Б. Наш корреспондент встретился с А.Н. Филином. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Б. Наш корреспондент встретился с А.Н. Филином.

2020-12-06 102
Б. Наш корреспондент встретился с А.Н. Филином. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Грамоты написаны подьячим Ваняткой Грузином.

Б. Мост построен инженером Грузиным.

А. Сегодня известно 258 экземпляров перевода Библии, изданного Франциском Скориной.

Б. Он стал раскладывать карты на столе перед Скориным.

Ответ.

Разница обуловлена тем, что у русских собственных существительных, обозначающих фамилии, возможны окончания как субстантивного, так и адъективного склонения. Выбор зависит от происхожения существительного (примеры 3: русское 3б и иноязычное 3а, в данном примере различающиеся и местом ударения); от морфемной структуры (примеры 1: выделяется суффикс –ин в 1а от Филя и не выделяется в 1б); от противопоствления фамилии (2б) и прозвища (2а).

Оценка.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 6 баллов.

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

Ответ.

Слово косный исконно означало ‘медленный’. Ср. совр. болг. късен — ‘поздний’. Соответственно косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена речь.

Оценка.

4 балла за правильный ответ.

 

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

Как явствует из справочной литературы, в русском языке слово со-весть является калькой (т. е. поморфемным переводом) с греческого συν-ε ί δησις, что означает буквально со-знание. Объясните: 1) почему нельзя думать, что слово совесть возникло в русском (славянском) языке самостоятельно (без иноязычного влияния); 2) каким образом значение этого слова объясняется из идеи со-знания?

Ответ.

1) Совесть – это, без сомнения, отглагольное образование (от ведать), подобное таким, как повесть, помесь. Однако, если двум вышеперечисленнным существительным соответствуют приставочные глаголы (поведать, помесить), то глагола * соведать у нас нет; точно так же у нас есть выражение Я не ведаю за собой греха, но нет выражения * Я не ведаю вместе с собой греха (смысл которого нам тоже не вполне понятен). Это заставляет нас полагать, что слово совесть было скалькировано с другого иноязычного слова, причём со слова такого языка, в котором были бы возможны упомянутые глагольные конструкции. Греческий язык был как раз таковым; кроме того факт калькирования надёжно документирован древними памятниками. 2) В греческом же языке слово συν-ε ί δησις ᾽ со-знание ᾽ передавало ту идею, что у всякого даже в тайне от всех совершившего проступок человека всё равно имеется свидетель, и этот свидетель – он сам, его совесть. Она и будет терзать его мыслями о совершённом преступлении и подталкивать к раскаянию.

Оценка.

От 3 до 5 баллов за каждое правильное объяснение.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

Что означает встречающееся в церковнославянских текстах выражение довольный дождь:

Ответ.

Довольный в церковнославянском языке – способный, годный, многочисленный, достаточный, то есть довольный дождь – сильный дождь, ливень. В современном языке: довольный – ‘испытывающий удовлетворение, довольство’ (Ожегов), довольство – ‘достаток, избыток, удовлетворение’.

Оценка.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Какая ошибка допущена в предложении:

Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.

Ответ.

В предложении нарушен порядок слов.

Оценка.

За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на нарушение порядка слов; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения порядка слов; 1 балл – за исправленный вариант предложения.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.

Ответ.

Современное членение Историческое членение
за-да-ток за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут
разин-я ра(з)-зи-н-я; ср.: зиять, зияние
изуми-тель-н-ый из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘вывести из ума’
истреб-и- тель ис-треб-и-тель; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить

Оценка.

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание понимание окказиональной лексики русского языка и умение анализировать ее функционирование в художественном тексте.

Вопрос.

Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Как оно образовано?

Как на лемех приятен жирный пласт,

Как степь лежит в апрельском провороте!

Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст...

Черноречивое молчание в работе.

(О. Мандельштам «Чернозем»)

Ответ.

При образовании лексических окказионализмов (учащиеся могут не использовать термин) действует исторически сложившийся механизм словопроизводства. Новообразование компонуется из морфем, уже существующих в языке. Лексический окказионализм черноречивое (молчание), созданный сложно-суффиксальным способом по образцу прилагательного  красноречивое (ср. значение: “2. перен. Выразительно передающее какое-либо чувство или настроение; 3. перен. Ясно о чем-либо свидетельствующее, убедительное” (Словарь русского языка Т. 2. С.160), семантически ориентирован на оба переносные лексико-семантические варианта и на сему  черного цвета, которая контекстуально связана с такими семантическими комплексами, как здоровье, щедрость, труд. Лексический окказионализм черноречивое реализует сразу несколько переплетающихся значений, почерпнутых из внутренней формы, значения лексемы-образца, контекста.

Оценка.

3 балла за объяснение значения. 1 балл – за способ образования.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Вопрос.

Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?   

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Ответ.

Написание окончания не является орфографической ошибкой, так как этопредложно-падежная формаустаревшего имени существительного 1-го склонения постéля (постеля – в постел е как комната – в комнат е).В пушкинское время слова постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. В современном русском языке используется только существительное 3-го склонения постель (постель – в постел и).

Оценка.

1 балл – за сопоставление современного слова постель и устаревшего постеля. 1 балл - за указание правильности написания в данном отрывке. 2 балла – за объяснение правильности написания окончания с указанием на предложно-падежную формуустаревшего существительного постéля.

Максимальный балл – 4.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях?

1) Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты!

3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз!

5) Завели они новую прислугу, а старую прочь.

Ответ.

1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;

2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;

5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.

Оценка.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.