Л С Цветкова, 1975: исслед точ-ть, V, проч-ть воспр-я предметов и их запом-е (рис-е по слову-названию, дорис-е задан части до целого, абстрактн эл-тов у младш шков с ТНР). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Л С Цветкова, 1975: исслед точ-ть, V, проч-ть воспр-я предметов и их запом-е (рис-е по слову-названию, дорис-е задан части до целого, абстрактн эл-тов у младш шков с ТНР).

2020-12-06 51
Л С Цветкова, 1975: исслед точ-ть, V, проч-ть воспр-я предметов и их запом-е (рис-е по слову-названию, дорис-е задан части до целого, абстрактн эл-тов у младш шков с ТНР). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей с ТНР выяв-нар-я зрит запом-я и узн-я, бедность образов, схематич-ть рисов, нар-е связи со словом-наз-ем.

Воронова 1993:

У дошк с ОНР, по яравн-ю с норм говорящими, не им-ся видимых отклон-й в зрит узн-и предметов. Труд-ти наблюд-сь в случ налож-я, зашумл-я, при исслед-и буквенн гнозиса, сост-и рассказа по цепи сюжетн картинок (сукцессивн гнозис). Дети с ОНР > t трат на разлож-е картинок в нуж поряде, не м выяв t-е, прич-но-следственные связи, не поним смысла сюжета => не м сост полноценн расск.

При обслед-и оптико-пространств у детей с ОНР выяв труд-ти в дифф-ии прав и лев стор, смеш-е поним-я предлогов, обознач пространств отнош-я. (Недоразв-е оптико-пространств гнозиса наблюд-ся со всеми ф-мами двиг-ной недостат-ти).

Особ-ти тактильн воспр-я:

При нек ф-мах афазии выд-т тактильн амнестич афазию: наощ опред, назв не м. М б и при алалии в структе ДЦП.

13)

Нар-е фонематич воспр-я отмеч-ся у всех детей с НР. Наблюд-ся связь речеслух и речедвиг анализаторов.

Дислалия: при нек ф-мах страд фонематич слух (способ-ть к анализу и синтезу реч звуко). Ф-мы дислалии:

+ акустико-фонематич:

- 1ч страд слух

- несформ-ть операций перераб-ки фонем по их акустич признакам в сенсорн звене мех-ма воспр-я звуков речи.

- нар-ны операции опоЗ, узн-я, сличения акустич признаков звуков; из-за неопоЗ того или иного признака звук узн-ся неправ => неправ восприним-ся слово => неправ произн-ся.

- дефект свод-ся к тому, что у реб-ка избират-но не форм-ся ф-я слух воспр-я и различения нек фонем

- нар-е слух воспр-я прояв-ся тольк на ур-не звуков и не распростр на др (перциптивн и смысл.). Дети поним обращ- речь, но не дифф-ют фонемы.

+ артикуляционно-фонематич:

- фонематич воспр-я страд 2ч

- реб-к не дифф фонемы по артикуляцион признакам

+ артикуляторно-фонетич:

- фонематич воспр-е не нар-но

Ринолалия: м наблюд-ся сниж-е физич слуха из-за част отитов (60-70% детей, чаще на 1 ухо). Кроме физич уха 2ч нар-н фонематич слух (1ч фонетич оформл-е речи). Реб-к плохо говорит => плохо различ на слух => дефектно произнос эт звуки. При ринолалии не говор об агнозии.

Дизартрия: сниж-е остроты слуха при нек ф-мах, обуслов ДЦП (напр, гиперкинетич), примерн у 40% детей. Нар-я фонематич воспр-я. Нал-е параличей и парезов артикуляционн мышц не тольк задерж форм-е произносит сторы речи, но и 2ч задерж форм-е фонематич слуха. Дети не различ звуки на слух, не м повт слоговые ряды, т е недостат-ть произнош-я торм форм-е фонематич воспр-я. Хар-на гиперакузия – пов-ная чувствит-ть к звук. раздраж-лям; прояв-ся во вздрагивании даже при негромк звуках.

Сергеева Т Ф (1973):

Нар-е ф-й речедвиг анализатора при дизартрии и ринолалии вл-т на фонематич воспр-е. Но при эт не всегда наблюд-ся прям зав-ть м-у нар-ем звукопроизнош-я и их воспр-ем на слух. В ряде случаев наблюд-ся рвзлич-е на слух тех фонем, кот не противопост в произнош-и. В др случ не различ-ся те фонемы, кот дифф-ся в произнош-и. Чем > кол-во звуков дифф-ся в произнош-и, тем успешнее различ-е фонем на слух; чем < опор в произнош-и, тем хуже фонематич воспр-е.

14)

Алалия:

+ сенсорная алалия - нар-е поним-я речи из-за нар-я Аы речеслух анализатора, кот возник при пор-и височ доли доминантного 1/2шария. Отмеч-ся недостат-ть > высок ур-ня слух воспр-я (нар-е слух гнозиса). Физич слух относит сохр, но звуки перестают б нос-лями смысла. У детей не форм-ся фонематич воспр-е, не дифф фонемы, не воспр-ся слово целиком, т е наблюд-ся несформ-ть акустико-гностич процов, страд реакция на речь и невербальн раздраж-ли. Подробн хар-ку детей с алалией прдлож Левина (1953). Она опис гру неговорящ детей с нар-ем фонематич воспр-я. По её мнению, отсутствие речи обуслов нечётк воспр-ем звук состава слова. Доступ окр речи возм ч-з улавливание общ контура слова, ударн частей, интонации речи. Наиб подробн хар-ку так детей дают Трауготт и Кайданова (1975):

- замедл-ть слух воспр-я => темп перераб-ки инфы значит-но медл

- фрагментар-ть слух воспр-я, т е они схват лиш 1-2 слова, но не весь текст => непоним-е речи

* В груб лучаях слух агнозия выр-ся в том, что дети не м опред-ть смысл сам прост звуков (скрип двери). На кач-во воспр-я при сенсорн алалии вл-т:

- скорость подачи мата (надо медл)

- интенсив-ть звука (громкие утомляют)

- ситуация и контекст (поним-е облегч-ся при предъяв-и ряда слов, относ-ся к 1 кругу яв-й).

+ моторная алалия – сис-мное недоразв-е экспрессивн речи центральн органич хар-ра, обуслов несформ-тью язых операций проца порожд-я реч высказ-я (мотив, мысль, лексич развёрт-е, грамматич конструир-е, моторн реализ-я -> внеш речь) при относит сохр смысловых и сенсомоторн операциях. Чем выше ^ пор-я КГМ, тем > грубой оказ-ся несфом-ть реч ф-й. Отмеч-ся прям связь м-у нар-ем фонетич сторы речи и воспр-ем речи. Нередко из-за нечёткости фонематич воспр-я дети не связ их в единую смысл структу. У эт детей выяв разн ур-ни поним-я речи: от полного непоним-я грамматич ф-м (чем едят, покаж ручку пальцем) до отдельн затруд-й в поним-и единич грамматич конструкций (дно стакана, дочка мамы). Диффузность фонематич представ-й, нечёткость слух воспр-я, слаб ориентация в звук и слоговом составе слова наблюд-ся на фоне несформ-ти структы слов и фр. Ряд детей не улавл ритм и не м воспроизвести ритмич рис (выстук-е).

Афазия – полн или частич утрата речи из-за локальн пор-я ГМ. При пор-и задн 1/3 височ извилины лев 1/2шария возм акустико-гностич афазия (сенсорн афазия). В осне дан ф-мы – нар-е фонематич слуха. Отличит черта – нар-но поним-е речи при воспр-и её на слух (зрение в норме) -> акустич агнозия. В выр-ных случаях не поним обращ речь, а в < тяж – быстр речи. Особ затрудн воспр-е слов, близких по акустич признакам (паронимы: кочка-почка). Резко нар-но письмо под диктовку, т к для них неясен образец, кот надо напис. Нар-е чтения возник из-за отсутствия контроля за прав-тью своей речи. При пор-и коркового ур-ня слух сис-мы прав 1/2шария больные не м опред-ть знач-е бытовых звуков и шумов – слух агнозия.

 

15)

Св-ва вн-я:

- концентрация

- устойч-ть

- распред-е

- перекл-ть

- V

При дислалии и ринолалии нет нар-й вн-й.

Т С Овчинникова (1996), изуч вн-е детей 6 лет со стёрт ф-мой дизартрии. Прим корректурную пробу:

Выполн-е отлич от результов норм-говорящих (просмотр в 1,3 < знаков (100/78)). Так результы автор объяс общ моторн неловкостью. Такж в осн пропуск буквы => низк концентрация, кот за-в т от ур-ня орг-ии и смрегуляции. У детей с преобл-ем возбужд-я, холерич чертами лич-ти - > ошибок и > скорость выполн-я; у флегматич – низк вкл-ть в Ау, мал V просмотр знаков, высок точ-ть Аы. Не м проследить фиги на 1 строке, прыгают по всему листу, отыскивая нуж фигу или нач заполн табл послед-но, фига за фигой (недостат-ть распред-я вн-я и зрит-но-пространств представ-я). Св-на отвлек-ть из-за возд-я ярк и сильн раздраж-лей, импульсив-ти, неУ прояв-волев усилие.

Точки: выяв V: 7,7+/-1,5 смысл ед-ц (в норме 11+/-1).

Т о, у детей со стёрт ф-мой дизартрии значит-но сниж различ св-ва вн-я (переключ-ть, распред-е, V, концентрация, устойч-ть).

Дизартрия вследств ДЦП:

Нар-е вн-я связ с пов-ной возбудим-тью, неспособ-тью к длит-ному U, утомл-тью, особ при интел нар-ях. Страд устойч-ть и перекл-ть вн-я. Эксперемет Аы на дан М нет.

16)

Особ-ти вн-я при СНР:

Моторн алалия.

Усакова О Н (1985), Гаркуша Ю Ф (1983):

Неустойч-ть, низк ур-нь произв вн-я, труд-ти планир-я своих действий. С трудом сосредотач вн-е на анализе усл-й в поиске различ способов и ср-в реш-я зачи.

Различия в прояв-и произв вн-я (зрит и слух):

- труднее сосредоточ вн-е на выполн-и зад-я в усл-ях словесн инструкции, чем зрит.

- > ошибок, связ с нар-ем диф-вок по цвету, ф-ме, расп-ю фиг

Затрудн распред-е вн-я м-у речью и практич действием. Ошибки вн-я е на протяж-и всей Аы, не всегда замеч-ся и устр-ся. Все виды контроля (упреждающ, текущ, послей-й) не сформ-ны или значит-но нар-ны. Наиб страд упрежд, связ с анализом усл-й зад-я, и текущ.

Белова-Давид Р А (1972), изуч произв вн-е, анализируя По-орнанич симптоматику:

Нар-е произв вн-я рассм-ся как прояв-е дисгармонич и асинхрон разв-я. Неустойч-ть и малый V вн-я, отсутствие акт-ти и целенаправ-ти, пов-ная утомл-ть как причи низк продуктив-ти в любом виде деят-ти (в т ч речевой).

Гуровец Г В (70-е), изуч детей с моторно-премоторным синдромом и с моторн-зацентральным. Выяв:

- у 1-х: неустойч актного вн-я, истощаемость, пов-ная утом-ть; у 2-х: расторм-ть и неустойч-ть

- значит сниж-е произв вн-я, специфика нар-я опред-ся инд-ными особ-тями, треб-ся > t на выполн-е зад-й.

* Зрит-ный диктант: дети с моторн алалией справ-ся за 8 мин, 41 сек; в норме – 7 мин, 8 сек; if мат не выз-т интереса, то они сосредоточ вн-е на 4 мин 14 сек, а норм – 6 мин 19 сек; if мат интересен, то 4 мин 37 сек, в норм – 7 мин, 30 с.

- тип инструкции вл-т на хар-р сосредоточ-ти вн-я: > низк ур-нь выполн-я – в усл-ях словесн инструкции; не всегда способны принять зачу, частич не точ воспр-е инструкции

- разл-я в хар-ре распред-я ошибок во t: < ошибок в Т 10-15 (всего 20) мин, в эт t дети овладели Н деят-ти; 15-20 мин – столько же ошибок, как и на 1-х 5 мин. В норме > кол-во ошибок – на ориентировоч этапе, а на 10-20 мин – редки.

Несформ-ть процов вн-я рассм-ся в русле изуч-я отдельн аспектов психич деят-ти детей.

Ковшиков В А, Элькин Ю А:

- недостат-ть сморг-ии психич деят-ти, кот вл-т на проц и результы мыш-я

Шаховская С Н:

- пов-ная утомл-ть

- сниж-е св-в вн-я

Соботович Е Ф:

- истощ-ть

- неустойч-ть

- отсутствие оператив-ти и инициатив-ти как прояв-е особ-тей мыш-я в учеб деят-ти

Лауткина С В, изуч вн-е младш шков с ОНР в сопостав-и с норм гов-ми шками, исп-я корректурн пробу вн-я.

Сенсорн алалия

Костина Т В:

- 2ч сниж-е интеллекта

- труд-ти вкл-я, концентрир-я, устойч-ти, перекл-я и распред-я вн-я

- не сразу восприним звук и обращ речь

- повная отвлек-ть на внеш раздраж-ли

- истощаем-ть, прерыв-ть вн-я

- колеб-я слух вн-я и воспр-я.

Афазия возник на почве органич нар-я ГМ из-за сосудистых нар-й => лицам с афазией, как и всем больным с сосудистыми нар-ями, св-ны расстройства психич ф-й (в т ч вн-е).

Калягин В А:

- сущ-ное сниж-е темпа и выр-ная монотон-ть выполн-я проб на вн-ее, свид-е о сниж-и А-способ-ти

- сниж-е устойч-ти, концентрации, V, особ перекл-ти вн-я как признака инертности нервн процов

Чаще отмеч-ся модально-специфич нар-я вн-я в слух или зрит сферах. Неустойч-ть вн-я, сниж-е V, слаб перекл-ть (акустико-гностич (сенсорн) афазия – нар-но вн-е по отнош-ю к слух отделам, а при акустико-мнестич – к слух и зрит).

17)

Особ-ти вн-я лиц с заик-ем:

Сведения не многочисл. Изуч Кулиев (1967), Мерлисс М М (1970), Калягин В А (1980, 1983). Они указ на сниж-е вн-я. Наиб детально вн-е изуч у шков 7-14 лет и взрос 15-40 лет при пом батареи тестов Калягиным.

Исслед-я:

+ избират-ть (методика Мюнстерберга):

- сниж-е темпа выполн-я

- допуск те же ошибки, что и норм дети, но в др пропорциях (в норме – пропуск слов, реже – подчёрк лож слов; при заик-и: неполн подчёрк-е слов, подчёрк-е лож слов, < пропусков, мало подчёрк доп слов)

- чем тяжелее заик-е, тем хуже результ

+ V, устойч-ть (1-цветн таблы Шульте-Платонова):

- сниж-е V и устойч-ти

- зав-ть скорости выполн-я от пространств расп-я чиснл в табл и t признес-я отыск чисел.

+ устойч-ть (корректурн таблы из различ эл-тов (кольца Ландольта, цифры, буквы, бессмысл буквосочет-я):

- у детей сущ-ные труд-ти выз-т корректура буквосочет-й; для взрос – сам лёгк

+ перекл-ть (2-цветн табл Шульте-Горбова):

- сниж

Т о, хар-но сниж-е всех св-в вн-я. Выяв-связь м-у ^ нар-я вн-я и тяж-тью реч расстройства. В > ^ страд произв вн-е.

 

18)

Особ знач-е: слух (разв-е речи), моторн (экспрессивн речь), зрит (письмо).

При нар-ях произносит сторы речи.

Ринолалия

Ершова Л Ф, изуч проц запом-я и воспроизв-я у детей 5-6 лет с ринолалией в сопостав-и с норм:

- зрит пам разв лучше, чем слух

- зрит и слух пам <, чем у норм

- уст-на связь м-у сроками хеллопластики и уранопластики и зап-ем мата (позже прооперир-ные дети запом мат хуже, т к у них > выр-ны труд-ти реч общ-я и хуже соматич сост-е).

Дизартрия

Калягин В А (2006), исслед пам разн модаль-ти у дошк 7 лет со стёрт ф-мой дизартрии в сопост-и с норм. Выяв:

+ в обеих грах лучше разв двиг-ная пам, хуже – слуховая

+ при оценке краткосроч пам (тест Векслера, субътекст «Повт-е цифр») дети с дизартрией воспроизв на слух в прям поряде <4> цифры (в норм дети 5-6 лет д воспроизв 3-5 ед-ц); в обратн поряде – 1-2 цифры (труд-ти преобраз-я запом-го ряда => специфич нар-е оперативн пам).

+ сниж-е проца опосредствован смысл запом-я

+ при зауч-и 10 слов:

- необх > число повт-й списка слов

- отмеч-ся тенденция к возраст-ю кол-ва воспройзв-й (и в норме)

- разл-я в продуктив-ти запом-я (8 слов, в норме – 9) и динамике нараст-я кол-ва воспроизв слов (> монотонная)

+ при выполн-и теста Вицлога (выуч 4-стишие и воспр ч-з 30 мин) отмеч затруд-е долгосроч удерж-е слух инфы и её воспр-я (5% демонстрир прав воспроизв при дизартрии, в норм – 20%; 62% с дизартрией – средн ур-нь (подсказки, перестан-ка и пропуск слов), в норме – 72; 33% с дизарт и 8% норм – низк ур-нь (отдельн смысл связей или переск в прозе).

Мастюкова Е М, уч-ки 1-8 кл с ДЦП):

- V кратковрем зрит пам < словесн

- из-за пов-ной истощ-ти всех психич процов – сниж-е пам.

СНР: алалия, афазия.

 

19)

Исслед-ем пам у детей с моторн алалией заним Гаркуша Ю Ф, Гуменная Т С, Мастюкова


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.