Имущественной ответственности за нарушение обязательства. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Имущественной ответственности за нарушение обязательства.

2020-12-06 61
Имущественной ответственности за нарушение обязательства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы доказывания и доказательств в международном гражданском процессе. Консульская легализация и апостилирование.

 

Консульская легализация и апостилирование: смысл, общее и различия, процедура их совершения.

Легализация — это действие, посредством которого публичное ДЛ свидетельствует достоверность подписи на официальном или частном документе и качество, в котором действовало лицо, подписавшее акт, а равно в случае необходимости — подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот акт, с тем чтобы он мог считаться достоверным везде, где будет представлен.

 

* в ряде стран легализация документов имеет более широкое значение. Так, в Германии, Дании, Великобритании, Швейцарии, Португалии в процессе легализации может удостоверяться не только подлинность печати, подписи и качество лица, подписавшего документ, но и наличие у данного лица компетенции подписывать акт.

 

В легализации нуждаются только те доки, которые исходят из офиц.органов государства. Суверенитет, тер.действие этих документов, поэтому чтобы акты распространили свое действие на тер.других государств, нужно подтвердить их юрсилу, для этого нужна легализация. Но паспорт, например, не нуждается в Л. – действует экстер.везде.

 

Режимы легализации.

В зависимости от требований, предъявляемых к оформлению российских документов, предназначенных для действия за границей, выделяют:

1) консульская легализация;

2) апостилирование;

3) отсутствие формальностей.

 

Консульская легализация

В случаях, когда граждане РФ за рубежом устраиваются на работу, поступают в учебные заведения, заключают брак, участвуют в создании юридических лиц (компаний) и т.п., - от них могут потребовать представить соответствующие российские документы, например, об образовании, семейном положении, трудовом стаже. Для того, чтобы такие документы признавались и принимались к рассмотрению за границей, как правило, их необходимо легализовать.

 

Такое же требование распространяется на иностранные документы, представляемые в РФ. Копия иностранного документа или его перевод на русский язык могут быть заверены в нотариальных конторах на территории РФ только после легализации данного документа в установленном порядке!

 

Легализация – это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства. Она заключается в удостоверении подлинности подписи должностного лица, подписавшего документ, полномочий, и печати (штампа) уполномоченного государственного органа.

 

В соответствии с международной практикой не требуется легализация

-паспортов и заменяющих их документов,

-документов, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов, таможенные декларации и т.п.).

 

Не подлежат легализации документы, противоречащие зак-ву РФ или способные своим содержанием нанести ущерб интересам РФ.

Процедура легализации может быть отменена положениями МД, в которых участвует РФ.

 

1. Российские документы, представляемые за границей.

- должны быть легализованы, если иное не предусмотрено положениями МД, отменяющих процедуру легализации, участниками которых являются Россия и государство, на территории которого эти документы будут использоваться.

СХЕМА:

1) нотариальная контора на территории РФ заверяет копию документа и верность его перевода на иностранный язык;

 

В отношении рос. документов, предназначенных для действия за границей, нотариус непосредственно не выполняет каких-либо легализационных процедур. Его функция заключается в подготовке таких актов, в том числе нотариальных, для последующей легализации или выполнения иных формальностей. Данная задача реализуется нотариусом при совершении таких нотариальных действий как:

• удостоверение копий официальных документов;

• удостоверение верности перевода;

• свидетельствование подписи переводчика.

В этом смысле нотариус играет роль передаточного звена в механизме, опосредующем признание действительности рос. документов на территории иностранных государств.

 

2) Министерство юстиции РФ свидетельствует подлинность подписи и печати нотариуса;

3) КД (конс.деп-т) МИД РФ подтверждает подлинность печати Минюста РФ и подписи ДЛ.

4) Потом документы легализуются на тер. РФ в консульстве того государства, где они будут использоваться. При этом иностранный консул подтверждает на основании имеющихся у него образцов подлинность подписи и печати уполномоченного сотрудника ДКС МИД России. Либо вы идете к рос.консулу в том гос-ве, в котором вы будет предоставлять этот док.

 

Если легализация в иностранном консульстве обусловлена представлением перевода документа с русского языка на иностранный язык, документ может быть легализован в ДКС МИД России одновременно с его переводом.

 

Российские документы легализуются, как правило, в нотариально заверенных копиях.

 

Исключение составляют документы об образовании образца, установленного для использования за границей, которые легализуются в КД МИД России в подлинниках.

Документы об образовании, выданные до 1996 года, легализуются в нотариально заверенных копиях. В копиях могут быть также легализованы документы об образовании, выданные на территории бывших союзных республик до декабря 1991 года.

 

Трудовые книжки, военные билеты и удостоверения личности не подлежат вывозу и пересылке за границу и в установленном порядке на легализацию ни в оригиналах, ни в копиях не принимаются.

 

Документы, исходящие от российских ЮЛ, подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с зак-вом РФ.

Например, устав АО легализуется в нотариально удостоверенной копии при условии, что данный документ зарегистрирован в российском государственном органе и на нем имеются соответствующие отметки и печати о регистрации.

 

Сертификат происхождения продукции может быть легализован в нотариально удостоверенной копии, если он выдан уполномоченным на то гос.органом, но не самим производителем на собственную продукцию.

 

За совершение легализации в КД МИД России взимается государственная пошлина и сборы в счет возмещения фактических расходов.

 

Срок рассмотрения документов, представляемых на легализацию, 3 дня.

 

Основы зак-ва о нотариате:

Статья 106. Принятие нотариусом документов, составленных за границей

Документы, составленные за границей с участием ДЛ компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом МИД РФ.

Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и МД РФ.

Процедура по Приказу МИД России 2012 "Об утв. Административного регламента МИД РФ по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов"

Государственная услуга на территории Российской Федерации предоставляется Министерством (Департаментом), на территории иностранных государств - консульскими учреждениями.

Министерство (Департамент) осуществляет консульскую легализацию документов, составленных на территории Российской Федерации.

Консульские учреждения осуществляют консульскую легализацию иностранных официальных документов, составленных на территории страны пребывания.

 

Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю документа, содержащего легализационную надпись (далее - легализованный документ) или отказ в проставлении на документе легализационной надписи с возвратом документа и разъяснением причин отказа.

 

Срок предоставления государственной услуги - 5 рабочих дней со дня регистрации заявления в Департаменте или в консульском учреждении. Срок выдачи документов не должен превышать срока предоставления государственной услуги.

 

Для совершения этого действия используется штамп, содержащий надпись "Консульский департамент МИД РФ удостоверяет подлинность предстоящей подписи и печати".

Оттиск штампа проставляется на свободном от текста месте официального документа либо на его оборотной стороне и скрепляется печатью с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (далее - гербовая печать). В правом верхнем углу штампа наклеивается защитный топографический знак (голограмма).

Должностное лицо Департамента, ответственное за предоставление государственной услуги, заполняет проставленный им оттиск штампа. В оттиске штампа указывается регистрационный номер, дата легализации документа, фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего документ, затем наклеивается голограмма. документов.

 

Апостилирование

Громоздкость консульской легализации и несоответствие требованиям экономической и социальной интеграции вынудили многие государства отказаться от ее применения в пользу упрощенных процедур подтверждения подлинности иностранных документов.

Первым многосторонним соглашением такого рода стала Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (далее — Гаагская конвенция 1961 г.), разработанная в рамках Гаагской конференции по международному частному праву и принятая на ее IX сессии 5 октября 1961 г.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г.

 

Общая характеристика конвенции.

Гаагская конвенция 1961 г. по праву считается универсальным международным соглашением, заменяющим требование консульской легализации иностранных официальных документов, представляемых на территории договаривающихся государств, на проставление апостиля.

Апостиль — это специальный штамп, проставляемый на официальных документах, предназначенных для действия за границей, в соответствии с образцом, прилагаемым к Конвенции.

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлин ность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5 Конвенции).

Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см, проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом;

Язык: на англ., / фр, языке / мб составлен на официальном языке выдающего его органа. Заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке.

 

Если А. не соотв. форме, то А. недействителен. За исключением, правда, тех случаев, когда государство всегда проставляет А. так коряво (Израиль, Америка).

 

Статья 1 Конвенции содержит исчерпывающий перечень документов, которые считаются официальными применительно к сфере ее действия, а именно:

a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

b) административные документы;

c) нотариальные акты;

d) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; удостоверение подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

 

В то же время положения Гаагской конвенции 1961 г. не распространяются на:

a) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

+ Апостиль не ставится на следующие документы:

-документы, исходящие от иностранного ЮЛ, если оно не состоит на учете в налоговом органе РФ;

-документы, подписанные неуполномоченными должностными лицами;

-подлинники паспортов; профсоюзных билетов; трудовых книжек; военных билетов; пенсионных книжек; водительских прав => эта группа документов не подлежит вывозу и переслыке за границу

-подлинники документов о принадлежности сословиям и вероисповеданиям;

-копии документов, где буквы и печати неразборчивы или имеются исправления;

-медицинские справки с треугольными печатями;

-характеристики и резюме

-разрешения на ношение оружия

Каждое государство — участник Гаагской конвенции назначает органы, компетентные на проставление апостиля (ст. 6).

 

1. Российские документы, представляемые за границей.

В зависимости от вида документа, требующего легализации, правом оказания государственной услуги по проставлению апостиля наделены следующие органы:

Министерство юстиции РФ и его территориальные органы проставляют апостиль:

--на официальных документах, исходящих от органов государственной власти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля;

--на копиях официальных документов, исходящих от судебных органов HA, заверенных в установленном порядке; (нотариально заверенных)

--на копиях официальных документов, удостоверенных нотариусами РФ или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия;

--на российских официальных документах, выданных, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусами РФ или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.

2) Министерство обороны РФ проставляет апостиль:

--на документах о военной службе в Вооруженных Силах РФ, Вооруженных Силах СССР и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, выдаваемых в РФ.

 

3) Федеральное архивное агентство и уполномоченные ОИВ субъекта РФ в области архивного дела проставляют апостиль:

-- на архивных справках,

- -архивных выписках и архивных копиях, подготовленных государственными и муниципальными архивами.

 

4) Министерство образования РФ и науки и его региональные органы проставляют апостиль:

--на документах об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Если быть точнее, то их апостилирует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ - Рособрнадзор (ул.Шаболовка)

(обратите внимание, что минюст, например, тоже может поставить апостиль на диплом, к примеру, об образовании, но только на его нотариально заверенную копию! если речь идет о подлиннике – то идем в Мин.образования)

 

5) Органы ЗАГС субъектов РФ проставляют апостиль на:

-официальные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

6) Главный информационно-аналитический центр МВД, Главное управление Генеральной прокуратуры РФ

- на документах, исходящих от этих органов (справки о судимости, например)

Отсутствие формальностей

Желая еще более упростить взаимный документооборот, некоторые страны, как правило, имеющие тесные экономические и культурные связи, идут на полное освобождение иностранных документов от каких бы то ни было предварительных удостоверительных процедур.

При таком режиме иностранные документы полностью приравниваются к внутренним документам, при условии, что они не требуют принудительного исполнения на территории другого государства.

 

Освобождение от формальностей в соответствии с двусторонними соглашениями. Россия заключила с рядом государств мира соглашения, согласно которым официальные документы, происходящие из одного государства, принимаются на территории другого без легализации. Речь идет о следующих государствах: Азербайджан, Албания, Алжир, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Испания, Кипр, Киргизия, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия. Нотариальные акты и иные официальные документы, направляемые в одну из этих стран, не требуют легализации.

Между Россией и Испанией действует соглашение об отмене требования легализации документов ЗАГС. Российские документы ЗАГС, а также аналогичные испанские документы должны признаваться соответственно испанскими и российскими учреждениями БЕЗ ПРОСТАВЛЕНИЯ АПОСТИЛЯ, только с завер. переводом.

 

Освобождение от формальностей в соответствии с многосторонними договорами.

В настоящее время Россия является участником только одной международной конвенции, предусматривающей освобождение иностранных официальных документов от легализации или других формальностей. --- Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция).

 

- была заключена в рамках Содружества Независимых Государств и как таковая является региональной. Участниками данной конвенции помимо России являются 11 государств, в частности: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

 

В соответствии со ст. 13 Минской конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

 

При этом документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

 

имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства – Гражданский кодекс – посвятил договору три главы.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В.М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В.М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай – неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Обычай, санкционированный государством, – весьма редко встречающаяся форма права.

В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие – «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

Учебник Марченко

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают " законы и иные нормативные правовые акты " (ст. 76).

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно - правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также - единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также " осуществляет иные полномочия ", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. "ж" ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что "порядок деятельности Правительства", а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок " в обращении ", чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение*(747).

Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Нормативно - правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно - правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.

Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования "законодательных положений", по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять "в соответствии с намерениями тех, кто их создал" *(748). при этом всегда сохраняет свою силу " презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом ".

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, "по возможности", не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям"; нормы уголовного права "толкуются" только в пользу обвиняемого, и т.д.*(749)

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов..

В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты- законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.

Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.

И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них - последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер.

Вопросы доказывания и доказательств в международном гражданском процессе. Консульская легализация и апостилирование.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.