Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-12-06 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- уровневость,
- широкий спектр предлагаемых видов творческой деятельности.
Программа «Умелые руки» разработана на основе уровневого подхода и предусматривает три уровня сложности: ознакомительный (стартовый), базовый, творческий (продвинутый).
В зависимости от индивидуальных особенностей детей продолжительность уровней обучения составляет 1-2 года, что предусматривает возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Образовательные уровни имеют свои цели, задачи, содержание и планируемые результаты.
Первый уровень – ознакомительный (стартовый)
Данный уровень ориентирован на детей первого и второго годов обучения. Предполагает знакомство детей со всеми видами рукоделия, декоративно-прикладного и технического творчества, включенными в программу «Умелые руки». На этом уровне ребенок пробует себя. Исходя из индивидуальных способностей и скорости освоения изучаемого материала, он выбирает интересные для него виды творчества и темы. Поэтому по использованию технологий ознакомительный уровень является минимально сложным для учащихся.
Второй уровень ‑ базовый
Уровень включает третий и четвертый года обучения, предполагает более углубленное изучение ребенком выбранных видов рукоделия и творчества. Учащиеся постигают их особенности и тонкости, выполняют более объемные творческие и технологически сложные работы.
Третий уровень – творческий (продвинутый)
Этот уровень включает в себя пятый и более года обучения. Учащиеся проявляют умение применять полученные ранее знания и навыки в различных видах творчества, самостоятельно выбирают и выполняют творческие работы, что обеспечивает более полную их самореализацию.
|
Некоторые учащиеся, в связи с особенностями их развития, не в состоянии осваивать программу третьего уровня обучения. Они продолжают заниматься пятый год, оставаясь на втором уровне, наращивают количественные и качественные показатели освоения видов декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования, но не проявляют фантазии и творчества.
Программа включает c ледующие разделы:
- работа с бумагой (бумагопластика, оригами, квиллинг, плетение из бумажной лозы, начальное техническое моделирование, аппликация);
- работа с тканью (основы шитья, вышивание, изонить, макраме, кинусайга, фильцевание, конструирование и изготовление текстильных игрушек);
- лепка (тестопластика и пластилинография);
- пирогафия (выжигание по дереву);
- металлография (чеканка по тонкому металлу).
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» адаптирована для детей с ОВЗ. Ежегодно по данной программе занимается 9 - 10 детей в возрасте от 7 лет до 21 года, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальную карту развития и реабилитации ПМПК. Опыт реализации программы показывает, что предлагаемые виды деятельности востребованы и являются актуальными для детей нозологических групп: нарушение опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие.
Содержание программы и организация образовательного процесса выстроены с учетом психолого-медико-педагогических характеристик, особенностей, обозначенных нозологических групп учащихся.
Первая группа – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной диагноз ‑ детский церебральный паралич (ДЦП). Это заболевание, появляющееся вследствие органического поражения головного мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. У 60% детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдаются нарушения психики и речи. Самая распространенная форма ДЦП ‑ спастическая диплегия. Ею страдают более 50% детей. По распространению двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги, причем ноги поражены в большей степени). Степень поражения рук может быть различна – от минимальных нарушений, в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук до грубых параличей верхних конечностей.
|
По степени тяжести спастическая диплегия подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую. Для занятий на данной образовательной программе отбираются дети с легкой и средней степенью тяжести заболевания.
Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Структура нарушений познавательной деятельности имеет ряд специфических особенностей, неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций:
- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
|
Вторая группа детей ‑ дети с нарушением слуха и слабослышащие. Различают два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту.
В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяют и описывают три степени тугоухости:
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
По программе «Умелые руки» занимаются только слабослышащие дети. У них такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. При этом остается возможность овладения с помощью сниженного слуха ограниченным и искаженным запасом слов.
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Дети с нарушением слуха быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У таких детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок.
Третья группа – слабовидящие дети. Группу слабовидящих слабой степени составляют учащиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.
Данные показатели остроты зрения позволяют обучающимся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа предмета, воспринимаемого на близком расстоянии. Эта группа учащихся испытывает определенные трудности, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.
У слабовидящих детей психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации, у них наблюдаются:
|
- снижение избирательности восприятия, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их целостности;
- снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании;
- затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации и обобщения;
- сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья;
- изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие;
- недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.
Программа рассчитана на пять лет обучения, объем программы ‑ общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы ‑ 504 часа. Обучение по программе ежегодно осуществляется в течение 9 месяцев (36 недель). На первом году обучения – 72 часа (2 часа в неделю), на втором и последующих годах – 108 часов (3 часа в неделю).
Программа предусматривает очную форму обучения.
В ходе реализации программы проводятся индивидуальные и групповые формы занятий. На базе ДД(Ю)Т занятия проводятся индивидуально и в мини-группах по 2-3 человека. Занятия на дому проводятся индивидуально, что позволяет сформировать новый круг общения и вовлечь в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшее окружение, чаще всего – маму и бабушку.
Главное условие успешности занятий ‑ создание комфортной среды, атмосферы доверия и взаимопонимания между ребенком и педагогом.
Так как один ребенок не похож на другого ни характером, ни физическими возможностями, ни интересами, в рамках данной программы на каждый год обучения для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут учитывает уровни общего развития ребенка, его возможности и желания, инициативы в выборе вида и сложности предметно-практической деятельности, а также той техники, которой он хочет владеть.
|
При разработке и реализации программы «Умелые руки» мы руководствуемся следующими педагогическими принципами:
- гуманизации ‑ отношение к человеку, как высшей ценности, и утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения;
- интегративности образовательного процесса ‑ гармоничное сочетание различных видов и форм организации творческой деятельности ребенка;
- природосообразности и доступности ‑ построение программы, и приобретение комплекса знаний, умений и навыков с учетом возрастных, психических и физических возможностей ребенка, с переходом от простого к сложному, от совместного творчества педагога и обучающегося к активному проявлению самостоятельности ребенка-творца;
- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса предусматривает применение личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы обучения.
В процессе реализации программы «Умелые руки» используются различные методы обучения:
Словесные:
- объяснение нового материала, устное изложение, речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение, как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- вопросы, как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- обсуждение;
- педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата.
Наглядные:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- показ педагогом приемов выполнения;
- показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу.
Информационные:
- беседа, рассказ, сообщение, объяснение, инструктаж, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, анализ различных носителей информации, в том числе Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, демонстрация, экспертиза, обзор, отчет, иллюстрация, кинопоказ, интервью, встречи с именитым гостем – мастером декоративно-прикладного творчества, выпускниками;
- личный пример педагога, выпускников.
Практически-действенные:
- речевые упражнения, упражнения на развитие моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, физкультминутки);
- воспитывающие и игровые ситуации;
- ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
- тренинги.
Побудительно-оценочные:
- педагогическое требование и поощрение;
- порицание и создание ситуации успеха;
- самостоятельная работа.
На втором и третьем образовательных уровнях для развития творческих способностей ребенка используется самостоятельная разработка детьми эскизов и моделей, выполнение творческих и конкурсных заданий.
Программа предусматривает проведение различных типов занятий:
- теоретическое занятие – сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний;
- практическое занятие, является основным типом занятий используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ; использование всех видов практик (в том числе лабораторных и самостоятельных работ, технических заданий, игр деловых, ролевых, конкурсов и пр.);
- диагностическое занятие – проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием тестирования, анкетирования, собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий;
- комбинированное занятие – совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда;
- контрольное занятие – проводится в целях контроля и проверки знаний, умений и навыков обучающегося через самостоятельную и контрольную работу, индивидуальное собеседование, зачет, анализ полученных результатов. Занятия, проводятся, как правило, в рамках аттестации обучающихся (по пройденной теме, в начале учебного года, по окончании первого полугодия и в конце учебного года).
- вводное занятие – проводится в начале учебного года, с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы;
- итоговое занятие - проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, учебного года, обучения по образовательной программе.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!