Контингент учащихся школ для детей с ТНР — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Контингент учащихся школ для детей с ТНР

2020-12-06 96
Контингент учащихся школ для детей с ТНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группы 555/Бк

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: логопедия

на 5 семестр с 12.11.12 по 06.12.12

 

Предмет Форма отчета
1. Медико-биологические основы дефектологии (2 и 3ч.) Экзамен Экзамен
2. Филологические основы дефектологического образования Экзамен
3. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ Экзамен
4. Логопедия: нарушения голоса (с практикумом по постановке голоса и выразительности чтения). Дизартрия. Экзамен
5. Информационные технологии в специальном образовании Зачет
6. Филологические основы дефектологического образования (3ч., посл.) Экзамен в 6 сем.
7. Дидактические основы специального образования Экзамен в 6 сем.
8. Педагогическая техника (1ч.из2х)
9. Педагогическая этика Зачет
10. Логопедия: алалия Зачет
11. Технология обследования произносительной стороны речи и моторных функций Зачет
12. Методика развития речи (спец.) Зачет
13. Индивидуальные формы логопедической работы (1ч.из3х) Зачет
14. Профилактика речевых ошибок в дошкольном возрасте Зачет

 


“Педагогическая техника в воспитании детей с проблемами в развитии”

 

 

           

Тема: “Педагогическая техника и педагогическое мастерство”

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Составить библиографию (не менее 10 наименований) по пробле­мам:

Ø педагогическое мастерство;

Ø педагогическая технология.

 

2. Законспектировать не менее 3-х работ о педагогическом мастерст­ве. Выделить составляющие педагогического мастерства.

 

3. Составить реферативный обзор изученных работ (с указанием библиографии) по трактовке понятия “педагогическая технология” и ее структуре


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология обследования моторных функций и речи»

 

 

Ознакомиться с учебными пособиями по курсу:

  1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.
  2. Горчакова А.М. Обоснование логопедического заключения/ Логопедия, 2003. №1-2.- С.17-28.
  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с.
  4. Королева И.В., Поварова И.А. Комплексное диагностическое обследование пациентов с нарушениями речи. СПб,: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2003.-44с.
  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2002.-С.3-4.
  6. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста/Метод. рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – С.4-26.

 

Ответьте на вопросы:

  1. Как учитываются данные онтогенеза речевой деятельности при проведении логопедического обследования?
  2.  Какое значение имеет унификация результатов логопедического обследования?
  3.  Учитываются ли при проведении обследования особенности социальной среды обследуемого?
  4.  В чем состоит многофакторность анализа речевых нарушений?
  5. Что предполагает количественно-качественная оценка характера нарушений речевой системы?

 

Сделать конспект статьи Лалаевой Р.И. «Методические рекомендации по логопедической диагностике»/ Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. –с.4-13. Зафиксировать основные положения автора работы, выделить наиболее значимые из них. Обосновать, почему именно эта мысль представляется вам важной и интересной, сделать самостоятельные выводы.

 

Подготовить таблицу «Классификации нарушений речи», в которой отразить: критерии классификации, сторонников, принцип группировки, аспекты, педагогические цели, формы речи, характер нарушения.

 


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология обследования произносительной стороны речи»

 

Ознакомьтесь с литературой по курсу:

Акишина А.А., Барановская Ф.А. Русская фонетика. _ М., 1990.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуков речи. – СПб, 1995.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно. – СПб, 1999.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – любое издание.

Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В. Семенович. – М., 1999.

 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998

Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1994

Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции / Под ред. А.А.Ланцова, Ю.И.Кузьмина. – СПб., 1994

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998

Российская Е.Н., Чиркина Г.В. Произносительная сторона речи. Практический курс. –М., 2003

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1997

Логопедическое обследование ребенка / Автор-составитель С.Е. Большакова. _ М., 1995.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. -М., 2000

 

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Укажите активные и пассивные органы артикуляционного аппарата, их значение в образовании звуков.

Дайте характеристику гласных и согласных звуков с учетом особенностей работы различных органов артикуляции.

Определите параметры анализа строения, статики и динамики органов артикуляционного аппарата.

Укажите основные компоненты звуковой стороны речи, дайте их характеристику.

Охарактеризуйте уровни нарушенного произношения (по Р.Е. Левиной).

Укажите признаки фонетического и фонематического недоразвития речи.

Составьте комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистиящих (шипящих).

Подберите упражнения для обследования фонационного дыхания у детей дошкольного и школьного возраста. Оформите дидактические пособия.

Составьте таблицу, указав цели и содержание этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения.


Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

(в классах коррекционно-развивающего обучения)

План

1. Контингент учащихся школ для детей с ТНР.

2. Система индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с учащимися школы для детей с ТНР.

3. Обследование учащихся и планирование логопедической работы.

4. Основные направления и содержание индивидуальных занятий.

5. Основные направления и содержание фронтальных занятий.

6. Методы и приемы логопедической коррекции на индивидуальных и фронтальных занятиях.

___________________________________________________________

 

Перечень материалов

для диагностики сенсомоторных функций

1. Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза

Ø Контурные изображения предметов.

Ø Пунктирные изображения предметов.

Ø Контурные изображениями предметов, перечеркнутые линиями различных направлений.

Ø Контурные заштрихованные изображения предметов.

Ø Контурные изображения предметов, наложенных друг на друга.

 

2. Исследование состояния зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:

Ø Текст инструкций для обследования ориентировки в схеме собственного тела.

Ø Текст речевой пробы Хэда.

Ø Конструктивные картины.

Ø Изображением предметов с недостающими элементами.

 

3. Исследование речезрительных функций:

Ø Изображения печатных букв.

Ø Пунктирные изображения печатных букв.

Ø Изображения недописанных печатных букв.

Ø Стилизованные изображения печатных букв и слов.

Ø Изображения печатных букв в «зашумленном» виде.

Ø Изображения печатных букв, написанных правильно и зеркально.

Ø Изображения печатных букв, наложенных друг на друга.

Ø Набор элементов печатных букв.

Ø Изображения рукописных букв.

Ø Пунктирные изображения рукописных букв.

Ø Изображения рукописных букв с недостающими элементами.

Ø Изображения рукописных букв в «зашумленном» виде.

Ø Изображения рукописных букв, сходных по написанию.

Ø Изображения рукописных букв, наложенных друг на друга.

Ø Набор элементов рукописных букв.

4. Исследование состояния зрительной, речеслуховой, речедвигательной памяти:

Ø Цветные изображения геометрических фигур.

Ø Контурные изображения геометрических фигур.

Ø Серии из пяти слов для запоминания.

Ø Тексты предложений для запоминания.

Ø Тексты двустиший, четверостиший, скороговорок для запоминания.

 

Литература по обследованию.

4. Основные направления и содержание индивидуальных занятий (раздел «Произношение»)

Одна из основных задач программы по произношению — воспи­тание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта ра­бота осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между ко­торыми существует тесная связь.

На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Поскольку одной из важных задач программы является овладение пра­вильным произношением звуков речи, последовательность их ус­воения определена в программе в зависимости от артикуляцион­ной сложности. Большое внимание уделено различным уп­ражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприя­тие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонема­тического восприятия предусматривается обучение детей правиль­ному слитному произношению слов постепенно возрастающей зву­ковой сложности. Правильно произносимые слова должны упо­требляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделя­ется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, пони­мать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по раз­ным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).

В связи с тем что работа по произношению имеет целью воспи­тание у школьников четкой речи на основе усвоения слов посте­пенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовитель­ного класса). которые тесно связаны между собой:

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Обучение делится на три этапа.

Длительность первого этапа обучения—1—1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематиче­ского слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начи­нается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постанов­кой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение зву­ков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких.

Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.

Второй этап обучения длится 1,5—2 месяца. В это время боль­шое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направлен­ная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безудар­ные гласные.

В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

В течение третьего этапа обучения продолжается обучение де­тей правильному произношению звуков, проводится работа по диф­ференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звон­ких-глухих).

По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звука­ми все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отра­ботанный в соответствии с программой по развитию речи.

Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и дет­ских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому програм­ма I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.

Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвое­ние произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из програм­мы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех зву­ков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией зву­ков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для раз­личения: [т] — [ч], [ч] — [щ], мя — мья и т. д.).

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвое­нию подвижности ударения и смыслового ударения. Большое вни­мание уделяется развитию выразительности речи.

Планирование индивидуальной работы

Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обя­зательным является составление четвертного плана инди­видуальной работы с классом. Основным документом при пла­нировании содержания логопедической работы в подготови­тельных, 1—3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).

Учитывая программые требования соответствующего класса и компенсаторные возможности речевого развития детей, ло­гопед составляет четвертной план. При этом учитель ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по про­изношению и обучению грамоте. Начиная с 4-го класса и в последующих классах четвертной план работы составляется дефектологом исходя из состояния речевого развития уча­щихся данного класса по результатам обследования в начале года.

В четвертном плане индивидуальной работы учитель оп­ределяет состав учащихся, с которыми будет работать в те­чение четверти, дает краткую характеристику речевых на­рушений каждого из них, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность и организационные формы занятий (индивидуальная или груп­повая). По мере проведения занятий в четвертном плане от­мечаются результаты по выполнению плана.

Четвертной план схематически выглядит следующим об­разом:

1. Фамилии зачисленных учащихся.

2. Краткая характеристика их речевых нарушений.

3. Над какими дефектами предполагается работать.

4. Примерные сроки работы.

5. Организационная форма занятий.

6. Результаты.

7. Примечание. Работа с одним учеником проводится, как правило, при постановке звуков (продолжительность занятия — 10—15 мин).

При наличии детей, имеющих сходные речевые наруше­ния, учитель-логопед может организовывать групповые за­нятия, но не более чем с 2—3 детьми одновременно (продол­жительность занятия — 20—25 мин).

Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит нормализацию речи. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все ком­поненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушении и на этой основе реализовать намеченные коррекционные за­дачи.

Состав групп может меняться в течение года. Однако в каждой группе стоят определенные задачи, направленные на устранение однородных специфических трудностей в устной и письменной речи учащихся.

Можно организовать подгруппы детей, имеющих:

а) сходные нарушения звукопроизношения;

б) стойкие проявления дисграфии и дислексии;

в) выраженные трудности в формировании грамматичес­кого строя речи;

г) нарушения в строении артикуляционного аппарата (с диагнозами «ринолалия», «дизартрия»).

Кроме четвертного плана на класс целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или на группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учи­тель отмечает этапы по коррекции работы того или иного ре­чевого нарушения, а также примерные сроки, за которые бу­дут пройдены эти этапы. Так, например, при нарушении зву­копроизношения полезно наметить следующие этапы работы:

а) постановка звуков;

б) введение их в речь;

в) развитие навыка анализа и синтеза звукового соста­ва слов, содержащих поставленный и автоматизируемый звук;

г) дифференциация вновь поставленного звука с акусти­чески близкими к нему ранее отработанными фонемами. При нарушении фонетико-фонематической и лекеико-грам-матической стороны речи важно предусматреть работу над дифференциацией смешиваемых звуков (букв) в речи и на письме; уточнение значений слов и обогащение словарного за­паса за счет овладения навыками словообразования (подбора однокоренных слов); совершенствование грамматического офор­мления речи (согласование в роде, числе, падеже); развитие связной речи: установление логической последовательности вы­сказывания, отбор языковых средств для его построения. Время каждого занятия (45 мин) используется:

— на работу с двумя группами детей по 20—25 мин, или

— на работу с одной группой (20—25 мин) и двумя учащи­мися индивидуально (по 10—15 мин с каждым), или

— на работу с 3—4 учениками индивидуально (по 10— 15 мин с каждым).

В план работы на четверть рекомендуется включать как раздел расписание занятий с указанием конкретных учащих­ся, с которыми учитель занимается (ученик посещает заня­тия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий). Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом дан­ного класса.

Расписание индивидуальных занятий составляется замес­тителем директора по учебной работе, вносится в общее рас­писание. Как правило, индивидуальные логопедические заня­тия проводятся после классных занятий. Сдвоенные часы не допускаются.

Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды ра­бот, учебный и дидактический материал, который будет ис­пользован на занятии.

Речевой материал должен четко отвечать поставленной цели, не превышать программные требования и быть знако­мым по смыслу (т.е. не требовать специального времени и методов на объяснение значения слов). Речь учителя на заня­тии минимальна. В занятия целесообразно включать и уп­ражнения, корригирующие различные психические процес­сы, — внимание, память, а также деятельность.

Домашние задания в -школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. Индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естес­твенной ситуации общения.

В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических за­нятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата проведения и отмечается тема занятий.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направ­ления, которые целесообразно реализовать в повседневной прак­тической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.

 

 

Группы 555/Бк

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: логопедия

на 5 семестр с 12.11.12 по 06.12.12

 

Предмет Форма отчета
1. Медико-биологические основы дефектологии (2 и 3ч.) Экзамен Экзамен
2. Филологические основы дефектологического образования Экзамен
3. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ Экзамен
4. Логопедия: нарушения голоса (с практикумом по постановке голоса и выразительности чтения). Дизартрия. Экзамен
5. Информационные технологии в специальном образовании Зачет
6. Филологические основы дефектологического образования (3ч., посл.) Экзамен в 6 сем.
7. Дидактические основы специального образования Экзамен в 6 сем.
8. Педагогическая техника (1ч.из2х)
9. Педагогическая этика Зачет
10. Логопедия: алалия Зачет
11. Технология обследования произносительной стороны речи и моторных функций Зачет
12. Методика развития речи (спец.) Зачет
13. Индивидуальные формы логопедической работы (1ч.из3х) Зачет
14. Профилактика речевых ошибок в дошкольном возрасте Зачет

 


“Педагогическая техника в воспитании детей с проблемами в развитии”

 

 

           

Тема: “Педагогическая техника и педагогическое мастерство”

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Составить библиографию (не менее 10 наименований) по пробле­мам:

Ø педагогическое мастерство;

Ø педагогическая технология.

 

2. Законспектировать не менее 3-х работ о педагогическом мастерст­ве. Выделить составляющие педагогического мастерства.

 

3. Составить реферативный обзор изученных работ (с указанием библиографии) по трактовке понятия “педагогическая технология” и ее структуре


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология обследования моторных функций и речи»

 

 

Ознакомиться с учебными пособиями по курсу:

  1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.
  2. Горчакова А.М. Обоснование логопедического заключения/ Логопедия, 2003. №1-2.- С.17-28.
  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с.
  4. Королева И.В., Поварова И.А. Комплексное диагностическое обследование пациентов с нарушениями речи. СПб,: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2003.-44с.
  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2002.-С.3-4.
  6. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста/Метод. рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – С.4-26.

 

Ответьте на вопросы:

  1. Как учитываются данные онтогенеза речевой деятельности при проведении логопедического обследования?
  2.  Какое значение имеет унификация результатов логопедического обследования?
  3.  Учитываются ли при проведении обследования особенности социальной среды обследуемого?
  4.  В чем состоит многофакторность анализа речевых нарушений?
  5. Что предполагает количественно-качественная оценка характера нарушений речевой системы?

 

Сделать конспект статьи Лалаевой Р.И. «Методические рекомендации по логопедической диагностике»/ Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. –с.4-13. Зафиксировать основные положения автора работы, выделить наиболее значимые из них. Обосновать, почему именно эта мысль представляется вам важной и интересной, сделать самостоятельные выводы.

 

Подготовить таблицу «Классификации нарушений речи», в которой отразить: критерии классификации, сторонников, принцип группировки, аспекты, педагогические цели, формы речи, характер нарушения.

 


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология обследования произносительной стороны речи»

 

Ознакомьтесь с литературой по курсу:

Акишина А.А., Барановская Ф.А. Русская фонетика. _ М., 1990.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуков речи. – СПб, 1995.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно. – СПб, 1999.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – любое издание.

Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В. Семенович. – М., 1999.

 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998

Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1994

Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции / Под ред. А.А.Ланцова, Ю.И.Кузьмина. – СПб., 1994

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998

Российская Е.Н., Чиркина Г.В. Произносительная сторона речи. Практический курс. –М., 2003

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1997

Логопедическое обследование ребенка / Автор-составитель С.Е. Большакова. _ М., 1995.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. -М., 2000

 

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Укажите активные и пассивные органы артикуляционного аппарата, их значение в образовании звуков.

Дайте характеристику гласных и согласных звуков с учетом особенностей работы различных органов артикуляции.

Определите параметры анализа строения, статики и динамики органов артикуляционного аппарата.

Укажите основные компоненты звуковой стороны речи, дайте их характеристику.

Охарактеризуйте уровни нарушенного произношения (по Р.Е. Левиной).

Укажите признаки фонетического и фонематического недоразвития речи.

Составьте комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистиящих (шипящих).

Подберите упражнения для обследования фонационного дыхания у детей дошкольного и школьного возраста. Оформите дидактические пособия.

Составьте таблицу, указав цели и содержание этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения.


Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

(в классах коррекционно-развивающего обучения)

План

1. Контингент учащихся школ для детей с ТНР.

2. Система индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с учащимися школы для детей с ТНР.

3. Обследование учащихся и планирование логопедической работы.

4. Основные направления и содержание индивидуальных занятий.

5. Основные направления и содержание фронтальных занятий.

6. Методы и приемы логопедической коррекции на индивидуальных и фронтальных занятиях.

___________________________________________________________

 

Контингент учащихся школ для детей с ТНР

Нарушения речи у детей с нормальным слухом и пер­вично сохранным интеллектом имеют различные формы, характеризующиеся своеобразием структуры нарушения (патогенеза) и особенностями клинической симптомати­ки.

Применительно к тяжелым формам нарушения рече­вой деятельности, несмотря на то что они имеют разное происхождение и структуру дефекта выделяют единство клинических проявлений, позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

ТО есть, это единство проявлений, указывающих на систем­ное нарушение всех компонентов речевой деятельности, позволяет выделить определенную категорию детей с об­щим недоразвитием речи.

Речевой опыт таких детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной,малословной, тесно связанной с оп­ределенной ситуацией. Вне этой ситуации она становит­ся часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения при­обретенных детьми знаний, либо полностью отсутствует, либо развивается с большим своеобразием.

Выделение общих проявлений для разнородных форм нарушений речи открыло путь разработки методических систем, пригодных не только для индивидуального, но и фронтального обучения детей. Это позволило создать специальные классы и школы для учащихся, не успева­ющих в массовых школах вследствие общего недоразви­тия речи.

В специальную школу-интернат для детей с тяжелы­ми нарушениями речи попадают дети с различными фор­мами и видами речевой патологии (вспомнить две классификации и их пересечение).

Чтобы обеспечить уча­щимся всестороннее развитие с учетом особенностей их речевой недостаточности, в школе предусмотрено 2 от­деления.

В первое отделение принимают детей с общим недо­развитием речи, выраженным в тяжелой степени (с алалией, афазией, осложненной заиканием, ди­зартрией, ринолалией).

По данным Российской, нарушения речи у учащихся 1 отделения имеют следующую структуру и распространенность:

- общее недоразвитие речи (ОНР) при синдроме дизартрии - 41,7%;

- ОНР при синдроме моторной алалии - 15,0%;

- ОНР при ринолалии - 16,7%;

- ОНР неясной этиологии - 26,6%.

Второе отделение предназначено для детей с тяже­лой формой заикания при нормальном речевом развитии.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.