Развитие деревянного храмостроительства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Развитие деревянного храмостроительства

2020-12-06 177
Развитие деревянного храмостроительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Балтийская Международная Академия

Лиепайский филиал

Студийная программа: Управление

предпринимательством

 

Реферат

 

Предмет: История религии

Тема: Шедевры церковного деревянного зодчества на Руси

 

 

Студентка 2-го курса

Селиванова Екатерина

070487-10813

№ студенческого билета

LI 6 A 010

Научный руководитель:

С.Е.Гершович

 

Лиепая 200 8


Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..3

2. Развитие деревянного храмостроительства ……………………….........4

3. Строительство храмов ……………………………………………………7

4. Типы деревянной церковной архитектуры ……………………………..8

5. Внутреннее убранство деревянных храмов ………………………….....11

6. Преображенская церковь в Кижах ……………………………………...12

7.Заключение ………………………………………………………………13

8. Приложение ……………………………………………………………...14

9. Использованная литература ………………………………………….…17

 

 


Введение

Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многовекового развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приемы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Дерево – небесное творение – изучалось и познавалось как одухотворенное существо, имеющее свое потаенное предназначение, которое необходимо воплотить для новой жизни, не утратив его изначальной божественной красоты. Напротив, раскрывая, выявляя ее для повседневного, постоянного видения – как напоминание о сокрытой красоте собственной жизни и необходимости ее воплощении в земном бытие.

Практическое назначение деревянных построек у народа – зодчего связано с представлением о красоте мира, созданном Богом. Красота и польза неотделимы в мире, потому и неотделимы они в древнерусской архитектуре. Под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувственное и разумом осмысленное единение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. То есть то осознание архитектуры как модели Божьего мира, которое делает ее не ремеслом, но искусством…

Строительство храмов

 

С самых древних времен обработка древесины и строительство из нее было делом привычным и широко распространенным на территории Руси. Строили много. Этому способствовали и частые пожары, и миграции населения, и недолговечность - материала. Но все же для строительства деревянных храмов приглашали артели опытных мастеров, во главе которых стояли старосты [1].

Для строительства храмов в основном применяли хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех. Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

Лес шел в дело прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

 

Заключение

Деревянное церковное зодчество является искусством национальным, искусством, сохранившим свой национальный характер благодаря тому, что оно самостоятельно переработало и совершенно поглотило все чужие элементы, византийские или западные, которые к нему притекали.

Это было искусство созданное путем долгих раздумий и опыта, производящее глубокое впечатление мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было безличностным, безымянным, соборным: от Бога.


Приложение


Преображенская церковь в Кижах.

 


Успенская церковь в селе Кондопога.


Колокольня в с. Ладыжицах Радомысльского уезда, XVII в.

 

 

Перспективный вид церковного купола. С. Лисовичи Таращанского уезда, 1795 г.

Использованная литература

 

1. Бодэ А.Б.Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья, 2005.

2. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России,"Ополо", 1998.

Источники Интернета

 

www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/


[1] от немецкого «мастер»

[2] в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские»

Балтийская Международная Академия

Лиепайский филиал

Студийная программа: Управление

предпринимательством

 

Реферат

 

Предмет: История религии

Тема: Шедевры церковного деревянного зодчества на Руси

 

 

Студентка 2-го курса

Селиванова Екатерина

070487-10813

№ студенческого билета

LI 6 A 010

Научный руководитель:

С.Е.Гершович

 

Лиепая 200 8


Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..3

2. Развитие деревянного храмостроительства ……………………….........4

3. Строительство храмов ……………………………………………………7

4. Типы деревянной церковной архитектуры ……………………………..8

5. Внутреннее убранство деревянных храмов ………………………….....11

6. Преображенская церковь в Кижах ……………………………………...12

7.Заключение ………………………………………………………………13

8. Приложение ……………………………………………………………...14

9. Использованная литература ………………………………………….…17

 

 


Введение

Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многовекового развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приемы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Дерево – небесное творение – изучалось и познавалось как одухотворенное существо, имеющее свое потаенное предназначение, которое необходимо воплотить для новой жизни, не утратив его изначальной божественной красоты. Напротив, раскрывая, выявляя ее для повседневного, постоянного видения – как напоминание о сокрытой красоте собственной жизни и необходимости ее воплощении в земном бытие.

Практическое назначение деревянных построек у народа – зодчего связано с представлением о красоте мира, созданном Богом. Красота и польза неотделимы в мире, потому и неотделимы они в древнерусской архитектуре. Под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувственное и разумом осмысленное единение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. То есть то осознание архитектуры как модели Божьего мира, которое делает ее не ремеслом, но искусством…

Развитие деревянного храмостроительства

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка, срубленная ранее XVI века.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием в XII-XV веках, отсутствие крепостничества в XVIII-XIX веках, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «нача ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г. и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Храм сгорел в 1045 г.

С распространением христианства быстро развивалось деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного. Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжение столетий. Но деревянное храмостроительство развивалось своим путем и постепенно приобретало черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.

Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно.

Строительство храмов

 

С самых древних времен обработка древесины и строительство из нее было делом привычным и широко распространенным на территории Руси. Строили много. Этому способствовали и частые пожары, и миграции населения, и недолговечность - материала. Но все же для строительства деревянных храмов приглашали артели опытных мастеров, во главе которых стояли старосты [1].

Для строительства храмов в основном применяли хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех. Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

Лес шел в дело прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.