Русский язык с основами языкознания (2 курс ЛОГО) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Русский язык с основами языкознания (2 курс ЛОГО)

2020-12-06 62
Русский язык с основами языкознания (2 курс ЛОГО) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Распределение разделов по курсам и семестрам

курс

семестр

Раздел курса

Кол-во аудиторных часов

Сам.работа

зачет

экзамен

л   ПЗ   КСР  
1 1 Введение.Фонетика.Фонология. Орфоэпия. Лексикология.Фразелогия. Лексикография 16 16 4 36    
  2 .Словообразование. Морфемика 16 16 4 36 +  
2 3 Морфология 16 16 4 36   +

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

     I.ВВЕДЕНИЕ

Язык и речь, речевая деятельность. Стратификация языка. Природа и свойства языковых знаков, их отношения друг к другу. Синхрония и диахрония. Основные принципы изучения языка.

     II.ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.

Предмет и задачи фонетики, аспекты фонетических описаний. Акустические свойства зву-ков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при обра-зовании звуков. Тоны и шумы. Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и супер-сегментные (ударение, интонация) фонетические единицы. Фонетическая транскрипция.

Артикуляционно-акустическая классификация гласных и согласных звуков русского языка. Классификация дифференциальных признаков гласных звуков. Классификация дифференциальных признаков согласных звуков. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения, типы слогов. Слогораздел в русском языке.

Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы. Основные функции фонемы. Звуки в потоке речи. Сильные и слабые позиции гласных. Аканье и иканье. Позиционные и комбинатор-ные чередования. Редукция. Аккомодация. Сильные и слабые позиции согласных. Противопос-тавление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Ассими-ляция согласных Соотносительные ряды согласных фонем. Состав гласных фонем, состав со-гласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.

Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты. Трудности русского произношения, особенности произношения заимствований. Русское литературное произношение в его истори-ческом развитии, тенденции в развитии современных произносительных норм.

Графика. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков. Основные характеристики и принципы русской графики. Графические способы обозна-чения мягкости согласных на письме. Многозначные буквы русского алфавита. Графические со-кращения.

Орфография. Понятие орфографии. Три принципа русской орфографии, ведущий характер фонематического принципа.

III. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Введение. Словарный состав (лексика) в системе языка. Специфика лексических единиц.

Понятие о лексике. Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова. Структура слова: форма (означающее) и значение (означаемое). Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как знак. Значение слова и понятие. Сема как минимальный компонент значения слова. Семный анализ значения слова.

 Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как система значений (лексико-семантических вариантов). Типы лексических значений в многозначном слове: по связи слова с действительностью (значения прямые и переносные); по происхождению (значения исходные и производные); по связи с контекстом (значения свободные и связанные). Типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха).

Омонимия. Классификация омонимов. Функции омонимов. Омонимия и многозначность. Проблемы разграничения омонимии и полисемии. Источники возникновения омонимов. Словари омонимов.

Синонимия. Классификация синонимов. Синонимический ряд его доминанта. Источ-ники возникновения синонимов. Словари синонимов.

Антонимия. Классификация антонимов. Их функции.

Паронимия. Парономазия. Словари паронимов.

Фразеология как номинативное и экспрессивное средство языка. Типы фразеологизмов. Фразеологизмы и несвободная сочетаемость слов. Устойчивость и вариативность фразеологизмов. Фразеологические словари.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

Исконно-русские слова, заимствования, старославянизмы, их основные отличия. Кальки. Типы калек. Экзотизмы. Варваризмы, интернациональная лексика.

Социальная и территориальная дифференциация русского языка.

Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. Спе-циальная лексика: профессионализмы, термины. Просторечия, жаргонизмы.

Понятие об активном и пассивном составе словаря. Устаревшие слова: архаизмы, исто-ризмы, их разновидность. Потенциальные и окказиональные слова. Неологизмы и их разновид-ности.

Стилистическая дифференциация лексики. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стили-стически окрашенная лексика. Книжная и разговорная лексика. Стилистические разряды слов.

Лексикография. Основные типы словарей русского языка. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.

 

III. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.

Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.

Классификация морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы. Сво-бодные и связанные корни. Виды аффиксов по их позиции в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексия. Нулевые морфемы. Понятие об интерфиксе. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.

Морфемный анализ слова. Исторические изменения в составе слова: опрощение, пере-разложение, усложнение. Наложение морфем.

Непроизводная, производная (мотивированная) и производящая (мотивирующая) основы. Признаки производных основ.

Принципы морфемного и словообразовательного анализа. Этимологический анализ слова.

Словообразование, словообразовательная структура слова. Словообразовательное зна-чение. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Морфологический способ словообразования как ведущий способ образования слов в со-временном русском языке. Аффиксальные способы: суффиксация, префиксация, суффиксально-префиксальный способ, аббревиация, усечение производящей основы.

Неморфологические способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический.

Словообразование основных частей речи (продуктивные способы образования существи-тельных, прилагательных, глаголов, наречий).

Активные процессы в современном русском словообразовании.

Словари морфем и словообразовательные словари русского языка.

 

IV. МОРФОЛОГИЯ

Морфология как грамматическое учение о слове. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Слово и словоформа. Грамматическая категория и лексико-грамматический разряд.

Части речи в русском языке и принципы их классификации. Самостоятельные и служеб-ные части речи. Переходные явления в области частей речи.

Имя существительное, как часть речи. Значение морфологические и синтаксические при-знаки.

Лексико-грамматические разряды существительных. Существительные собственные и не-одушевленные; расхождения между лексической и грамматической одушевленностью.

Грамматические категории существительного.

Категория рода, ее значение и грамматическое выражение, распределение существи-тельных по родам. Существительные общего рода. Род неизменяемых существительных.

Категория числа, ее значение и грамматическое выражение. Существительные, употреб-ляемые в обоих числах. Существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множительном числе.

Категория падежа. Падежная система в современном русском языке Основные значения падежей. Типы склонения. Варианты падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных, образовавшихся из прилагательных и причастий. Участие предло-гов в выражении падежных значений.

Имя прилагательное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические при-знаки. Грамматические категории имен прилагательных, их отличие от соответствующих катего-рий существительного. Типы склонения.

Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и при-тяжательные прилагательные.

Краткие прилагательные. Синтаксические и стилистические особенности употребления кратких прилагательных. Ударение в кратких формах.

Степени сравнения имен прилагательных и способы их образования. Значение форм сте-пеней сравнения, их синтаксические функции. Ударение в формах степеней сравнения.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных: собст-венно-количественные, неопределенно-количественные, собирательные, порядковые. Морфо-логические и синтаксические особенности числительных разных разрядов. Склонение числи-тельных.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Грамматическая соот-носительность местоимений с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Склонение местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Переход слов различных частей речи в местоимения.

 

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

Семестр

Тема 1: Орфоэпия (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты.

2. Трудности русского произношения, особенности произношения заимствований.

3. Русское литературное произношение в его историческом развитии, тенденции в развитии современных произносительных норм.

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

Тема 2: Графика (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Графика. Графема и буква.

2. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков. Основные характеристики и принципы русской графики.

3. Графические способы обозначения мягкости согласных на письме. Многозначные буквы русского алфавита. Графические сокращения.

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

 

Тема 3: Орфография (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Орфография. Понятие орфографии.

2. Три принципа русской орфографии.

 

3. Ведущий характер фонематического принципа.

 

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Тема 4: Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Стилистическая дифференциация лексики.

2. Межстилевая (нейтральная) лексика. Стилистически окрашенная лексика.

3. Книжная и разговорная лексика.

4. Стилистические разряды слов.

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

Тема 5: Лексикография (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

 

1. Лексикография.

2. Основные типы словарей русского языка.

3. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Семестр

Тема 1: Морфонологические особенности словообразования (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Структура корневых морфем.
  2. Чередование фонем.
  3. Чередование в заимствованных основах.
  4. Понятие субморфа.

Форма контроля: конспекты

Литература

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

1. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

Тема 2: Словообразовательный тип (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Понятие словообразовательного типа.
  2. Классификация словообразовательных типов.
  3. Понятие морфонологической модели.

Форма контроля: морфемный и словообразовательный разбор 5 слов

Литература

  1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
  3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Тема 3: Строение системы синхронного словообразования (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Единицы системы словообразования.
  2. Словообразовательный потенциал различных частей речи.
  3. Словообразовательные микросистемы.

Форма контроля: построить словообразовательные гнезда 3 слов разных частей речи

Литература

  1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.
  3. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

Семестр

Тема 1: Имя существительное (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1.    Род и одушевленность существительных.

2.    Сходства и различия между грамматическими категориями рода и числа

3.    Значения падежей русского существительного.

4.    Вопрос об адъективном склонении существительного.

Литература

1.    Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3.    Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4.    Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Тема 2: Имя прилагательное (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1.    Неизменяемые прилагательные.

2.    Связь лексико-грамматической классификации прилагательных с морфологическими характеристиками прилагательного.

3.    Типы склонения прилагательных

Литература

1.    Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2.    Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3.    Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4.    Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Тема 3: Имя числительное (2 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1.    Особенности категории числа у числительных.

2.    Особенности категории падежа у числительных

3.    Тенденции в склонении числительных.

Форма контроля: конспект

Литература

1.    Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2.    Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3.    Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4.    Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

КРАТКИЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Семестр

Фонетика

Предмет и задачи фонетики, аспекты фонетических описаний. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (ударение, интонация) фонетические единицы.

Понятие артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Акустические свойства звуков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы.

Фонология

Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы. Основные функции фонемы. Звуки в потоке речи. Сильные и слабые позиции гласных. Позиционные и комбинаторные чередования. Редукция. Аккомодация. Сильные и слабые позиции согласных. Противопоставление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Ассимиляция согласных Соотносительные ряды согласных фонем. Состав гласных фонем, состав согласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.

Лексикология

Словарный состав (лексика) в системе языка. Специфика лексических единиц.

Понятие о лексике. Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова. Структура слова: форма (означающее) и значение (означаемое). Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как знак. Значение слова и понятие. Сема как минимальный компонент значения слова. Семный анализ значения слова.

Полисемия. Омонимия

 Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как система значений (лексико-семантических вариантов). Типы лексических значений в многозначном слове: по связи слова с действительностью (значения прямые и переносные); по происхождению (значения исходные и производные); по связи с контекстом (значения свободные и связанные). Типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха).

Омонимия. Классификация омонимов. Функции омонимов. Омонимия и многозначность. Проблемы разграничения омонимии и полисемии. Источники возникновения омонимов. Словари омонимов.

Семестр

Морфемика

Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.

Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.

Классификация морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы. Сво-бодные и связанные корни. Виды аффиксов по их позиции в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексия. Нулевые морфемы. Понятие об интерфиксе. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.

Основа слова. Типы основ

Непроизводная, производная (мотивированная) и производящая (мотивирующая) основы. Признаки производных основ. Членимая и нечленимая основы.

Принципы морфемного и словообразовательного анализа. Этимологический анализ слова.

7. Основные понятия словообразования

Словообразование, словообразовательная структура слова. Словообразовательное зна-чение. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Морфологический способ словообразования как ведущий способ образования слов в со-временном русском языке. Аффиксальные способы: суффиксация, префиксация, суффиксально-префиксальный способ, аббревиация, усечение производящей основы.

Неморфологические способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический.

8. Словообразование основных частей речи

Словообразование основных частей речи (продуктивные способы образования существи-тельных, прилагательных, глаголов, наречий).

Активные процессы в современном русском словообразовании.

Словари морфем и словообразовательные словари русского языка.

Семестр

Категория падежа

Категория падежа. Падежная система в современном русском языке Основные значения падежей. Типы склонения. Варианты падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных, образовавшихся из прилагательных и причастий. Участие предло-гов в выражении падежных значений.

Качественные прилагательные

Краткие прилагательные. Синтаксические и стилистические особенности употребления кратких прилагательных. Ударение в кратких формах.

Степени сравнения имен прилагательных и способы их образования. Значение форм сте-пеней сравнения, их синтаксические функции. Ударение в формах степеней сравнения.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, порядковые. Морфологические и синтаксические особенности числительных разных разрядов. Склонение числительных.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Грамматическая соот-носительность местоимений с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Склонение местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Переход слов различных частей речи в местоимения.

 

Планы практических занятий

Семестр

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Язык и речь.

1. Язык и речь, речевая деятельность.

2. Стратификация языка.

3. Природа и свойства языковых знаков, их отношения друг к другу. Синхрония и диахрония.

4. Основные принципы изучения языка.

 

Литература

1. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. – М., 2000. – С.1-12.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Тема: Фонология

1. Фонология. Звук речи и звук языка, понятие фонемы.

2.  Сильные и слабые позиции гласных.

3. Сильные и слабые позиции согласных. Противопоставление по глухости \ звонкости, твердости \ мягкости, месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем.

4. Состав гласных фонем, состав согласных фонем. Московская и Ленинградская фонетические школы.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001 -. – С.88-95.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 6 (2 часа)

Тема: Лексикография

1. Лексикография. Основные типы словарей русского языка.

2. Основные толковые словари: БАС, МАС, Словарь Даля, Ушакова.

3. Словари синонимов, антонимов. Фразеологические словари.

4. Этимологические словари.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.60-76.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Семестр

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Морфема. Типы морфем

1. Предмет словообразования. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтак-сисом и фонетикой.

2. Морфемика. Морфема и фонема. Морфема и слово.

3. Классификации морфем.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001 -. – С.125-127.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Семестр

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Морфология

1. Морфология как грамматическое учение о слове.

2. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Слово и словоформа.

3. Грамматическая категория и лексико-грамматический разряд.

4. Части речи в русском языке и принципы их классификации. Самостоятельные и служеб-ные части речи. Переходные явления в области частей речи.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.142-153.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

 

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Тема: Имя существительное

 

1. Имя существительное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические признаки.

2. Лексико-грамматические разряды существительных.

3. Грамматические категории существительного.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.155-189.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

 

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Тема: Имя прилагательное

 

1.Имя прилагательное как часть речи. Значение, морфологические и синтаксические при-знаки.

2.Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и при-тяжательные прилагательные.

3.Относительные прилагательные

4.Притяжательные прилагательные.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.198-208.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Тема: Имя числительное

1. Имя числительное как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, порядковые. Морфологические и синтаксические особенности числительных разных разрядов.

3. Склонение числительных.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.208-219.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 7 (2 часа)

Тема: Местоимение

1. Местоимение как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологические и синтаксические особенности местоимений разных разрядов.

3. Склонение местоимений.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001. – С.208-219.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 8 (2 часа)

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Порядок морфемного анализа

Основная задача морфемного разбора заключается в выделении всех значимых частей (морфем) в составе слова (как производного, так и непроизводного) с точки зрения современного состояния языка (синхронный план).

При морфемном разборе слово анализируется на уровне словоформ, то есть тех форм, в которых слова выступают в предложении. При определении основы следует помнить, что основа слова включает в свой состав только словообразующие аффиксы.

  1. Сначала следует определить принадлежность слова к части речи и отметить, изменяемое это слово или нет.
  2. Если слово – изменяемая часть речи, выделить окончание.
  3. Выделить основу слова и определить характер основы по структуре – производная или непроизводная, членимая или нечленимая основа.
  4. Выделить корневую и аффиксальные морфемы.

Для проверки правильности выделения корневой морфемы, приводим однокоренные слова, для проверки правильности определения аффиксальных морфем, приводим одноструктурные слова.

Пример:


Заботливо – наречие, неизменяемое слово.

 


ПнО ЧнО

 

Все слово представляет собой чистую основу. По структуре основа производная, членимая. Корневая морфема – забот- (однокорневые слова – забота, заботливый). Суффиксы –лив-, -о (одноструктурные слова - суетливый, совестливый; суетливо, молчаливо)

Порядок словообразовательного анализа

Словообразовательный анализ так же, как и морфемный, - это синхронный анализ. При словообразовательном анализе важно соотнести производное слово (ПнС) с производящим по форме и по значению. При нахождении производящего слова (П щС) важно учитывать не только структурное сходство слов, но и близость из семантики. Словообразовательный разбор основных знаменательных частей речи производится на уровне начальных форм соответствующих частей речи.

  1. Назвать часть речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Установить, является ли анализируемое слово проиозводным или непроизводным.
  4. Выявить производящее слово.
  5. Выделить в составе производящего и производного слова производящую основу.
  6. Определить словообразовательное средство (формант).
  7. Определить способ словообразования.
  8. Указать (если есть) морфонологические явления на границе морфов (усечение, чередование и др.)

 

Пример:

ПнС ф    ПщС

Заботливо   заботлив(ый)

     
 


ПщО                 ПщО

Способ образования – морфологический, аффиксально-суффиксальный подтип.

Морфологический разбор

                                  Имя существительное

Схема анализа

 

1.Определить часть речи и начальную форму.

2.Указать лексико-грамматический разряд.

3.Охарактеризовать род.

4.Определить тип склонения.

5.Установить падеж.

6.Определить число.

7.Установить синтаксическую роль данной словоформы.

 

Образцы анализа

Осенней3 свежестью3, листвою3  и плодами благоухает3 сад. 3

 

Сад – имя существительное в начальной форме, нарицательное, неодушевленное, конкретное, мужского рода, 2 склонения, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, в предложении является подлежащим.

 

Свежестью  - имя существительное, начальная форма свежесть, нарицательное, неодушевленное, абстрактное, женского рода, 3 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.

 

Листвою – имя существительное, начальная форма листва, нарицательное, неодушевленное, конкретное, собирательное, женского рода, 1 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.

 

Имя прилагательное

Схема анализа

 

1.Определить часть речи и начальную форму.

2.Установить лексико-грамматический разряд.

3.Для качественных прилагательных определить:

а) полную или краткую форму,

б) степень сравнения.

4.Выявить тип склонения.

5.Определить, в каком роде, числе и падеже согласуется с существительным                               

        6.Установить синтаксическую роль данной словоформы.

 

 

Образец анализа

Осенней (свежестью) – имя прилагательное, начальная форма осенняя, относительное прилагательное, мягкий вариант склонения, согласуется с существительным свежестью в женском роде, в единственном числе, в творительном падеже, в предложении является определением.

 

Вопросы к экзамену для студентов 2 курса (3 семестр)- 1-39

 

1. Понятие о лексикологии и лексике.

2. Слово как единица языка и его основные признаки.

3. Многозначность слова. Типы переносных значений.

4. Омонимы. Типы выделяемых омонимов. Разграничении омонимии и полисемии.

5. Синонимы и их типы. Синонимический ряд. Синонимия и многозначность. Роль синонимов в речи.

6. Антонимы и их типы. Антонимия и многозначность слова. Стилистическая роль антонимов.

7. Заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки.

8. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц по семантической слитности их компонентов.

9. Лексикография. Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.

10. Предмет фонетики. Фонетическое членение речи: фонетическое слово, слог, звук.

11. Артикуляционная характеристика звуков речи. Классификация гласных и согласных звуков.

12. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков – редукция, аккомодация, ассимиляция, оглушение согласных в конце слова.

13. Слог. Типы выделяемых слогов. Особенности русского слогоделения.

14. Фонологическая система русского языка. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

15. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Внепарные фонемы.

16. Фонетический разбор и методика его проведения.

17. Словообразование как самостоятельный раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела.

18. Морфема как значимая часть слова в русском языке. Типы морфем по их роли в слове: корневые и аффиксальные морфемы.

19. Понятие корня. Типы аффиксальных морфем по их положению в слове: префиксы, суффиксы, флексии, постфиксы.

20. Материально выраженные и нулевые морфемы. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.

21. Основа и окончание. Типы основ. Понятие о производящей основе.

22. Способы словообразования в современном русском языке. Морфологический способ словообразования и его частные разновидности (аффиксация, безаффиксный, сложение и аббревиация).

23. Неморфологические способы словопроизводства.

24. Предмет и зачади морфемного анализа.

25. Предмет и задачи словообразовательного анализа.

26. Морфология как грамматическое учение о слове. Предмет и задачи морфологии. Понятие о грамматической категории. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке.

27. Распределение слов по частям речи в русском языке. Слова самостоятельные и служебные.

28. Имя существительное как часть речи. Грамматические категории имен существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных: нарицательные и собственные, одушевленные


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.271 с.