Особенности игровой деят-ти заикающихся дошков — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности игровой деят-ти заикающихся дошков

2020-12-06 55
Особенности игровой деят-ти заикающихся дошков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Робкие, не верят в свои F, не умеют поставить цель в игре. Выступ зрителями или берут подчиненные роли. С усил-ем заик-я - замкнутые, отказ-ся от игр. Неуместное фантазерство, резонерство, некритич-ть к своему повед-ю.

Г.А. Волкова (1982, 1984): заикающиеся 4-5 лет играют подграми по 2-3 чела, по-своему, забывая о товарищах. Повед-е во t игры, св-ное детям младш возра. 2^ные роли с однотипн действиями. Редко вступ в конфликты из-за распред-я ролей и сами их не распред-ют. Игра от неск-ких мин до 20. Плохо отдел правила игры от игр ситуации. Неоднознач отнош-е к кол-ву игроков. Им св-ны черты повед-я в играх, присущие хорош говорящим детям младш возра, не всегда м играть продолжит-но и до конца.

Среди заик 5-6 лет, по дан Г.А. Волковой (1994), ~ 1/3 м участв-ть в колл-ной игре, 1/3 — в играх подграми в 1-2 чела, и неск-ко > 1/3 любят играть в одиночестве, что свидетельств о существ вл-и заик-я. Дети играют в 1 игру от 5 до 20 мин, в их игре преобл правила игры, производн от конкретн игр-ых ситуаций. Те дети, кот предпочит играть в одиночестве, замкнуты и неск-ко пассивны. Они плохо выдерж длит-ное пребывание в колл-ве и в общ играх, лучше Ают в 1ообразн усл-ях, быстро усв-ют стереотипы движ-й и реч сопротив-я.

В 6-7 лет - игры > содержат-ны, разнообразны по сюжету и ф-ме исполн-я. Игровая акт-ть (виды):

- способны сами предлож тему игры, распред-ть роли, соглаш-ся на роль, предлож товарищем. Акт-но участв в приготов-и игрового места, выполн правила.

- умеют предлож тему игры, распред-ть роли, иногда конфликтуя с др детьми. Навязывают свой сюжет. Наруш правила.

- приним тему и роль от товарищей, акт-но со всеми готовят игровое место, по ходу игры редко высказ-ся. Правила игры выполн-т, своих не уст-ют.

- способны играть, принимая тему и роль от сверстников, взрос. Игровое место готовят по указ-ю > акт-ных игроков или с пом взрос. Пассив-ть. Правила соблюд-т под контролем взрос.

- редко участв в игре сами, затрудн-ся входить в игру даже после предлож-я темы и роли. По подсказке др готовят игровое место. Выполняют действия и правила, предлож-е игроками. Пассив-ть. Полн подчинен-е товарищам.

36)

Особ-ти учеб деят-ти лиц с ТНР, заик-ем

Своеобразие. Для заик-ся хар-на зав-ть кач-ва учебн Аы от усл-й, в кот она протек.

Неустойч-ть деят-ти: измен-е привыч усл-й привод к неустойч-ти деят-ти, рассеиванию вн-я.

Слабость перекл-я: затрудн-я при выполн-и зад-й на перекл-е. При выполн-и зад-й, треб-их интеллектуальн и волевого усилий - перех с заданного вида Аы на > привыч, освоенный ранее.

Понижен смконтроль: неУ см проконтролир-ть результы собств и чужой Аы. С трудом анализир-т образец, сопостав-я написанное с печатн текстом, с трудом нах-т ошибки. Испыт труд-ти на зан-ях, когда нуж, затрудн-й обдумывая собств ответ и приготовив соотв примеры, следить за ответом своих товарищей, пом им в случае исправлять неправ ответы. В проце чтения не замеч своих (чужих) ошибок. При чтении по ролям диалогов произнос свои слова несвоеврем, иногда читают слова др лиц. Прибегают к мех приемам выполн-я зад-й, предпочитая заучивать, а не осмысливать прочит.

ОНР: нар-я чтения и письма как результ нар-я устн речи. Не м полноцен овлад грамотой. Ошибки в письме не всегда соотв ошибкам в произнош-и. Несформ-ть представ-й о звуковом составе слова. Побуквенное, угадывающее чтение. Недостаточ сформ-ны язы-е ср-ва, задерж разв-е коммуникативн и обобщающ ф-й речи. Плохо поним смысл математич операций, усл-е зачи, не м состав план реш-я зачи. Нужд-ся в расчлен-и усл-я зачи. НеЗ математич пон-й.

 

37)

Предмет психодиагностики - психич особ-ти процов, ф-й и сост-я лиц с НР. Особ-ти вн-я, пам, мыш-я, Аспособ-ти, темперамента, хар-ра, индивидуальн стиль повед-я, когнитивн стиль оцен-ся с целью обеспеч-я выбора оптимальн ср-в корр-и и обуч-я шков с НР. Конечн целью обслед-я яв-ся опред-е пед-ких усл-й и инд-ных приемов и методов пом, необх реб-ку с тем или иным реч расстройством. Психологич диагностика реш зачи:

- опред-е соотнош-я 1ч и 2ч в структе дефекта;

- выяв-е 2ч психич симптоматики, хар-ной для того или иного НР;

- опред-е общ и специфич зак-тей психич разв-я при НР различ генеза;

- изуч-е вл-я НР на форм-е лич-ти;

- выбор методов психокорр-и и психотерапии;

- опред-е критериев эффектив-ти и оценки возд-я психотерапии и корр-и.

Принципы:

+ общепед-кие

- комплексного подха, т.е. сис-матич и целостного исслед-я инд-но-Пч стан-я и разв-я; реализ-ся путем всестор обслед-я особ-тей разв-я базовых сфер психики — лич-ти, интеллекта, повед-я и др > частн ее св-в. Пч обслед-е сопровожд-ся оценкой сост-я орг-ов чувств (зр-я, слуха и др), двиг-ной сферы, НС. Пч диагностику необх рассм-ть тольк как пом в орг-ии комплекса клинико-Пго-пед-ких возд-й, эффектив-ть кот зав-т от учета клинич и пед-ких ф-ров в разв-и реб-ка.

- ед-ства диагностики и корр-и. Зачи корр Аы м б прав поставлены тольк на осне полн Пч диагностики как зоны актуальн, так и ближайш разв-я реб-ка. Схема и подбор диагностич и психокорр-ных методов д соотв-ть нозологии заб-я реб-ка, особ-тям его возр харок, специфике ВД.

-   целостн изуч-я всех психич харок конкретн индивидуума конкретизир общ методологич принципы детерминизма и сис-мности. Наиб полно эт принцип раскр-ся в рамках деят-ностной П, согласно кот чел прояв себя с наиб полнотой в проце деят-ти. Так подх пом лучше выяв все сферы психики испытуемого - его лич-ти, интеллекта и повед-я.

-   личностн подха: подх к реб-ку как к целостн лич-ти с учетом всей ее слож-ти и всех инд-ных особ-тей. В проце Пч корр-и мы рассм-ем не какую-то отдельн ф-ию или изолир-ное психич яв-е, а лич-ть в целом

-  деят-ного подха. Обслед-е д осущ-ся с учетом ВД реб-ка; необх ориентир-ся такж на тот ВД, кот яв-ся личностно значимым для реб-ка или подростка.

-   динамич изуч-я реб-ка: ориентир-т на то, чтобы при обслед-и выяснить не тольк то, что дети знают и умеют, но и их возм-ти в обуч-и.

- каузальности (этиопатогенетич). Пго-пед-кое обслед-е лиц с НР д б > сконцентрир-но не на внеш прояв-ях отклон-й в разв-и, а на действит-ных источ, порожд-их эт отклон-я. Сложн структа дефекта, иерархия отнош-й м-у симптомами и их причами опред-т зачи и цели диагностики.

-   сочет-я инд-ных и коллегиальн ф-м обслед-я позв добив-ся наилучш результов при оптимальн затратах при провед-и обслед-я. Коллегиальн ф-ма м б полезна в проце обслед-я, когда 1 из спецов выступ как помощник др, орг-я повед-е обследуемого, созд-я +й эмоц-ный фон, и особ при анализе результов обслед-я В эт случ особ ценно взглянуть на 1 и те же факты под разн углом зр-я, выяв пробелы в получ инфы с тем, чтобы, восполнив их, сост адекватн картину психич статуса реб-ка.

- кач-но-кол-ного подха при анализе данн, получ-х в проце Пч обслед-я, ориентир-т на то, чтобы, с 1й сторы, в осне формальн кол-ных пок-лей леж кач-ное выд-е ед-ц эт измер-я, с др сторы, чтобы результы обслед-я не б сведены к эт формальным пок-лям, но б провед анализ проца выполн-я зад-й — способа логич послед-ности операций, настойч-ти в достиж-и цели и т.д. Кач-во выводов д опир-ся на тщательность и точ-ть произв-ных измер-й, а в осне точ-ти д леж кач-ная логич диагностич гипотеза.

+ этич:

- этич обращ-я с обследуемыми: д б учтено их добровольн жел-е участвовать в исслед-и, а такж их право отказ-ся от него в люб М по своему жел-ю и безо всяких для себя последствий.

-   конфиденциальн-ти: обследуемый д б уверен в реализ-и права па недоступность получ-мой диагностич инфы др лицами без его согласия.

-   соблюд-я интересов обслед-го: все результы обслед-я сообщ-ся в щадящ ф-ме при оптимальн исп-и получ инфы для оказ-я ему пом.

-   ненанесения ущерба: защищ своих клиентов от физич и душевн дискомфорта, вреда и опасности. If риск так последствий сущ-т, то Пг обяз проинф-ть об эт испытуемых, достичь согласия до нача Аы и прин все возм меры для минимизации вреда. Проца диагностики м не примен-ся, if е вероятн-ть, что она причин серьезн и продолжит-ный вред участникам.

- компетентн-ти и беспристрастн-ти. Психодиагност д хор знать и поним те синдромы, кот возник при различ реч расстройствах. Он д счит-ся с возм-тями испытуемого.

 

38)

В общ виде психодиагностич методы м б разделены;

+ по направл-ти (то, что мы хотим изуч);

+ по ф-ме примен-я (выбор ф-мы чаще всего опред-ся им-ся технич возм-тями, но м такж опред-ся и зачами исслед-я):

- устн (чаще при инд-ном общ-и)/ письм (при обслед-и гры)

- свободн (ответы испыт-мых наз-ся открыт)/несвободн (при выборе из стандартн набора)

- бланковые (отпечат-ные в виде бланка (тетради) инструкции по примен-ю, примеры выполн-я зад-й, сами зад-я (стимульн мат) и графы для ответов; м примен-ся как для инд-ного, так и для грового обслед-я)

- предметн (стимульн матом тестовых зад-й яв-ся карточки, кубики, геометрич фиги, скульптурн изобр-я и т.п; обыч провод-ся инд-но)

- аппаратурные (провод-ся с исп-ем спец технич ср-в, оборуд-я для предъяв-я стимульн мата и регистрации ответов испыт-го: приборы для дозир-ного во t предъяв-я зрит-ных стимулов (тахистоскопы), для исслед-я t реакции (реактометры, рефлексометры) и др)

- вербальн (стимульн мат треб от испытуемых У оперир-ть пон-ями, соверш мыслит-ные действия в высш абстрактной словесно-логич ф-ме; зад-я эт методик преимуществен обращ к ВПФ; примен-е особ связ с язой культой, ур-нем образ-я, проф-ми особ-тями испыт-мых)

- невербальн (стимульн мат представ в наглядн ф-ме; инструкция в большинстве так методик все же нос вербальн хар-р, но выполн-е зад-й опир-ся на манипулир-е со стимульн матом; < зав-мы от язых и культуральных различий испыт-мых; удобны при обслед-и лиц, с кот затрудн реч контакт или имеющ низк ур-нь образ-я)

- инд-ные (позв уст-ть с испыт-м > тесн контакт, осущ-ть > тщательное наблюд-е за его повед-ем во t исслед-я; пом сост представ-е о заинтересов-ти испыт-го в результах, ур-не притяз-й, стиле выполн-я зад-й и др особ-тях; позв своеврем заметить, что испыт-мый не пон инструкцию и выполн-т зад-я неправ или что он переутомился и нужд-ся в отдыхе)

- гровые (возм-ть получ-я mвой инфы, охват больших выборок испыт-мых; состав-е представ-й о типич хар-ках интересующего контингента; треб-ся обеспеч-е стандартности усл-й провед-я исслед-я)

+ по теоретич конструкту, на кот они осн-ны.

- наблюд-е - целенаправ воспр-е психич жизни чела, кот осущ-ся без акт-ного взаимодействия с ним. Исп-ся в диагностике лиц с НР, как прав, во t 1ч консультир-я и в М обслед-я для получ-я Пгом доп инфы о повед-и клиента в деят-ти: о его адекват-ти, адаптивн-ти, критич-ти, поисковой акт-ти. С пом наблюд-я получ-ся важн, порой недоступн др методам исслед-я Пч инфа во t логопедич зан-й и в Т, когд реб-к предостав см себе. Повед-е в эт усл-ях сущ-но отлич-ся от усл-й диагностич обслед-я непринужден-тью, естествен-тью. Наблюд-е за реб-ком вне логопедич зан-й чрезвычайн важн для опред-я того, наскольк он исп-ет в реальн жизни привитые ему Н прав речи и адаптивн повед-я. Наблюд-е м выяв несоотв-е м-у тем, что говор реб-к и его реальн повед-ем.

~ вкл/стороннее

~ скрыт/открыт

~ внеш/интроспективн

~ 1х/переодич/лонгитюд

~ сплошн/выбороч

~ констатирующ/оценивающ

~ свободн/стандартизир-ное

- кол-ный и кач-ный анализ документальн и мат-ных источ-ков, позв-й изуч продукты челской деят-ти

- анкетир-е представ собой процу провед-я опроса в письм ф-ме с пом заранее подг-ных бланков

- интервьюирование - живое непоср-ное общ-е с реб-ком, в результе кот склад-ся целостн картина сост-я его психики, ист-я разв-я, ист-я жизни, свед-я об усл-ях и образе жизни реб-ка. Треб тщат-ного расспроса сам реб-ка и его родственников. Относ-ся к наиб свободн ф-мам беседы и позв выяв поведенч реакции реб-ка во всем их инд-ном своеобразии. В беседах так типа Пг интерес-ся не тольк явным содерж-ем ответа реб-ка (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его манерой держать себя во t беседы (поза, интонация, запинки, мимика, жесты и др.).

- опросники — методики, зад-я кот представ в виде вопров или утвержд-й. Зача испыт-го - дать письм или устн ответы, сообщ инфу о себе, выр-ть отнош-е, сформулир-ть мнение:

~ личностные – стандартизир-ные смотчеты; для выяв-я стабильн качв психики

~ закр - заран предусмотр варианты ответов на постав вопр.

~ открыт - предусматр свободн ответы без каких-либо особ ограничений.

~ опросники сост-й и настр-й - для выяв-я временных, преходящ сост-й

~ опросники-анкеты - для получ-я инфы, не им-ей непоср-ного отнош-я к Пч особ-тям чела (напр, для получ-я данн об ист-и его жизни).

* В логопедии опросники м оказ неоценим услугу в связи с возм-тью получ сущ-ную инфу о реб-ке и особ подростке и взрос, минуя устн речь.

- тесты представ собой стандартизованн метод, исп-мый для измер-я различ харок отдельн лиц, служ объектами наблюд-я (лич-ти, интеллекта)

- проективн методики – исп-е неоднознач, неопред-ных (слабоструктурир-ных) стимулов, кот испыт-мый д интерпретир-ть, доп-ть, разв-ть, конструир-ть. По способу прояв-я проекции принято выд-ть неск-ко типов методик:

~ конститутивные – предп-е придание испыт-м опред смысла (структы) мату, надел-е его каким-либо содерж-ем (тесты Роршаха, Розенцвейга);

~ конструктивн – созд-е цел из отдельн частей и разрознен деталей («Тест мира» М. Левенфельда - «конструктор» из 232 мини домов, деревьев, людей);

~ интерпретативн – предусматр-е истолк-е событий, ситуаций, изобр-й (ТАТ Генри Мюррея и Кристины Морган 1935 г.);

~ катартические – смвыр-я в усл-ях эмоцно Uго тв-ва (психодрама Дж. Морено 1946 г., тест кукол А.Вальтмана 1951 г.);

~ экспрессивн – рис-е на заданн или свободн тему (тест «Дом-дерево-чел»);

~ импрессивн – треб-е предпочтения 1х стимулов (как наиб желательных) др (тест выбора цвета М.Люшера);

~ аддитивные – дополн-я, заверш-е предлож-я, расска, ист-и (Методика заверш-я предлож-я).

- метод социометрии примен-ся для диагностики межлич взаимоотнош-й в мал контактн грах, сущ-щих не < 6 мес.

- метод экспертных оценок – выр-е экспертом своего мнения о кач-ве объекта или яв-я по опред шкале в соотв-и с предусмотр-ными для эт правилами.

 

39)

Пго-пед-кое обслед-е представ собой един комплекс, вкл-й достаточ см направ-я, кажд их кот им свои спец зачи: клинич, Пч, пед-кое.

1м, как прав, осущ-ся клинич обслед - е, направ на то, чтобы постр предварит-ную гипотезу о виде дизонтогенеза по данн клинич-ки подтвержд-го анамнеза. Детальн анамнез яв-ся важн прогностич частью клинич обслед-я, при сборе кот диагност получ мноство значимых свед-й о семье и врожденн аномалиях разв-я, о протек-и беремен-ти, бол-нях и травмах 1х лет жизни, об адаптации в детск; саду (шке) и мн др.

Обыч клинич обслед-е вкл-т:

- обслед-е терапевта с целью получ свед-я о соматич здор-е реб-ка и на осн-и эт данн опред-ть возм-ти орг-и охранит-ного режима и лечебно-профилактич мероприятий;

- обслед-е невропатолога, кот позв опред-ть нал-е нар-й ЦНС и их хар-р. В случ выяв-я органич нар-й М помимо корр-ного пед-кого возд-я провод-ся медикаментозная терапия, тогда как при функциональн расстройствах примен-ся только пед-кое вмешательство;

- обслед-е невропатолога в случ органич нар-й дополн объективн данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), получ-е при нейрофизиологич обслед-и;

- при афазии необх провед-е нейропсихологич обслед-я, кот позв получ свед-я о сост-и ВПФ.

Пед-кое обслед-е провод пед-г с целью опред-ть ур-нь овлад-я реб-ком учеб Н и ^ осв-я учеб мата в соотв-и с прогой образоват-ного учрежд-я, в кот нах-ся реб-к.

Диагностика пед-кого (корр-ного) проца необх:

- для оценки динамики разв-я реб-ка и прежде всего тех психич харок, на кот направ корр-я, с тем чтобы достичь наилучш результа;

- для орг-и оптимальн межлич взаимод-й в диаде «реб-к — пед-г» на осне опред-я инд-но-типологич особ-тей учащегося и уч-ля и хар-ра склад-ся м-у ними взаимоотнош-й на протяж-и курса логокорр-и;

- для анализа результов пед-кого возд-я, оказ-мого всеми пед-гами, в той или иной ^ участвующими в корр-ном проце; для консультативн Аы с род-лями и для планир-я дальнейш Аы на осн-и эт данн.

Психологич обслед-е - ведущ вид обслед-я, в зачи кот вх получ-е свед-й о лич-ти, ур-не умств разв-я и повед-и реб-ка. Результатив-ть психологич обслед-я и ^ обоснов-ти выводов в значит-ной мере зав-т от адекват-ти выбранных психодиагностич методик решаемым Пго-пед-им задачам.

Диагностич деят-ть Пга осущ-ся в рамках Пч модели, целью кот яв-ся оценка нереч симптоматики в структе реч дефекта и опред-е корр-ной Аы, направ на обуч-е субъекта адаптивн ф-мам повед-я в усл-ях дефекта.

Диагностич деят-ть логопеда направ прежде всего на выявл-е и анализ прояв-й нар-я реч разв-я, опред-е путей преодол-я эт расстройств.

Этапы диагностики:

1) ориентация в актуальн проблемах реб-ка, формулир-е гипотезы исслед-я, опред-е ср-в диагностики, планир-е процы обслед-я;

2) провед-е диагностики в соотв-и с гипотезой, кот сформулир спец;

3) анализ и интерпретация получ объективн результов, опред-е проги корр-ных мероприятий в рамках осущ-я инд-ного образоват-ного маршрута в соотв-щем нар-ю образоват-ном учрежд-и.

Проца диагностич обслед-я нач-ся с плана в соотв-и с предъявл-мой проблемой, возром обслед-го и его актуальн возм-тями.

Подг-ка обслед-я предп подбор стимульного мата и конкретн методик в соотв-и с постав целью.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.