Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-12-06 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность.
1. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
2. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.
· При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.
· Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.
· Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой — так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.
Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате пост дифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.
|
Обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признак функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
23. Характеристика основных форм дизартрии.
Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия.
На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, с пастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую.
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей: первая, самая легкая степень, когда нарушения звуко-произношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка, вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих, третья — речь понятна только близким ребенка частично для окружающих, четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Классификация дизартрии по симптоматике.
Паретическая – расслабление мышц. Расслаблен по всему типу, приопущены плечи, голова, ноги полусогнуты, амимичность лица, но в большинстве случаев интеллект сохранен. Рот открыт, слюна бежит. Проба: с бумагой, с бинтом.
|
Спастическая – напряженность мышц. Голова прямая, спина прямая, руки слегка согнуты, ноги прямые, не разгибаются или согнуты в коленях. Лицо амимично, приподняты уголки бровей, глаз, хищное выражение лица, не м широко открыть рот, губы растянуты.
Гиперкинетическая – человек делает преувеличенные движения, не м делать мелкие движения.
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.
Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.
Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более ограничивает его тонкие дифференцированные движения.
В более лёгких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков и слогов с этими звуками.
Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.
В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно Шипящих и аффрикатов. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность.
Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.
Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического конетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. Затруднено произнесение сложных аффрикатов, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные (з — д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.
|
Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию.
Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.
Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.
Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу.
Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны.
Нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — слюноотделением.
При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончание глухих согласных звуков
При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п., б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса.
|
Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица.
Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, Х и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. Развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.
Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательнос-_ти мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.
Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:
• изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
• наличием насильственных движений (гиперкинезов);
• нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;
• нарушениями эмоционально-двигательной иннервации.
Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
|
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.
Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной "нервной системы, а также лобно-мозжечко-вых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкооб-разная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.
24. Коррекционно-педагогическое обучение детей с третьим уровнем речевого развития.
Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с 6—7 лет поступают в подготовительный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
• дальнейшее развитие связной речи.
Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.
Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Нарушение письменной речи.
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.
1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).
В прив-ую класс-ию включены формы речевых нарушений, которые выделены в логоп-ой лит-ре и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды. Например, в дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой - фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания. Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии.
Функциональный базис письменной речи
Чтобы учащиеся могли успешно овладевать навыками письма необходимо чтобы у него были сохранены предпосылки:
Владение нормальной артикуляцией.
Иметь сохранный речедвигат.анализатор
Иметь полноценную сформированную устную речь
Иметь сформированную функцию фонематич.слуха, сохранен функц.фонетич.слуха
Должен владеть дифференцированной артикуляторно-кинестетич.анализатором,
Владеть фонематич. анализом и фонетич.анализом
Иметь сохранный слуховой и речеслуховой анализатор
Должна быть сохранна зрительного восприятия, сформировано пространственная координация зрительно-пространственных представлений, должно быть произвольное внимание,
Должно быть сформировано морфологические и синтаксичес.обобщения, сохранна зрительная память сформированы навыки самоконтроля. Типы дизонтогенеза наиболее часто приводящие к нарушениям письменной речи.
Из известных вариантов дизонтогенеза к дислексии и дисграфии имеет отношение 2 след-их
1 по типу ретардации (недоразв.психич.фун-й)
2 по типу асинхронии (неравномерность развития отдельных сенсомот-х интел-х фун-й)
Трудности в обучении возникает из-за дисгармонии в их созревании как системное образование. Стойкость подобных расстройств говорит о парциональном надоразвитии ряда психических функций. 3 типа дизонтогенеза: ЗПР, асинхрония развития, порциональное психич.недоразвития.
Психофизиология процесса чтения и письма и этапы овладения ими в норме. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. 1.Особенность письменной речи заключается в том, что она произвольнее устной, это сознательная деятельность и осознанной ее единицей является монолог. 2. Психомот-е структура письма: звуковой анализ слова, операции соотнесения выделенного звука соответ-й буквой.3. психофизиология процесса письма: 2 уровня: а)сенсоакустико-моторный состоит из звеньев реализация которых позволяет ответить на вопрос как писать: обеспечить процесс звукоразличения, обеспечивание установл-я последоват-ти написания букв в слове б)оптико-моторный ур-нь происходит сложные проц-сы на другой со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки.3)лингвистика письма и письменной речи: происходит выбор языковых средств (нужных звуков.слов)зависит от совместной оаботы переднй и задней речев.зон.этапы овладения чтением в норме Т.Г.Егоров выделил след-е ступени формиров-я чтения
1.Овладение звукобуквенными обозн-ми
2.Послоговое чтение
3.Становление синтетич.приемов чтения
4.Синтетич.чтение.
1 на этой ступени дети анализируют речевой поток предложения делят на слоги и звуки. Выделяют 2 группы графич-ки сходных букв (буквы похожие по элементам, но по разному располаг.в пространстве Ь Р, буквы отлчающ-ся друг от друга каким либо элементом. Это проходит успешно при сохранности (фонемат.воспр, фонем.анализа, зрител.анализа и синтеза, пространствен.предс-й, зрител.мнезис.
2(слоговое чтение) на этой ступени узнавания букв и слияния звуков в слоги осуществ.без затрудн. Еднин.чтения – слог, темп-медленый по смысловой догадке. Процесс понимания текста отстает от времени процесса зрительного восприятия. На 2 этапе остаются трудности синтеза объединения слогов в слово особенно при чтении длинных сложных слов.
3 целостные приемы воспроизведения она является переходной от аналитич к зрител.переходу чтения. Простые слова читаются целостно, малознакомые по слогам, смысловая догадка имеет большую роль. Угадывающее чтение, большое кол-во ошибок.более зрелое здесьстанов-ся синтез слов, предож. Темп чтения нарастает.
4 синтетич.чтение ступень характеризуется целостными приемами чтения. (слова и букв слов). На этой ступени не только осуществл. Не только синтез слов и предложений, синтез фраз в едином контексте. Темп чтения быстрый. Ошибок становится мало.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!