Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-12-06 | 62 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Распределение разделов по курсам и семестрам
курс | семестр | Раздел курса | Кол-во аудиторных часов | Сам.работа | зачет | экзамен | ||
л | ПЗ | КСР | ||||||
1 | 1 | Введение.Фонетика.Фонология. Орфоэпия. Лексикология.Фразелогия. Лексикография | 16 | 16 | 4 | 36 | ||
2 | .Словообразование. Морфемика | 16 | 16 | 4 | 36 | + | ||
2 | 3 | Морфология | 16 | 16 | 4 | 36 | + |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
I.ВВЕДЕНИЕ
Язык и речь, речевая деятельность. Стратификация языка. Природа и свойства языковых знаков, их отношения друг к другу. Синхрония и диахрония. Основные принципы изучения языка.
II.ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.
Предмет и задачи фонетики, аспекты фонетических описаний. Акустические свойства зву-ков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при обра-зовании звуков. Тоны и шумы. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и супер-сегментные (ударение, интонация) фонетические единицы. Фонетическая транскрипция.
Артикуляционно-акустическая классификация гласных и согласных звуков русского языка. Классификация дифференциальных признаков гласных звуков. Классификация дифференциальных признаков согласных звуков. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения, типы слогов. Слогораздел в русском языке.
Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы. Основные функции фонемы. Звуки в потоке речи. Сильные и слабые позиции гласных. Аканье и иканье. Позиционные и комбинатор-ные чередования. Редукция. Аккомодация. Сильные и слабые позиции согласных. Противопос-тавление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Ассими-ляция согласных Соотносительные ряды согласных фонем. Состав гласных фонем, состав со-гласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.
|
Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты. Трудности русского произношения, особенности произношения заимствований. Русское литературное произношение в его истори-ческом развитии, тенденции в развитии современных произносительных норм.
Графика. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков. Основные характеристики и принципы русской графики. Графические способы обозна-чения мягкости согласных на письме. Многозначные буквы русского алфавита. Графические со-кращения.
Орфография. Понятие орфографии. Три принципа русской орфографии, ведущий характер фонематического принципа.
III. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Введение. Словарный состав (лексика) в системе языка. Специфика лексических единиц.
Понятие о лексике. Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова. Структура слова: форма (означающее) и значение (означаемое). Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как знак. Значение слова и понятие. Сема как минимальный компонент значения слова. Семный анализ значения слова.
Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как система значений (лексико-семантических вариантов). Типы лексических значений в многозначном слове: по связи слова с действительностью (значения прямые и переносные); по происхождению (значения исходные и производные); по связи с контекстом (значения свободные и связанные). Типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха).
Омонимия. Классификация омонимов. Функции омонимов. Омонимия и многозначность. Проблемы разграничения омонимии и полисемии. Источники возникновения омонимов. Словари омонимов.
Синонимия. Классификация синонимов. Синонимический ряд его доминанта. Источ-ники возникновения синонимов. Словари синонимов.
|
Антонимия. Классификация антонимов. Их функции.
Паронимия. Парономазия. Словари паронимов.
Фразеология как номинативное и экспрессивное средство языка. Типы фразеологизмов. Фразеологизмы и несвободная сочетаемость слов. Устойчивость и вариативность фразеологизмов. Фразеологические словари.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
Исконно-русские слова, заимствования, старославянизмы, их основные отличия. Кальки. Типы калек. Экзотизмы. Варваризмы, интернациональная лексика.
Социальная и территориальная дифференциация русского языка.
Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. Спе-циальная лексика: профессионализмы, термины. Просторечия, жаргонизмы.
Понятие об активном и пассивном составе словаря. Устаревшие слова: архаизмы, исто-ризмы, их разновидность. Потенциальные и окказиональные слова. Неологизмы и их разновид-ности.
Стилистическая дифференциация лексики. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стили-стически окрашенная лексика. Книжная и разговорная лексика. Стилистические разряды слов.
Лексикография. Основные типы словарей русского языка. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.
III. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.
Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.
Классификация морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы. Сво-бодные и связанные корни. Виды аффиксов по их позиции в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексия. Нулевые морфемы. Понятие об интерфиксе. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
Морфемный анализ слова. Исторические изменения в составе слова: опрощение, пере-разложение, усложнение. Наложение морфем.
Непроизводная, производная (мотивированная) и производящая (мотивирующая) основы. Признаки производных основ.
Принципы морфемного и словообразовательного анализа. Этимологический анализ слова.
Словообразование, словообразовательная структура слова. Словообразовательное зна-чение. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Морфологический способ словообразования как ведущий способ образования слов в со-временном русском языке. Аффиксальные способы: суффиксация, префиксация, суффиксально-префиксальный способ, аббревиация, усечение производящей основы.
|
Неморфологические способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический.
Словообразование основных частей речи (продуктивные способы образования существи-тельных, прилагательных, глаголов, наречий).
Активные процессы в современном русском словообразовании.
Словари морфем и словообразовательные словари русского языка.
IV. МОРФОЛОГИЯ
Морфология как грамматическое учение о слове. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Слово и словоформа. Грамматическая категория и лексико-грамматический разряд.
Части речи в русском языке и принципы их классификации. Самостоятельные и служеб-ные части речи. Переходные явления в области частей речи.
Имя существительное, как часть речи. Значение морфологические и синтаксические при-знаки.
Лексико-грамматические разряды существительных. Существительные собственные и не-одушевленные; расхождения между лексической и грамматической одушевленностью.
Грамматические категории существительного.
Категория рода, ее значение и грамматическое выражение, распределение существи-тельных по родам. Существительные общего рода. Род неизменяемых существительных.
Категория числа, ее значение и грамматическое выражение. Существительные, употреб-ляемые в обоих числах. Существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множительном числе.
Категория падежа. Падежная система в современном русском языке Основные значения падежей. Типы склонения. Варианты падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных, образовавшихся из прилагательных и причастий. Участие предло-гов в выражении падежных значений.
Имя прилагательное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические при-знаки. Грамматические категории имен прилагательных, их отличие от соответствующих катего-рий существительного. Типы склонения.
|
Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и при-тяжательные прилагательные.
Краткие прилагательные. Синтаксические и стилистические особенности употребления кратких прилагательных. Ударение в кратких формах.
Степени сравнения имен прилагательных и способы их образования. Значение форм сте-пеней сравнения, их синтаксические функции. Ударение в формах степеней сравнения.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных: собст-венно-количественные, неопределенно-количественные, собирательные, порядковые. Морфо-логические и синтаксические особенности числительных разных разрядов. Склонение числи-тельных.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Грамматическая соот-носительность местоимений с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Склонение местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Переход слов различных частей речи в местоимения.
7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Семестр
Тема 1: Орфоэпия (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты.
2. Трудности русского произношения, особенности произношения заимствований.
3. Русское литературное произношение в его историческом развитии, тенденции в развитии современных произносительных норм.
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 2: Графика (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Графика. Графема и буква.
2. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков. Основные характеристики и принципы русской графики.
3. Графические способы обозначения мягкости согласных на письме. Многозначные буквы русского алфавита. Графические сокращения.
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 3: Орфография (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Орфография. Понятие орфографии.
2. Три принципа русской орфографии.
3. Ведущий характер фонематического принципа.
|
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 4: Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Стилистическая дифференциация лексики.
2. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная лексика.
3. Книжная и разговорная лексика.
4. Стилистические разряды слов.
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 5: Лексикография (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Лексикография.
2. Основные типы словарей русского языка.
3. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Семестр
Тема 1: Морфонологические особенности словообразования (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
Форма контроля: конспекты
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
1. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 2: Словообразовательный тип (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
Форма контроля: морфемный и словообразовательный разбор 5 слов
Литература
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 3: Строение системы синхронного словообразования (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
Форма контроля: построить словообразовательные гнезда 3 слов разных частей речи
Литература
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Семестр
Тема 1: Имя существительное (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Род и одушевленность существительных.
2. Сходства и различия между грамматическими категориями рода и числа
3. Значения падежей русского существительного.
4. Вопрос об адъективном склонении существительного.
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 2: Имя прилагательное (4 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Неизменяемые прилагательные.
2. Связь лексико-грамматической классификации прилагательных с морфологическими характеристиками прилагательного.
3. Типы склонения прилагательных
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
Тема 3: Имя числительное (2 часа)
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Особенности категории числа у числительных.
2. Особенности категории падежа у числительных
3. Тенденции в склонении числительных.
Форма контроля: конспект
Литература
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.
4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.
КРАТКИЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Семестр
Фонетика
Предмет и задачи фонетики, аспекты фонетических описаний. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (ударение, интонация) фонетические единицы.
Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Акустические свойства звуков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы.
Фонология
Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы. Основные функции фонемы. Звуки в потоке речи. Сильные и слабые позиции гласных. Позиционные и комбинаторные чередования. Редукция. Аккомодация. Сильные и слабые позиции согласных. Противопоставление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Ассимиляция согласных Соотносительные ряды согласных фонем. Состав гласных фонем, состав согласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.
Лексикология
Словарный состав (лексика) в системе языка. Специфика лексических единиц.
Понятие о лексике. Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова. Структура слова: форма (означающее) и значение (означаемое). Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как знак. Значение слова и понятие. Сема как минимальный компонент значения слова. Семный анализ значения слова.
Полисемия. Омонимия
Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как система значений (лексико-семантических вариантов). Типы лексических значений в многозначном слове: по связи слова с действительностью (значения прямые и переносные); по происхождению (значения исходные и производные); по связи с контекстом (значения свободные и связанные). Типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха).
Омонимия. Классификация омонимов. Функции омонимов. Омонимия и многозначность. Проблемы разграничения омонимии и полисемии. Источники возникновения омонимов. Словари омонимов.
Семестр
Морфемика
Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.
Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.
Классификация морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы. Сво-бодные и связанные корни. Виды аффиксов по их позиции в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексия. Нулевые морфемы. Понятие об интерфиксе. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
Основа слова. Типы основ
Непроизводная, производная (мотивированная) и производящая (мотивирующая) основы. Признаки производных основ. Членимая и нечленимая основы.
Принципы морфемного и словообразовательного анализа. Этимологический анализ слова.
7. Основные понятия словообразования
Словообразование, словообразовательная структура слова. Словообразовательное зна-чение. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Морфологический способ словообразования как ведущий способ образования слов в со-временном русском языке. Аффиксальные способы: суффиксация, префиксация, суффиксально-префиксальный способ, аббревиация, усечение производящей основы.
Неморфологические способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический.
8. Словообразование основных частей речи
Словообразование основных частей речи (продуктивные способы образования существи-тельных, прилагательных, глаголов, наречий).
Активные процессы в современном русском словообразовании.
Словари морфем и словообразовательные словари русского языка.
Семестр
Категория падежа
Категория падежа. Падежная система в современном русском языке Основные значения падежей. Типы склонения. Варианты падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных, образовавшихся из прилагательных и причастий. Участие предло-гов в выражении падежных значений.
Качественные прилагательные
Краткие прилагательные. Синтаксические и стилистические особенности употребления кратких прилагательных. Ударение в кратких формах.
Степени сравнения имен прилагательных и способы их образования. Значение форм сте-пеней сравнения, их синтаксические функции. Ударение в формах степеней сравнения.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, порядковые. Морфологические и синтаксические особенности числительных разных разрядов. Склонение числительных.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Грамматическая соот-носительность местоимений с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Склонение местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Переход слов различных частей речи в местоимения.
Планы практических занятий
Семестр
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Язык и речь.
1. Язык и речь, речевая деятельность.
2. Стратификация языка.
3. Природа и свойства языковых знаков, их отношения друг к другу. Синхрония и диахрония.
4. Основные принципы изучения языка.
Литература
1. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. – М., 2000. – С.1-12.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Тема: Фонология
1. Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы.
2. Сильные и слабые позиции гласных.
3. Сильные и слабые позиции согласных. Противопоставление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем.
4. Состав гласных фонем, состав согласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001 -. – С.88-95.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 6 (2 часа)
Тема: Лексикография
1. Лексикография. Основные типы словарей русского языка.
2. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.
3. Словари синонимов, антонимов. Фразеологические словари.
4. Этимологические словари.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.60-76.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Семестр
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Морфема. Типы морфем
1. Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.
2. Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.
3. Классификации морфем.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001 -. – С.125-127.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Семестр
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Морфология
1. Морфология как грамматическое учение о слове.
2. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Слово и словоформа.
3. Грамматическая категория и лексико-грамматический разряд.
4. Части речи в русском языке и принципы их классификации. Самостоятельные и служеб-ные части речи. Переходные явления в области частей речи.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.142-153.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Тема: Имя существительное
1. Имя существительное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические признаки.
2. Лексико-грамматические разряды существительных.
3. Грамматические категории существительного.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.155-189.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 3 (2 часа)
Тема: Имя прилагательное
1.Имя прилагательное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические при-знаки.
2.Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и при-тяжательные прилагательные.
3.Относительные прилагательные
4.Притяжательные прилагательные.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.198-208.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 5 (2 часа)
Тема: Имя числительное
1. Имя числительное как часть речи.
2. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, порядковые. Морфологические и синтаксические особенности числительных разных разрядов.
3. Склонение числительных.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.208-219.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 7 (2 часа)
Тема: Местоимение
1. Местоимение как часть речи.
2. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологические и синтаксические особенности местоимений разных разрядов.
3. Склонение местоимений.
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.208-219.
2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.
3. Лекционный материал.
Практическое занятие № 8 (2 часа)
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Порядок морфемного анализа
Основная задача морфемного разбора заключается в выделении всех значимых частей (морфем) в составе слова (как производного, так и непроизводного) с точки зрения современного состояния языка (синхронный план).
При морфемном разборе слово анализируется на уровне словоформ, то есть тех форм, в которых слова выступают в предложении. При определении основы следует помнить, что основа слова включает в свой состав только словообразующие аффиксы.
Для проверки правильности выделения корневой морфемы, приводим однокоренные слова, для проверки правильности определения аффиксальных морфем, приводим одноструктурные слова.
Пример:
Заботливо – наречие, неизменяемое слово.
ПнО ЧнО
Все слово представляет собой чистую основу. По структуре основа производная, членимая. Корневая морфема – забот- (однокорневые слова – забота, заботливый). Суффиксы –лив-, -о (одноструктурные слова - суетливый, совестливый; суетливо, молчаливо)
Порядок словообразовательного анализа
Словообразовательный анализ так же, как и морфемный, - это синхронный анализ. При словообразовательном анализе важно соотнести производное слово (ПнС) с производящим по форме и по значению. При нахождении производящего слова (П щС) важно учитывать не только структурное сходство слов, но и близость из семантики. Словообразовательный разбор основных знаменательных частей речи производится на уровне начальных форм соответствующих частей речи.
Пример:
ПнС ф ПщС
Заботливо заботлив(ый)
ПщО ПщО
Способ образования – морфологический, аффиксально-суффиксальный подтип.
Морфологический разбор
Имя существительное
Схема анализа
1.Определить часть речи и начальную форму.
2.Указать лексико-грамматический разряд.
3.Охарактеризовать род.
4.Определить тип склонения.
5.Установить падеж.
6.Определить число.
7.Установить синтаксическую роль данной словоформы.
Образцы анализа
Осенней3 свежестью3, листвою3 и плодами благоухает3 сад. 3
Сад – имя существительное в начальной форме, нарицательное, неодушевленное, конкретное, мужского рода, 2 склонения, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, в предложении является подлежащим.
Свежестью - имя существительное, начальная форма свежесть, нарицательное, неодушевленное, абстрактное, женского рода, 3 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.
Листвою – имя существительное, начальная форма листва, нарицательное, неодушевленное, конкретное, собирательное, женского рода, 1 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.
Имя прилагательное
Схема анализа
1.Определить часть речи и начальную форму.
2.Установить лексико-грамматический разряд.
3.Для качественных прилагательных определить:
а) полную или краткую форму,
б) степень сравнения.
4.Выявить тип склонения.
5.Определить, в каком роде, числе и падеже согласуется с существительным
6.Установить синтаксическую роль данной словоформы.
Образец анализа
Осенней (свежестью) – имя прилагательное, начальная форма осенняя, относительное прилагательное, мягкий вариант склонения, согласуется с существительным свежестью в женском роде, в единственном числе, в творительном падеже, в предложении является определением.
Вопросы к экзамену для студентов 2 курса (3 семестр)- 1-39
1. Понятие о лексикологии и лексике.
2. Слово как единица языка и его основные признаки.
3. Многозначность слова. Типы переносных значений.
4. Омонимы. Типы выделяемых омонимов. Разграничении омонимии и полисемии.
5. Синонимы и их типы. Синонимический ряд. Синонимия и многозначность. Роль синонимов в речи.
6. Антонимы и их типы. Антонимия и многозначность слова. Стилистическая роль антонимов.
7. Заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки.
8. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц по семантической слитности их компонентов.
9. Лексикография. Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.
10. Предмет фонетики. Фонетическое членение речи: фонетическое слово, слог, звук.
11. Артикуляционная характеристика звуков речи. Классификация гласных и согласных звуков.
12. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков – редукция, аккомодация, ассимиляция, оглушение согласных в конце слова.
13. Слог. Типы выделяемых слогов. Особенности русского слогоделения.
14. Фонологическая система русского языка. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
15. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Внепарные фонемы.
16. Фонетический разбор и методика его проведения.
17. Словообразование как самостоятельный раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела.
18. Морфема как значимая часть слова в русском языке. Типы морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы.
19. Понятие корня. Типы аффиксальных морфем по их положению в слове: префиксы, суффиксы, флексии, постфиксы.
20. Материально выраженные и нулевые морфемы. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
21. Основа и окончание. Типы основ. Понятие о производящей основе.
22. Способы словообразования в современном русском языке. Морфологический способ словообразования и его частные разновидности (аффиксация, безаффиксный, сложение и аббревиация).
23. Неморфологические способы словопроизводства.
24. Предмет и зачади морфемного анализа.
25. Предмет и задачи словообразовательного анализа.
26. Морфология как грамматическое учение о слове. Предмет и задачи морфологии. Понятие о грамматической категории. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке.
27. Распределение слов по частям речи в русском языке. Слова самостоятельные и служебные.
28. Имя существительное как часть речи. Грамматические категории имен существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных: нарицательные и собственные, одушевленные
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!