Теоретико-методологический модуль — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теоретико-методологический модуль

2020-12-06 125
Теоретико-методологический модуль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед), содержащимися в государственном образовательном стандарте ВПО (2005 г.).

Итоговая Государственная Аттестация проводится в соответствии с требованиями квалификационной характеристики выпускника по специальности 050715 «Логопедия».        Владениеосновными видами профессиональной деятельности учителя-логопеда предполагает демонстрацию знаний и умений в процессе решения типовых профессиональных задач, отраженных в квалификационной характеристике выпускника. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности, составляющими для учителя-логопеда являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

§ осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

§ планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

§ использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

§ применение современных педагогических технологий;

§ организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области диагностико-аналитической деятельности:

§ дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

§ проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

§ коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;

§ реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

§ осуществление профилактики речевых нарушений;

в области социально-педагогической деятельности:

§ планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

§ установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

§ оказание помощи в социализации учащихся;

в области научно-методической деятельности:

§ выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

§ анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

§ консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

§ проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

в области культурно-просветительной деятельности:

§ формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

§ рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

§ обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

§ ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

§ организация контроля за результатами обучения и воспитания;

§ управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

§ организация внеурочной деятельности;

§ выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

       Специальность 050715 «Логопедия» ориентирована на комплексный подход к педагогическому изучению проблемного ребенка с речевыми нарушениями с целью оказания ему своевременной и необходимой коррекционно-педагогической помощи. В связи с этим, программа междисциплинарного государственного экзамена является интегративной, она построена на сравнительном анализе нормального психического и речевого развития и различных отклонений от нормы у детей. Педагог-дефектолог должен быть подготовлен для ведения логопедической (коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной и психокоррекционной) работы с разными категориями детей с нарушениями речи и имеющих отклонения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии; для обеспечения их всестороннего развития и социальной адаптации; для проведения работы с их родителями и педагогами.

       Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 0507015 Логопедия включает следующие модули:

- теоретико-методологический;

- диагностический;

- практико-ориентированный.

В разделе «Теоретико-методологический модуль» выпускник должен продемонстрировать знания теоретических основ изучения, воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. Владеть общими сведениями о различных аномалиях детского развития, которые дают представление о структуре дефекта и характерных особенностях дошкольников со снижением слуха, зрения, моторно-двигательного, интеллектуального и психического развития; о специальных учреждениях и коррекционно-воспитательной работе с такими детьми. Иметь представления о видах речевых нарушений у детей и различных приемах их выявления и коррекции; особенностях работы по предупреждению и устранению недостатков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста; организации логопедической помощи детям. Ориентироваться в работах современных авторов.

В разделе «Диагностический модуль» необходимо раскрыть выбор типа коррекционно-развивающего учреждения для детей и подростков с нарушениями речи; обосновывать выбор форм, методов, приемов и средств психолого-педагогического обследования детей и подростков с нарушениями речи; обоснованно отбирать дидактический, наглядный и лингвистический материал для обследования различных форм речи и компонентов языковой системы; проводить обследование детей и подростков с различными нарушениями речи с соблюдением всех требований к проведению диагностики, обрабатывать и интерпретировать результаты; распознавать те или иные отклонения в речевом развитии, типизировать и классифицировать их, определять степень выраженности речевого нарушения; определять возможные механизмы имеющихся нарушений речи и прогнозировать варианты дальнейшего развития ребенка; содержание методик психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, с задержкой психического развития), методически грамотно оформлять документацию по обследованию (речевые карты); формулировать и обосновывать логопедическое заключение. Ориентироваться в специальной литературе по проблемам исследования, давать ссылки на авторов.

В разделе «Практико-ориентированный модуль» выпускник должен уметь разрабатывать и осуществлять реализацию специальных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих преодолевать речевые нарушения и воздействовать на речевое и общее развитие детей и подростков с целью их успешной социальной адаптации; использовать основную профессиональную терминологию по специальности; составлять конспекты индивидуальных и фронтальных логопедических занятий; составлять текущие и перспективные планы логопедической работы; осуществлять комплексный и аспектный методический анализ логопедических занятий и собственной профессиональной деятельности с целью определения путей ее совершенствования; определять содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий в зависимости от вида речевой патологии, степени нарушения, структуры дефекта, этапа воздействия, возрастных и индивидуальных особенностей детей; обоснованно отбирать дидактический, наглядный, лингвистический материал для фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями;

Государственный междисциплинарный экзамен по настоящей Программе позволяет выявить степень владения выпускником навыками решения педагогических задач, также готовность специалиста к самообразовательной деятельности при помощи практических заданий, предусмотренных настоящей программой.

Билеты государственного междисциплинарного экзамена составлены из трех вопросов: двух теоретических вопросов. Третий вопрос – задание предполагает проверку уровня владения выпускником способами решения практических задач.

 

Авторы-составители:

Дорофеева Т.А., кпедн, доцент

Добря М.Я., кфилн, доцент

Долгих Н.К., кпедн, ст.преп.

Солдатова Н.А., ст.преп.

Слизкова Л.А., ст.преп.

 

 


Дислалия

Общая характеристика дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Исследования В. Олтушевского, М.Е. Хватцева, А.М. Смирновой, О.В. Правдиной. Формы дислалии — функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического или фонетического, или их комбинаций. Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии. Причины дислалии. Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребёнка в семье, подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, снижение слуха, недостаточное умственное развитие ребёнка. Причины механической дислалии: укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей, неправильное строение нёба, толстые губы. Формы дислалии. Простые и сложные дислалии. Механическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Организация коррекционной работы при дислалии. Этапы и приемы логопедического воздействия (подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, формирования коммуникативных умений и навыков). Задачи каждого этапа работы. Методы формирования правильного произношения (показ, артикуляционные упражнения, механическое воздействие, опора на сохранные звуки, слуховой, зрительный, тактильный и др. контроль). Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий.

 


Ринолалия

Общая характеристика ринолалии. Причины и механизм нарушения. Классификация ринолалии: открытая, закрытая, смешная. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого нёба. Виды врожденных расщелин. Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата. Причины нарушения звукопроизношения: нарушения артикуляционной моторики; патологическая поза языка; нарушение речевого дыхания; деформации зубочелюстной системы. Акустико-артикуляционные особенности фонем: гласные фонемы, губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды. Снижение физического слуха: особенности слуховой функции при расщелине. Астенический синдром: причины и характеристика.

Структура дефекта при ринолалии. Вторичные нарушения: характеристика вторичных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия.Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние, сенсомоторное развитие. Развитие речи: сроки появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив: эмоциональное общение с взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой деятельности.

Организация коррекционной работы при ринолалии. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого нёба.Развитие артикуляционной моторики — уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого нёба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению атрофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме, развитие артикуляционной моторики; выработка артикулем звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: развитие подвижности мягкого неба ( массаж рубцов твердого и мягкого нёба, активизация небной занавески); устранение дефектов звукопроизношения; преодоление назального оттенка голоса, устранение назальности при постановке звуков, совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций речи; развитие ведущей деятельности возраста; коррекция эмоционально-волевой сферы.

 

Дизартрия

Общая характеристика дизартрии. Исследования М.С. Маргулис, Е.Н. Правдиной - Винарской, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Л.А. Даниловой и др.) по проблемам дизартрии. Причины дизартрии. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрии. Степени тяжести дизартрии: стертая, дизартрия, анартрия.

Общая характеристика форм дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия. Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения. Бульбарная дизартрия. Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Подкорковая дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием. Корковая дизартрия. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии (нарушено переключение от одной артикуляции к другой, напряженность и замедленность речи, затруднено произношение сложных слов). Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии (нарушение ощущения артикуляционного уклада, непостоянство нарушения звукопроизношения). Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений произносительной стороны речи. Стертая дизартрия. Структура речевого дефекта.

Особенности проявления дизартрии у детей с явлениями ДЦП: алалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, мутизм, дислексия, дисграфия. Комбинаторный характер речевых нарушений при ДЦП. Двигательные и чувствительные расстройства, изменения психики, зрения, слуха, речи при ДЦП. Расстройства мышечного тонуса: гипертонус, гипотонус, дистония; нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, синкинезии, насильственные движения, атаксические расстройства).

Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Этапы работы. Подготовительный: развитие слухового восприятия, восприятия и воспроизведения ритма, потребности в общении, артикуляционного аппарата, дыхания и голоса. Формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: развитие общения, артикуляционного праксиса, ощущения артикуляции, звукового анализа.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмоинтонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.

 

Нарушения голоса

Общая характеристика нарушения голоса. Причины нарушения. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических навыков. Классификации нарушения голоса. Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза (центральная и периферическая). Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани — гипотонусного и гипертонусного. Органические нарушения голоса. Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные нарушения голоса). Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани. Функциональная афония (психогенная). Формы голосовых нарушений: афония, дисфония, фонастения, ринофония.Общая характеристика голоса. Понятие о высоте, силе, тембре. Явления резонанса в голосовом аппарате — возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Звуковой объем голоса, динамический диапазон.  Типы физиологического дыхания — грудной, брюшной, смешанный. Роль диафрагмы. Развитие становление голоса. Период мутации голоса у детей — начальная, пиковая и конечная стадии. Признаки затянувшейся и патологической мутации — изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса.

Логопедическое воздействие при нарушениях голоса. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации, автоматизация восстановленной функции, психотерапия. Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении. Постановка голоса как превентивные мероприятия при психогенных расстройствах.

Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.

 

Нарушение темпа речи

Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения. История изучения вопроса (А. Куссмауль, М. Зееман, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев). Определения: «темп речи», «ритм речи», их разновидности и значение для речевой деятельности.    Причины нарушений темпа речи. Этиология ускоренной речи: наследственная предрасположенность, органические поражения соответствующих отделов головного мозга, быстрый ход мыслительного процесса, подражание быстрой речи. Этиология замедленной речи: наследственная предрасположенность, поражение головного мозга, особенности темперамента, подражание медленной речи. Классификация нарушений темпа речи: замедленный темп речи, ускоренный темп речи (тахилалия, баттаризм, полтерн), прерывистый темп речи (запинки несудорожного или судорожного характера). Характеристика тахилалии, брадилалии, физиологических итераций, полтерна, баттаризма. Речевые и неречевые симптомы при нарушениях темпа речи. Сравнение физиологических нарушений темпа и ритма речи и патологических.

       Логопедическое воздействие при нарушениях темпа и ритма речи. Направления комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения, развитие речи. Методы и приёмы работы специалистов в русле комплексного взаимодействия. Организация работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.

Заикание

 

Общая характеристика заикания. Основные направления изучения понимания механизмов заикания в конце XIX - на­чале XX века. Исследования А. Куссмауля, Г. Гуцмана, И.А. Сикорского и др. на заикание как врожденную раздражительную слабость речевого аппарата. Взгляды Т. Гепфнера, Г.Д. Неткачева,  Ю.А. Флоренской и др. на заикание как нарушение психологического характера. Характеристика  методов коррекции заикания (И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева). Исследования В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, С.С. Ляпидевского, Р.Е. Левиной и др. на механизм появления заикания. Характеристика комплексного подхода в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).Причины заикания. Анализ причин заикания (предрасполагающие и производящие). Распространенность заикания. Симптоматика и классификация заикания. Особенности речи заикающихся. Характеристика речевых и неречевых симптомов заикания. Симптоматика невротического заикания. Первичные симптомы: судороги в процессе речи, нарушения темпа и ритма речи, сопутствующие движения, вегетативные расстройства. Психические (вторичные) симптомы: звуко- и логофобия, навязчивые мысли о заикании, защитные приемы, особенности личности. Симптоматика неврозоподобного заикания: судороги в процессе речи, сопутствующие движения, нарушения темпа и ритма речи, нарушение общей моторики, отставание в речевом развитии. Особенности речевых судорог при заикании: место, тип, частота

Логопедическая работа по преодолению заикания. Характеристика принципов коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися. Методики преодоления заикания с дошкольниками (Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, Г.А. Волковой). Связь коррекционной работы с задачами воспитания в детском саду. Методика преодоления заикания у детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы (Н.А. Чевелева и др.). Преодоление заикания у школьников в условиях общеобразовательной школы и медицинских учреждений (В.И. Селиверстова). Комплексный подход к преодолению заикания (оздоровление нервной системы, психотерапия, работа над речью, организация благоприятного окружения).       Профилактика рецидивов заикания у детей дошкольного возраста. Совместная работа логопеда, родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений для предупреждения рецидивов заикания.

Алалия

       Общая характеристика алалии. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. Направления изучения алалии: клиническое, физиологическое, психологическое, лингвистическое, психолингвистическое, медико-психолого-педагогическое (Г. Гуцмана, А. Куссмауля, С.С. Мнухина, Ю.А. Флоренской, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, М.Е. Хватцева, Е.Ф. Соботовича, В.А. Ковшикова, Т.Б. Филичевой и др.). Причины, симптоматика и механизм нарушения. Современные классификации алалии и характеристика основных форм.  Психологическая классификация алалии (по Р.Е. Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К. Орфинской). Понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга. Место алалии в системе нарушений речи. Сопоставительный анализ клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи. Формы алалии: моторная, сенсорная, сенсомоторная. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопоставительный анализ алалии и дислалии, ринолалии, дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.

       Общая характеристика моторной алалии. Виды моторной алалии: афферентная и эфферентная, их сопоставительный анализ. Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения всех звеньев порождения речевого высказывания при алалии.

       Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка. Уровни недоразвития речи при алалии. Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями недоразвития речи. Особенности речи и личности ребенка с алалией.

       Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии. Основные принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-й уровень ОНР). Задачи и содержание работы при 2-м уровне ОНР. Логопедическая работа при нерезко выраженном недоразвитии речи (3-й уровень ОНР). Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы. Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлении. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Данные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии. Профилактика нарушений письменной речи.

        Общая характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии. Объективная и субъективная проверка слуха. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной алалией и олигофрена, детей с моторной и сенсорной алалией. Специфика акустико-гностических и акустико-гностических процессов при сенсорной алалии.

       Организация коррекционного воздействия при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы. Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью.Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. Планирование и организация занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятельности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии.

 

Афазия

       Общая характеристика афазии. Определение афазии. Исследование афазии: нейропсихологический подход А.Р. Лурия, нейропсихологические и психологические взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Причины, симптоматика и механизм нарушения. Современные классификации афазии и характеристика основных форм.  Классическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая Х. Хэда, нейропсихологическая А.Р. Лурия. Формы афазии: семантическая, акустико-гностическая, акустико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая.

Симптоматика разных форм афазии ( нарушение слуха, нарушение контроля за своей речью, нарушение письма и чтения, психологические особенности). Этапы обучения: преодоление нарушения фонематического слуха, восстановление письма и речи, а в целом понимания речи.

Система коррекционно-логопедического воздействия при афазии. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии: психофизиологические, психологические, психолого-педагогические. Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии, акустико-мнестической афазии, семантической афазии. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной и эфферентной моторной афазии, при динамической афазии. Положения коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии.

Общее недоразвитие речи

Понятие «недоразвитие речи». Недоразвитие речи как наруше­ние овладения системой языка. Патогенетические и психолого-педагогические критерии ана­лиза речевого развития. Лингвистические критерии составления уровневой характе­ристики недоразвития речи. Состояние фонетических и фонема­тических операций. Лексико-семантические представления. Сло­вообразовательные умения. Морфолого-синтаксическая характе­ристика речи. Состояние связной речи. Состояние импрессивной и экспрессивной речи. Общая характеристика уровней недоразвития речи. Характерис­ тика произношения детей с первым уровнем недоразвития речи. Состояние семантических представлений. Полисемантика. Пред­посылки возникновения однословного предложения.

       Второй уровень недоразвития речи. Количественные и качественные изменения в системе семан­тических представлений. Специфика становления фразовой речи. Развитие значения слова. Особенности грамматического оформле­ния речевого высказывания. Состояние фонематических представ­лений и развитие произношения.

       Специфические характеристики речевого высказывания детей с III и IV уровнями недоразвития речи. Состояние фонематических операций. Фонетические, фонетико-фонематические нарушения. Недостаточность семантичес­ких представлений. Специфика возрастного развития значения слова. Состояние операций грамматического оформления речево­го высказывания. Закономерности функционирования морфоло­гической системы языка в речевой деятельности. Типология син­таксических моделей в экспрессивной речи детей с недоразвитием речи. Характеристика связной речи. Цельность и связность как критерии анализа связного речевого высказывания. Особенности смыслового программирования высказывания и ее развертывания во внешней речи.

Система коррекционно-логопедического воздействия при общем недоразвитии речи. Задачи и содержание коррекционного обучения детей с раз­личными уровнями недоразвития речи. Этапы логопедической работы. Специфика коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного и школьного возраста. Принципы и методы группового обучения. Дифференци­рованный и индивидуальный подход и специфика его реализации. Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь.

 

Дисграфия

Общая характеристика дисграфии. Представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма. Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века. Вклад трудов С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной в развитие научных представлений о нарушениях письма и чтения и их коррекции. Подходы к изучению дисграфии (психофизиологический, клинико-психологический, нейропсихологический, логопедический). Симптоматика дисграфий (нарушение почерка, брадиграфия, искажение зрительного образа буквы, замена букв, искажения звукослоговой структуры слова, аграмматизмы, слитное и раздельное написание слов). Механизмы дисграфии. Классификация дисграфии (по М.Е. Хватцеву, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой и др.). Распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия).

Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и нёба. Особенности чтения и письма у детей с ринолалией: причины дисграфических ошибок; замены и смешения букв на письме, обусловленные фонематическим недоразвитием; пропуски и добавления лишних букв. Ринофония как один из видов нарушений нёбно-глоточного затвора и назальности голоса. Открытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные, центральные и периферические. Проблемы коррекции дефекта. Закрытая ринофония, определение, причины — органические и функциональные. Приемы устранения закрытой ринофонии. Отличие открытой ринолалии и ринофонии.

 

Дислексия

Общая характеристика дислексии. Вторичные нарушения письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия). Роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями. Проблемы терминологии. Этиология и патогенез нарушений чтения. Стойкие, частотные ошибки письма и «ошибки роста». Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии. Современные классификации нарушений письма и чтения. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Нарушения письма и чтения и наследственная предрасположенность. Дефекты устной речи и нарушения письма и чтения. Дисграфия и дислексия при билингвизме. Нарушения памяти и нарушения письма и чтения. Нарушения письма и чтения и латерализация сенсомоторных функций (левшество, переученное левшество, вынужденное левшество). Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и нарушения письма и чтения. Нарушения пространственно-временной последовательности и нарушения письма и чтения. Моторные расстройства и нарушения письма и чтения.

Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. Коррекция нарушений устной речи и фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. Коррекция нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики рук. Устранение дислексии (вербальной, латеральной). Предупреждение дисграфии и дислексии.

Планир


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.