Сергей Горин. А вы пробовали гипноз? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сергей Горин. А вы пробовали гипноз?

2020-12-06 68
Сергей Горин. А вы пробовали гипноз? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сергей Горин. А вы пробовали гипноз?

 

 

 

(Практическое руководство по применению гипнотических

психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде,

торговле и повседневной жизни). --СПб.:, 1985. -- 208с

 

Простым и доступным языком автор излагает основные

сведения о приемах и техниках гипнотического воздействия,

показывает на конкретных примерах использование приемов гипноза

для достижения целей общения в различных ситуациях (эффективное

воздействие на реальных и потенциальных деловых партнеров,

клиентов, пациентов, покупателей). В первую очередь книга будет

интересна тем, кто по роду профессии работает с людьми;

педагогам по профессии и призванию, коммерсантам, юристам,

врачам и психологам, продавцам и страховым агентам, а также

всем, кто хочет стать удачливее)

 

© С.Горин, 1995

 

© "Лань", 1995

 

"...Как видите, наведение транса очень простой навык, и

вы, в сущности, заплатили мне не за то, чтобы узнать, как

погрузить человека в гипнотически измененное состояние

сознания. Вы заплатили за то, чтобы узнать, как это

использовать..."

 

Сергей А. Горин, 1994 г.

 

Отсканировано и распознано Алексеем Викторовым,

2:5025/32.13 (c) 1997 г.

 

 

Двум Виталиям, Олегу, Игорю, Юре, Рите и двум Наташам,

которые мотивировали меня к написанию этой книги.

Я приношу особую благодарность Александру Ярулову за

содействие в работе над книгой.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА,

 

которое необходимо прочесть до приобретения книги

 

Когда я впервые предложил коммерсантам изучать гипноз, их

это удивило. Поэтому книгу я начну так же, как начинал свои

лекции -- с примера успешного применения гипноза при работе с

людьми не в кабинете психотерапевта. Пример взят из детективной

повести Д. Уэстлейка "Проклятый изумруд". Один -из ее сюжетных

поворотов состоит в том, что преступники хотят украсть изумруд

из банковского сейфа. При этом ограбить банк невозможно -- он

слишком хорошо защищен. Можно, правда, легально войти в

помещение, где стоят сейфы -- для этого надо стать клиентом

банка; но и тут есть препятствие: каждый сейф открывается двумя

ключами, один из которых хранится у клиента, а другой -- у

охранника, имеющего фотографии всех клиентов. Тот ключ, который

принадлежал владельцу сейфа с изумрудом, преступники уже

добыли, но ведь охранник не откроет чужой сейф! А что, если

применить... гипноз?

"... Альберт Кромвель (охранник -- авт.) жил в квартире на

двадцать седьмом этаже в Верхнем Вест-Сайде и добирался домой

на метро. В тот день, когда он вошел в лифт, рослый импозантный

мужчина с черным пронзительным взглядом, высоким лбом и густыми

черными волосами, в которых начинала серебриться седина, вошел

в лифт вместе с ним.

-- Вы уже видели эти цифры? -- спросил мужчина глубоким

зычным голосом. Удивленный Альберт повернулся к соседу:

незнакомые люди не разговаривают в лифте.

-- Прошу прощения?..

Кивком головы импозантный мужчина указал на ряд номеров,

светящихся над дверью.

-- Я говорю об этих цифрах. Посмотрите на них! Обратите

внимание на регулярность движения, -- продолжал своим звучным

голосом странный попутчик. --Как приятно видеть хорошо

налаженный механизм, действующий безотказно, регулярно смотреть

на номера, знать, что за каждым номером последует другой.

Смотрите на номера. Произносите их вслух, если хотите, это

успокаивает после работы. Так хорошо, что есть возможность

отдохнуть, возможность смотреть на эти номера, чувствовать, как

тело расслабляется, расслабляется, чувствовать себя в

безопасности, смотреть на номера, следить на ними, чувствовать,

как каждый мускул расслабляется, каждый нерв расслабляется,

чувствовать, что можно на конец прислониться к сте

1000

не и

расслабиться, расслабиться, расслабиться. Теперь больше ничего

не существует, кроме цифр и моего голоса. Импозантный мужчина

замолчал и посмотрел на Альберта, прислонившегося к стене лифта

и устремившего бессмысленный взгляд на цифры поверх двери.

Погас двенадцатый. Альберт Кромвель смотрел на номера.

-- Вы слышите меня? спросил импозантный мужчина.

-- Да.

-- В ближайшие дни, в банке, где вы работаете к вам

обратится человек. Вы меня понимаете?

-- Да, -- ответил Альберт.

-- Человек скажет вам: "Ларек с афганскими бананами". Вы

меня понимаете?

-- Да.

-- Что скажет вам человек?

-- Ларек с афганскими бананами

  -Очень хорошо,-- сказал импозантный мужчина. Зажегся номер

семнадцатый. -Вы по-прежнему чувствуете себя совершенно

расслабленным,-- продолжал он. --Когда человек скажет вам

"Ларек с афганскими бананами", вы сделаете то, что он велит. Вы

меня поняли?

-- Да, -- ответил Альберт Кромвель.

-- Что вы сделаете, когда человек скажет: "Ларек с

афганскими бананами"?

-- Я сделаю то, что он мне велит, ответил Альберт

Кромвель.

-- Очень хорошо. Это очень хорошо, у вас все будет очень

хорошо. Когда человек покинет вас, вы забудете, что он

приходил. Понимаете?

-- Да.

-- Что вы сделаете, когда он вас покинет?

-- Я забуду, что он приходил.

-- Превосходно, молодец, все хорошо. Импозантный мужчина

протянул руку и нажал на кнопку двадцать пятого этажа. -- Когда

я вас покину, вы забудете наш разговор. Когда вы доедете до

вашего этажа, вы будете чувствовать себя расслабленным, вам

будет очень, очень хорошо. Вы не будете вспоминать наш разговор

до того времени, пока человек не скажет вам: "Ларек с

афганскими бананами". Тогда вы сделаете то, что велит этот

человек, а когда он уйдет, вы забудете наш разговор, забудете

человека, который к вам приходил. Вы сделаете это?

-- Да,-- ответил Альберт Кромвель. Над дверями лифта

зажегся номер "25". Лифт остановился. Двери раздвинулись.

-- Молодец, очень хорошо, -- сказал импозантный мужчина,

выходя из кабины.

-- Очень  хорошо. Дверь закрылась, и лифт поднялся до

двадцать седьмого. Альберт встряхнулся и вышел из кабины.

Улыбаясь, он направился по коридору упругой походкой. Он

чувствовал себя отдохнувшим и бодрым, короче говоря, он

чувствовал себя превосходно...".

Дальше в повести все произошло именно так, как приказал

гипнотизер, и моим слушателям это кажется удивительным и даже

фантастичным. На самом деле здесь удивительно другое -- то, что

автор непритязательного детективного чтива абсолютно точно,

профессионально точно описал применение одной из техник

эриксонианского гипноза, которому посвящены мои лекции и эта

книга. Прочитав ее, вы, разумеется, еще не сможете наводить и

использовать гипнотический транс столь   же изящно, как

"импозантный мужчина" в лифте, но вы будете знать, как это

можно сделать, и если захотите, будете иметь все необходимые

для этого навыки. Существует ряд причин, по которым эта книга

может стать довольно дорогой, а значит, может оказаться вам не

по карману. Так что выбор -- читать ее или не читать --

остается за вами... По форме эта книга является семинаром, на

котором люди учатся гипнозу (иногда вы будете присутствовать в

зале, среди участников). Если найдете себе партнера для

выполнения описанных здесь упражнений, можете пользоваться

книгой как самоучителем. Если не найдете - пусть она будет для

вас справочником, учебником по манипуляции сознанием... Или

просто легким чтением.

Если вы талантливы в общении и манипуляциях людьми без

всякого гипноза -- вам не надо читать эту книгу.

 

 

Глазные сигналы доступа.

 

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что

движения глазных яблок связаны с типом мышления человека --

точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта.

Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое

о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза

стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что

делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам

М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно

усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона

имели  большое значение для создания группой психологов и

практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер,

Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического

программирования (НЛП), использованно

1000

го не так давно в

предвыборных кампаниях Р. Рейгана и Б. Ельцина.

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку

вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает

смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит

"сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы

пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы

ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на

свои ноги... Понятно, что "уход в себя" -- это обращение к

своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или

сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд

человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти

или внутреннего опыта он прибегает сейчас. Вы можете проверить

это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий

прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм

был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь?

Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" -- и вместе со

словесным ответом вы получите типичный для зрительных

воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник -- правша;

здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для

вашего собеседника -- см. схему 1). В ответ на предложение

представить себе что-то, сконструировать зрительный образ

(Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость.

Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы

выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.) --

ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом

направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному

опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому

опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." (Как звонит твой

телефон? Какой  голос у твоего начальника? Вспомни звучание

скрипки.) -- уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что

соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать

звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается

вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его

произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его

накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции

соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что

взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому

опыту. Теперь -- опыт ощущений движения, прикосновения,

температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и

запаха. Эта категория внутреннего опыта называется

кинестетической  и совпадает с направлением взгляда вправо вниз

(можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты

чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник").

Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию.

Интересно, что конструкций в кинестетике нет -- мы не можем

вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И,

наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о

том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы

или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще

с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает

слова, которые собирается произносить; это направление взгляда

часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у

докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека,

дающего интервью.

СХЕМА 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

 

 

Зрительная конструкция Зрительное воспоминание

Слуховая конструкция Слуховое воспоминание

Кинестетическое Внутренний диалог, контроль речи

воспоминание

 

 

Глазные сигналы доступа, модальности внутреннего опыта

(стенограмма семинара).

С. Горин: "Глаза -- зеркало души...". Я хочу, чтобы вы

сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это

упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение No6. Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает

за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то,

что я ему предложу. Когда вы в п

1000

ервый раз занимаетесь

наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок,

поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это

осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули!

Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за

вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите

рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он

смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас

никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать --

значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к

лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного

дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает

смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже

выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом,

вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или

расфокусированный взгляд прямо перед собой -- зрительное

воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах.

Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если

смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня -- сначала вправо

вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение -- куда оно было

направлено?

Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем -- вправо вверх -- зрительное

представление, зрительная конструкция, воображение того, чего

нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к

зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое

возражение -- он неосознанно этим занимается, ну, вы еще

разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А:

вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда

взгляд?..

Игорь: У него сначала -- вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала

представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд

пошел вниз, но разве он совсем опустился?

Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по  горизонтали -- слуховое

воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет

запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте,

как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились

к зрительному опыту -- сначала надо прочитать свое имя

наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения"

куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите -- направо по горизонтали -- слуховая

конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний --

слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей

бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое

воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств,

эмоций, и кожно-мышечных ощущений -- грубость, мягкость, тепло,

холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В

кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь

вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили,

он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее

задание. Для знающих иностранные языки -- переведите мысленно

мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих -- задайте

себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен

взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня -- по горизонтали и

влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху,

отзвук воспоминания. Влево вниз -- внутренний диалог, и там

есть еще одна функция -- контроль речи. Это прекрасно видно в

телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык

постоянно контролировать себя -- "как бы не ляпнуть чего

лишнего". По моему о

1000

пыту телезрителя -- типичное направление

взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж

зрительный, средний -- слуховой, нижний делится между

кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно,

свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть

даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют

"детектором лжи": направление взгляда от зрительной или

слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к

контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это

соответствует такой последовательности -- сначала представить,

сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только

то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо

заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть -- не

двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин:   На самом деле этот навык невозможно

проконтролировать. Смотреть прямо -- значит, ничего не

вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы

можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но

если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать,

значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза

будут двигаться, и все зависит только от знаний и

наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно

интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал

М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько

примеров. Ну, сначала -- описания персонажей: "секретарь

редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного

вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой

забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что

случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение --

"забегали глаза" -- оно означает готовность соврать, теперь

будете знать, в каком направлении они бегают -- по той самой

диагонали, вправо вверх -- влево вниз. И вот, наконец,

блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича

Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я

говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы

недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык

может скрыть истину, а глаза -- никогда! Вам задают внезапный

вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете

собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и

весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не

шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души

на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы

пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он,

как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного

правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90

процентов людей -- правши. Учтите, что у левши воспоминания и

конструкции зеркально поменяются местами, а общая

закономерность распределения зрительного, слухового и

кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас

осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз,

оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого

отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что

данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда

реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях

направлением взгляда вниз по центру. Еще одна деталь. Когда вы

излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда

делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться

глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему

внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не

может воспринимать новые сведения. То же самое -- при споре;

если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для

этого, не напирайте с а

1000

ргументами, учитывая, что партнер может

либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто

жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его

спрашиваете: "Ну, как ты там  отдохнул?" -- "Знаешь, очень

скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические

воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так,

еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева

-- кузнеца. Кого выбрать?

Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех

в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо

вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с

кинестетикой -- с прикосновениями, поглаживаниями...

Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в

кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на

одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто

люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта

(или памяти), то обнаружится, что каждый человек

"специализируется" на какой-то одной разновидности.

Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех

очевидцев: у одного -- преимущественно зрительными, у другого

-- в основном слуховыми, у третьего -- кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я

хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать

любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и

во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей

дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три

категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали,

называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все,

что относится к зрению -- воспоминания и представления

зрительных образов -- называется визуальной модальностью (от

латинского "визус" -- зрение). Слуховая память именуется

аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что

и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений --

кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в

мышлении зрительные образы, который "специализируется" на

зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом,

специализирующийся на слуховом опыте -- аудиалистом,

специализирующийся в ощущениях, в кинестетике -- кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие

модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание

мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она

-- симпатичная девица, но и потому, что она -- кинестетик...

Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех

остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга

видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом

заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о

мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили

глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить

на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили

глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу

ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было

увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо

сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус"

(человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в

ответ на непонятные вопросы -- во внутренний диалог, то есть, в

контроль речи. Не проболтаться! Болтун -- находка для шпиона!

Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только

по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней

говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей

модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких

перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова,

соответствующие его ведущей визуальной си

1000

стеме. Аудиальной

модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный,

приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п.

Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло,

холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную

модальность человека, тоже имеют свое название --

"слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни

к одной модальности: "знать, понимать, думать"' (иногда их

относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот

термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как

надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение

так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для

эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить

информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы

можете передать команду посредством сверхсовременной

телевизионной станции, но что толку от этого, если у

потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника?

Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли,

придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы

наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только

посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий --

кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать

ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со

мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и

предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста --

он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и

задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного

контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить

с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши

слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение No 7. Выполняется в парах. Вначале нарисуйте

для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги

изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8

направлений взгляда -- 3 направления вверх (вправо, по центру,

влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3

направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом

из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые

соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например,

для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий,

блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" -- это что-то

кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше

пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо

перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий

взгляд" -- на вашей схеме это направление показать нельзя, но

вы помните, что это -- тоже визуальное направление.

"Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением

зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда

используйте слова аудиальной модальности -- "слушать, говорить,

громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда

влево вниз  (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических

направлений -- "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Представь себе Смотреть Смотреть Яркий Блестящий Яркий

Блестящий Яркий Блестящий

 

 

Слушать Говорить Громко Слушать Говорить Громко

 

 

Трогать Касаться Горячо Трогать Касаться Горячо Слушать

Говорить Громко

 

 

Теперь -- само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом

со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений

взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который

соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух.

Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими

глазами. Затем вы меняетесь ролями.

* Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой.

Партнер А дает 3-4 направления взгл

1000

яда вразброс, бессистемно,

партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие

слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы

делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к

раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению

партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его

внутреннему опыту. Очень простой пример -- если я вам говорю

"Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам

что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою

внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую

"картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только

на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей

у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно

неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в

визуальной модальности, а мужчины -- в кинестетической.

Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается

достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По

моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует

процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний

мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие

слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто

понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством,

учтите, что самые распространенные модальности -- визуальная и

кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми...

Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще

один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые

ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То

есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка

одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие

словаря, впоследствии вы его дополните... Это -- таблица (см.

таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп:

неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По

горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из

соседних столбцов.

Упражнение No 8. Сейчас у вас будет перерыв, и вы все

равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами,

мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную

модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного

запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть

попробовать несколько модальностей, по на каждый отрезок

времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в

зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

 

 

Неопределенные

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

 

 

Установка

Перспектива,

точка зрения

Комментарий,

мнение

Направленность,

уклон, стойка

 

 

Обдумать

Осветить

Обговорить

Прочувствовать

 

 

Проявлять настойчивость

Высматривать,

выслеживать

Выслушивать,

подслушивать

Добиваться,

упорствовать,

держаться

 

 

Продемонстрировать

Показать

Объяснить

Раскидать,

вытащить,

рассортировать

 

 

Испускать что-либо

Сиять, лучиться,

искриться

Звучать,

резонировать

Дрожать,

вибрировать

 

 

Отсутствовать

Быть пустым,

чистым

Быть оглушенным,

безмолвным

Онеметь, замереть

 

 

Обычный, привычный

Тусклый

Однозвучный,

приглушенный

Вялый, дряблый,

безвкусный

 

 

Занятный, привлекающий внимание

Яркий, показной,

цветистый,

бросающийся в глаза

Громкий,

оглушительный

Прилипчивый,

упорный,

поразительный

 

 

Продолжение таблицы 1

 

 

Неопределенные

Визуальные

  Аудиальные

Кинестетические

 

 

Быть внимательным

Присматриваться

приглядываться

Прислушиваться

Беспокоиться,

волноват

1000

ься

 

 

Игнорировать

Упускать из виду

Не услышать

Не почувствовать,

пропустить

 

 

Сделать заметным,

привлекающим внимание

Выставить на вид,

проявить

Провозгласить,

оглашать

Выдвигать вперед,

выставлять

 

 

Замечать

Осматривать

Вслушиваться

Вчувствоваться

 

 

Воспроизвести, повторить

Сделать обзор,

просмотреть,

обозреть

Обговорить,

проговорить

Пройтись по...,

прогнать

 

 

Изложить

Показать

Рассказать

Провести

 

 

Придумать

Вообразить

Припомнить звучание

Ухватить, охватить

 

 

Напомнить о чем-либо

Выглядеть знакомым

Согласовываться

с чем-либо,

быть созвучным

Состыковываться,

соприкасаться

 

 

Привлечь внимание к чему-либо

Указать

Намекнуть

Коснуться

 

 

Лишенный ощущений

Слепой

Глухой

Бесчувственный

 

 

Давайте обдумаем

Давайте рассмотрим

Давайте обговорим

Давайте прикинем

 

 

Обсуждение. Самоотчеты участников:

-- Было нетрудно разговаривать визуальным и

кинестетическим языком, с другими были проблемы...

-- Для меня были трудными неопределенные слова...

-- Было ощущение искусственности такого общения, не могу

поверить, что оно может быть эффективным.

С. Горин: Я говорил о преодолении барьера вашей

собственной модальности, и те трудности, с которыми вы

столкнулись, просто указали вам на те области, где вам еще

предстоит усовершенствоваться. Ну, а по поводу искусственности

общения... Я добавлю вам <


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.591 с.