Особ-ти коммуникации лиц с НР — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особ-ти коммуникации лиц с НР

2020-12-06 53
Особ-ти коммуникации лиц с НР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кат-я общ-я в П.

3 Та разраб-ки проблемы общ-я в отечеств П:

- общ-е как ф-р психич разв-я чела. Вопр о вл-ии гры на вкл-ного в нее индивида. Проц общ-я еще не б объектом см исслед-я. Анализ лишь результативн сторы вл-я общ-я на психич процы и ф-ии (Вл. Мих. Бехтерев);

- до 70-х г.г. - Т теоретич анализа роли и ф-й общ-я в психич разв-и чела (теоретико-ФС-кий подх). Общ-е исп-ся для обоснов-я полож-я о соц обусловл-ти, опосред-ти психики чела (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Алексей Ник. Леонтьев). Общ-е как ср-во приобщ-я лич-ти к обществ З, усв-я обществ опыта (А.Н. Леонтьев). Общ-е как 1 из ф-м жизнедеят-ти, усл-е форм-я психики чела (Б.Г. Ананьев).

- 70-е г.г. - общ-е как см обл-ть Пч исслед-я. Изуч-е самого проца общ-я, его хар-ок.

Общ-е - базовая кат-ия П (как сознание, деят-ть, личность). Общ-е - деят-ть.

Алексей Алексеевич Леонтьев: общ-е как деят-ть, как частн случай деят-ти, 1 из видов деят-ти, «коммуникативн деят-ть», «деят-ть общ-я».

Б.Ф. Ломов: if деят-ть - эт акт-ть, то общ-е как акт-ный проц м отнести к кат-ии деят-ти. Общ-е не просто воздействие 1го субъекта на др (субъект-объектные отнош-я), эт взаимодействие (2 чела как субъекты). 3 сто pы общ-я:

- обмен инфой м-у участниками - коммуникативн;

- взаимод-е общающихся - интерактивн;

- воспр-е др др - перцептивн.

Реч общ-е – акт-ть взаимодействующих людей, в ходе кот они с пом знаков, в т.ч. и язых орг-ют свою совместн деят-ть.

Коммуникативн способ -ть  > широкое пон-е, чем язая способ-ть, вкл-т и экстралингвистич ф-ры, подразумевает совп-е мотивацион и познават-ной базы субъектов общ-я. Язая способ -ть – нал-е у индивидуума врожден предпосылок к овлад-ю сис-мой яза, потенциальн возм-ти интуитивно осущ-ть речевой и язы-й анализ, синтез и обобщ-я. При НР органич происх-я наблюд-ся недостат-ть собс-но язой способ-ти, несовершенство речемыслит-ных процов, прояв-еся на всех ур-нях яза оto (лексика, грамматика и др.), либо избирательно. 1ч дефект – яз-ая некомпетент-ть, – нар-е коммуникативн способ-ти (отказ от реч коммуникации).

Довербальный Т: эмоц-ное общ-е реб-ка со взрос. «Комплекс оживл-я» (взгляд, улыбка, вокализации, двигат-ные реакции). Дизартрия: труд-ти зрит-ного сосредоточ-я, недифф-ть улыбки, амимичность, отсутствие крика, его слабость, истощаемость; нар-я F и модуляции голоса, бедность интонации, отсутствие и бедность лепета - отсутствие потреб-ти в общ-и со взрос.

Особ-ти коммуникации дошков с НР Павлова О.С. (1997): ур-нь коммуникативн У у дошков с ОНР опред-ся:

- спецификой становл-я межличност отнош-й (хар-р взаимод-я с род-лями, сверстниками, пед-гами);

- зак-тями орг-ии совместн деят-ти (направ-ть усилий на достиж-е общ результа);

- ^ зрел-ти язых ср-в (возм-ть исп-я паралингвистич ср-в, структ-но-семантич орг-я реч продукции).

Выд-т 4 ур-ня сформ-сти коммуникации:

1 ур-нь (10 %) – сформ-ть всех операциональн звеньев коммуникации. Нах-ся в благоприятн статусных кат-иях в общ-и со сверстниками, яв-ся орг-торами совместн деят-ти; охотно вступ в контакт со взрос, общаясь на ур-не внеситуативн-личностной и внеситуативн-познават-ной ф-м общ-я. По когнитивн и реч разв-ю опереж остальн испытуемых. Развернутая фразовая речь с эл-тами аграмматизма.

2 ур-нь (44 %) - яркая и избират-ная направ-ть по отнош-ю к сверстнику. Поверхностность контактов со сверстниками. Орг-ные ими игровые сюжеты быстро затухали, т.к. не внос в игру конструктивн предлож-й. Не стрем-ся к общ-ю со взрос. Реч статус - ОНР (III ур.р.р.).

3 ур-нь (22 %) - коммуникативн устремл-я направ скорее на взрос, чем на сверстника. Роль ведомого в совместн деят-ти. Чаще всего нах-ся в непринятых статусных кат-ях. По ур-ню когнитивн и реч разв-я значит-но отстают от др гр.

4 ур-нь (24 %) - дети с огранич коммуникацией. Отсутствие стойкой мотивации в общ-и, недостаточ-ть мыслит-ных операций. Несформ-ть отнош-й со взрос и сверстниками. Реч акт-ть мала, речью сопровожд конкретн предметн действия + большое число примитивн жестов. Стойкие нар-я всех звеньев коммуникативн акта: мотив, цель, внутр программир-е, внеш реализация.

Левченко НЮ., Юсупова Г.Х. (2007): изуч взаимосвязь личностного разв-я и коммуникации дошков с ОНР. Выд-т 3 гры:

- пережив-е реч дефекта. Труд-ти реч контакта. Акт-но общ-ся со взрос и сверстниками, исп-я невербальн ср-ва общ-я.

- труд-ти в уст-ии контакта с окруж. Не стрем-ся к общ-ю. На вопры отвеч однослож. Избег ситуаций, треб-их исп-я речи. Умеренное пережив-е дефекта.

- реч негативизм - отказ от общ-я, замкнутость, агрессив-ть, заниж смоценка. Избег общ-я. В игре ие польз-ся вербальн ср-вами.

Вывод:

У дошков с ОНР им-ся нар-я общ-я, прежде всего незрел-ть мотивационно-потребностной сферы общ-я. Труд-ти в осущ-и реч общ-я обуслов реч и когнитивн нар-ями.

 

31)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.