Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете

2020-12-06 68
Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема занятия.

Лабораторная работа «Типы химических реакций».

 

Цель занятия:

дидактическая:

- систематизировать теоретические знания по теме «Типы химических реакций»;

- усовершенствовать практические навыки работы с лабораторной посудой и реактивами;

- развивать познавательную активность, логическое мышление студентов;

- розвивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы по результатам выполненных опытов;

- закрепить навыки работы в группах;

· воспитательная:

- достичь осознания важности изучения дисциплины;

- развивать творческие способности студентов, направленные на активное применение приобретенных знаний;

- способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, настойчивости при выполнении задания;

- развивать интерес к предмету;

- создать комфортный микроклимат для каждого обучающегося.

 

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

1. Общие требования к поведению учащихся в кабинете химии

1.1. Соблюдение требований настоящих Правил обязательно для обучающихся, работающих в кабинете химии.

1.2. Допуск посторонних лиц в кабинет химии в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.

1.3. В кабинете химии обучающиеся обязаны проявлять осторожность в движениях, быть внимательными к указаниям преподавателя и лаборанта. Во время работы соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

1.4. Запрещается загромождать проходы пакетами, сумками.

1.5. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо подробно изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения.
Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами, реактивами, методам нагревания, на­полнению сосудов и т.д.

1.6. Запрещается проводить опыты, не предусмотренные данной работой.

1.7. Запрещается прием пищи в кабинете химии.

1.8. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность преподавателя или лабо­ранта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.

1.9. Уборку рабочих мест по окончании работы следует производить в соответствии с указаниями преподавателя.

1.10. По окончании практических работ обучающиеся должны вымыть руки с мылом.

1.11. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии обучающиеся должны немедленно сообщать об этом преподава­телю или лаборанту.

1.12. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не до­пускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

2. Работа с веществами и растворами

2.1. Насыпать или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для опыта брать только указанное ко­личество вещества.

2.2. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (выливать) обратно в склянку или банку.

2.3. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения преподавателя.

2.4. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в вытяжных шкафах при исправной вентиляции.

2.5. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок, но не ру­ками. Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика.

2.6. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нельзя закрывать ее отверстие пальцем при встряхивании.

2.7. Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путем прибавления к воде небольших порций вещества, при не­прерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.

2.8. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

2.9. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым, сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жид­кости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации. Место разли­ва следует обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить преподавателю или лаборанту.

 

Лабораторная работа 1.

«Типы химических реакций».

Цель: закрепить знанияо типах химических реакций экспериментально. Развивать умения работать с химической посудой. Совершенствовать навыки наблюдать, анализировать и делать выводы.

Оборудование: склянки с реактивами, пробирки в штативе, сухое горючие, держатель для пробирок, химические стаканы, термометр.

Реактивы: растворы - соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, сухие - железо, бихромат аммония, нитрат аммония, гидроксид натрия, оксид кальция, карбонат натрия.

 

Ход работы.

  В ходе работы выполните реакции, запишите уравнения реакций, наблюдения и выводы. Все действия выполняйте в соответствии с инструкцией.

Опыт 1. Классификация реакций по составу реагентов и образовавшихся веществ.

Реакции соединения.

В пробирку поместите немного порошка оксида кальция, прибавьте воду, затем индикатор фенолфталеин. Почему наблюдаем изменение окраски фенолфталеина?Запишите уравнение реакции.

Реакции замещения.

 В пробирку с раствором сульфата меди опустить железный гвоздь, вынуть через 2 минуты после изменения цвета. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции.

Реакции обмена.

В пробирку налейте 3мл раствора сульфата меди и 3мл раствора гидроксида натрия. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди. Какого цвета осадок?Запишите уравнение реакции.

1.4. Реакции разложения. Пробирку с осадком гидроксида меди закрепить в держателе и нагреть до изменения цвета. Почему цвет изменился? Запишите уравнение реакции.

 

Опыт 2. Тепловой эффект химических реакций.

Экзотермические реакции.

Реакции идут с выделением теплоты. В дистиллированной воде растворить несколько таблеток гидроксида натрия. Измерить температуру в стакане до растворения и после. Что наблюдаем? Почему изменилась температура в растворе?

Эндотермические реакции.

Реакции идут с поглощением теплоты. В дистиллированной воде растворить2-3г нитрата аммония. Измерить температуру в стакане до растворения и после. Что наблюдаем? Почему изменилась температура в растворе?

Опыт 3. Реакции гомогенные и гетерогенные.

Горение.

В пламя сухого горючего сыпать порошек железа. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции.

Й уровень.

1. Уравнение реакции замещения:

а) Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2 ,
б) ZnO + H2SO4 ––> ZnSO4 + H2O,
в) Сu(OH)2 ––> CuО + H2O,
г) Fe + S ––> FeS.

2. В уравнении реакции, схема которой

Fe2O3 + H2 ––> Fe + H2O

Коэффициент перед формулой железа равен:

а) 3, б) 6, в) 2, г) 1.

3. Правильные коэффициенты в уравнении реакции:

а) 2MgCO3 ––> 2MgO + CO2,
б) 2Al + 6HCI ––> 2AlCl3 +H2,
в) 2NH4Cl ––> 2NH3 + HCl,
г) 2NaOH + SO3 ––> Na2SO4 + H2O.

4. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простого состава относятся к:

а) реакциям обмена,
б) реакциям замещения,
в) реакциям соединения,
г) реакциям разложения.

Й уровень.

1. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится к реакции:

а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al + HCl ––> AlCl3 + H2 равна:

а) 6, б) 8, в) 10, г) 13.

3. Элементом, «Э» в схеме уравнения реакции

Mg + HCl ––> MgCl2 + Э

а) H2, б) Cl2, в) Mg, г) O.

4. В уравнении реакции: Ca(OH)2 + 2HNO3 ––> Ca(NO3)2 + … пропущено:

а) H2, б) 2H2, в) H2O, г) 2H2O.

 

 

 

Тема занятия.

Лабораторная работа «Типы химических реакций».

 

Цель занятия:

дидактическая:

- систематизировать теоретические знания по теме «Типы химических реакций»;

- усовершенствовать практические навыки работы с лабораторной посудой и реактивами;

- развивать познавательную активность, логическое мышление студентов;

- розвивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы по результатам выполненных опытов;

- закрепить навыки работы в группах;

· воспитательная:

- достичь осознания важности изучения дисциплины;

- развивать творческие способности студентов, направленные на активное применение приобретенных знаний;

- способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, настойчивости при выполнении задания;

- развивать интерес к предмету;

- создать комфортный микроклимат для каждого обучающегося.

 

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

1. Общие требования к поведению учащихся в кабинете химии

1.1. Соблюдение требований настоящих Правил обязательно для обучающихся, работающих в кабинете химии.

1.2. Допуск посторонних лиц в кабинет химии в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.

1.3. В кабинете химии обучающиеся обязаны проявлять осторожность в движениях, быть внимательными к указаниям преподавателя и лаборанта. Во время работы соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

1.4. Запрещается загромождать проходы пакетами, сумками.

1.5. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо подробно изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения.
Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами, реактивами, методам нагревания, на­полнению сосудов и т.д.

1.6. Запрещается проводить опыты, не предусмотренные данной работой.

1.7. Запрещается прием пищи в кабинете химии.

1.8. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность преподавателя или лабо­ранта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.

1.9. Уборку рабочих мест по окончании работы следует производить в соответствии с указаниями преподавателя.

1.10. По окончании практических работ обучающиеся должны вымыть руки с мылом.

1.11. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии обучающиеся должны немедленно сообщать об этом преподава­телю или лаборанту.

1.12. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не до­пускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

2. Работа с веществами и растворами

2.1. Насыпать или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для опыта брать только указанное ко­личество вещества.

2.2. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива сыпать (выливать) обратно в склянку или банку.

2.3. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения преподавателя.

2.4. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в вытяжных шкафах при исправной вентиляции.

2.5. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок, но не ру­ками. Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика.

2.6. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нельзя закрывать ее отверстие пальцем при встряхивании.

2.7. Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путем прибавления к воде небольших порций вещества, при не­прерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.

2.8. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

2.9. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым, сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жид­кости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации. Место разли­ва следует обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить преподавателю или лаборанту.

 

Лабораторная работа 1.

«Типы химических реакций».

Цель: закрепить знанияо типах химических реакций экспериментально. Развивать умения работать с химической посудой. Совершенствовать навыки наблюдать, анализировать и делать выводы.

Оборудование: склянки с реактивами, пробирки в штативе, сухое горючие, держатель для пробирок, химические стаканы, термометр.

Реактивы: растворы - соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, сухие - железо, бихромат аммония, нитрат аммония, гидроксид натрия, оксид кальция, карбонат натрия.

 

Ход работы.

  В ходе работы выполните реакции, запишите уравнения реакций, наблюдения и выводы. Все действия выполняйте в соответствии с инструкцией.

Опыт 1. Классификация реакций по составу реагентов и образовавшихся веществ.

Реакции соединения.

В пробирку поместите немного порошка оксида кальция, прибавьте воду, затем индикатор фенолфталеин. Почему наблюдаем изменение окраски фенолфталеина?Запишите уравнение реакции.

Реакции замещения.

 В пробирку с раствором сульфата меди опустить железный гвоздь, вынуть через 2 минуты после изменения цвета. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции.

Реакции обмена.

В пробирку налейте 3мл раствора сульфата меди и 3мл раствора гидроксида натрия. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди. Какого цвета осадок?Запишите уравнение реакции.

1.4. Реакции разложения. Пробирку с осадком гидроксида меди закрепить в держателе и нагреть до изменения цвета. Почему цвет изменился? Запишите уравнение реакции.

 

Опыт 2. Тепловой эффект химических реакций.

Экзотермические реакции.

Реакции идут с выделением теплоты. В дистиллированной воде растворить несколько таблеток гидроксида натрия. Измерить температуру в стакане до растворения и после. Что наблюдаем? Почему изменилась температура в растворе?

Эндотермические реакции.

Реакции идут с поглощением теплоты. В дистиллированной воде растворить2-3г нитрата аммония. Измерить температуру в стакане до растворения и после. Что наблюдаем? Почему изменилась температура в растворе?

Опыт 3. Реакции гомогенные и гетерогенные.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.