Глава 18 Административно-процессуальная деятельность — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 18 Административно-процессуальная деятельность

2020-11-19 142
Глава 18 Административно-процессуальная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административный процесс – деятельность по реализации материальных административно –правовых норм.

Административно-процессуальная деятельность: 1) Административно-процедурная -  распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией.

2) Административно-юрисдикционная - осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует. Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все индивидуальные дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок.

Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета

а) процедурное производство;

б) юрисдикционное производство.

Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т. п.

Особенности административного процесса:

1. Разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти

2. Его цель — достижение определенных юридически значимых результатов и разрешение управленческих дел;

3. Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

4. Регулируется административно-процессуальными нормами.

Принципы:

Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-процессуального характера.

Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.

Принцип процессуального равенства означает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей.

Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

Принцип гласности предполагает, например, открытое рассмотрение административно-процессуальных дел, проведение процесса в нерабочее время, по месту работы, жительства или учебы правонарушителя.

Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-процессуальных действий, включая исполнение принятого решения

Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.

Структура административного процесса — внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его элементов. Структурными элементами административного процесса являются производства, стадии, этапы.

 

Производство — урегулированные процессуальными нормами, относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые действия, которые связаны с разрешением юридического дела и вынесением персонально определенных и индивидуально конкретных решений.

 

Стадия — часть административного производства, характеризующаяся специфическими задачами, определенным кругом субъектов и участников, системой правовых связей и отношений между ними, набором средств и методов осуществления действий, формами внешнего выражения и официального закрепления выносимых решений (составлением процессуальных документов) и т. п. (Д. П. Бахрах). Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена предыдущая.

 

Этап — в определенной степени обособленная часть стадии, представляющая собой совокупность конкретных действий, преследующих внутри стали Иную промежуточную цель. Например, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении выделяют следующие этапы: подготовка дела к рассмотрению, анализ имеющихся данных, принятие решения по делу, доведение решения до заинтересованных дин (Д. Н. Бахрах).

 

Административный процесс не однороден. Как уже отмечалось, он охватывает и юрисдикционную, и процедурную деятельность. Соответственно можно выделить несколько подвидов административного процесса:

 

Административно-правотворческий процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по принятию подзаконных нормативных правовых актов в целях формирования правовой базы для реализации законов. Для него свойственен неюрисдикционный (позитивный) характер; осуществляется в целях создания правовой базы для исполнения законов; реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов (Правительством РФ, федеральными министерствами и др.); результатом деятельности является издание подзаконного нормативного правового акта. Данный вид процесса включает следующие производства: по принятию актов Правительством РФ, по принятию актов федеральными органами исполнительной власти, по принятию актов высшими должностными лицами субъектов РФ и др.

Административно-правонаделительный процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению позитивных управленческих дел. Он направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере государственного управления; в ходе ад-министративно-правонаделитедьного процесса разрешаются индивидуально конкретные управленческие дела; осуществляется широким кругом уполномоченных субъектов; результатом деятельности является правоприменительный акт. Данный вид процесса включает следующие производства: регистрационное производство; лицензионное производство; производство по рассмотрению предложений и заявлений граждан и организаций; поощрительное производство; производство по внутри-организационным делам (например, по формированию кадрового состава органа власти); административно-договорное производство и др.

Административно-юриcдикционный процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению споров, конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного и дисциплинарного принуждения. Данный вид процесса регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера; направлен на разрешение спора, конфликта в сфере государственного управления, применения мер административного и дисциплинарного принуждения; выступает средством реализации охранительной функции административного права; характеризуется множественностью субъектов осуществления; результатом является принятие административно-юрисдикционного правоприменительного акта. Включает следующие производства: производство по жалобам граждан и организаций; дисциплинарное производство; производство по применению административно-предупредительных мер; производство по применению мер административного пресечения; производство по делам об административных правонарушениях и др.

Структуру административного процесса образуют следующие производства: 1) производство по принятию нормативных актов государственного управления; 2) производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления; 3) производство по административно-правовым жалобам и спорам; 4) производство по делам о поощрениях; 5) производство по делам об административных правонарушениях; 6) производство по дисциплинарным делам; 7) регистрационное производство; 8) лицензионное производство; 9) исполнительное производство.

 

 

 

Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных Дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел. Взять, к примеру, дела по рассмотрению жалоб граждан органами исполнительной власти. Для всех жалоб, независимо от их содержания, в каждом конкретном случае общим является информация о нарушении права гражданина (реальном или предполагаемом), порождающая в результате такового обращения гражданина определенные правовые последствия. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

 

а) правотворческое производство;

 

б) ряд правонаделительных производств;

 

в) несколько правоохранительных производств.

 

Несмотря на имеющиеся конкретные особенности и различия между ними, названные группы административных производств связывает воедино коренная общность, дающая основания говорить о каждом из них как о системной части такого общего понятия, как административный процесс.

 

Во-первых, все виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел.

 

Во-вторых, каждый вид административного производства осуществляется преимущественно органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не меняет положение то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты (например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях).

 

В-третьих, материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

 

Административное дело

Административное дело — это юридическая процессуальная категория, отправная точка процедурного процесса, начало административно-процессуальной деятельности, итогом которой должен стать юридический результат. Для того чтобы открыть, начать, возбудить административное дело, необходим юридический факт, предусмотренный материальными нормами административного и других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового. Таким юридическим фактом может быть, например, приказ (поручение) начальника (руководителя), обращение гражданина в орган исполнительной власти, подача документов для регистрации юридического лица. Вслед за юридическим фактом на основе материальных административно-правовых норм и норм иных отраслей права возникает административное правоотношение, одной из сторон которого выступает гражданин или представитель организации, а другой — обязательно орган исполнительной власти или его должностное лицо. В таком административном власте-отношении, например руководитель — подчиненный, юридическое равенство сторон, разумеется, отсутствует. Вот здесь и возникает необходимость в административном процессе, в административном деле, в рамках которого стороны равны перед законом, в том числе процессуальным.

Именно административное дело как совокупность административно-процессуальных действий и регулирующих их административно-процессуальных норм обеспечивает равную защиту прав, законных интересов и обязанностей сторон, достижение законного и справедливого юридического результата. В то же время вынесение решения по делу является односторонне властным правовым актом государственного органа или его должностного лица, а его исполнение обеспечивается всей мощью исполнительной власти, включая Федеральную службу судебных приставов (ФССП России).

 

Административное дело: понятие, виды и место в административно-процедурной деятельности

 

Административное дело представляет собой сочетание двух слов: «административное» (означает, что речь идет о государственном управлении, о деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц) и «дело» (происходящее от глагола «делать», что говорит о том, что в управленческой сфере происходят какие-либо действия (бездействие) или события позитивного либо негативного характера, требующие своего разрешения). Административное дело непосредственно связано с государственным управлением, материальными и процессуальными правовыми нормами.

 

Административное дело — это юридическая процессуальная категория, отправная точка процедурного процесса, начало административно-процессуальной деятельности, итогом которой должен стать юридический результат. Для того чтобы открыть, начать, возбудить административное дело, необходим юридический факт, предусмотренный материальными нормами административного и других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового. Таким юридическим фактом может быть, например, приказ (поручение) начальника (руководителя), обращение гражданина в орган исполнительной власти, подача документов для регистрации юридического лица. Вслед за юридическим фактом на основе материальных административно-правовых норм и норм иных отраслей права возникает административное правоотношение, одной из сторон которого выступает гражданин или представитель организации, а другой — обязательно орган исполнительной власти или его должностное лицо. В таком административном властеотношении, например руководитель — подчиненный, юридическое равенство сторон, разумеется, отсутствует. Вот здесь и возникает необходимость в административном процессе, в административном деле, в рамках которого стороны равны перед законом, в том числе процессуальным.

 

 

Именно административное дело как совокупность административно-процессуальных действий и регулирующих их административно-процессуальных норм обеспечивает равную защиту прав, законных интересов и обязанностей сторон, достижение законного и справедливого юридического результата. В то же время вынесение решения по делу является односторонне властным правовым актом государственного органа или его должностного лица, а его исполнение обеспечивается всей мощью исполнительной власти, включая Федеральную службу судебных приставов (ФССП России).

 

Таким образом, административное дело занимает важную роль в государственном управлении, в реализации исполнительной власти и полномочий ее должностных лиц. Административное дело обеспечивает достижение законного и справедливого результата во всех управленческих делах, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а в итоге, занимая центральное место в административном процессе, эффективно обеспечивает законность и правопорядок в нашей стране.

Административное дело возникает из управленческих (административных) правоотношений, где хотя бы один из субъектов является исполнительный орган публичной власти (администрация).

Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные, юрисдикционные.

К административно-юрисдикционным делам относятся следующие дела:

1) о привлечении к административной ответственности;

2) о привлечении к дисциплинарной ответственности;

3) о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

4) по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции 5) по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;

6) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;

7) по спорам между субъектами Российской Федерации;

8) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;

9) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;

10) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

 

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

 

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

 

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

 

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

 

Виды субъектов административного процесса:

 

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

 

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

 

3) государственные служащие;

 

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

 

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

 

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

 

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

 

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

 

• стороны административного процесса;

 

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

 

• уполномоченного представителя;

 

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

 

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

 

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

труктура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

 

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

 

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

 

Общие стадии административного процесса:

 

• анализ управленческой ситуации;

 

• рассмотрение дела и принятие решения;

 

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

 

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

 

• обусловлены логикой всего производства;

 

• направлены на решение конкретных задач;

 

• характерен определенный круг участников;

 

• определенные сроки совершения;

 

• соответствующее процессуальное оформление.

 

19.5. АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

 

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

 

• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

 

• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

 

• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

 

19.6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОНАДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

 

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

 

• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

 

• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

 

• состоит из административных производств;

 

• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

 

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

 

19.7. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

 

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

 

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

 

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

 

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

 

• состоит из определенных административных производств;

 

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

 

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.