Федеральная поддержка моногородов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Федеральная поддержка моногородов

2020-12-06 87
Федеральная поддержка моногородов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральная поддержка моногородов стала в последние годы новым направлением федеральной региональной политики. Это можно расценивать как очень прогрессивный шаг, поскольку именно муниципальные образования, если исходить из лучших практик зарубежного опыта региональной политики, являются наиболее адекватными объектами такой политики. …

Для выделения моногородов Минрегион России предложил следующие критерии:

1) наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

2) наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства;

3) дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

– доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.

Для решения проблем моногородов в Минрегионе создана Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ, которая, по всей видимости, и занимается программы поддержки моногородов. Предполагалось, что направлена эта программа будет, с одной стороны, на повышение конкурентоспособности градообразующих предприятий и создание новых мощностей, с другой стороны, на создание новых альтернативных видов деятельности.

На основании предложенных критериев выделения моногородов, Минрегион уточнил перечень моногородов России. В итоге в него вошли 335 населенных пунктов, из которых 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тысяч человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований. По каждому моногороду в министерстве подготовили информационную базу, которую планируют регулярно обновлять, а также паспорта моногородов.

Схема федеральной поддержки моногородов была предложена следующая. Для каждого моногорода должен быть разработан комплексный план развития, причем разработан совместно органами местного самоуправления моногородов, собственниками градообразующих предприятий при обязательном содействии органов исполнительной власти субъектов Федерации. Комплексные планы рассматриваются сначала на уровне уже названной Межведомственной рабочей группы при Минрегионе, а в дальнейшем при необходимости передаются в правительственную Рабочую группу. Федеральная поддержка моногородов будет оказываться в том случае, если для этого будет недостаточно региональных мер.

Разрабатывать и внедрять какие-либо новые инструменты экономической политики для поддержки моногородов федеральные власти не планируют, предполагается задействовать уже существующие механизмы, например, Инвестиционный фонд. Таким образом, в правила функционирования различных механизмов финансовой поддержки регионов постепенно вносятся поправки, предусматривающие преимущественное выделение средств моногородам или регионам с моногородами. Такой подход вполне реализуем, он был апробирован в рамках федеральной антикризисной политики в целом (в правила распределения целого ряда видов финансовой помощи регионам были добавлены положения о приоритетном оказании поддержки территориям с высоким уровнем разработан).

Всего деньги в 2010 году было решено выделить 35 моногородам (таблица 2).

Таблица 2. Монопрофильные населенные пункты, получившие право на федеральную поддержку в 2010 году

Субъект РФ

Моногород

Брянская область

Сураж

Воронежская область

Семилуки

Ярославская область

Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев

Архангельская область

Северодвинск

Вологодская область

Сокол, Череповец

Ленинградская область

Пикалево

Новгородская область

Пестово

Мурманская область

Ковдор, пос. Ревда

Ростовская область

Гуково

Республика Татарстан

Камские Поляны, Набережные Челны, Чистополь

Чувашская Республика

Новочебоксарск

Пермский край

Красновишерск, Чусовой

Кировская область

Вятские Поляны

Нижегородская область

Заволжье, Павлово

Самарская область

Тольятти

Свердловская область

Асбест, Каменск-Уральский, Нижний Тагил

Челябинская область

Сатка, Карабаш

Иркутская область

Байкальск, Усть-Илимск

Кемеровская область

Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Таштагол

Приморский край

Дальнегорск, пос. Светлогорье

 

Даже если оставить в стороне довольно сложный вопрос о качестве разрабатываемых программ развития моногородов, то все равно становится очевидным, что решить проблемы моногородов в рамках федеральной региональной политики не удастся. Слишком мало моногородов планируется поддерживать – всего 35 из 335, причем есть мнение, что на самом деле монопрофильных населенных пунктов гораздо больше. 

 

3. Региональные аспекты общеэкономической политики: важнейшие примеры

Особые экономические зоны

Особые экономические зоны в России вплоть до настоящего времени находятся в ведении Министерства экономического развития РФ, поэтому, строго говоря, инструментом федеральной региональной политики считаться не могут. Однако они все же рассматриваются в данном учебном пособии. Во-первых, ОЭЗ имеют очень четкую региональную привязку и поэтому явно выраженное влияние на социально-экономическое развития отдельных регионов. Во-вторых, что еще более важно, в условиях кризиса федеральные власти пошли на внесение существенных поправок в законодательство об ОЭЗ, в реальную практику их создания и функционирования.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.