По 1 баллу за каждую позицию, итого – 3 балла. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

По 1 баллу за каждую позицию, итого – 3 балла.

2020-12-06 76
По 1 баллу за каждую позицию, итого – 3 балла. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

 

КОНЦЕ́РТ [ит. concerto] <…>

КОНЦЕРТА́НТ – артист, дающий концерт<…>

КОНЦЕРТИ́НО [ит. concertino] – 1) муз. инструмент<…>

КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР [нем. Konzertmeister] <…>

КОНЦЕССИОНЕ́Р – лицо, получившее концессию <…>

КОНЦЕ́ССИЯ [лат. concessio разрешение, уступка] <…>

КООПЕРА́ЦИЯ [лат. cooperatio сотрудничество] <…>

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ.

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?

Выбраны слова иноязычного происхождения, то есть заимствованные [в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Словарь иностранных (иноязычных) слов.

Для чего предназначены такие словари?

Словарь описывает только слова иноязычного происхождения, отмечая трудности произношения, ударения, словоизменения, сочетания, уточняя толкование слова в основных его значениях, если значений несколько.

Он содержит краткие справки о слове языка-источника [подробные даны в этимологическом словаре].

Оценка.

1. Фиксация того, что слова иноязычного происхождения, то есть заимствованные [в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков] (до 2 баллов)

2. Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

3. Словарь описывает только слова иноязычного происхождения, отмечая трудности произношения, ударения, словоизменения, сочетания, уточняя толкование слова в основных его значениях, если значений несколько (1 балл).

4. Он содержит краткие справки о слове языка-источника [подробные даны в этимологическом словаре] (1 балл).

За детальную характеристику какого-либо "Словаря иностранных слов", фамилию составителя и т. п. - дополнительный балл.

 

 


Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

Ответ.

В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы].

Оценка.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимум – 6 баллов.

 

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

И с чезнуть, меш о к, трущ о ба.

В чем своеобразие этих написаний?

Ответ.

Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

Оценка.

По 2 балла за объяснение каждого слова. Максимально 6 баллов.

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

       А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно...?»

       Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно...?»

Ответ.

Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса.

Оценка.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.