Своеобразие и отличительная особенность программы «Умелые руки» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие и отличительная особенность программы «Умелые руки»

2020-12-06 58
Своеобразие и отличительная особенность программы «Умелые руки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- уровневость,

- широкий спектр предлагаемых видов творческой деятельности.

Программа «Умелые руки» разработана на основе уровневого подхода и предусматривает три уровня сложности: ознакомительный (стартовый), базовый, творческий (продвинутый).

В зависимости от индивидуальных особенностей детей продолжительность уровней обучения составляет 1-2 года, что предусматривает возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Образовательные уровни имеют свои цели, задачи, содержание и планируемые результаты.

Первый уровень – ознакомительный (стартовый)

Данный уровень ориентирован на детей первого и второго годов обучения. Предполагает знакомство детей со всеми видами рукоделия, декоративно-прикладного и технического творчества, включенными в программу «Умелые руки». На этом уровне ребенок пробует себя. Исходя из индивидуальных способностей и скорости освоения изучаемого материала, он выбирает интересные для него виды творчества и темы. Поэтому по использованию технологий ознакомительный уровень является минимально сложным для учащихся.

Второй уровень ‑ базовый

Уровень включает третий и четвертый года обучения, предполагает более углубленное изучение ребенком выбранных видов рукоделия и творчества. Учащиеся постигают их особенности и тонкости, выполняют более объемные творческие и технологически сложные работы.

Третий уровень – творческий (продвинутый)

Этот уровень включает в себя пятый и более года обучения. Учащиеся проявляют умение применять полученные ранее знания и навыки в различных видах творчества, самостоятельно выбирают и выполняют творческие работы, что обеспечивает более полную их самореализацию.

Некоторые учащиеся, в связи с особенностями их развития, не в состоянии осваивать программу третьего уровня обучения. Они продолжают заниматься пятый год, оставаясь на втором уровне, наращивают количественные и качественные показатели освоения видов декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования, но не проявляют фантазии и творчества.

Программа включает   c ледующие разделы:

- работа с бумагой (бумагопластика, оригами, квиллинг, плетение из бумажной лозы, начальное техническое моделирование, аппликация);

- работа с тканью (основы шитья, вышивание, изонить, макраме, кинусайга, фильцевание, конструирование и изготовление текстильных игрушек);

- лепка (тестопластика и пластилинография);

- пирогафия (выжигание по дереву);

- металлография (чеканка по тонкому металлу).

 

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» адаптирована для детей с ОВЗ. Ежегодно по данной программе занимается 9 - 10 детей в возрасте от 7 лет до 21 года, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальную карту развития и реабилитации ПМПК. Опыт реализации программы показывает, что предлагаемые виды деятельности востребованы и являются актуальными для детей нозологических групп: нарушение опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие.

Содержание программы и организация образовательного процесса выстроены с учетом психолого-медико-педагогических характеристик, особенностей, обозначенных нозологических групп учащихся.

Первая группа – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной диагноз ‑ детский церебральный паралич (ДЦП). Это заболевание, появляющееся вследствие органического поражения головного мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. У 60% детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдаются нарушения психики и речи. Самая распространенная форма ДЦП ‑ спастическая диплегия. Ею страдают более 50% детей. По распространению двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги, причем ноги поражены в большей степени). Степень поражения рук может быть различна – от минимальных нарушений, в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук до грубых параличей верхних конечностей.

По степени тяжести спастическая диплегия подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую. Для занятий на данной образовательной программе отбираются дети с легкой и средней степенью тяжести заболевания.

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Структура нарушений познавательной деятельности имеет ряд специфических особенностей, неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций:

- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.

Вторая группа детей ‑ дети с нарушением слуха и слабослышащие. Различают два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяют и описывают три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

По программе «Умелые руки» занимаются только слабослышащие дети. У них такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. При этом остается возможность овладения с помощью сниженного слуха ограниченным и искаженным запасом слов.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Дети с нарушением слуха быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У таких детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок.

Третья группа – слабовидящие дети. Группу слабовидящих слабой степени составляют учащиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.

Данные показатели остроты зрения позволяют обучающимся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа предмета, воспринимаемого на близком расстоянии. Эта группа учащихся испытывает определенные трудности, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.

У слабовидящих детей психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации, у них наблюдаются:

- снижение избирательности восприятия, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их целостности;

- снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании;

- затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации и обобщения;

- сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья;

- изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие;

- недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.

Программа рассчитана на пять лет обучения, объем программы ‑ общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы ‑ 504 часа. Обучение по программе ежегодно осуществляется в течение 9 месяцев (36 недель). На первом году обучения – 72 часа (2 часа в неделю), на втором и последующих годах – 108 часов (3 часа в неделю).

Программа предусматривает очную форму обучения.

В ходе реализации программы проводятся индивидуальные и групповые формы занятий. На базе ДД(Ю)Т занятия проводятся индивидуально и в мини-группах по 2-3 человека. Занятия на дому проводятся индивидуально, что позволяет сформировать новый круг общения и вовлечь в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшее окружение, чаще всего – маму и бабушку.

Главное условие успешности занятий ‑ создание комфортной среды, атмосферы доверия и взаимопонимания между ребенком и педагогом.

Так как один ребенок не похож на другого ни характером, ни физическими возможностями, ни интересами, в рамках данной программы на каждый год обучения для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут учитывает уровни общего развития ребенка, его возможности и желания, инициативы в выборе вида и сложности предметно-практической деятельности, а также той техники, которой он хочет владеть.

При разработке и реализации программы «Умелые руки» мы руководствуемся следующими педагогическими принципами:

- гуманизации ‑ отношение к человеку, как высшей ценности, и утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения;

- интегративности образовательного процесса ‑ гармоничное сочетание различных видов и форм организации творческой деятельности ребенка;

- природосообразности и доступности ‑ построение программы, и приобретение комплекса знаний, умений и навыков с учетом возрастных, психических и физических возможностей ребенка, с переходом от простого к сложному, от совместного творчества педагога и обучающегося к активному проявлению самостоятельности ребенка-творца;

- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса предусматривает применение личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы обучения.

В процессе реализации программы «Умелые руки» используются различные методы обучения:

Словесные:

- объяснение нового материала, устное изложение, речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение, как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- вопросы, как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- обсуждение;

- педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата.

Наглядные:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;

- показ педагогом приемов выполнения;

- показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу.

Информационные:

- беседа, рассказ, сообщение, объяснение, инструктаж, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, анализ различных носителей информации, в том числе Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, демонстрация, экспертиза, обзор, отчет, иллюстрация, кинопоказ, интервью, встречи с именитым гостем – мастером декоративно-прикладного творчества, выпускниками;

- личный пример педагога, выпускников.

Практически-действенные:

- речевые упражнения, упражнения на развитие моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, физкультминутки);

- воспитывающие и игровые ситуации;

- ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

- тренинги.

Побудительно-оценочные:

- педагогическое требование и поощрение;

- порицание и создание ситуации успеха;

- самостоятельная работа.

На втором и третьем образовательных уровнях для развития творческих способностей ребенка используется самостоятельная разработка детьми эскизов и моделей, выполнение творческих и конкурсных заданий.

Программа предусматривает проведение различных типов занятий:

- теоретическое занятие – сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний;

- практическое занятие, является основным типом занятий используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ; использование всех видов практик (в том числе лабораторных и самостоятельных работ, технических заданий, игр деловых, ролевых, конкурсов и пр.);

- диагностическое занятие – проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием тестирования, анкетирования, собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий;

- комбинированное занятие – совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда;

- контрольное занятие – проводится в целях контроля и проверки знаний, умений и навыков обучающегося через самостоятельную и контрольную работу, индивидуальное собеседование, зачет, анализ полученных результатов. Занятия, проводятся, как правило, в рамках аттестации обучающихся (по пройденной теме, в начале учебного года, по окончании первого полугодия и в конце учебного года).

- вводное занятие – проводится в начале учебного года, с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы;

- итоговое занятие - проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, учебного года, обучения по образовательной программе.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.