Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-12-06 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи. Афазия включает в себя 4 составляющие – нарушение речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь.
Классификация афазий
А.Р. Лурия изучил и описал 7 форм афазии.
1) Эфферентная моторная афазия
Эта форма возникает при поражении заднелобных отделов коры головного мозга(зона Брока). Основной механизм синдрома – это нарушение кинетической организации речи, которое приводит к нарушению устной речи из-за невозможности переключиться с одного элемента речи на другой. В этом случае наблюдается симптом персевераций, т.е. повтор одних и тех же слов.
2) Афферентная моторная фаза
Эта форма возникает при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы. Основной механизм синдрома – нарушение кинестетического (чувствительного) фактора. Это ведет больного к невозможности произнести отдельный звук, т.к. звуки близкие по месту и способу происхождения замещаются друг на друга.
3) Динамическая афазия
Эта форма возникает при поражении отделов мозга находящихся впереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона «Пенфилда». В этом случае нарушается внешний уровень организации произвольной, продуктивной речи. Нарушаются высшие вербальные синтезы. Фактор лежащий в основе этой формы, и нарушении спонтанной речи является предикативность речи. (Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому)). Больные не могут актуализировать фразы, текст. Именно процесс актуализации, т.е. перевод языка в речь из-за дефектов предикативности и является фактором динамической афазии. И как следствие нарушается внутренняя речь.
|
4) Сенсорная афазия
Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины, «зона Вернике».
Основной механизм синдрома – это нарушение понимания речи, является нарушение фонематического слуха, что ведет к дефектам звукоразличения.
5) Акустико — мнестическая афазия
Возникает при поражении средней височной извилины. Фактором является нарушение слухо — речевой памяти. Но нарушается не память, а объем восприятия и предметные образы – представления.
6) Семантическая афазия
Поражение третичной зоны, зоны ТРО. Нарушение пространственного и квазипространственного восприятия. Этот фактор проявляется в симптомах нарушения понимания логико-грамматических конструкций.
7) Амнестическая афазия
Поражение теменно – височно — затылочной области. Проявляется в нарушение номинативной функции речи, нарушение предметных образов-представлений.
Общее для всех форм:
— Нарушение речи всегда является системным нарушением всей речевой сферы. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны».
— Афазия не является изолированным дефектом только речи, а находится во взаимодействии с дефектами других психических процессов – восприятием, образами-предсталениями, эмоционально-волевой и личностной сферы психики человека.
Афазия ведет к дезинтеграции всей психической сферы человека.
— При всех формах афазии нарушаются зрительные, слуховые и осязательные образы-представления.
— Более выраженное нарушение понимания глаголов по сравнению с существительными.
|
— Нарушается целостность и индивидуальность словаря: увеличивается частота употребления одних слов, снижается употребление других, и в целом утрачивается его индивидуальность.
38. Методика логопед-го воздействия при дислалии.
Принципы и организация логопедического воздействия при дислалии.
1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механической дислалией
2пр.системности
3пр.этиопатогенетический
4пр.развития(дают прогноз,на 1звук дается 1месяц работы логопеда-поставить, автоматизировать, ввести в речь)
5пр.деятельностного подхода
6пр.поэтапность (от простого к сложному;сформировать базу)
7пр.наглядности (помогает осознавать свой дефект)
8пр.сознательности
9пр.индивидуального подхода
10пр.планомерности
организация занятий при дислалии (3-4 раза в неделю)
-индивидуальные занятия (используются при постановке звуков и при закреплении) 15-30 мин
-подгрупповые (2-3чел) (используются при автоматизации, дифференциации звуков) 25-35 мин.
-фронтальные (5-6 чел) (подготовительный этап и введение звука в речь) 35-40 мин.
Факторы эффективности работы:
1степень сложности дефекта
2возраст ребенка
3индивидуальные особенности ребенка, его ВНД
4регулярность занятий
5помощь родителей
цель-коррекция дефектных звуков формирование умений и навыков правильного произношения.
задачи:
-научить узнавать зв. по акустическим признакам
-отличать нормированное произношение от не нормированного произношения
-формирование звукового анализа и синтеза
-формирование умение осуществлять слуховой контроль за собственным произношением
-формирование умения принимать необходимые артикуляционные позиции.
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:
|
а) устранение неправильного звукопроизношения;
б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении зв., сходные по артикуляции или по звучанию;
в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
39. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста
Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-арти-куляционными признаками.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками.
В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п.
При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
|
• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; в) нестабильное использование звуков в различных формах речи; г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха).
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи, б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.
После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
• сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);
• выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
• вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);
• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.
При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:
1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции? 2. Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых? 3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие? 4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия?
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!