Характеристика форм афазии (по А. Р. Лурии). — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Характеристика форм афазии (по А. Р. Лурии).

2020-12-06 70
Характеристика форм афазии (по А. Р. Лурии). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи. Афазия включает в себя 4 составляющие – нарушение речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь.

Классификация афазий


А.Р. Лурия изучил и описал 7 форм афазии.

1) Эфферентная моторная афазия

Эта форма возникает при поражении заднелобных отделов коры головного мозга(зона Брока). Основной механизм синдрома – это нарушение кинетической организации речи, которое приводит к нарушению устной речи из-за невозможности переключиться с одного элемента речи на другой. В этом случае наблюдается симптом персевераций, т.е. повтор одних и тех же слов.

2) Афферентная моторная фаза

Эта форма возникает при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы. Основной механизм синдрома – нарушение кинестетического (чувствительного) фактора. Это ведет больного к невозможности произнести отдельный звук, т.к. звуки близкие по месту и способу происхождения замещаются друг на друга.

3) Динамическая афазия

Эта форма возникает при поражении отделов мозга находящихся впереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона «Пенфилда». В этом случае нарушается внешний уровень организации произвольной, продуктивной речи. Нарушаются высшие вербальные синтезы. Фактор лежащий в основе этой формы, и нарушении спонтанной речи является предикативность речи. (Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому)). Больные не могут актуализировать фразы, текст. Именно процесс актуализации, т.е. перевод языка в речь из-за дефектов предикативности и является фактором динамической афазии. И как следствие нарушается внутренняя речь.

4) Сенсорная афазия

Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины, «зона Вернике».
Основной механизм синдрома – это нарушение понимания речи, является нарушение фонематического слуха, что ведет к дефектам звукоразличения.

5) Акустико — мнестическая афазия

Возникает при поражении средней височной извилины. Фактором является нарушение слухо — речевой памяти. Но нарушается не память, а объем восприятия и предметные образы – представления.

6) Семантическая афазия

Поражение третичной зоны, зоны ТРО. Нарушение пространственного и квазипространственного восприятия. Этот фактор проявляется в симптомах нарушения понимания логико-грамматических конструкций.

7) Амнестическая афазия

Поражение теменно – височно — затылочной области. Проявляется в нарушение номинативной функции речи, нарушение предметных образов-представлений.

Общее для всех форм:


— Нарушение речи всегда является системным нарушением всей речевой сферы. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны».

— Афазия не является изолированным дефектом только речи, а находится во взаимодействии с дефектами других психических процессов – восприятием, образами-предсталениями, эмоционально-волевой и личностной сферы психики человека.
Афазия ведет к дезинтеграции всей психической сферы человека.

— При всех формах афазии нарушаются зрительные, слуховые и осязательные образы-представления.

— Более выраженное нарушение понимания глаголов по сравнению с существительными.

— Нарушается целостность и индивидуальность словаря: увеличивается частота употребления одних слов, снижается употребление других, и в целом утрачивается его индивидуальность.

 

38. Методика логопед-го воздействия при дислалии.

Принципы и организация логопедического воздействия при дислалии.

1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механической дислалией

2пр.системности

3пр.этиопатогенетический

4пр.развития(дают прогноз,на 1звук дается 1месяц работы логопеда-поставить, автоматизировать, ввести в речь)

5пр.деятельностного подхода

6пр.поэтапность (от простого к сложному;сформировать базу)

7пр.наглядности (помогает осознавать свой дефект)

8пр.сознательности

9пр.индивидуального подхода

10пр.планомерности

организация занятий при дислалии (3-4 раза в неделю)

-индивидуальные занятия (используются при постановке звуков и при закреплении) 15-30 мин

-подгрупповые (2-3чел) (используются при автоматизации, дифференциации звуков) 25-35 мин.

-фронтальные (5-6 чел) (подготовительный этап и введение звука в речь) 35-40 мин.

Факторы эффективности работы:

1степень сложности дефекта

2возраст ребенка

3индивидуальные особенности ребенка, его ВНД

4регулярность занятий

5помощь родителей

цель-коррекция дефектных звуков формирование умений и навыков правильного произношения.

задачи:

 -научить узнавать зв. по акустическим признакам

-отличать нормированное произношение от не нормированного произношения

-формирование звукового анализа и синтеза

-формирование умение осуществлять слуховой контроль за собственным произношением

-формирование умения принимать необходимые артикуляционные позиции.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении зв., сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

 

39. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы род­ного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произноше­ния фонем.

У детей с сочетанием нару­шения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-арти-куляционными признаками.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикатив­ных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребе­нок произносит средний, неотчетливый звук, например: мяг­кий звук ш' вместо ш, вместо сс', вместо чт' и т. п.

При обследовании речи ребенка необходимо самым тща­тельным образом установить, какие звуки нарушены в про­изношении и как именно.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или заме­на близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем.

При смешении близких звуков у ребенка формируется ар­тикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соот­ветствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе толь­ко нарушенных в произношении звуков. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформи­рованной их артикуляции в устной речи. В этих случаях зву­ковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; в) нестабильное использование звуков в различных фор­мах речи; г) искаженное произношение одного или нескольких зву­ков.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со сте­чением согласных («качиха» вместо ткачиха).

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чу­жой речи, б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием на­блюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.

После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

• сгруппировать дефектные звуки по степени участия ор­ганов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);

• выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встре­чающиеся и при нормальном речевом развитии (на опреде­ленном возрастном этапе);

• вычленить искаженные звуки за счет неправильного ук­лада органов артикуляции (р горловое и пр.);

• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:

1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их непра­вильной артикуляции? 2. Выявляется ли большое количество нечетко восприни­маемых звуков при незначительном количестве неправиль­но произносимых? 3. В каких условиях проявляется фонематическое недо­развитие? 4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонемати­ческого восприятия?

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.