившей исследования в России: 90%граждан страны включают радио для того, чтобы послушать музыку, 87 %, чтобы узнать новости.

В 1994-1996 годах (по данным социологической службы ВГТРК, про­водившей исследования по всей стране, в том числе и в сельской местности, куда обычно не доходят коммерческие социологические корпорации), наиболее популярными программами «Радио России» были: информационные выпуски, авторская передача «От первого лица», молодежный музыкальный вечерний канал «Четыре четверти», канал «Домашняя академия», выполняющий служебную функцию -удовлетворение самых насущных запросов аудитории (образование, медицина, ведение дачного, приусадебного хозяйства, различные юридические консультации и т.д.), передача «Мне напомнил старый патефон». «Радио России» нередко использует в эфире старую проверенную форму - письма слушателей. По «Маяку» наиболее востребованными передачами были: информационные выпуски, «Панорама Маяка», «Маяк о спорте» и концерты по заявкам слушателей. На «Радио-1» рубрики - «Театр у микрофона» и другие литературно-драматические постановки; на «Юности» - «Горячая линия», «Полевая почта Юности».

На коммерческих радиостанциях - музыка самых разных стилевых направлений, игровые и интерактивные программы.

На российском радиорынке во второй половине 90-х годов неизменно
доминируют четыре лидера: «Радио России», «Русское радио», «Маяк» и
 «Европа Плюс».

Слушатели «Радио России» - в основном люди старшего возраста, пенсионеры с низким уровнем образования, привыкшие слушать проводное вещание и более доступное им. «Маяк» слушают люди среднего и пожило­го возраста, со средним уровнем образования, жители, как правило, небольших городов. «Русскому радио» и «Европе плюс» отдают предпочтения молодые, высокообразованные люди, располагающие относительно высокими уровнем дохода, студенты, жители столиц и крупных городов.

Эти данные интересны не только для самих радиостанций (для ориентации рекламодателей), но и для всех ученых: философов, психологов, политологов, обществоведов - цифры статистики своеобразно отражают социальные, культурные процессы, происходящие в обществе под воздействием реформ, новые ценностные, культурные ориентации молодого поколения, тенденции развития отношение между поколениями...

Для более подробного знакомства отношения аудитории к современным радиостанциям приведем полностью данные радиомониторинга, проведенного службой КОМКОН -МЕДИА (декабрь 2002 года). Это исследование, в котором изучалась аудитория Москвы, интересно тем, что в поле зрения социологов попадают не только радиостанции разного типа, разных форматов, но и зарубежные вещательные организации, работающие на территории Советского Союза (программа Би-Би-Си, например, ведет два радиожурнала на волнах «Радио России», но и те программы, которые принимают радиослушатели с радиостанций, находящихся за рубежом: «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-Би-Си». Здесь же находится и станция, вещающая в режиме on line.

Интереснейшее комплексное исследование было проведено службой КОМКОН-Медиа – «Аудитория радио: куда идем?» (Краткий курс радиорынка в зеркале исследования аудитории). Оно охватывает радиостанции Москвы в их работе за семь лет. Это самое продолжительное изучение радио в России. Оно позволяет увидеть изменения на рынке московского вещания. За годы 1994-2001 эфирные станции увеличили свою аудиторию, трансляционная сеть – потеряла. Увеличилось количество станций нового (коммерческого) музыкально-развлекательного формата. Увеличилось число станций «среднего» рейтингового диапазона. Выросла ежедневная аудитория радио. Увеличилась продолжительность слушания. Среди аудитории радио в целом доля слушающих его в автомобиле уве­личилась в 2раза. 1996 год - начинается спор за первое место между двумя ведущими станциями – «Европой Плюс» и «Русским радио». Несколько станций имеют невысокие рейтинги (в целом) - от 3 до 5%, большинство же находится в пределах от 0 до 3%. 1997 год – «Русское радио» выигрывает спор у «Европы Плюс» и становится первым на рынке. Разрыв между ними увеличивается. Список станций с рейтингами выше 3%становится все длиннее. 1998 год. Этот год можно назвать началом этапа «нищевого» радио в Москве. Форматы станций начинают ориентироваться на целевые аудитории. Некоторые станции увеличивают число слушателей в 1,5-2 раза. 1999 год -продолжается тенденция развития «нищевого» радио, расширяется число станций, находящихся в среднем рейтинговом диапазоне. К 2000 году радиорынок, где традиционное вещание («Радио России», «Маяк» и др.) имело самые сильные позиции, активно заполнилось станциями нового поколения, которые формировали свой формат с учетом конкурентной ситуации на ранке. 1999-2001 -   появляются новые радиостанции и происходит перепозицирование старых, построенных только на музыкальных форматах, но и на стиле жизни и психографических характеристиках. Образ, лицо, брэнд радиостанции становятся все более артикулированными и важными. В процессе конкуренции некоторые станции начинают клонирование существующих форматов (социологи рассматривают это как регресс). В этих условиях начинается миграция аудитории родственных радиостанций («Русское радио», «Шансон», «Русское радио – 2», «Радио Ретро», «Наше радио на МВ».

Данные исследования показывают важнейшие процессы, происходящие на радиорынке. Они напрямую демонстрируют влияние рынка (рекламы) на форматирование станций, на их концепции в организации вещания, на информационную политику.

В эти годы активного целевого изучения аудитории совершенствуются методы социологического изучения: надежность выборки, определение различных групп слушателей, «взвешивание» по половозрастным груп­пам, уточняются социально-демографические характеристики аудитории, изменяющейся под воздействием быстро текущих общественно-политических и экономических процессов. Появляются электронные методы измерения – аудиметры. Суть этой новейшей технологии – кодирование станции и фиксация (соответствие звуков) радиосигнала. Электронные измерения проводятся наряду с традиционными (дневниковые записи респондентов).

В начале 21 века в Москве работало уже более 40 коммерческих радиостанций, в Санкт-Петербурге - 10, в крупнейших городах Рос­сии: Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Челябинске - по 4-6 радиостанций.

Одна из новейших тенденций развития коммерческого радио - создание радиохолдингов: «Русское радио», «Проф-Медиа» - образцы та­ких крупных объединений, включающих в себя разновидности станций, ориентированных на разные группы слушателей и одновременно на более широкую аудиторию.

Влияние конкуренции не могло не сказаться на работе государственных станций. Так, «Маяк» активно модернизирует новостные выпус­ки, расширяет объем, географию, жанровое наполнение новостных программ, меняет спектр музыкального вещания. Отталкиваясь от огромного объема современной музыки, звучащей на коммерческих радиостанциях, дает больше музыки народной, классической.

Заметную эволюцию проделало «Радио России». Его поиски также очень показательны. Они как бы суммируют вектор исканий государственного радио на рынке информации. Структурное программирование общественно-политического вещания строится на основе сочетания информации и ее комментирования, анализа. Новостные и аналитические передачи становятся опорными точками в отражении документальных событий и «скелетом» радиопрограммы дня. В ночное время больше звучит музыки. С 2001 года «Радио России» ввело новый тип информационно-аналитической программы «Этот день». В этом выпуске сочетаются новости, их подробности и краткий комментарий.

Под влиянием коммерческого вещания «Радио России» меняет ролевое поведение ведущих: оно становится более непринужденным, контактным. Наряду с этим, стараясь удержать традиционных слушателей, станция уделяет большое внимание художественному вещанию: в эфире звучат радиоспектакли, чтение классических и современных литературных произведений.

«Поведение» государственных радиостанций на рынке информации и рекламы определяется двумя важнейшими характеристиками: с одной стороны они стараются сохранить лучшие традиции старого радио, с другой - учитывают лучший опыт коммерческих радиостан­ций и уделяют большое внимание диалогизации эфира.

Современное радиовещание России в целом развивается очень динамич­но. Процессы, происходящие на рынке информации, во многом зависят от социально-политической ситуации в стране, от тенденций ее дальнейшего развития, от благосостояния населения, которое во многом определяет отношения к средствам массовой коммуникации.

 

«ГОЛОС НЕБА»

Спутниковое вещание

Электроника давно стала основой космической техники, она собственно и позволила вывести в просторы Вселенной различное оборудование, в том числе, и аппаратуру связи. Спутники связи сыграли большую роль в распространении сигнала (радио-телевизионного) в околоземном пространстве. Сначала электроника завоевала это пространство с помощью только электроволн – с начала 20-х годов ХХ века, в последней четверти столетия завоевала его и технически. Возможности человека в передаче информации стали воистину космическими.

Спутники связи, телевизионные и радио-спутники создали инфоноосферу – планетарное использование СМИ в современном мире. Ныне спутниковая связь и использование ее в массовых коммуникациях: радио и телевидения, достигла глобального размаха. В данном разделе кратко освещены история и возможности непосредственного спутникового радиовещания.

После запуска в 1964 году США «Интелсата», была создана Международная организация по созданию и эксплуатации глобальной коммерческой спутниковой связи. В России система спутников связи «Орбита» была создана в 1965 году, когда была организована 60-кабельная линия телефонной связи Москва-Владивосток. В 1967 году был запущен искусственный спутник земли «Молния-1» и построены первые наземные станции, распределяющие сигналы из космоса по сети «Орбита». С тех пор ежегодно вводилось в строй несколько наземных станций. В 1976-м работало 68 станций и 5 станций международной системы «Интерспутник».

В начале 80-х годов вступили в строй еще две спутниковые системы: «Экран» и «Москва». Они предназначались для трансляции телевизионных программ (этим активно занималась и «Орбита» на районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока).

В 1987 году работало 90 наземных станций спутниковой связи и более 5000 станций «Экран» и «Москва». Сети отечественного спутникового вещания, как в космосе, так и по объему названных станций были самыми обширными в мире. В конце 80-х – начале 90-х годов Всесоюзное радио готовило 14 радиопрограмм, предназначенных для различных территорий страны. Их объем составлял в 1990 году 231,4 часа в сутки. Сюда входили дубль-программы для восточных, северных и северо-восточных районов страны.

В конце 20-го столетия развитие спутниковой коммерческой радио- и телесвязи достигло огромных масштабов. Об этом свидетельствует финансовая статистика. По данным Ассоциации спутниковой промышленности (SIA) доход этой отрасли в мировом масштабе в 2000 году составил 81,1 миллиард долларов (прирост только за один последний год составил 17%). Самым быстрорастущим сегментом отрасли показал себя рынок различных спутниковых услуг. Он вырос в сравнении с 1999 годом на 29%. На геостационарные орбиты было выведено 44 коммерческих космических аппаратов.

В феврале 1991 года в российском эфире появилась «Радио Рокс» (аббревиатура: Российское объединение коммерции и строительства). Первоначально она вещала из Скандинавии. Затем передачи шли из Санкт-Петербурга, потом из Москвы. В феврале 1992 года «Радио Рокс» перешла на спутниковое вещание. Его обеспечивали Европейская спутниковая система, цифровое студийное оборудование зарубежных фирм, музыкальные фонотеки крупнейших компаний звукозаписи. Наряду с отечественными программами транслировался ряд передач на английском языке, подготовленных зарубежными компаниями, а также передачи совместного производства.

Передачи этой радиостанции, обращенные к аудитории в возрасте 25-40 лет (с достатком выше среднего), ориентировались на музыку строго сдержанного стиля. Некоторые передачи дифференцировались по тематике интересов отдельных групп слушателей. 70% передач идет в прямом эфире, 30% - в записи. 70% - музыкальных программ, 30% - речевых.

В самом начале 21-го столетия спутниковое вещание стало цифровым. Собственно непосредственное радиовещание со спутника, т.е. возможность принимать сигнал из космоса прямо на приемник, минуя трансляционную сеть, существовало и раньше.

Непосредственное спутниковое радиовещание – продолжение обычного вещания со спутника. Оно стало возможным при разработке и производстве более дешевых микрофонных детекторов для приемных устройств.

Решающим фактором в переходе на непосредственное спутниковое вещание стало внедрение систем мобильного приема большого числа каналов, решение проблемы новых методов модуляции радиосигнала, что и позволило вывести системы непосредственного вещания из экспериментального в чисто практическое.

Особый размах спутниковое вещание приобрело в США.

Сегодня в мире работают три крупные компании, ведущие непосредственное спутниковое цифровое вещание. Компания World Space использует спутники Asiastav, работающие на страны Африки и Азии. Возможности этих спутников – три «пучка» по 50 каналов, каждый из которых распространяет сигнал на 14 миллионов квадратных километров. Для сравнения – площадь крупнейших стран Африки составляет: Судан – 2.505,7 тыс. кв. км., Заир – 2.345 тыс. кв.км.; Азии: Китай – 9,6 мл. кв. км., индия – 3.268 мл. кв. км.

Спутники транслируют на страны Африки и Азии новостные, развлекательные, спортивные передачи, ток-шоу, программы для детей. Немного позже, в Соединенных Штатах начали регулярное непосредственное цифровое вещание еще две системы:

1) Система Sirius Satellite Radio начала вещание 2 февраля 2002 года. Программы для своей аудитории они доставляют по подписке (т.е. эти коммерческие станции не зависят теперь от рекламы и редко прибегают к ее услугам). Период обращения спутников Siriusa – 24 часа. Кроме космических объектов работает сеть и 100 наземных передатчиков, ретранслирующих сигнал ста каналов, идущих из космоса. Каждый из спутников этой системы находится над территорией США 16 часов. Крупнейший центр компании находится в Нью-Йорке. Из ста каналов 60 - музыкальные (без рекламы), 40 – спортивные, информационные, развлекательные (с короткими включениями рекламы). Основной объем вещания обращен к автоводителям.

2) Система XM Satellite Radio начала вести программы с конца 2001 года с двух спутников «Rock» и «Roll». Центр вещания – Вашингтон. Вещание началось с 70 каналов, затем возросло до 100, за счет увеличения объема музыкальных передач. ХМ транслирует музыку всевозможных направлений (от классики до поп-мелодий), рассчитанных на самые разные вкусы и пристрастия слушателей. Кроме того, аудитория может подключиться к новостным каналам, сообщения для которых поставляют крупнейшие коммуникационные корпорации и другие информационные агентства.

Системы компаний World Space и XM Satellite Radio осуществляют условный стационарный прием спутникового радио. Система Sirius Satellite Radio принимает программы со спутника при его движении.

В космической цифровой системе работают еще два спутника связи. Они передают сигнал непосредственно на радиоприемники слушателей. В крупных городах для того, чтобы высокие здания не мешали передаче сигнала, используются и наземные ретрансляторы, т.е. сигнал первоначально принимается ими, а затем транслируется на приемники. Сигнал с радиоспутников принимается и прилегающими к США территориями Канады и Мексики.

Стоимость цифровых радиопередач обходится подписчикам – 9,99 долларов для ХМ и 12, 99 для слушателей SSR. В приемник автомобиля монтируется соответствующий тюнер или спутниковое радио, либо специальное устройство, подогнанное к главному блоку.

Дорогостоящие системы спутникового цифрового вещания эффективны для стран с большой плотностью населения. В странах, значительно удаленных от экватора и имеющих большой угол наклонения, такой способ радиовещания может оказаться неэффективным с экономической точки зрения.

Спутниковое радиовещание наметило важные изменения в системе программирования. Теперь сами слушатели будут напрямую влиять на формирование тех или иных передач. Практически радиопрограммы превращаются в продукцию по заказу и исполняют работу небольших кабельных телестанций, когда аудитория платит за то, что хочет смотреть.

Приемники для получения сигнала со спутника стоят относительно недорого. Примерно столько, сколько стоит обычный аналоговый приемник в автомобиле. В США за один год продается около 24 миллионов автомобильных приемников. По прогнозам, в 2007 году 15% всех автомашин будут оснащены аппаратурой для приема спутникового вещания. Дисплей такого приемника высвечивает название песни, имя исполнителя и другую дополнительную информацию.

В длительной перспективе спутниковому цифровому вещанию будет принадлежать будущее. В 2005 году его потенциальная аудитория на планете составляла 4 миллиарда человек.

Сейчас за рубежом разрабатываются еще три рабочие спутниковые системы радиовещания. Возможно, и Россия предложит свою спутниковую систему вещания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипов П. Проект строительства сети спутникового цифрового телерадиовещания ЦФО РФ // Broadcasting, 2002. № 8. С. 51-53.

2. Талызин Н.В. Орбита //Космонавтика /Энциклопедия. –М., 1985. С. 277-278.

3. Цифровая система спутникового вещания. Радио и телевидение посредством спутников. –СПб., 2002.

4. www.satellite.com;

5. www.sputnik.ru;

6. www.mediaspacut.ru;

7. www.apovt.ru;

8. www.lenta.ru

 

 

«ДВИГАТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ»

Радиовещание и Интернет

Появление компьютера стало значительной вехой в электронной революции со времен изобретения радио и телевидения. Особенно огромный шаг в развитии технологии коммуникаций компьютер сделал с созданием Интернета – мировой сети.

Интернет объединил различные средства массовой коммуникации в единое целое. Все настойчивее и убедительнее звучат голоса тех, кто считает Интернет не только техническим средством связи, ретранслятором, но и оригинальным средством информации. Он располагает такими огромными техническими ресурсами, электронная техника постоянно совершенствуется, так что начавшийся 21 век, возможно, станет веком Интернета, а человечество, вступая в новую глобальную информационную эру, увидит новые доказательства возможностей Интернета, о которых сегодня мы и не предполагаем.

Во-первых, Интернет представляет собой богатейшую базу информации для журналистов, причем, информации самых разных уровней – и базовой, и оперативной, и архивной. Компьютер стал незаменимым средством технического и творческого прогресса при подготовке радиопрограмм. Компьютерные технологии в радиовещании зависят от качества пульта: его гибкости (интеграция «интеллекта» - возможности производить разнообразные манипуляции), диапазона взаимодействия с компьютерным оборудованием. Этим требованиям отвечает пульт серии S-340. Интеграция создает необходимое слияние всех тех составляющих, которые образуют единую инфрастуктуру. Особенно важны средства взаимодействия и функции дистанционного управления. Пульт S-340 состоит из множества вспомогательных элементов, позволяющих значительно сократить оборудование аппаратной. «Интеллект» пульта зависит от средств процессорного управления.

Пульт состоит из моделей. В него входят:

- монофонический модуль;

- стереофонический модуль;

- модуль студии;

- модуль аппаратной.

Наиболее гибкой частью микшерного пульта является его настройка. В целом работник студии (журналист, звукорежиссер, звукооператор, редактор, ди-джей) используют компьютер в своих видах творческой работы. Овладение техникой и знание диапазона ее возможностей оказывает прямое воздействие на весь творческий процесс, особенно, при подготовке сложных программ.

Появилось новое направление музыкального, шумового оформления документально-художественных и художественных программ (чтение текстов, радиопостановок) – арсакустика. Она модифицировала, «машинизировала» систему выразительных традиционных средств, методов и художественно-эстетических приемов современного вещания и стала новаторской составляющей в новой стилистике компьютерного вещания.

Это, пожалуй, первая фаза слияния компьютера и радио – и на ней активно можно использовать ресурсы Интернета, особенно информационные и музыкальные.

На данном этапе освоения компьютера, использования его информационных интернет-ресурсов, возможно, это самая важная ступень. Но, пожалуй, самым значительным и перспективным этапом является возможность представлять радиостанцию в мировой сети, причем в двух вариантах: текстовом – помещении раз


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.