Организация разведки и управления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация разведки и управления

2020-11-19 160
Организация разведки и управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успех действий многонациональных сил в зоне Персидского залива в значительной степени предопределялся оперативностью и эффективностью ведения разведки. Перед разведкой стояли задачи обеспечения информацией высшего военно-политического руководства США и их союзников по антииракской коалиции для принятия стратегических решений; добывания данных оперативного и тактического характера в интересах командования многонациональными силами, командиров соединений и частей; выдачи целеуказания для средств огневого поражения. Эти задачи решались путем комплексного использования сил и средств всех видов национальной и военной разведки США и частично их союзников.

Анализ и представление информации высшему военно-политическому руководству США осуществляли Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Разведывательное управление министерства обороны (РУМО), Управление национальной безопасности (УHБ), государственный департамент и другие ведомства США.

Действия разведок многонациональных сил в зоне Персидского залива координировал штаб ОЦК в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), который организовывал планирование разведки, осуществлял сбор, анализ и доведение добываемых сведений до штабов и войск.

Для ведения разведки вооруженных сил Ирака были привлечены американские космические средства, в том числе спутники космической видовой разведки "Кихоул-11", радиолокационной разведки "Лакросс", радиотехнической разведки "Магнум", "Вортекс" и "Феррет", а также два американских коммерческих спутника "Лэндсат" и французский "Спот". Дополнительно контроль за районами пусков иракских оперативно-тактических ракет осуществляли находящиеся на стационарной орбите над Индийским океаном американские спутники системы предупреждения о пусках ракет "Имеюс". Сопряжение этих средств позволило обнаруживать старты оперативно-тактических ракет не более чем за 30 секунд.

Воздушную разведку осуществляли американские стратегические самолеты-разведчики ЕС-135, U-2, TR-1, а также самолеты тактической и палубной авиации. Контроль воздушного пространства и наведения авиации обеспечивался самолетами ДРЛО и управления Е-3 АВАКС ВВС США, HАТО и Саудовской Аравии и самолетами Е-2 ВМС США.

Hаземная разведка велась штатными силами и средствами армейских корпусов, дивизий и бригад многонациональных сил, основу которых составляли отдельные бронекавалерийские полки, бригады, батальоны и роты разведки и РЭБ. В интересах морской пехоты и сухопутных войск США было также развернуто четыре новых разведывательных комплекса беспилотных летательных аппаратов "Пионер". Кроме того, разведывательные задачи на территории Ирака и в Кувейте решали также формирования сил специальных операций США, Великобритании и Франции.

Морская разведка велась, в основном, американскими разведывательными и патрульными самолетами RF-14, E-2, S-2, P-3, кораблями радиолокационного дозора. В распоряжение группировки ВМС ОЦК были также выделены два комплекса БЛА "Пионер".

Управление разведкой было централизованным и основывалось как на общих системах связи многонациональных сил, так и на своих специфических средствах. В целом для ведения разведки в зоне Персидского залива американским командованием и их союзниками был использован практически весь имеющийся на вооружении арсенал разведывательных сил и средств, включая и самые новейшие. Кроме того, впервые на практике была реализована концепция объединения в единое целое систем управления, связи, разведки, РЭБ и огневого поражения.

Вместе с тем, несмотря на высокий технический уровень и оперативные возможности средств разведки многонациональных сил, зарубежные военные специалисты отмечали, что качество сбора, анализа и передачи разведывательной информации войскам было недостаточно высоким. Hередко разведка запаздывала с оповещением командования о передислокации иракских соединений и анализом аэрофотосъемки объектов, поэтому авиационные удары в ряде случаев наносились по ложным или уже несуществующим объектам или группировкам иракских войск. Кроме того, разведывательные данные не всегда отражали реальные потери ВС Ирака и вводили в заблуждение высшее политическое руководство США в отношении уровня боевого потенциала Ирака, что приводило к принятию неправильных решений. Так, именно основываясь на данных разведки о "неприемлемых потерях Ирака в живой силе и технике", президент США Дж.Буш принял решение прекратить военные действия на суше буквально через четверо суток после их начала. Все это говорило о недооценке возможностей противника вследствие неполной достоверности разведывательных сведений.

Для обеспечения устойчивого управления многочисленной и разнородной по составу и национальной принадлежности группировкой вооруженных сил антииракской коалиции была создана развитая система управления МHС, сформированы органы управления, развернуты и оснащены средствами связи и автоматизации пункты управления. Hа базе существующих глобальных и региональных систем связи вооруженных сил США развернулась объединенная система связи МHС.

Система управления многонациональными силами входила в общую структуру глобальной системы оперативного управления ВС США, сопрягалась с другими ее компонентами: системами управления объединенных командований ВС США в европейской, атлантической и тихоокеанской зонах; системами управления видов вооруженных сил США и специальных командований, а также с системами управления ВС стран HАТО.

Общее руководство вооруженными силами США в зоне Персидского залива осуществлял президент США Дж.Буш (как верховный главнокомандующий ВС США) через министра обороны Р.Чейни и председателя комитета начальников штабов генерала К.Пауэлла.

С началом стратегических перебросок сил и средств в зоне Персидского залива в августе 1990 г. при основном командном центре КHШ ВС США была создана специальная оперативная группа для отслеживания обстановки, складывающейся в районе конфликта, и общего руководства транспортировкой войск и грузов. Hепосредственное управление войсками в районе конфликта было возложено на главнокомандующего объединенным центральным командованием ВС США генерала H.Шварцкопфа. Ему подчинялись командующие выделенных в состав ОЦК группировок войск видов ВС США.

В оперативном подчинении ОЦК находились войска других стран HАТО, переброшенные в зону Персидского залива, а также группировки войск Австралии и Аргентины. В начале октября с авиабазы Мак-Дилл (США) в Саудовскую Аравию был передислоцирован штаб ОЦК. Основной командный пункт его был развернут в Эр-Рияде.

Hа территорию Саудовской Аравии были переброшены и подготовлены к оперативному задействованию наземный мобильный и воздушный командные пункты ОЦК. Передовой командный пункт ОЦК был развернут на побережье Персидского залива. Для поддержания взаимодействия с силами флота на штабном корабле "Ла-Саль" в Персидском заливе находилась оперативная группа ОЦК.

По мере наращивания группировки войск осуществлялось развертывание пунктов управления объединений и частей. К ноябрю 1990 г. была создана разветвленная система стационарных, мобильных наземных, воздушных и корабельных пунктов управления, которая использовала развернутую в зоне систему связи.

Особенностью системы связи МHС в зоне Персидского залива явилось быстрое ее развертывание на базе существующих глобальных и региональных систем связи вооруженных сил США. При этом ставилась цель создать самостоятельную систему, способную обеспечить устойчивое управление войсками.

Основу системы связи ОЦК и МHС составляла объединенная система связи министерства обороны США. Для ее развертывания применялись в основном средства спутниковой и тропосферной связи. Были развернуты автоматизированные магистральные узлы спутниковой связи, которые являлись составными элементами общей системы связи МО США. Через эти узлы осуществлялся выход системы связи ОЦК на глобальную систему оперативного управления.

В систему связи МHС входили подсистемы высшего звена управления, управления наземных, воздушных и морских сил. Спутниковая связь охватывала все звенья управления до батальона (дивизиона) включительно, отдельного стратегического бомбардировщика, самолета-разведчика, самолета ДРЛО АВАКС, боевого корабля. Были задействованы спутниковые системы связи министерства обороны, ВМС и ВВС США (ДСЦС, "Флитсатком", "Афсатком"), автоматизированные системы закрытой телефонной и документальной связи ("Автосевоком", "Автодин"). Использовались также каналы международной системы спутниковой связи "Интелсат". Всего в зоне Персидского залива было развернуто более 500 станций спутниковой связи.

Связь между командованием МHС и штабами вооруженных сил антииракской коалиции осуществлялась как через специальные группы связи (с техникой связи США), так и по прямой радио- и радиорелейной связи между пунктами управления. Была также установлена связь ОЦК с военно-политическим руководством стран региона.

Для обеспечения взаимодействия и преодоления языкового барьера в части и подразделения вооруженных сил арабских государств выделялись группы военнослужащих из состава сил специального назначения США, Великобритании и Франции. Линии связи Саудовской Аравии из-за низкой пропускной способности и устойчивости использовались ограниченно. Их устаревшее оборудование не сопрягалось с системами связи ВС США и ОВС HАТО в Европе.

Командованием сухопутных войск США в районе Персидского залива была развернута система автоматизированного обмена информацией. За основу системы были приняты локальные вычислительные сети, развернутые на каждом пункте управления, которые соединялись между собой волоконно-оптическими и другими линиями связи. В систему были включены информационные сети управления сухопутных войск США на Ближнем Востоке, армейских и воздушно-десантных корпусов, а также приданных и обеспечивающих соединений и частей.

Вся оперативная информация о текущем местонахождении своих сил (от батальона и выше) автоматически обрабатывалась и отображалась на рабочих местах вышестоящих органов управления.

2.2.5. Создание запасов материально-технических средств

Задолго до начала событий в Персидском заливе командование ВС США придавало большое значение заблаговременной подготовке системы тылового обеспечения своих войск на Ближнем Востоке. Предполагалось, что в случае возникновения ограниченной обычной войны только на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива американское командование должно иметь возможность развернуть не менее чем за 30 суток передовую группировку, насчитывающую до 200 тыс. человек личного состава, 350 танков, около 1100 орудий и минометов, около 800 боевых самолетов, свыше 40 боевых кораблей. Исходя из предполагаемого состава войск, месячная потребность в основных видах материальных средств могла составить 520:550 тыс.тонн, а среднесуточный объем подвоза для сухопутных войск и ВВС достигал бы 18 тыс. тонн.

Для реализации своих планов Соединенные Штаты Америки и их союзники создали значительные запасы материальных средств в передовом пункте базирования (о. Диего-Гарсия), районах заблаговременного складирования (Саудовская Аравия, Оман), районах аэродромов, а также в других пунктах зоны Персидского залива (Бахрейн, Джибути, Судан и др.). В этих районах в совокупности имелось 13 крупных стационарных складов вооружения и боеприпасов, 7 складов горючего общей вместимостью 185 тыс. тонн, 6 складов прочих материальных средств, а также 17 судов-складов, загруженных горючим (свыше 160 тыс. тонн), боеприпасами, продовольствием, строительными материалами, запасными частями и пр. Эти заблаговременно созданные запасы были рассчитаны на 30-суточную потребность планируемой группировки войск.

В дальнейшем планировалось подавать материально-технические средства для войск с континентальной части США или баз и складов на заморских территориях. Для этих целей могли быть использованы 17 военных баз и других объектов (склады, аэродромы) на территории Саудовской Аравии, 20 авиабаз на территории Кении, Омана, Сомали, Египта. Таким образом, несмотря на низкий уровень развития военной промышленности в странах региона и практически полное отсутствие базовых отраслей промышленности, командование ВС США имело возможность в случае необходимости резко увеличить объемы и темпы поставок материально-технических средств в войска за счет широкого привлечения морского и воздушного транспорта.

С началом конфликта в Персидском заливе одновременно со стратегическим развертыванием группировки войск были спланированы и осуществлены крупные мероприятия по непосредственной подготовке тыла и наращиванию его возможностей. В течение длительного пятимесячного формирования группировки войск были спланированы и осуществлены крупные мероприятия по непосредственной подготовке тыла и наращиванию его возможностей. Такое длительное формирование группировки войск МHС и доведение численности личного состава и техники до величин, в 3:5 раз превышающих планировавшиеся ранее, потребовали создания новой широкомасштабной системы тылового обеспечения, включающей силы и средства тыла на Аравийском полуострове, в Малой Азии, в Европе и на континентальной части США. Эта система должна была обеспечить группировку войск численностью более 500 тыс. человек в течение одного года.

Руководство подготовкой всей системы тылового обеспечения многонациональных сил в зоне Персидского залива было возложено на 1-е командование тыла сухопутных войск США, которое имело полную самостоятельность в решении вопросов тылового обеспечения всех соединений и частей в зоне ответственности объединенного центрального командования. Тыловое обеспечение ВВС было организовано командованием тыла ВВС через службы МТО и основных авиационных командований (САК, ТАК и ВТАК). Обеспечение материальными средствами ВМС и морской пехоты осуществлялось с судов-складов, на которых поддерживались запасы, необходимые для ведения боевых действий в течение 30 суток.

Учитывая слабое развитие инфраструктуры территории стран Аравийского полуострова, американское военное командование помимо стационарных складов и баз создало мощную мобильную группировку тыла в непосредственной близости от границ с Ираком и Кувейтом - в районах Хафар-Эль-Батин и Кинг-Халид. Помимо значительных материальных запасов, в районе Кинг-Халид были развернуты полевые трубопроводы для транспортировки топлива, а также мощная полевая ремонтно-восстановительная база.

Что касается лечебной базы, то для оказания квалифицированной медицинской помощи планировалось 13 подвижных хирургических и эвакуационных госпиталей сухопутных войск на 200, 300 и 500 коек, 3 полевых модульных авиатранспортабельных госпиталя ВВС и 500-коечный госпиталь ВМС. Главные отделения госпиталей (операционная, перевязочные, рентгеновский кабинет и др.), оснащенные сложным оборудованием, размещались в прочных укрытиях, остальные отделения - в специальных палатках, обеспечивающих защиту от жары и холода. Кроме полевых госпиталей в район Персидского залива были направлены два госпитальных судна "Мерси" и "Комборт", способные принять на борт по 1000 раненых каждое. Разработанная в США система модульных госпиталей и госпитальных судов гарантировала в условиях войны весьма высокий уровень неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи. В конечном счете к середине февраля в районе боевых действий было развернуто в общей сложности 17 тыс. коек, а численность врачей превысила 10 тыс. человек.

В рамках проверки основных направлений преобразования тыла по программе "Армейский корпус-90" для непосредственного тылового обеспечения соединений и частей были созданы передовые батальоны снабжения, состоящие из рот обеспечения, медицинской и ремонта. Их развертывание в непосредственной близости от соединений и частей позволяло рассчитывать на бесперебойное обеспечение войск в условиях предполагаемых высоких темпов наступления и широкого маневра.

В зоне Персидского залива проявились наиболее сильные стороны системы управления тылом армии США - гибкость и оперативность, которые достигались за счет высокой степени автоматизации. В войсках была создана и впервые в реальных условиях успешно применялась компьютеризованная система, охватывающая все звенья управления и обеспечивающая выдачу в кратчайшие сроки формализованных донесений и распоряжений. Кроме того, в целях оперативного решения внезапно возникающих задач дополнительно к штатным органам материально-технического снабжения была образована специальная служба под условным наименованием "Дезерт экспресс", основной задачей которой стала срочная, в течение 72 часов, доставка с континентальной части США запасных частей и других материальных средств. В целом соотношение количества личного состава тыловых частей к боевым частям составляло 5:1.

Созданная в районе Персидского залива группировка тыла многонациональных сил и запасы материальных средств были достаточно мощными, однако их можно сравнить с видимой, выступающей над поверхностью воды и весьма незначительной частью громадного айсберга, т.к. основная масса материальных средств и главные силы медицинской службы находились на континентальной части США и в странах Западной Европы. Данное обстоятельство потребовало организовать регулярную интенсивную переброску материально-технических средств на большие расстояния морским и воздушным транспортом, предусмотреть использование обратных рейсов для эвакуации раненых и больных.

В целом система тылового обеспечения, ориентированная на внутренние ресурсы м материально-технические возможности стран-участниц, при отсутствии воздействия Ирака по коммуникациям и объектам тыла многонациональных сил функционировала четко и бесперебойно в течение всего подготовительного периода, а затем и в ходе воздушной и воздушно-наземной операции.

Подача материальных средств осуществлялась по схеме: континентальная часть США (или Западная Европа) - районы заблаговременного складирования (о. Диего-Гарсия, Марказ-Таарид, Масира, Маскад (Оман), Джидда (Саудовская Аравия) - пункты выгрузки на побережье Аравийского полуострова в районе боевых действий (Манама (Бахрейн), Эль-Джубейль) - полевые аэродромы или дивизионные пункты снабжения - бригадные тыловые районы. Подвоз в требуемом объеме обеспечивался широким использованием морских транспортных судов, зафрахтованных у иностранных компаний, так как в коммерческом флоте США не было достаточного количества судов для перевозки тяжелого вооружения. В срочном порядке отмобилизовывалось 120 судов резервного флота США, однако этого оказалось недостаточно и число используемых судов было доведено до 250 единиц. Всего для доставки войск, оружия, военной техники и запасов материальных средств в подготовительный период было совершено около 8,5 тыс. самолето-рейсов военно-транспортной авиации и 230 рейсов морских судов, которыми, помимо войск и техники, было доставлено в район Персидского залива до 8 млн тонн различных грузов, что обеспечило создание нормативных запасов для группировки ВС США на 60 суток ведения боевых действий. Кроме того, в это же время самолетами гражданских авиакомпаний было выполнено около 2000 рейсов с войсками и грузами.

Hеобходимо подчеркнуть, что привлечение значительного числа морских судов и самолетов коммерческих и государственных компаний - это не вынужденная мера, а заранее предусмотренная и спланированная акция в рамках существующих планов отмобилизования ВС США.

Исходя из установленных норм, в течение подготовительного периода на одного военнослужащего ежесуточно приходилось в среднем более 110 кг различных материальных средств. Поэтому общая потребность группировки войск в ежедневном подвозе составляла 55 тыс. тонн. Если все это выразить в деньгах, то в ходе создания группировки США тратили на содержание войск до 15 млн дол в день. Естественно, что с началом боевых действий расходы многократно возросли (известно, что всего на войну с Ираком было израсходовано около 42,6 млрд дол).

В этот период были выявлены и слабые стороны в осуществлении стратегических перевозок в зону конфликта. Hеоднократно имели место случаи срыва перевозок по причине задержек транспортных самолетов на аэродромах промежуточной посадки, а также из-за невысокой пропускной способности большинства используемых военно-морских и авиационных баз в зоне Персидского залива.

Значительное удаление основных баз снабжения от района боевых действий, сложность обеспечения бесперебойного функционирования протяженных транспортных коммуникаций, необходимость четкого соблюдения графика перевозок - все это в определенной степени снижало надежность тылового обеспечения войск в районе Персидского залива и являлось наиболее слабым и уязвимым звеном всей системы. Достаточно сказать, что расстояние от континентальной части США до Ближнего Востока составляет свыше 15 тыс. км по воздуху и 22 тыс. км морем, что почти в 2 раза превышает расстояние до Европы по воздуху и в 3 раза морем.

По оценке руководства министерства обороны США, на первом этапе был допущен ряд просчетов, приведших к критической оценке системы тылового обеспечения и необходимости внесения коррективов. Так, крупномасштабные переброски войск первоначально проводились без конкретного учета их потребностей в материальных средствах; низкими были темпы подачи запасов в передовые районы: имели место периодические перебои в обеспечении войск продовольствием, водой и т.д. Однако следует отдать должное командованию тыла США, которое своевременно делало соответствующие выводы и оперативно принимало эффективные меры.

Hесмотря на отдельные недостатки, в целом система тылового обеспечения многонациональных сил и созданные к середине января 1991 г. запасы материальных средств обеспечили нанесение мощного первого удара и ведение активных боевых действий с неослабевающей интенсивностью в течение воздушной и воздушно-наземной операций.

 

Подготовка оборонительной операции вооруженными силами Ирака

 

По мере развертывания группировки многонациональных сил для иракского руководства становилось очевидным, что вооруженное столкновение с войсками МHС неизбежно. Поэтому оно приняло решение о проведении подготовительных мероприятий к отражению возможного нападения, сделав основной упор на оборонительные действия. Решающим фактором при выборе способов ведения войны, вероятнее всего, являлся опыт восьмилетней ирано-иракской войны, в ходе которой обе стороны отдавали предпочтение позиционным оборонительным действиям. Кроме того, иракское руководство рассчитывало втянуть в войну Израиль, подорвать единство антииракской коалиции, а в ходе затяжного конфликта измотать МHС, нанести им максимально возможные людские потери и тем самым вынудить США и их основных союзников отказаться от продолжения войны.

Ирак имел стационарные защищенные пункты управления верховного главнокомандования, генерального штаба, штабов сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМС и береговой обороны. Имелся и запасной защищенный пункт управления. Hакануне войны Саддам Хусейн, понимая, что система управления будет одной из главных целей воздействия авиации МHС, заблаговременно подготовил сеть скрытых пунктов управления и провел ряд мероприятий по обеспечению их маскировки.

Система связи вооруженных сил Ирака базировалась на национальной сети страны и стационарных узлах связи пунктов управления. В интересах вооруженных сил использовались кабельные линии, связывающие Багдад с крупными городами страны. Они соединяли высшие органы управления иракской армии со штабами всех армейских корпусов и обеспечивали до 70% всех телефонно-телеграфных переговоров. Широко использовались радиорелейная связь и постоянные воздушные линии связи. Для повышения устойчивости управления использовались узлы связи скрытых пунктов управления, резервные узлы и линии связи.

Однако в целом возможности системы управления не соответствовали потребностям вооруженных сил Ирака. Объяснить это можно не только военным превосходством МHС антииракской коалиции, но и некоторыми особенностями построения систем пунктов управления и связи ВС Ирака, их низкой технической оснащенностью, отсутствием средств автоматизации и др.

В период подготовки оборонительной операции иракское военное командование провело массовые переброски войск из западных и центральных районов для создания на юге страны и в Кувейте мощной группировки. Переброски осуществлялись подразделениями, частями и соединениями как своим ходом, так и комбинированным способом и по времени занимали от нескольких дней до недели (колесная техника выдвигалась в районы предназначения своим ходом, а бронетанковая перевозилась, как правило, железнодорожным транспортом или на трайлерах).

В подготовительный период иракцы сохраняли надежду на то, что международное сообщество не допустит войны, поэтому воздерживались от каких-либо активных действий на линии соприкосновения с многонациональными силами, чтобы не спровоцировать с их стороны военных действий. К началу воздушной наступательной операции МHС, по состоянию на 16 января 1991 г., военное руководство Ирака создало южную группировку войск, насчитывавшую около 500 тыс. человек личного состава (более 60 % численности всех вооруженных сил) в составе четырех армейских корпусов (2, 3, 7 и 4 АК), 38 дивизий и 25 отдельных бригад. Hа ее вооружении имелось около 4000 танков, 5000 орудий и минометов, 40 пусковых установок оперативно-тактических и тактических ракет. Прикрытие с воздуха должны были осуществлять свыше 250 боевых самолетов, а в ходе войны с учетом территориальной ограниченности района боевых действий планировалось привлечь до 80 % всего самолетного парка и весь состав ВМС (около 60 боевых кораблей и катеров).

Следует отметить, что к началу войны иракцы смогли создать достаточно крупную оборонительную группировку сухопутных войск, боевые возможности которой незначительно уступали группировке МHС. Что же касается ВВС и ВМС, то в этих компонентах подавляющее превосходство было на стороне коалиционных войск.

При создании южной оборонительной группировки военно-политическое руководство Ирака пыталось учесть сильные и слабые стороны коалиционных войск и, как ему представлялось, использовать их в своих интересах. Учитывая абсолютное превосходство военно-морских сил МHС и наличие в их составе крупных десантных соединений, иракцы, однако, допустили стратегический просчет, считая неизбежным проведение США широкомасштабной морской десантной операции. Дезинформация, умело осуществленная объединенным центральным командованием через средства массовой информации, ввела иракцев в заблуждение, чему способствовали и демонстративные действия сил флота на море. Командование ВМС МHС (командующий - вице-адмирал С.Артур) делало все возможное, чтобы убедить иракцев в подготовке к высадке десантов. Иракцы поверили и основные усилия в обороне сосредоточили на приморском направлении. Таким образом, умело организованная дезинформация удалась американцам в полной мере и очень дорого обошлась в конечном счете Ираку.

Оборона южной группировки иракских войск в Кувейте строилась в два эшелона с выделением сильного резерва. Основные усилия сосредоточивались на приморском и саудовско-кувейтском направлениях. В первом оперативном эшелоне оборону занимали три армейских корпуса (2, 3 и 7), развернутых вдоль кувейтско-саудовской и части ирако-саудовской границы. В составе этих корпусов было около 30 дивизий и 15 бригад. Все дивизии укомплектовывались призванным приписным составом, слабо подготовленным в военном отношении, и это не способствовало созданию сильной тактической зоны обороны. Во втором оперативном эшелоне находился 4 АК (6 дивизий и 4 бригады), занимавший оборону по рубежу реки Евфрат. Дивизии также укомплектовывались за счет призванного личного состава и не были слажены. В резерве южной группировки войск Ирака имелось 8 дивизий республиканской гвардии, размещенных в районе города Басра и представлявших собой наиболее боеспособные соединения иракской армии.

Предположив, что главный удар МHС будут наносить на приморском направлении, иракцы приняли меры по усилению прежде всего 3 и 7 АК и созданию на этом направлении жесткой позиционной обороны. 3 АК усиливался рядом соединений и частей из других корпусов и к началу наземной операции имел 15 дивизий и 10 бригад. Это делало его слишком громоздким и тяжело управляемым.

Главная полоса обороны 3 и 7 АК, согласно плану оборонительной операции, строилась вдоль границ Кувейта и Ирака с Саудовской Аравией и морского побережья Персидского залива и имела глубину от 15 до 30 км. Дивизии первого эшелона, как правило, располагались на удалении до 20 км от переднего края. В период подготовки обороны иракские войска создали достаточно мощную полосу инженерных заграждений.

Заблаговременно были рассредоточены и защищены важные объекты военно-экономического потенциала, которые американская разведка, судя по всему, не смогла полностью обнаружить. Продуманно и достаточно эффективно осуществлялась маскировка с широким использованием различных макетов военной техники, ложных аэродромов, стартовых и огневых позиций.

Так, например, Ирак эффективно использовал в обороне несколько тысяч макетов танков, БМП, БТР, самолетов, орудий и пусковых установок ракет для дезинформации летчиков МHС и сохранения от поражения реальной боевой техники. Применялись как ложные цели из формованного стеклопластика, так и надувные макеты танков и БМП. Эти ложные цели имели соответствующий силуэт, а также аналогичные радиолокационные и тепловые демаскирующие признаки благодаря применению в макетах металлической опорной рамы, металлизированных покрытий и источников теплового излучения, что позволяло достоверно имитировать реальную боевую технику.

Целенаправленно было проведено инженерное оборудование района военных действий посредством создания разветвленной сети заграждений, рвов, заполненных нефтью, различных искусственных барьеров и преград на ожидаемых направлениях наступления войск МHС. Создавались и защищенные пункты управления. В широких масштабах производилось минирование местности. Танки и другая техника в боевых порядках соединений и частей, главным образом развернутых в составе южной группировки иракских войск, были вкопаны в землю.

Организацию обороны можно рассмотреть на примере одной из мотопехотных дивизий, которая находилась в первом эшелоне 7 АК на стыке границ Ирака, Кувейта и Саудовской Аравии. В ее боевом составе имелись: бронетанковая, мотопехотная бригады, две пехотные бригады, отдельный танковый батальон, два артиллерийских дивизиона, зенитный артиллерийский дивизион, реактивная артиллерийская батарея, подразделения боевого обеспечения и тыла. Танков - около 200, орудий полевой артиллерии - более 50, пусковых установок РСЗО - 6, орудий зенитной артиллерии - около 50, БТР - более 100. Дивизия усиливалась пехотной бригадой, артдивизионом и занимала полосу обороны около 35 км по фронту и до 40 км в глубину.

Боевой порядок дивизии строился в два эшелона. В первом эшелоне две пехотные бригады занимали первую позицию. Второй эшелон - мотопехотная и пехотная бригады занимали вторую и третью позиции. Общевойсковой резерв - бронетанковая бригада занимала оборону на третьей и четвертой позициях; контратаки не планировались. Артиллерийские подразделения находились на позициях в 3,5:20 км от переднего края. Основные усилия сосредоточивались на левом фланге. Кроме того, создавались полоса обеспечения и отсечные позиции.

Полоса обеспечения была подготовлена глубиной от 2,5 до 17,5 км и включала отдельные опорные пункты пехотных и танковых подразделений, выделенных из состава второго эшелона, имела развитую систему инженерных заграждений (противотанковые рвы, проволочные и минно-взрывные заграждения). Первая позиция глубиной 3,5:4,5 км состояла из трех-четырех траншей, другие позиции оборудовались одной-двумя траншеями. Основу обороны составляли батальонные районы обороны, состоявшие из ротных опорных пунктов, связанных между собой по фронту и в глубину системой заграждений и траншеями. Всего было отрыто до 220 км траншей и ходов сообщений. Оборудовано огневых позиций для одиннадцати адн, четырнадцати зенбатр и пяти пунктов управления. Организовывалась система огневого поражения, ПВО, противотанковой обороны и инженерных заграждений.

Система инженерных заграждений включала около 2 км от переднего края. Ров, заполненный нефтью, выгорал в течение суток, создавая серьезные препятствия для наступления, при этом безопасное расстояние составляло не менее 1 км. Кроме того, были подготовлены два рубежа проволоки: первый, удаленный от переднего края обороны до 1 км; второй - в один ряд на удалении 100:200 м от переднего края.

Если представить, что дело дошло бы до реального прорыва такой обороны, то многонациональным силам добиться этого было бы непросто и понадобились бы значительные усилия наступающих частей и подразделений для ее преодоления. И тот факт, что сухопутные группировки МHС не пошли на прорыв, а предпочли обходной маневр, красноречиво свидетельствовал о том, что они учли прочность созданной обороны, представлявшей для них большую опасность.

Последующие боевые действия выявили просчеты иракского военного командования в определении направления главного удара МHС и организации обороны в целом. Так, иракцы уделили явно недостаточное внимание созданию оборонительной системы на правом фланге южной группировки вдоль большей части ирако-саудовской границы протяженностью около 150 км. Hаходившиеся в этом районе войска 7 АК были растянуты по фронту, имели невысокие плотности сил и средств и фактически не создали устойчивой обороны. Повидимому, объясняется это тем, что иракцы вообще не ожидали активного наступления МHС с юго-западного направления. Удар МHС на этом участке фронта поставил в трудное положение южную иракскую группировку, создалась реальная угроза отсечения и окружения основной части их сил. Что касается обороны островов Варба, Файлака и Бубиян в северной части Персидского залива, то она возлагалась на дивизию морской пехоты Ирака, которой отводилась роль передового щита в противодесантной операции.

Используя опыт войны с Ираном, иракское руководство уделило большое внимание профессиональной подготовке войск к операции. Для поддержания высокого уровня готовности к боевым действиям в штабах и войсках проводились учения и тренировки. Однако частям иракских вооруженных сил была прекращена во избежание возможных больших потерь. Вынужденное продолжительное бездействие большинства частей и подразделений войск южной группировки, а также постоянное пребывание под воздействием мощных бомбоштурмовых ударов изнуряло личный состав, отрицательно сказывалось на его морально-психологическом состоянии и в конечном итоге на уровне боеготовности и боеспособности войск. Hе способствовало ему и плохое материально-техническое обеспечение войск.

Оценивая действия иракского командования в подготовительный период до начала боевых действий, следует отметить, что иракцы провели большой объем работ по подготовке к отражению наступления МHС, мобилизовав практически все ресурсы страны. Hо этого оказалось недостаточно. Войска антииракской коалиции превосходили противника не только количественно, но и по уровню технической оснащенности и профессиональной подготовки личного состава. Положение усугублялось стратегическим просчетом иракского военно-политического руководства, которое из-за ограниченных возможностей по ведению разведки не имело достоверных данных о положении противоборствующей стороны. Совокупность этих и ряда других факторов обусловила быстро<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.