Империя поздних Хань (25-220 годы н.э.). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Империя поздних Хань (25-220 годы н.э.).

2020-11-19 86
Империя поздних Хань (25-220 годы н.э.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хотя восстание было подавлено, господствующему классу пришлось пойти на некоторые уступки, Были освобождены дети, проданные в рабство, и амнистированы некоторые повстанцы. Часть пахотных земель, принадлежавших крупным собственникам, перешла в руки крестьян. Император декларировал также снижение налогов. Ослабление рабства и некоторое смягчение эксплуатации вызвали новый хозяйственный подъем. Была восстановлена и расширена оросительная система, что повлекло увеличение площади пахотных земель. Увеличилась добыча руды и выплавка металлов. Возобновились и расширились торговые связи. Китай в конце I века н. э. восстанавливает свою власть над великим шелковым путем.

В 91 году н. э. крупный китайский полководец и политический деятель Бань Чао овладел Синьцзяном и совершил поход в Среднюю Азию, которая признала сюзеренитет Китая. Гунны были наголову разбиты и частью стали данниками Китая, частью двинулись на запад.

Однако, укрепив свое положение, господствующие классы отобрали все уступки, сделанные крестьянам. Процесс мобилизации земли принял невиданные размеры. «Сильные дома» сосредоточивали в своих руках сотни тысяч му земли, обрабатывавшихся зависимыми крестьянами. Оросительные сооружения разрушались. Государственная власть слабела.

Разорение крестьян и разложение государственного аппарата привело к мощному крестьянскому движению, известному в истории под названием восстания желтых повязок, вспыхнувшему в 184 году в Шаньдуне. Это восстание имело некоторые новые черты, отличающие его от восстания «краснобровых». Оно возникло в результате длительной пропаганды его вождей. Было заранее создано несколько десятков отрядов и намечен день выступления. Крестьянство выступило в этом восстании со своей идеологией, облеченной в религиозно-мистическую форму даосизма.

Вождь восстания, даосский проповедник Чжан Цзяо, призывал к уничтожению существующего порядка вещей (он называл его «серым небом») и установлению нового, справедливого социального устройства (которое он образно называл «царством желтого неба»), когда осуществится «тайпиндао» (принцип великого мира).

План восстания был выдан властям предателем, и восстание пришлось начать раньше, чем была закончена его подготовка. Оно быстро охватило всю империю. Повстанцы освобождали рабов, убивали ненавистных чиновников, делили захваченные ценности между собой. Восстание «желтых повязок» продолжалось почти четверть века и было подавлено с огромным трудом. В огне восстания империя Хань, консервировавшая изжившую себя форму эксплуатации - рабство,- рухнула, очистив дорогу свободному развитию феодальных отношений.

 

Культура Древнего Китая.

 

Практические потребности вызвали появление письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокой древности.

Уже в надписях на костях (II тысячелетие до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.

Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева дают понятие «лес»).

В дальнейшем (в конце II начале I тысячелетия до н. э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его произношение.

С установлением первой централизованной монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением нового материала для письма-шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальным строкам.

Составление календаря, необходимого для ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайским ученым удалось добиться важных успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т. е. передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцам была известна периодичность солнечных затмений.

Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойства квадратного и кубического корней.

До наших дней дошли сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений, советы земледельцам.

Высокого совершенства достигли китайские ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака и самоцветов.

В области изобразительного искусства китайские мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений, скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры указывают на высокое мастерство древних мастеров.

Недостатки общественного устройства, войны, обострение классовой борьбы в конце, периода Чжоу вызвали к жизни несколько философских систем и религиозных учений, наложивших отпечаток на всю идеологию Китая.

Интересы родовой аристократии нашли выражение в конфуцианстве. Великий мыслитель древнего Китая Конфуций (латинизированное Кун-цзы; родился около 550 - умер около 480 года до н. э.) создал идеалистическое этико-политическое учение, изложенное главным образом в «Беседах и рассуждениях» (Лунь-юй), записанных его учениками. Исходя из принципа «гуманности», Конфуций разработал систему отношений между людьми, покоящихся на уважении к старшим и строгом выполнении обязанностей, связанных с определенным положением в обществе. «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем»,- говорил он. Освящая сложившиеся социальные отношения и безропотное послушание подчиненного начальнику, Конфуций вместе с тем допускал и свержение правителя, коль скоро правитель своим недостойным поведением показал, что он не соответствует своему призванию, не есть настоящий правитель. Соединение конфуцианской этики со строгим соблюдением культа предков быстро придало конфуцианству характер религии.

Некоторым устремлениям патриархального крестьянства и мелких землевладельцев отвечала приписываемая Лао-цзы книга Даодэцзин (VI век до н. э.), где сформулировано учение даосизма. Наряду с элементами материалистического понимания мира (отрицание бога-творца) и стихийной диалектики в этой книге проповедуется возврат к золотой старине, когда всем была обеспечена спокойная жизнь. Резко критикуя современное ему общественное устройство, когда «народ голодает оттого, что слишком велики поборы и налоги», Даодэцзин призывает вернуться к утопическим временам, когда «люди не стремились к накоплению богатств».

Интересы новой знати, купцов выражали сторонники школы фацзя («законники»), к числу которых принадлежали многие государственные деятели Цинь. Деятели школы фацзя Шан Ян, Хань Фэй-цзы и другие призывали к созданию единого государства со строгой централизацией, в котором суровые наказания будут удерживать людей от преступлений, якобы присущих человеку по самой его природе.

Борьба между конфуцианцами и фацзя принимала порой очень резкие формы. Конфуцианцы были противниками монархии Циныиихуана и в 213 году до н. э. многие из них были казнены по приказу императора, а их произведения сожжены.

В I веке н. э. творил выдающийся китайский философ-материалист Ван Чун. Он учил о материальности мира и отрицал бессмертие души.

Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведения художественной литературы. В конце IV - начале III века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу - Цюй Юань. Он был непримиримым противником тех варварски жестоких и коварных методов, которыми пользовалось Цинь в борьбе за гегемонию в Китае и был сторонником добровольного объединения страны, за что поплатился изгнанием.

Раздумья о положении родины, о судьбах гуманной личности в эпоху всеобщей вражды и несправедливости - вот основные темы произведений Цюй Юаня. Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в могучие силы народа; его полные едкого сарказма и глубокой печали художественные обобщения. действительности приобретают жизнеутверждающее оптимистическое звучание.

Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань Гу в течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их произведениях (Шицзи, Цяньханыиу) обработаны народные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен. Официальные биографии деятелей китайской истории в их трудах часто представляют собой полные драматизма исторические повествования, включающие в себя и анекдот, и подлинный документ, вымышленный диалог и точную хронологическую справку; они написаны с определенной морализирующей тенденцией.

Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой популярностью.

Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей восточной Азии.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Расскажите о деятельности Ван Манна. Почему его реформы были свернуты?

2. Какие последствия для империи Хань имело восстание «краснобровых»?

3. Каковы главные причины восстания «желтых повязок»?

4. Найдите отличия между восстанием «краснобровых» и восстанием «желтых повязок».

5. Какие достижения древних китайцев в области духовной и материальной культуры стали достижением всего человечества?

 

Темы, задачи, порядок написания и основные требования к курсовым работам

 

По истории Древнего Востока предлагаются самые разнообразные темы курсовых сочинений: от теоретико-методологических и историографических сюжетов до проблем религии и культуры. Как правило, работы основываются на значительных и доступных источниках: царских надписях (Бехистунская надпись, надписи хеттских царей), сборниках законов, юридических и политических трактатах ("Законы Хаммурапи", "Артхашастра"), литературных произведениях ("Эпос о Гильгамеше", "Панчатантра"), религиозно-философских сочинениях ("Упанишады", "Дао дэ дзин"), священных канонах ("Ветхий Завет", "Авеста"), трудах древних историков (Геродот, Страбон, Плиний, Сыма Цянь). По каждой теме имеется обширная литература: монографии и статьи как отечественных так и зарубежных авторов. Курсовая работа может быть написана и по любой из тем практических занятий, тем более, что они посвящены узловым и наиболее ярким сюжетам из истории древневосточных цивилизаций.

Выбирая тему курсовой работы, студенту следует прежде всего подумать, насколько она лично его волнует, какие его персональные жизненные и культурные смыслы она актуализирует. В работе с источниками очень важно постоянно отдавать себе отчет в том, что они – продукты иной эпохи с иными ценностями и доминантами. Привлекая всю совокупность имеющихся источников и научной литературы, студент в состоянии сделать «самостоятельное» открытие.

Однако следует осознавать, что данный творческий процесс осуществляется в соответствии со сложившимися в исторической науке правилами. Согласно им, создаваемый историком текст должен отвечать ряду требований. С одной стороны, он показывает уникальность описываемого в нем явления, его самоценность и самодостаточность, а с другой стороны – его связь с существующими рядом с ним иными явлениями, то есть с тем историческим контекстом, в котором оно всегда находится. Кроме того, предмет изучения историка должен рассматриваться в его развитии, с выделением соответствующих этапов и стадий. И тогда в совокупности с раскрытием механизма функционирования изучаемого явления автор создает не только статичное, но и динамичное его изображение, в котором наряду с методом описания используется и метод анализа, предполагающий выявление причин и факторов, обусловивших процесс существования рассматриваемого объекта. Таким образом, в любом историческом исследовании, и курсовая работа не является исключением, задействуются разные методы организации исторического материала: индивидуализация и генерализация, описание и объяснение. В своей совокупности они позволяют создавать максимально многомерный образ прошлого.

Естественно, что требования, предъявляемые к курсовому проекту, несколько ниже, чем к собственно научному исследованию. Ибо в рамках курсовой работы студент при помощи своего научного руководителя только овладевает азами научной работы историка. И оценивается, прежде всего, процесс продвижения по этому пути. Однако курсовая работа носит, безусловно, исследовательский характер, и в этом состоит её принципиальное отличие от любого реферата. Поэтому, уже на донном этапе от студента требуется творческий подход к изучаемому материалу, умение увидеть в нем проблему, обосновать ее, наметить пути ее решения. Критерии, по которым оценивается курсовая работа, включают в себя и уровень анализа привлекаемых источников, и умение критически (без слепого копирования, выражающегося в бездумном реферировании) пользоваться научной литературой, и способность в своем изложении выделять главное, а не "тонуть" в море подробностей, особенно если они выполняют лишь роль "наполнителей" текста.

При написании курсовой работы студент должен соблюдать и ряд условий, касающихся порядка ее оформления. Основной части работы необходимо предпослать подробный план, в котором указать на какие главы и параграфы она разделена. Работа открывается введением, в котором определяется актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, его пространственно–временные рамки, обосновывается структура, дается краткая характеристика использованных источников и литературы. Завершается работа заключением. В нем еще раз резюмируются те выводы, к которым пришел автор в основной части, называются проблемы, с которыми он столкнулся при решении поставленных задач, определяются задачи на будущее. В самом конце помещаются необходимые таблицы, карты, схемы, а также список использованных источников и литературы.

В заключение отметим, что от правильного выбора темы исследования, от верного подбора источников и литературы, от использования всей совокупности исторических методов и принципов, равно как и от выполнения требований, предъявляемых к оформлению, зависит успех курсового проекта. Неоценимую помощь в соблюдении всех вышеперечисленных условий может оказать каждому студенту консультация его научного руководителя.

 

СПИСОК ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура.

2. Древневавилонское общество по законам Хаммурапи.

3. Культура народов Древней Месопотамии.

4. Нововавилонская держава. Навуходоносор II.

5. Историография истории древнего Египта.

6. Создание общеегипетского государства. Раннее царство.

7. Египет в эпоху Древнего царства (III - IV династии).

8. Египет в эпоху Древнего царства (V - VI династии).

9. Египет в эпоху Среднего царства.

10. Египет в эпоху Нового царства (Завоевания фараонов XVIII династии и создание могущественной египетской империи).

11. Религиозно-политическая реформа Эхнатона.

12. Культура Древнего Египта.

13. Древнехеттское царство.

14. Хеттское царство в новохеттский период. Хеттская культура.

15. Индоевропейская проблема: происхождение и пути распространения индоевропейских народов.

16. Ведийский период истории Индии (конец II – первая пол. I тыс. до н. э.).

17. Социально-экономические отношения в ведийской Индии.

18. Греко-македонское вторжение в Индию. Империя Маурьев.

19. Внутренняя и внешняя политика Ашоки.

20. Религиозные учения в Древней Индии. Буддизм. Индуизм.

21. Реформы персидского царя Дария 1.

22. Политическая система Китая в эпоху Чжаньго.

23. Реформы Шан Яна в государстве Цинь и его усиление.

24. Объединение Китая государством Цинь и создание империи Цинь.

25. Империя Хань в III в. до н.э. - III в. н.э. Реформы Ван Манна.

Данным списком выбор студентов тем курсовых работ по истории Древнего Востока не ограничивается. Они имеют право самостоятельно сформулировать и предложить тему научному руководителю. Единственным условием при этом является обеспеченность данной темы достаточным количеством источников и исследовательской литературы.


Вопросы к экзамену

 

  1. Понятие «Древний Восток». Общее и особенное в истории цивилизаций древнего Востока.
  2. Природные условия развития древневосточных цивилизаций.
  3. Античные авторы о Древней Месопотамии и о Древнем Египте.
  4. Историография истории Древней Месопотамии. Дешифровка клинописи.
  5. Происхождение шумеров. Шумер в первой половине III тыс. до н.э.
  6. Лагаш в III тыс. до н. э. Реформы Уруинимгины.
  7. Месопотамия под властью Аккада в XXIV - XXII вв. до н.э.
  8. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура.
  9. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства.
  10. Законы Хаммурапи (внешняя характеристика судебника, положение свободных категорий населения).
  11. Законы Хаммурапи (статьи о рабах и долговой кабале).
  12. Законы Хаммурапи (статьи об аренде, найме рабочей силы и семейном праве).
  13. Законы Хаммурапи (статьи о воинах и ростовщичестве).
  14. Ассирия во II тыс. до н. э.
  15. Возвышение Ассирии в IX в. до н.э.
  16. Военная реформа Тиглатпаласара III и его завоевания.
  17. Военные походы ассирийских царей – преемников Тиглатпаласара III.
  18. Культура народов Древней Месопотамии (религия, мифология).
  19. Культура народов древней Месопотамии (письменность, литература).
  20. Культура народов Древней Месопотамии (архитектура, скульптура).
  21. Нововавилонская держава. Навуходоносор II.
  22. Археологические раскопки в Египте.
  23. Источники по истории Египта. Дешифровка египетских иероглифов.
  24. Историография истории древнего Египта.
  25. Природные условия развития цивилизации в Египте.
  26. Создание общеегипетского государства. Раннее царство.
  27. Египет в эпоху Древнего царства (III - IV династии).
  28. Египет в эпоху Древнего царства (V - VI династии).
  29. Египет в эпоху Среднего царства (I Переходный период. Социальные противоречия. Борьба за гегемонию между Гераклеополем и Фивами).

30. Египет в эпоху Среднего царства (Внутренняя и внешняя политика в правлении XI - XII династий).

  1. Египет в эпоху Среднего царства (II Переходный период. Борьба за объединение государства).
  2. Египет в эпоху Среднего царства (Социальная структура. Второй переходный период. Завоевание гиксосов).
  3. Египет в эпоху Нового царства (Расцвет экономики и организация государственного управления).
  4. Египет в эпоху Нового царства (Завоевания фараонов XVIII династии и создание могущественной египетской империи).
  5. Религиозно-политическая реформа Эхнатона.
  6. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
  7. Культура Древнего Египта (религия, наука).
  8. Культура древнего Египта (письменность, литература).
  9. Культура Древнего Египта (архитектура, скульптура).
  10. Египет в I тыс. до н.э.: саисское возрождение.
  11. Древнехеттское царство.
  12. Хеттское царство в новохеттский период. Хеттская культура.
  13. Ветхий Завет как исторический источник.

44. Древняя Палестина (Вторжение древнееврейских племён. Образование Израильско-Иудейского царства).

  1. Экономика и социально-политические отношения в Палестине в 1 тыс. до н. э.
  2. Древняя Финикия.
  3. Источники и историография древней Индии.
  4. Древнейшая (Индская) цивилизация.
  5. Индоевропейская проблема: происхождение и пути распространения индоевропейских народов.
  6. Ведийский период истории Индии (конец II – первая пол. I тыс. до н. э.).
  7. Социально-экономические отношения в ведийской Индии.
  8. Греко-македонское вторжение в Индию. Империя Маурьев.
  9. Внутренняя и внешняя политика Ашоки.
  10. Религиозные учения в Древней Индии. Буддизм. Индуизм.
  11. Древняя Мидия.
  12. Авеста и развитие зороастризма.
  13. Походы персидских царей Кира и Камбиза.
  14. Реформы персидского царя Дария 1.
  15. Политическая история Китая во II тыс. до н.э.
  16. Источники по истории Древнего Китая, их общая оценка. «Исторические записки» Сыма Цяня.
  17. Политическая система Китая в эпоху Чжаньго: основные царства и взаимоотношения между ними.
  18. Реформы Шан Яна в государстве Цинь и его усиление.
  19. Объединение Китая государством Цинь и создание империи Цинь.
  20. Империя Хань в III в. до н.э. - III в. н.э. Реформы Ван Манна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.