Выделяются три этапа обследования. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Выделяются три этапа обследования.

2020-12-06 65
Выделяются три этапа обследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает докумен­тацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследованием компо­нентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое на­блюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет про­явления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важ­но выяснить, в каком возрасте появились первые слова и ка­ково количественное соотношение слов в пассивной и актив­ной речи.

Диссоциация между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологи­ей (за исключением редких случаев сенсорной алалии) со­храняется без специального обучения длительное время.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда появи­лись двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды). В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает кон­такт с ним, нацелевает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отно­шение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает пер­вые сведения о речи ребенка, определяет направление даль­нейшего углубленного обследования различных сторон речи. Особенно тщательно обследуются звуко-слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. При обследова­нии связной речи выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).

Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического обсле­дования детей с общим недоразвитием речи. Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числи­тельным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологи­ческими формами слов проверяется образование множествен­ного числа от существительных в единственном числе и, на­оборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.

Основными приемами могут быть следующие:

а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;

б) составить предложения по картине или демонстрации действий;

в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной па­дежной форме.

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозна­чаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи. Основными приемами могут быть следующие:

• нахождение (показ) детьми предметов и действий, назван­ных логопедом (Покажи: кто моет, а кто подметает и т. д.);

• выполнение названных действий (нарисуй дом — рас­крась дом);

• самостоятельное называние детьми показанных предме­тов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик?);

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);

• объединение предметов в обобщающую группу (Как мож­но одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и каче­ство нарушений двигательных функций органов артикуля­ции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка. Для выявления уровня фонематического восприятия, воз­можности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 сло­гов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбирают­ся так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем уста­новить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемос-ти подбираются слова с определенными звуками, с разным ко­личеством и типом слогов; слова со стечением согласных в начале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и са­мостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предла­гается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одина­ковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.); из разных глас­ных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, ту-та-то); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным уда­рением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова. При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начи­нать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед об­ращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, зас­тегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить рав­новесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно посто­ять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на пе-реключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по про­странственно-временным параметрам, удерживанию в памя­ти составных частей и последовательности элементов струк­туры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблю­дении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень рече­вого развития ребенка и форма речевой аномалии. Примера­ми логопедических заключений могут быть следующие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребен­ка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуаль­ного подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.