Развитие речи. Формирование альтернативных средств коммуникации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие речи. Формирование альтернативных средств коммуникации

2020-12-06 51
Развитие речи. Формирование альтернативных средств коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· понимает обращенную речь

· пользуется самостоятельно речью как функцией общения со взрослыми и со сверстниками

· при отсутствии вербальной речи ребенок использует доступные ему альтернативные средства коммуникации

· способен использовать жесты / карточки для выражения своих просьб и вопросов

· отвечает на вопросы взрослого

· отсутствует эхолалия

· достаточный пассивный словарный запас

Социальное развитие. Игра

· успешно адаптируется к детскому саду, детскому коллективу и педагогам; к социальным нормам и правилам в рамках группы

· не демонстрирует действий аутостимуляции

· не демонстрирует нежелательного поведения, отказных реакций

· играет в настольные, сюжетные игры совместно с педагогом

· играет в игры со сверстниками, способен к совместной деятельности, соблюдая правила и очередность

· способен выносить в жизнь и применять на практике знания и умения, усвоенные в ДОУ

Развитие мышления

· ребенку доступен анализ проблемной ситуации (реальной и изображенной на картинке)

· доступен поиск путей решения проблемных ситуаций

· сформированы навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

· способен работать по сюжетной картинке и по серии картин, долго рассматривать, выполнять задания, отвечать на вопросы

Развитие сенсорного восприятия

· сформировано целостное зрительное восприятия

· сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности

· сформирована способность дифференцировать на слух неречевые звуки

· сформирована способность дифференцировать на слух звуки речи

· сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах

· сформированы знания о цветах и оттенках

· сформированы пространственные представления

· сформирована способность ориентироваться на листе бумаги

· сформировано тактильное восприятие, способность на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов

Формирование элементарных математических представлений

· ребенок знает и дифференцирует цифры

· дифференцирует понятия «один-много»

· сформирована способности соотносить цифры с количеством пальцев, отвечать на вопрос «Сколько?»

· сформирован навык считать в прямом и обратном порядке

· сформирован навык определять соседей числа

· сформирован навык определять большее и меньшее число в числовом ряду

· сформирована способность использовать математические представления в бытовых ситуациях

· ребенок способен обводить цифры по точкам и писать самостоятельно по образцу и по словесной инструкции

· ребенку доступно решение элементарных примеров на сложение и вычитание

Развитие мелкой моторики

· ребенок способен выполнять пальчиковую гимнастику по образцу и по словесной инструкции, взаимодействовать с мелкими предметами

· развиты графо-моторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету

· сформировано умения правильно держать карандаш, ручку

Диагностика детей с РАС

Диагностика проводится 3 раза в год с целью определения начального уровня развития, динамики и обучаемости. Диагностическое обследование предполагает изучение ребенка по нескольким направлениям и диагностическим методам:

Протокол наблюдения (Приложение 1). В процессе наблюдения за ребенком можно отметить, как ребенок общается со взрослыми и со сверстниками, насколько развита речь и как проявляются коммуникативные навыки (говорит словом или тянет за руку), присутствует ли нежелательное поведение и аутостимуляция и т.п. Данные в протокол наблюдения фиксируются в начале года, позволяют сделать выводы, насколько выражен аутизм, спланировать работу с ребенком определить соответствующие коррекционно-развивающие задачи и выбрать методы. Так же протокол заполняется в конце года с целью выявления результатов. Наблюдение за аутичным ребенком дает разные результаты в зависимости от того сформирован ли навык речевого (вербального) общения. Поэтому в диагностике используется вариант наблюдения для говорящих детей (Приложение 2).

Карта социальной адаптации(Приложение 3). Нарушение социального взаимодействия является центральным звеном при аутизме и входит в триаду нарушений [16]. Как правило, специалисты рекомендуют делать акцент на формирование навыков социализации и коммуникации и только потом в формировании академических навыков. Здесь так же важно отслеживать этот показатель в динамике.

Анкета для родителей(Приложение 4). Иногда поведение ребенка дома в детском саду отличается в силу каких-либо факторов. Важно иметь наиболее полную картину о ребенке, об особенностях его поведения в разных ситуациях. Более того некоторое поведение крайне сложно проверить в стенах ДОУ. Например, реакция ребенка на стрижку ногтей, на резкие запахи. Эта информация способна помочь спрогнозировать, как ребенок отреагирует на тактильные реакции в процессе коррекции и подобрать соответствующие методы.

Диагностическая карта обследования познавательной сферы (Приложение 5). Она включает в себя диагностику познавательной деятельности, игры, речи, мышления, ФЭМП, сенсорного развития. Дополнительным блоком в диагностической карте является сформированость учебного поведения. Этот навык является базовым, поскольку лежит в основе не только усвоения новых знаний ребенком, но и учебного взаимодействия с педагогом (это умение реагировать на свое имя, сидеть за столом и слушать педагога, реагировать на голос и действия педагога согласно социальным нормам, смотреть в глаза, выполнять элементарные инструкции, подражать действиям, принимать помощь). Заполненная диагностическая карта позволяет выявить слабые и сильные стороны ребенка, на что следует обратить внимание при составлении коррекционно-развивающей программы, на какие сильные стороны опереться при работе с ребенком

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности по образовательным разделам

Коррекционно-развивающая программа включает разделы:

Раздел «Ознакомление с окружающим» предполагает решение следующих задач:

- расширение представлений о себе и ближайшем окружении

- уточнение уже имеющихся представлений

- расширение активного и пассивного словарного запаса

Раздел «Развитие мышления» предполагает решение задач:

- развитие навыка анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

- развитие когнитивной функции речи

-развитие способности анализировать проблемную ситуацию, искать пути ее решения

-развитие способности работать по сюжетной картинке, долго ее рассматривать, выполнять задания педагога

-развивать способность действовать в команде, соблюдать правила и очередность действий

Раздел «Развитие сенсорного восприятия» решает задачи:

-развитие целостного зрительного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности [15]

-развитие слухового восприятия, способности дифференцировать звуки окружающей среду и звуки речи

-развитие тактильного восприятия, способности на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» предполагает решение задач:

- ознакомление с цифрами в пределах 5, дифференциация цифр

- дифференциация понятий «один-много»

- формирование способности соотносить цифры с количеством пальцев, отвечать на вопрос «Сколько?»

- формирование умения считать в прямом и обратном порядке, определять соседей числа

- формирование способности использовать математические представления в бытовых ситуациях

Раздел «Развитие речи мелкой моторики» решает задачи:

- развитие мелкой и артикуляционной моторики, способности действовать по образцу и по инструкции

- развитие графо-моторных навыков, способности обводить, штриховать раскрашивать, взаимодействовать с мелкими предметами, выполнять пальчиковую гимнастику

- формирование умения правильно держать карандаш, ручку

- расширение и уточнение словарного запаса

- развитие навыка звукоподражания, произнесения гласных и согласных звуков, слогов, по возможности отдельных слов

- формирование элементарных навыков коммуникации: умения отвечать на вопросы взрослого, выражать просьбы с помощью слов, жестов, карточек PECS

- повышение интереса к речевым высказываниям, мотивации к собственному говорению.

Особенности поведения у детей с РАС таковы, что их необходимо корректировать постоянно, как на занятиях специалистов, так и в свободной деятельности, режимных моментах. Поэтому основные задачи коррекции нежелательного поведения и формирования нужного, социально приемлемого поведения больше других задач решаются на протяжении всего периода пребывания ребенком в группе ДОУ, всеми специалистами и включены во все учебные занятия.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.