Теоретические и методологические основы логопедии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теоретические и методологические основы логопедии

2020-12-06 163
Теоретические и методологические основы логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие о логопедии как науке о нарушениях речи. Предмет, задачи и методы логопедии: организационные, эмпирические, интерпретационные. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с другими научными дисциплинами: внутрисистемные и межсистемные связи. Связь логопедии с другими науками: с общей и специальной психологией, психодиагностикой, с общей анатомией и физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, с оториноларингологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией, психолингвистикой. Методологические основы логопедии. Принципы логопедии: общедидактические и специальные. Актуальные вопросы современной логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии: недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушений речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация, обучение детей с речевыми нарушениями, воспитание детей с речевыми нарушениями.  

Анатомо-физиологические механизмы речи. Становление механизмов речи в онтогенезе. Социальные условия и этапы нормального речевого развития. Формирование речевых умений и навыков в атипичных условиях. Понятие речевой функциональной системы. Функциональные блоки головного мозга по А.Р. Лурия. Строение и функции речеслухового и речедвигательного анализатора. Центральный и периферические отделы речевой функциональной системы.

Понятие речевой «нормы» и патологии. Основные закономерности развития речи у ребёнка Функции речи. Формы и виды речи. Этапы речевого развития в норме. Разные подходы к классификации этапов речевого развития (А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгард-Пупко). Классификация этапов речевого развития А.Н. Леонтьева: подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный. Развитие правильного звукопроизношения. Системное строение речи, развитие словаря. Общие закономерности освоения грамматического строя речи. Различение нормы и нарушения речевого развития. Определение речевой нормы. Особенности речевых нарушений. Значение первичных дефектов речи. Развитие слухового анализатора и его роль в развитии речи детей. Онтогенетическое развитие фонематического слуха. Значение зрения в развитии речи у детей.

Понятие и характеристика симптомов речевого нарушения. Симптомы нарушения звукопроизношения. Симптомы нарушения слоговой структуры слова. Симптомы нарушения словаря. Симптомы нарушения грамматического строя речи и словообразовании. Симптомы нарушения просодических компонентов речи. Структура речевого нарушения. Причины речевого нарушения. Исторический аспект развития этиологии. Понятие и классификация причин речевых нарушений: эндогенные и экзогенные. Роль М.Е. Хватцева в становлении учения о причинах речевых нарушений. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин нарушений речевого развития. Критические периоды в развитии речевой функции. Понятие физиологических несовершенств речи у детей дошкольного возраста.Типичные возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

Классификация речевых нарушений. Многообразие речевых нарушений и проблема классификации в истории отечественной логопедии (А. Куссмауль, М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский и др.). Виды классификаций речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Оценка характера нарушений речи на основе обеих классификаций. Психолингвистический подход к классификации речевых нарушений. Виды речевых нарушений. Краткий обзор речевых нарушений. Понятия, причины речевого нарушения. Классификация причин речевых нарушений по М.Е. Хватцеву. Характеристика эндогенных причин речевых нарушений. Характеристика экзогенных причин речевых нарушений в различные периоды развития ребёнка: внутриутробный, родовой и послеродовой период.  Нарушения устной речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, нарушения темпа речи, алалия, афазия, заикание. Нарушения письменной речи. Психологические особенности детей с нарушениями речи.        

Принципы и методы логопедического воздействия. Понятие «логопедическое воздействие». Этапы логопедического воздействия. Принципы логопедического воздействия: комплексность воздействия при речевых нарушениях, дифференцированный подход в устранении речевых нарушений, поэтапный поход речевого воздействия, учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи. Формы логопедического воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные. Эффективность логопедического воздействия. 

Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.  Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты при общеобразовательных школах. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Логопедическая помощь взрослому населению. Организация логопедической службы в Республике Хакасия.

 

Дислалия

Общая характеристика дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Исследования В. Олтушевского, М.Е. Хватцева, А.М. Смирновой, О.В. Правдиной. Формы дислалии — функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического или фонетического, или их комбинаций. Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии. Причины дислалии. Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребёнка в семье, подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, снижение слуха, недостаточное умственное развитие ребёнка. Причины механической дислалии: укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей, неправильное строение нёба, толстые губы. Формы дислалии. Простые и сложные дислалии. Механическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Организация коррекционной работы при дислалии. Этапы и приемы логопедического воздействия (подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, формирования коммуникативных умений и навыков). Задачи каждого этапа работы. Методы формирования правильного произношения (показ, артикуляционные упражнения, механическое воздействие, опора на сохранные звуки, слуховой, зрительный, тактильный и др. контроль). Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий.

 


Ринолалия

Общая характеристика ринолалии. Причины и механизм нарушения. Классификация ринолалии: открытая, закрытая, смешная. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого нёба. Виды врожденных расщелин. Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата. Причины нарушения звукопроизношения: нарушения артикуляционной моторики; патологическая поза языка; нарушение речевого дыхания; деформации зубочелюстной системы. Акустико-артикуляционные особенности фонем: гласные фонемы, губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды. Снижение физического слуха: особенности слуховой функции при расщелине. Астенический синдром: причины и характеристика.

Структура дефекта при ринолалии. Вторичные нарушения: характеристика вторичных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия.Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние, сенсомоторное развитие. Развитие речи: сроки появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив: эмоциональное общение с взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой деятельности.

Организация коррекционной работы при ринолалии. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого нёба.Развитие артикуляционной моторики — уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого нёба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению атрофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме, развитие артикуляционной моторики; выработка артикулем звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: развитие подвижности мягкого неба ( массаж рубцов твердого и мягкого нёба, активизация небной занавески); устранение дефектов звукопроизношения; преодоление назального оттенка голоса, устранение назальности при постановке звуков, совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций речи; развитие ведущей деятельности возраста; коррекция эмоционально-волевой сферы.

 

Дизартрия

Общая характеристика дизартрии. Исследования М.С. Маргулис, Е.Н. Правдиной - Винарской, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Л.А. Даниловой и др.) по проблемам дизартрии. Причины дизартрии. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрии. Степени тяжести дизартрии: стертая, дизартрия, анартрия.

Общая характеристика форм дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия. Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения. Бульбарная дизартрия. Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Подкорковая дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием. Корковая дизартрия. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии (нарушено переключение от одной артикуляции к другой, напряженность и замедленность речи, затруднено произношение сложных слов). Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии (нарушение ощущения артикуляционного уклада, непостоянство нарушения звукопроизношения). Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений произносительной стороны речи. Стертая дизартрия. Структура речевого дефекта.

Особенности проявления дизартрии у детей с явлениями ДЦП: алалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, мутизм, дислексия, дисграфия. Комбинаторный характер речевых нарушений при ДЦП. Двигательные и чувствительные расстройства, изменения психики, зрения, слуха, речи при ДЦП. Расстройства мышечного тонуса: гипертонус, гипотонус, дистония; нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, синкинезии, насильственные движения, атаксические расстройства).

Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Этапы работы. Подготовительный: развитие слухового восприятия, восприятия и воспроизведения ритма, потребности в общении, артикуляционного аппарата, дыхания и голоса. Формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: развитие общения, артикуляционного праксиса, ощущения артикуляции, звукового анализа.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмоинтонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.

 

Нарушения голоса

Общая характеристика нарушения голоса. Причины нарушения. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических навыков. Классификации нарушения голоса. Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза (центральная и периферическая). Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани — гипотонусного и гипертонусного. Органические нарушения голоса. Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные нарушения голоса). Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани. Функциональная афония (психогенная). Формы голосовых нарушений: афония, дисфония, фонастения, ринофония.Общая характеристика голоса. Понятие о высоте, силе, тембре. Явления резонанса в голосовом аппарате — возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Звуковой объем голоса, динамический диапазон.  Типы физиологического дыхания — грудной, брюшной, смешанный. Роль диафрагмы. Развитие становление голоса. Период мутации голоса у детей — начальная, пиковая и конечная стадии. Признаки затянувшейся и патологической мутации — изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса.

Логопедическое воздействие при нарушениях голоса. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации, автоматизация восстановленной функции, психотерапия. Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении. Постановка голоса как превентивные мероприятия при психогенных расстройствах.

Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.

 

Нарушение темпа речи

Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения. История изучения вопроса (А. Куссмауль, М. Зееман, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев). Определения: «темп речи», «ритм речи», их разновидности и значение для речевой деятельности.    Причины нарушений темпа речи. Этиология ускоренной речи: наследственная предрасположенность, органические поражения соответствующих отделов головного мозга, быстрый ход мыслительного процесса, подражание быстрой речи. Этиология замедленной речи: наследственная предрасположенность, поражение головного мозга, особенности темперамента, подражание медленной речи. Классификация нарушений темпа речи: замедленный темп речи, ускоренный темп речи (тахилалия, баттаризм, полтерн), прерывистый темп речи (запинки несудорожного или судорожного характера). Характеристика тахилалии, брадилалии, физиологических итераций, полтерна, баттаризма. Речевые и неречевые симптомы при нарушениях темпа речи. Сравнение физиологических нарушений темпа и ритма речи и патологических.

       Логопедическое воздействие при нарушениях темпа и ритма речи. Направления комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения, развитие речи. Методы и приёмы работы специалистов в русле комплексного взаимодействия. Организация работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.

Заикание

 

Общая характеристика заикания. Основные направления изучения понимания механизмов заикания в конце XIX - на­чале XX века. Исследования А. Куссмауля, Г. Гуцмана, И.А. Сикорского и др. на заикание как врожденную раздражительную слабость речевого аппарата. Взгляды Т. Гепфнера, Г.Д. Неткачева,  Ю.А. Флоренской и др. на заикание как нарушение психологического характера. Характеристика  методов коррекции заикания (И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева). Исследования В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, С.С. Ляпидевского, Р.Е. Левиной и др. на механизм появления заикания. Характеристика комплексного подхода в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).Причины заикания. Анализ причин заикания (предрасполагающие и производящие). Распространенность заикания. Симптоматика и классификация заикания. Особенности речи заикающихся. Характеристика речевых и неречевых симптомов заикания. Симптоматика невротического заикания. Первичные симптомы: судороги в процессе речи, нарушения темпа и ритма речи, сопутствующие движения, вегетативные расстройства. Психические (вторичные) симптомы: звуко- и логофобия, навязчивые мысли о заикании, защитные приемы, особенности личности. Симптоматика неврозоподобного заикания: судороги в процессе речи, сопутствующие движения, нарушения темпа и ритма речи, нарушение общей моторики, отставание в речевом развитии. Особенности речевых судорог при заикании: место, тип, частота

Логопедическая работа по преодолению заикания. Характеристика принципов коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися. Методики преодоления заикания с дошкольниками (Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, Г.А. Волковой). Связь коррекционной работы с задачами воспитания в детском саду. Методика преодоления заикания у детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы (Н.А. Чевелева и др.). Преодоление заикания у школьников в условиях общеобразовательной школы и медицинских учреждений (В.И. Селиверстова). Комплексный подход к преодолению заикания (оздоровление нервной системы, психотерапия, работа над речью, организация благоприятного окружения).       Профилактика рецидивов заикания у детей дошкольного возраста. Совместная работа логопеда, родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений для предупреждения рецидивов заикания.

Алалия

       Общая характеристика алалии. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. Направления изучения алалии: клиническое, физиологическое, психологическое, лингвистическое, психолингвистическое, медико-психолого-педагогическое (Г. Гуцмана, А. Куссмауля, С.С. Мнухина, Ю.А. Флоренской, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, М.Е. Хватцева, Е.Ф. Соботовича, В.А. Ковшикова, Т.Б. Филичевой и др.). Причины, симптоматика и механизм нарушения. Современные классификации алалии и характеристика основных форм.  Психологическая классификация алалии (по Р.Е. Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К. Орфинской). Понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга. Место алалии в системе нарушений речи. Сопоставительный анализ клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи. Формы алалии: моторная, сенсорная, сенсомоторная. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопоставительный анализ алалии и дислалии, ринолалии, дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.

       Общая характеристика моторной алалии. Виды моторной алалии: афферентная и эфферентная, их сопоставительный анализ. Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения всех звеньев порождения речевого высказывания при алалии.

       Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка. Уровни недоразвития речи при алалии. Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями недоразвития речи. Особенности речи и личности ребенка с алалией.

       Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии. Основные принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-й уровень ОНР). Задачи и содержание работы при 2-м уровне ОНР. Логопедическая работа при нерезко выраженном недоразвитии речи (3-й уровень ОНР). Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы. Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлении. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Данные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии. Профилактика нарушений письменной речи.

        Общая характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии. Объективная и субъективная проверка слуха. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной алалией и олигофрена, детей с моторной и сенсорной алалией. Специфика акустико-гностических и акустико-гностических процессов при сенсорной алалии.

       Организация коррекционного воздействия при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы. Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью.Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. Планирование и организация занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятельности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии.

 

Афазия

       Общая характеристика афазии. Определение афазии. Исследование афазии: нейропсихологический подход А.Р. Лурия, нейропсихологические и психологические взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Причины, симптоматика и механизм нарушения. Современные классификации афазии и характеристика основных форм.  Классическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая Х. Хэда, нейропсихологическая А.Р. Лурия. Формы афазии: семантическая, акустико-гностическая, акустико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая.

Симптоматика разных форм афазии ( нарушение слуха, нарушение контроля за своей речью, нарушение письма и чтения, психологические особенности). Этапы обучения: преодоление нарушения фонематического слуха, восстановление письма и речи, а в целом понимания речи.

Система коррекционно-логопедического воздействия при афазии. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии: психофизиологические, психологические, психолого-педагогические. Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии, акустико-мнестической афазии, семантической афазии. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной и эфферентной моторной афазии, при динамической афазии. Положения коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.