Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-06 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СБОРНИКА ПРОГРАММ, ПОЭТОМУ СТРАНИЦЫ НАЧИНАЮТСЯ С 214
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
Программа
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Возраст обучающихся от 7 лет до 21 года
Срок реализации – 5 лет
Автор-составитель: педагог
дополнительного образования
Копытова Ирина Юрьевна
Пермь
2017
Содержание
Паспорт программы 231
Раздел 1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………….. | 233 |
1.1 | Пояснительная записка……………………………….. | 233 |
1.2 | Цели и задачи программы…………………………… | 242 |
1.3 | Содержание программы…………………………….. | 245 |
1.4 | Планируемые результаты…………………………… | 255 |
Раздел 2. | Комплекс организационно-педагогических условий…………………………………………………. | 256 |
2.1 | Календарный учебный график………………………. | 256 |
2.2 | Условия реализации программы…………………….. | 256 |
2.3 | Формы аттестации……………………………………... | 259 |
2.4 | Методические материалы…………………………… | 260 |
Раздел 3. | Список используемой литературы………………… | 267 |
Для педагогов…………………………………………... | 267 | |
Для учащихся…………………………………………... | 268 | |
Приложения к программе...…………………………. | 269 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Разделы | Содержание |
Полное наименование программы | Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» |
Рецензент | Сулейманова Сания, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ПГГПУ, заслуженный учитель РФ |
Целевые группы | Дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов |
Цель программы | Развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством и начальным техническим моделированием |
Направленность | Художественная |
Срок реализации программы | 5 лет |
Уровень сложности | Ознакомительный (стартовый), базовый, творческий (продвинутый) |
Краткое содержание программы | Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» адресована детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 лет до 21 года. Программа разработана на основе уровневого подхода и предусматривает три уровня сложности: ознакомительный (стартовый), базовый, творческий (продвинутый). В зависимости от индивидуальных особенностей детей продолжительность уровней составляет 1-2 года, что предусматривает возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Образовательные уровни имеют свои цели, задачи, содержание и планируемые результаты. Программа предлагает широкий спектр видов декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования. Среди них: бумагопластика и оригами, квиллинг, плетение из бумажной лозы; конструирование и изготовление моделей технических объектов, аппликация, основы шитья, тестопластика, макраме, конструирование и изготовление разнообразных игрушек, вышивание, изонить, пирография, металлография, кинусайга, фильцевание, пластилинография, чеканка. Учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития видов декоративно - прикладного творчества, их спецификой, технологией выполнения моделей, игрушек и других поделок. Знакомятся с правилами безопасного обращения с инструментами ручного труда, применяя их в работе. Результаты своей работы демонстрируют на выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня. Содержание программы направлено на создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в общество, на укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия, на создание условий для развития личности ребенка. |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
|
|
Пояснительная записка
В быстро меняющихся современных социокультурных условиях многое делается для улучшения жизни маломобильных групп населения. Например, государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» продлена до 2020 года. Однако, несмотря на объявленный в стране приоритет доступной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья, в реальности в данном направлении существует ряд проблем, важными из них, на наш взгляд, являются следующие:
- изолированность детей с ограниченными возможностями здоровья;
- необходимость социальной адаптации и интеграции их в общество.
Одной из важнейших задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Актуальность программы «Умелые руки» обусловлена необходимостью решения обозначенных проблем.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Дополнительное образование для этих детей означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Дополнительное образование способствует социальной защищенности детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Зачастую эти занятия единственная возможность для детей-инвалидов получить контакт с внешним миром, пообщаться с другими детьми, забыть о своих проблемах, погрузиться в мир радости и творчества.
|
В 2016 году в Перми насчитывается более трех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос занятости, досуга и трудоустройства таких детей в настоящее время является важным.
Частично проблему социальной адаптации детей с ОВЗ, интеграции их в общество, решают учреждения дополнительного образования.
Так, Дворец детского (юношеского) творчества города Перми успешно реализует целевую комплексную программу «Детство. Равные возможности», которая направлена на дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Составной частью данной программы является адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки», включающая 15 видов декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования и относящаяся к программам художественной направленности.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г., вступила в силу 15.09.1990 г.).
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12. 2006г., вступившая в силу 03.05.2008 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 года № 1008, Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года № 1297.
|
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4. 09. 2014 года № 1726-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № вк-641/09 «О направлении методических рекомендаций»).
Программа предполагает закрепление и расширение знаний детей по предметам базового образования: чтение, рисование, окружающий мир, биология, география, литература, математика, геометрия, технология, черчение.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» адаптирована для детей с ОВЗ. Ежегодно по данной программе занимается 9 - 10 детей в возрасте от 7 лет до 21 года, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальную карту развития и реабилитации ПМПК. Опыт реализации программы показывает, что предлагаемые виды деятельности востребованы и являются актуальными для детей нозологических групп: нарушение опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие.
Содержание программы и организация образовательного процесса выстроены с учетом психолого-медико-педагогических характеристик, особенностей, обозначенных нозологических групп учащихся.
Первая группа – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной диагноз ‑ детский церебральный паралич (ДЦП). Это заболевание, появляющееся вследствие органического поражения головного мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. У 60% детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдаются нарушения психики и речи. Самая распространенная форма ДЦП ‑ спастическая диплегия. Ею страдают более 50% детей. По распространению двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги, причем ноги поражены в большей степени). Степень поражения рук может быть различна – от минимальных нарушений, в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук до грубых параличей верхних конечностей.
|
По степени тяжести спастическая диплегия подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую. Для занятий на данной образовательной программе отбираются дети с легкой и средней степенью тяжести заболевания.
Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Структура нарушений познавательной деятельности имеет ряд специфических особенностей, неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций:
- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
Вторая группа детей ‑ дети с нарушением слуха и слабослышащие. Различают два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту.
В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяют и описывают три степени тугоухости:
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
По программе «Умелые руки» занимаются только слабослышащие дети. У них такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. При этом остается возможность овладения с помощью сниженного слуха ограниченным и искаженным запасом слов.
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Дети с нарушением слуха быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У таких детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок.
Третья группа – слабовидящие дети. Группу слабовидящих слабой степени составляют учащиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.
Данные показатели остроты зрения позволяют обучающимся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа предмета, воспринимаемого на близком расстоянии. Эта группа учащихся испытывает определенные трудности, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.
У слабовидящих детей психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации, у них наблюдаются:
- снижение избирательности восприятия, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их целостности;
- снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании;
- затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации и обобщения;
- сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья;
- изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие;
- недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.
Программа рассчитана на пять лет обучения, объем программы ‑ общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы ‑ 504 часа. Обучение по программе ежегодно осуществляется в течение 9 месяцев (36 недель). На первом году обучения – 72 часа (2 часа в неделю), на втором и последующих годах – 108 часов (3 часа в неделю).
Программа предусматривает очную форму обучения.
В ходе реализации программы проводятся индивидуальные и групповые формы занятий. На базе ДД(Ю)Т занятия проводятся индивидуально и в мини-группах по 2-3 человека. Занятия на дому проводятся индивидуально, что позволяет сформировать новый круг общения и вовлечь в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшее окружение, чаще всего – маму и бабушку.
Главное условие успешности занятий ‑ создание комфортной среды, атмосферы доверия и взаимопонимания между ребенком и педагогом.
Так как один ребенок не похож на другого ни характером, ни физическими возможностями, ни интересами, в рамках данной программы на каждый год обучения для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут учитывает уровни общего развития ребенка, его возможности и желания, инициативы в выборе вида и сложности предметно-практической деятельности, а также той техники, которой он хочет владеть.
При разработке и реализации программы «Умелые руки» мы руководствуемся следующими педагогическими принципами:
- гуманизации ‑ отношение к человеку, как высшей ценности, и утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения;
- интегративности образовательного процесса ‑ гармоничное сочетание различных видов и форм организации творческой деятельности ребенка;
- природосообразности и доступности ‑ построение программы, и приобретение комплекса знаний, умений и навыков с учетом возрастных, психических и физических возможностей ребенка, с переходом от простого к сложному, от совместного творчества педагога и обучающегося к активному проявлению самостоятельности ребенка-творца;
- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса предусматривает применение личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы обучения.
В процессе реализации программы «Умелые руки» используются различные методы обучения:
Словесные:
- объяснение нового материала, устное изложение, речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение, как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- вопросы, как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- обсуждение;
- педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата.
Наглядные:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- показ педагогом приемов выполнения;
- показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу.
Информационные:
- беседа, рассказ, сообщение, объяснение, инструктаж, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, анализ различных носителей информации, в том числе Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, демонстрация, экспертиза, обзор, отчет, иллюстрация, кинопоказ, интервью, встречи с именитым гостем – мастером декоративно-прикладного творчества, выпускниками;
- личный пример педагога, выпускников.
Практически-действенные:
- речевые упражнения, упражнения на развитие моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, физкультминутки);
- воспитывающие и игровые ситуации;
- ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
- тренинги.
Побудительно-оценочные:
- педагогическое требование и поощрение;
- порицание и создание ситуации успеха;
- самостоятельная работа.
На втором и третьем образовательных уровнях для развития творческих способностей ребенка используется самостоятельная разработка детьми эскизов и моделей, выполнение творческих и конкурсных заданий.
Программа предусматривает проведение различных типов занятий:
- теоретическое занятие – сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний;
- практическое занятие, является основным типом занятий используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ; использование всех видов практик (в том числе лабораторных и самостоятельных работ, технических заданий, игр деловых, ролевых, конкурсов и пр.);
- диагностическое занятие – проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием тестирования, анкетирования, собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий;
- комбинированное занятие – совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда;
- контрольное занятие – проводится в целях контроля и проверки знаний, умений и навыков обучающегося через самостоятельную и контрольную работу, индивидуальное собеседование, зачет, анализ полученных результатов. Занятия, проводятся, как правило, в рамках аттестации обучающихся (по пройденной теме, в начале учебного года, по окончании первого полугодия и в конце учебного года).
- вводное занятие – проводится в начале учебного года, с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы;
- итоговое занятие - проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, учебного года, обучения по образовательной программе.
ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ
Год
Год
Год
Год
5 год
ВСЕГО
ВСЕГО - 504 часа
Содержание программы
Второй уровень «Базовый»
Изучив на первом образовательном уровне основы различных видов декоративно-прикладного творчества, на втором образовательном уровне (базовом), учащиеся выбирают для себя наиболее приемлемые с учетом возможностей и индивидуальных потребностей виды деятельности, продолжают осваивать их, более подробно изучают специфику видов рукоделия, формируют и развивают свой художественный вкус и творческие способности.
Цель: развитие творческих способностей и художественно - эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- формировать и развивать у каждого учащегося потребность самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки;
- обучить технологиям выполнения работ в различных видах декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования.
Развивающие:
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- развивать память, образной мышление и фантазию;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
- воспитывать настойчивость в постановке и достижении поставленной цели, умение достаточно продолжительное время заниматься одним видом деятельности;
- способствовать воспитанию сопереживания, умения ценить свой труд и радоваться успехам других.
Учебно-тематический план третьего года обучения
Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 |
2. Работа с бумагой - бумагопластика - оригами - квиллинг - начальное техническое моделирование (для мальчиков) | 54 | 4 | 50 |
12 12 15 15 | 1 1 1 1 | 11 11 14 14 | |
3. Работа с тканью | 51 | 3 | 48 |
- ниточка-иголочка (для девочек) - макраме - кинусайга (пэчворк без иглы) - фильцевание | (15) 21 15 15 | (1) 1 1 1 | (14) 20 14 14 |
4. Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
Всего часов | 108 | 8 | 100 |
Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу (3 часа)
Теория. Выстраивание образовательного маршрута на новый учебный год. Повторение правил поведения и техники безопасности во Дворце. Организация рабочего места, инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Входная диагностика.
Практика: изготовление поделки из бумаги и картона.
Методы обучения: собеседование, совместное планирование, инструктаж, входная диагностика.
Итоговый контроль: оценка выполненного творческого задания.
2. Работа с бумагой (54 часа)
Теория. Модульное оригами. Китайский треугольный модуль. Салфеточная бумага и картон. Технология изготовления и применение. Объемный квиллинг.
Практика: изготовление поделок и панно.
Методы обучения: видео просмотр, обсуждение, знакомство с технологией, выполнение творческих работ.
Итоговый контроль: демонстрация готовых изделий, участие в выставке.
Начальное техническое моделирование (для мальчиков) (15 часов)
Теория. Общие понятия о производстве бумаги, картона, их свойствах, сортах, применении. Чертежные инструменты, приспособления, применяемые на занятиях. Правила техники безопасности при пользовании ими. Знакомство с линиями чертежа, условными обозначениями на чертеже (D, R), понятие о контуре, силуэте.
Практика: изготовление моделей из бумаги и картона.
Методы обучения: объяснение, демонстрация, инструктаж, самостоятельная работа.
Итоговый контроль: участие в выставке.
Работа с тканью (51час)
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Количество учебных недель в году – 36 недель.
Дата начала учебного года – 1 сентября.
Дата окончания учебного года – 25 мая.
Мотивационные условия
На учебных занятиях и массовых мероприятиях особое место уделяется формированию мотивации учащихся к занятию дополнительным образованием. Для этого:
- дети включаются в разнообразные виды деятельности, в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями и уровнем сохранности здоровья;
- учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
- на занятиях решаются задачи проблемного характера;
- применяются разнообразные формы проведения занятий и выездных мероприятий: экскурсия, выездные мастер-классы, социальные акции и т.д.;
- удовлетворяются разнообразные потребности учащихся в физическом движении и отдыхе (витальные), в защите и комфорте (экзистенциальные), в общении, привязанности, принадлежности к группе (социальные); потребности престижа – в признании и успехе, компетентности; потребности самовыражения – в самореализации через творчество).
Формы аттестации
Методические материалы
Методическое обеспечение программы включает приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактические материалы техническое оснащение занятий.
Методическое обеспечение
адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Умелые руки»
Тема | Формы занятий | Приемы и методы организации образова-тельной деятельности | Дидактический материал | Техническое оснащение занятия | Формы подведения итогов | |
Введение в образовательную программу | Комбинированное, диагностическое | Беседа, диалог, объяснение, тестовая диагностика, работа по образцу, показ приемов исполнения, показ фотографий, мини-выставка. | Фотографии, готовые образцы, (мини-выставка), тестовые задания для определения степени владения различными инструментами | Оборудованное рабочее место: стол, стул, ножницы, карандаши, линейка, фломастеры, цветная бумага, клей. | Тестирование, наблюдение, выполнение творческого задания, анализ, самоанализ. | |
Бумагопластика и оригами | Комбинированное, практическое, контрольное | Беседа, диалог, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов, поделок, изделий, работа со схемами. | Авторские разработки: учебное пособие по изготовлению кукол из бумажных салфеток «Куколки бумажные, все такие разные», схемы, карточки для контрольных опросов. | Телевизор ноутбук, ножницы, карандаши, линейка, фломастеры, цветная бумага, картон, бумажные салфетки, клей. | Контрольные опросы, опросы по карточкам, фотосессия, организация фотовыставки в учебном кабинете, отбор изделий для итоговой выставки. | |
Аппликация | Комбинированное, практические | Беседа, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов аппликаций. | Учебное пособие «Технология изготовления аппликаций в технике оригами». Готовые образцы аппликаций. | Оборудованное рабочее место: стол, стул, ножницы, карандаши, линейка, фломастеры, цветная бумага, картон, лоскуты различных тканей, семена, листья, растений, природные материалы, крупы. | Мини-выставка, отбор работ для итоговой выставки. | |
Изонить | Комбинированное, практические | Беседа, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов, работа со схемами. | Карточки со схемами, готовые образцы иллюстраций. | Оборудованное рабочее место: стол, стул, ножницы, карандаши, линейка, фломастеры, цветная бумага, картон, иглы швейные, нитки различные. | Мини-выставка, отбор работ для итоговой выставки | |
Макраме | Комбинированное, практическое, контрольное | Беседа, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов, анализ готовой работы. | Схемы, иллюстрации, фотографии, готовые образцы. | Оборудованное рабочее место: ножницы, карандаши, линейка, подушечка для плетения, иглы швейные, иглы, булавки, нитки и шнуры различные. | Мини-выставка, отбор работ для итоговой выставки. | |
Квиллинг | Комбинированное, практическое | Беседа, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов, поделок, изделий, анализ готовых работ. | Учебное пособие «Изготовление аппликации «Кораблик» из бумажных лент», схемы, иллюстрация и презентация готовой продукции. | Оборудованное рабочее место: ножницы, каран-даши, линейка, специаль-ная вилочка для накру-чивания роллов, бумага цветная, картон, готовые полоски гофрированной и простой бумаги, клей. | Мини-выставка, отбор работ для итоговой выставки. | |
Пальчи-ковая гимнастика | Комбинированное, практическое, контрольное | Информирование, объяснение, показ педагогом приемов выполнения упражнений. Работа под наблюдением педагога, коррекция, игра. | Иллюстрации, карточки, развивающая игра «Мягкий конструктор». | Кубики, кистевой эспандер. | Наблюдение, оценка, самооценка, зачет. | |
Пластилинография | Комбинированное, практическое | Объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, показ и обсуждение образцов, анализ готовых работ. | Видеоматериалы и иллюстрации | Оборудованное рабочее место: пластилин, стекло, гофрокартон, стеки различные, лак. | Конкурс-презентация, отбор работ для итоговой выставки. | |
Металлография (чеканка) | Комбинированное, практическое | Беседа, объяснение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения, обсуждение образцов, поделок, изделий, анализ готовых работ. | Видеоматериалы и иллюстрации. | Телевизор ноутбук, стержни для письма, ножницы, клей. | Мини-выставка, отбор работ для итоговой выставки. | |
Тестопластика | Комбинированное, практическое | Беседа, объяснение, работа по образцу,
показ педагогом приемов исполнения, выполнение творческого задан
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |