Практическое занятие № 17. Проблематика, поэтика рассказов и повестей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Практическое занятие № 17. Проблематика, поэтика рассказов и повестей

2020-12-06 179
Практическое занятие № 17. Проблематика, поэтика рассказов и повестей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы по истории литературы

 

1. Историко-литературный процесс. Основные этапы развития русской литературы

2. «Серебряный век» русской поэзии.

3. Литературные направления рубежа 19-20 веков.

4. Русский символизм. «Старшие» и младосимволисты.

5. Поэтическое творчество А.А. Блока.

6.Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилева.

7.Поэтическое творчество А.А. Ахматовой. Поэма "Реквием".

8.Художественный мир М.И. Цветаевой.

9.Реализм. Творческий мир И.А. Бунина-прозаика.

10.Футуризм. Творчество поэтов-футуристов.

11.Художественный мир В.В. Маяковского.

12.Художественный мир А.И. Куприна.

13.Идейно-эстетическое своеобразие литературы 20-х годов. Литературные группировки 20-х годов.

14.Поэтический мир С.А. Есенина.

15. Русская литература 1930-х годов. Метод социалистического реализма.

16. Творчество М.А. Шолохова.

17. Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

18..Литература периода Великой Отечественной войны.

19. Литература периода "оттепели".

20.Творчество В.П. Астафьева. Анализ 1 произведения на выбор.

21.Творчество В.Г. Распутина. Анализ 1 повести на выбор.

22.Творчество В.М. Шукшина.

23.Особенности поэзии 60-80-х годов.

24.Творчество В.В. Высоцкого.

25.Особенности литературы русского зарубежья (три волны русской литературной эмиграции).

26. Русская литература ХХ века о войне.

27. «Лагерная» проза (В. Шаламов, А.И. Солженицын).

28. «Возвращенная» литература как феномен советской культуры.

29. Русский литературный постмодернизм.

30. Основные тенденции развития современной российской литературы.

31. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики.

32. Современные писатели о детях (А. Алексин, А. Лиханов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Железников и др.).

33. Творчество А.А. Лиханова. Анализ 1 повести на выбор.

34. Современная проза для детей и о детях (Е. Мурашова, М. Бородицкая, О. Кургузов, Ю. Вийра, Т. Рик и др.).

35. Анализ повести Е. Мурашовой "Класс коррекции".

36. Современная детская поэзия (А. Усачев, Г. Остер, Э. Успенский и др.).

 

 

План к практическим занятиям

Практическое занятие № 15.

Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон": жанр, композиция, проблематика, система образов

 1.Каковы традиции Л. Толстого в романе-эпопее «Тихий Дон»? Опишите жанровые признаки романа-эпопеи:

• обусловленность композиции жанровой природой произведения;

• историческая основа;

• соединение «большой» и «малой» историй, общих и частных сцен, «мысли народной» (Толстой) и мысли семейной;

• большое число действующих лиц;

• внимание к внутренней жизни героев, психологический анализ. Какие жанры эпического рода вы знаете? Дайте их определение.

2.В чем смысл названия? Найдите эпиграфы и охарактеризуйте их роль в произведении.

3.Какую роль играет образ Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи?

4. Каков социально-политический облик донского казачества в годы первой мировой войны и революции?

5. Какой исторический период и какие события стали предметом внимания писателя?

6.В чем состоит философия истории в романе-эпопее Шолохова?

7. Прокомментируйте наиболее запомнившиеся народные сцены: «мирные», связанные с трудовыми буднями донского казачества, и те, в которых отразились события войны и революции.

8. Опишите восстание казаков в станице Вешенской. Какие выводы можно сделать, читая эти страницы?

9. Какова концепция человека и истории в «Тихом Доне»?

10.Каково значение сквозных образов Дона, Земли, Берега, Солнца? Какие образы еще можно назвать в этом ряду?

11. Назовите центральные образы-персонажи, перечислите основные сюжетные линии, их развитие. Дайте определение сюжета и его элементов.

12.Какова судьба Григория Мелехова? Проследите эволюцию его характера. Как ставится и решается в романе проблема нравственного выбора?

13.Проследите развитие любовной линии романа. Сравните образы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой. В чем их сходство и в чем различие, какую роль сыграли они в жизни Григория Мелехова?

14.Сопоставьте образы Григория Мелехова и Михаила Кошевого. Какова авторская позиция в оценке характеров и действий этих героев?

15.В чем смысл финала романа? Приведите различные точки зрения по этому вопросу.

 

Литература

1.Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: о мифологизме
в эпике М.А. Шолохова. - М., 1992.

2.Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. - Ростов-на-
-Дону, 1995.

3. Федь Н.  Парадокс гения: жизнь и сочинения Шолохова. - М., 1998.

4. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С.  Кто написал «Тихий Дон»? - М.,1989.

 

Методические рекомендации

Работа над многопроблемным произведением, вобравшим сложнейший исторический материал, потребует осознания авторской концепции истории и человека. Поэтому, прежде чем начинать изучение романа-эпопеи «Тихий Дон», надо обратиться к «Донским рассказам» Шолохова, в которых выкристаллизовывался авторский взгляд на трагическую сущность Гражданской войны, разрушающей все человеческие связи, все общепринятые нормы народного бытия.

Нужно прочитать рассказы «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Продкомиссар», «Родинка» и др., чтобы понять всю сложность неразрешимых противоречий, рожденных временем, вихрем истории.

 Приступая к изучению «Тихого Дона», следует обратиться к такому жанровому определению, как роман-эпопея, установить типологические признаки большой эпической формы, соединившей элементы семейно-бытовой хроники и конкретно-исторического, эпохального содержания. Важно также проследить новаторское развитие тех классических традиций, которые восходят к роману-эпопее Толстого «Война и мир».

Выделите основные сюжетные звенья романа, проследите развитие психологической линии Григорий и Аксинья. Можно остановиться на другом жизненном конфликте, связанном с судьбой Натальи, или обратиться к жизненному пути Михаила Кошевого, друга, а потом врага Мелехова.

Подумайте над тем, как работает в романе прием антитезы, охватывающий все сферы шолоховского текста; какое значение имеет образ Дома, семейного Очага, сохраняющего традиции, родственные связи, жестоко разрушаемые неумолимым бегом истории. Особое внимание обратите на шолоховские картины природы, приобретающие часто философское звучание, на образ Дороги как неизбежного жизненного пути. Определите общую тональность авторского повествования, заданного эпиграфом, и то, как она меняется на протяжении четырех томов. В этой связи выделите авторские отступления-рассуждения, часто звуча­щие у Шолохова в лирическом ключе.

Ведущим принципом при анализе текста четырехтомного романа-эпопеи «Тихий Дон» должен быть принцип отбора того конкретного материала, которым можно подтвердить, обосновать то или иное поло­жение, сформулированное в предложенном к семинарскому занятию плане. Вопросы плана можно конкретизировать более «частными» фор­мулировками, предложенными самими студентами. Так, для понимания жизненной позиции Григория Мелехова важны внутренние монологи героя, создающие определенный психологический рисунок характера, портретные характеристики, поступки и действия.

Очень важно понять, в чем мастерство Шолохова-художника, почему «Тихий Дон» всегда читается с неослабевающим интересом и читательская заинтересованность сохраняется до последней финальной сцены.

Надо задуматься и над тем, почему «Тихий Дон» (особенно последняя, четвертая книга) вызывал разноречивые суждения в научной литературе о Шолохове. Можно ли говорить о писательском «компромиссе» в связи с финалом романа или он раскрывает шолоховское понимание концепции бытия и тех общечеловеческих ценностей, которыми в конечном итоге должно измеряться все в нашем сложном мире.

Интересно сопоставить в этой связи роман «Белая гвардия» М. Булгакова и роман-эпопею М. Шолохова «Тихий Дон».

 

 

Практическое занятие № 16. Рассказ А. Солженицына "Матренин двор": художественный образ, изобразительно-выразительные средства языка

1.Определите идейно-тематическое содержание рассказа и его
место в контексте творчества писателя. Какова творческая судьба
рассказа?

2. В чем своеобразие композиции рассказа? Как выражен публицистический характер экспозиции? Какова роль публицистического начала рассказа?

3.Опишите образ автора-рассказчика. Как вы определите тип
повествования? Какова роль автора-рассказчика (Игнатьича)?

4.Какова система образов в рассказе? Раскройте содержание и функцию образов. Какие чувства вызывают образы Матрены Васильевны, Фаддея Мироновича, сестер Матрены, председателя колхоза, его жены? Какова семантическая нагрузка художественной детали в рассказе, изобразительно-выразительных средств языка в создании образа Матрены, в идейно-эмоциональной оценке автором изображаемых характеров? Авторские приемы создания образов. Дайте подробную характеристику образа Матрены Васильевны.

5. Можно ли трактовать образ Матрены Васильевны как символический, олицетворяющий живую народную душу, совесть народа? Как вы понимаете заключительную фразу рассказа, что «... есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»?

 

Темы для курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений

 

1. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка».

2. Проблематика, поэтика рассказов А.И. Солженицына (по материалам рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»). 

3.«Не стоит село без праведника». Рассказ «Матренин двор» в контексте «деревенской» прозы (В. Белов. «Привычное дело»; Ф. Абрамов. «Пелагея», «Деревянные кони»).

4.Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» и в романе «В круге первом».

5. Рецензия на один из «двухчастных» рассказов А. Солженицына («Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье», «Желябугские выселки»).

 

Литература

 

1. Архангельский А. Поэзия и правда //Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Александр Солженицын. - М., 1991.

2. Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. - Л., 1975.

3. Немзер А.С. Рождество и Воскресение //Литературное обозрение. - 1990. - № 6.

4. Нива Ж. Александр Солженицын. - М., 1992.

5. Павлович Н.В. Язык образов. - М., 1995.

6. Паламарчук А. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991.

7.Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный. //Введение в литературоведение /под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000. - С. 209-220.

8. Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. - М., 1998.

9.Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына (подборка материалов) //Литературное обозрение. - 1999. - № 1.

10.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.

 

Методические рекомендации

 

Уясните значение таких понятий, как художественный образ, худо­жественная деталь, категория пространства и времени в художественном тексте. Художественный образ - это ответ художника на интересующие его вопросы. Художественный образ экспрессивен, он обращен не толь­ко к уму, но и к чувствам читателя, выражает идейно-эмоциональное отношение автора. Обратите внимание на формы выражения авторской оценки, роль изобразительно-выразительных средств языка: сравнений, метафор, олицетворения, аллегории, символа, метонимии, иронии и сарказма. С какой целью они употребляются и каково их назначение?

Л.Н. Толстому принадлежит определение искусства как «бесконечного лабиринта сцеплений». Выясните, каково назначение художественной детали в прозе Солженицына.

Для анализа произведения важно определить заполненность, насыщенность пространства и времени, так как этот показатель во многом определяет стиль писателя. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» интенсивность художественного времени выражается в его насыщенности событиями. Проследите, каким образом это удается автору. Постарайтесь уяснить, какова категория пространства и времени в анализируемых произведениях Солженицына.

Задание для выполнения на занятии:

Б.Л. Пастернак «Сон» (текст по любому изданию)

План анализа:

1. Анализ ритмического рисунка лирического текста.
•Сделать графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги.
•Подсчитать число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности.
•Установить расположение пиррихиев, определить их интонационную роль.
•Проанализировать интонационную роль внутренних и концевых пауз, переносов.
•Определить тип и способ рифмовки в стихотворении.
•Проследить изменение характера клаузул, указать их интонационную роль.

2. Исследование звуковой организации стихотворения.
•Выявить особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы).
•Проанализировать состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы.
•Сделать вывод о мелодике стихотворения.

3. Определить темп в тексте, отметить специфику строфики стихотворения, обозначить наличие композиционного членения. Каким образом темп соотносится с ритмом и интонацией стихотворения?

4. Роль ритмико-мелодической организации стихотворения в создании лирического образа-переживания.

5. Значение ритмико-мелодической структуры лирического текста. Идейно-эстетическая концепция стихотворения.

6. Построение текста. Ассоциативные ряды.

7. Строфическая композиция, сцепление отдельных слов, стихов, строф.

8. Паузы в стихотворном тексте.

9. Мотивная организация стихотворения. Семантика и эмоциональная окраска мотивов. Трансформация ключевого мотива в стихотворении.

10. Специальные выразительные средства языка (тропы), раскрывающие характер переживаний лирического героя. Особая роль метафоры в стихотворении. Метафорические сопоставления в тексте. Специфика наглядно-зримых образов.

11. Охарактеризовать лексический состав стихотворения.

12. Рассмотреть звуковую организацию и цветовой фон произведения.

13. Образно-ассоциативный мир лирического произведения и поэтическая интонация.

14. Авторская концепция действительности и идея произведения.
Образ лирического героя.

План анализа:

1. Рассмотреть этапы движения переживания лирического героя. Последовательно проследить за развитием художественной идеи произведения через анализ настроения лирического героя.

•Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Каким образом оно выражается?

•Определить роль пейзажа в выражении состояния лирического героя (эмоциональное наполнение пейзажа; взаимосвязь между настроением лирического героя и образами природы).

• Как влияет воспоминание о возлюбленной на душевный настрой лирического героя?

•Определить кульминацию в развитии образа-переживания.

• Какова роль финала произведения в раскрытии образа лирического героя?

2. Охарактеризовать своеобразие «голоса», интонации лирического героя в стихотворении.

3. Основная идея произведения.

Литература

 

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., 1954. Т.5.

 2. Бройтман С.И. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 141-153.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 257-271.

4.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С.287-296.

5. Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 70-80.

6. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1963. С. 144-203.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 5-18.

8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000. С. 112-114, 213-221.

9. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 162-197.

10. Клинг. О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 389-416.

11. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс) / Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2002. С. 25-31.

12. Лирика. Лирический субъект. Язык поэтический. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 133-153; 512-527.

13. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001. С. 91-101.

14. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 294-328.

15. Стих. Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника. Поэтическая графика // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 416-434; 442-477.

16. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 2001. С. 51-67.

17. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. С. 47-70.

Дополнительная литература

1. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики //Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

2.Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2000.

3.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

4.Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа: Учебное пособие. М., 1991. С. 105-119.

5. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

6. Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебное пособие для филол. спец. вузов. М., 2004. С.77-114.

7. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999.

8. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. Брянск – М., 2001. С. 5-39.

9. Корман Б.О. Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997.

10. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.

11. Поспелов Г.Н. Специфические свойства лирики // Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.

12. Смирнов И.П. Б.Пастернак // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 236-353.

13. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн.1. Метрика и ритмика. М., 2002. С. 212-219.

14. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

15. Холшевников В.Е. Русское стихосложение: Учебное пособие. СПб., 2004. С.83-111.

16. Эйхенбаум Б. Мелодика лирического стиха // Эйхенбаум Б. Поэзия. М., 1969.

17.Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 181-231.

 

Практическое занятие № 20. Н. Рубцов как представитель "тихой лирики". Традиции и новаторство в творчестве поэта

 

1. Дайте общую характеристику творчества Н. Рубцова. Каково его место в истории русской поэзии 60-70-х годов XX в.?

2. Расскажите об особенностях ранней лирики Н. Рубцова. Охарактеризуйте тематику, проблематику, ее основные образы и приемы на примере стихотворений «Деревенские ночи», «В океане», «Не пришла».

3. Как проявилась эволюция стиля Н. Рубцова в зрелый период творчества? Сопоставьте стихотворения 1962 - 1971 годов с ранней лирикой. Проанализируйте стихотворения «Журавли», «В горнице», «Звезда полей», «Зеленые цветы», «В минуты музыки», «Улетели листья» по плану:

а)    жанровое своеобразие;

б)    ведущая тема;

в)      эмоциональная окраска чувств;

г)    сопоставление и развитие основных образов (по сходству, по контрасту, по принципу ассоциации);

д)    основные изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); особенности ритмики и рифмы.

4. Проведите сопоставительный анализ стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина по одному на выбор.

5. Каковы особенности сюжета, основные образы, проблематика, ху­дожественные особенности лесной сказки «Разбойник Ляля»?

6. Расскажите о религиозных мотивах в лирике Н. Рубцова.

7. Какое развитие получила рубцовская традиция в современной рус­ской поэзии?

 

Литература

 

1. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова. - Вологда, 1993.

2. Бараков В.Н. Отчизна и воля. Книга о поэзии Николая Рубцова. - Вологда, 2005.

3. Белков В.С. Жизнь Рубцова. - Вологда, 1993.

4. Белков В.С. Рубцов сегодня. - Вологда, 2003.

5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л., 1975.

6. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. - Л., 1973.

7. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. - М., 1983.

8. Зайцев В.А. Николай Рубцов. - М., 2002.

9. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы...» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова). - М., 1997.

10. Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. - М., 1976.

11. Коняев Н. Николай Рубцов. - М., 2006.

12. Оботуров В.А. Искреннее слово. - М., 1984.

13. Поэзия Николая Рубцова: Материалы по поэтике. - Вологда, 1997.

14. Суров М.В. Рубцов: Материалы уголовного дела, неизвестные фотографии, новые свидетельства. - Вологда, 2006.

 

Методические рекомендации

 

Традиции и новаторство сосуществуют в литературе, образуя диалектическое единство. Творчество Н. Рубцова представляет собой факт поэзии подчеркнуто традиционалистской и является благодатной почвой для исследования тютчевской и есенинской традиций в плане их творческого развития. Поэтическое новаторство Н. Рубцова в содержательном аспекте состоит в том, что он наиболее ярко воплотил в творчестве проблемы русской деревни современной ему эпохи, а также наполнил сокровищницу русской пейзажной лирики новыми уникальными образцами. В плане художественной формы поэтическое новаторство связано прежде всего со звуковой организацией стиха, опорой на звукосмысловые связи, созданием многочисленных ассонансов, аллитераций и других звуковых повторов.

Практическое занятие №  21.

Практическое занятие № 22.

Проблематика, поэтика рассказов В. Распутина "Нежданно-негаданно",

"В ту же землю"

1. Определите сюжет и композицию рассказа «Нежданно-негаданно», конфликт рассказа.

2. Определите тип повествования в рассказе.

3. Какова система образов в рассказе «Нежданно-негаданно»? Дайте
характеристику Сени в системе образов. Каковы приемы создания образов Сени, Гали, деревенских жителей?

4. Какова роль диалогов в обрисовке характера персонажей, в выражении авторской позиции?

5. Проведите анализ изобразительных средств языка, определите их роль: а) в характеристике Сени и Гали; б) в описании природы; в) в выражении авторского отношения к предмету изображения.

6. Каково идейно-тематическое содержание рассказа? Какое место занимает рассказ в контексте творчества писателя?

7. Сопоставьте рассказ Распутина «Нежданно-негаданно» с рассказом А. Платонова «Уля», с рассказом Б. Екимова «Продажа». Какие прослеживаются аналогии в разработке писателями концепции детства?

8. За рассказ «В ту же землю» Распутин был удостоен в 1996 г. престижной среди писателей международной российско-итальянской премии «Москва - Пенне». Какое место занимает этот рассказ среди рассказов писателя о России «катастрофических» 90-х годов («Нежданно-негаданно»; «В больнице»; «Изба»; «В непогоду»; «Новая профессия»)?

9. Какие композиционные средства применяет писатель в рассказах (диалог, внутренний монолог, авторское повествование, лирическое отступление, вводные эпизоды, пейзаж, художественное обрамление)?

10.Определите роль композиционных средств, используемых автором. В чем своеобразие композиции, какой цели служит композиция? Как в ней раскрываются авторский замысел, человеческая, гражданская боль за другого человека?

11.Рассмотрите композицию отдельного образа (на примере образа Пашуты - Паши - Пашеньки - заведующей - повара - посудомойки. Этот образ статический или динамический? Какое реальное содержание выражено в нем? Какова роль размышлений Пашуты в художественном исследовании писателем существующего положения в стране?

12. Определите сюжет рассказа «В ту же землю», элементы сюжета. В какой последовательности описаны события? Уже в экспозиции писатель знакомит читателя с местом, где живет главная героиня Пашута с неродной внучкой. Какова роль экспозиции в раскрытии главных мыс­лей произведения?

13. Является ли образ девочки Таньки в рассказе «В ту же землю» главным или второстепенным? Составьте портретную и психологичес­кую характеристику девочки. Обрисовывается ли вполне определенный характер пятнадцатилетней девочки в ее общении с Пашутой, Стасом Николаевичем, Сережей, с подругой (в диалогах, поступках)?

14. Как в рассказе исследуется и разрешается тема контакта поколе­ний (Аксинья Егоровна - Пашута - приемная дочь Пашуты - нерод­ная внучка Пашуты; Стас Николаевич - Сережа)?

15.Какие проблемы исследуются в рассказе? Можно ли говорить о многоплановости тем и проблем рассказа?

16. Раскройте смысл названия «В ту же землю».

 

Практическое занятие № 23.

Практическое занятие № 24.

Вопросы по истории литературы

 

1. Историко-литературный процесс. Основные этапы развития русской литературы

2. «Серебряный век» русской поэзии.

3. Литературные направления рубежа 19-20 веков.

4. Русский символизм. «Старшие» и младосимволисты.

5. Поэтическое творчество А.А. Блока.

6.Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилева.

7.Поэтическое творчество А.А. Ахматовой. Поэма "Реквием".

8.Художественный мир М.И. Цветаевой.

9.Реализм. Творческий мир И.А. Бунина-прозаика.

10.Футуризм. Творчество поэтов-футуристов.

11.Художественный мир В.В. Маяковского.

12.Художественный мир А.И. Куприна.

13.Идейно-эстетическое своеобразие литературы 20-х годов. Литературные группировки 20-х годов.

14.Поэтический мир С.А. Есенина.

15. Русская литература 1930-х годов. Метод социалистического реализма.

16. Творчество М.А. Шолохова.

17. Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

18..Литература периода Великой Отечественной войны.

19. Литература периода "оттепели".

20.Творчество В.П. Астафьева. Анализ 1 произведения на выбор.

21.Творчество В.Г. Распутина. Анализ 1 повести на выбор.

22.Творчество В.М. Шукшина.

23.Особенности поэзии 60-80-х годов.

24.Творчество В.В. Высоцкого.

25.Особенности литературы русского зарубежья (три волны русской литературной эмиграции).

26. Русская литература ХХ века о войне.

27. «Лагерная» проза (В. Шаламов, А.И. Солженицын).

28. «Возвращенная» литература как феномен советской культуры.

29. Русский литературный постмодернизм.

30. Основные тенденции развития современной российской литературы.

31. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики.

32. Современные писатели о детях (А. Алексин, А. Лиханов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Железников и др.).

33. Творчество А.А. Лиханова. Анализ 1 повести на выбор.

34. Современная проза для детей и о детях (Е. Мурашова, М. Бородицкая, О. Кургузов, Ю. Вийра, Т. Рик и др.).

35. Анализ повести Е. Мурашовой "Класс коррекции".

36. Современная детская поэзия (А. Усачев, Г. Остер, Э. Успенский и др.).

 

 

План к практическим занятиям

Практическое занятие № 15.

Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон": жанр, композиция, проблематика, система образов

 1.Каковы традиции Л. Толстого в романе-эпопее «Тихий Дон»? Опишите жанровые признаки романа-эпопеи:

• обусловленность композиции жанровой природой произведения;

• историческая основа;

• соединение «большой» и «малой» историй, общих и частных сцен, «мысли народной» (Толстой) и мысли семейной;

• большое число действующих лиц;

• внимание к внутренней жизни героев, психологический анализ. Какие жанры эпического рода вы знаете? Дайте их определение.

2.В чем смысл названия? Найдите эпиграфы и охарактеризуйте их роль в произведении.

3.Какую роль играет образ Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи?

4. Каков социально-политический облик донского казачества в годы первой мировой войны и революции?

5. Какой исторический период и какие события стали предметом внимания писателя?

6.В чем состоит философия истории в романе-эпопее Шолохова?

7. Прокомментируйте наиболее запомнившиеся народные сцены: «мирные», связанные с трудовыми буднями донского казачества, и те, в которых отразились события войны и революции.

8. Опишите восстание казаков в станице Вешенской. Какие выводы можно сделать, читая эти страницы?

9. Какова концепция человека и истории в «Тихом Доне»?

10.Каково значение сквозных образов Дона, Земли, Берега, Солнца? Какие образы еще можно назвать в этом ряду?

11. Назовите центральные образы-персонажи, перечислите основные сюжетные линии, их развитие. Дайте определение сюжета и его элементов.

12.Какова судьба Григория Мелехова? Проследите эволюцию его характера. Как ставится и решается в романе проблема нравственного выбора?

13.Проследите развитие любовной линии романа. Сравните образы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой. В чем их сходство и в чем различие, какую роль сыграли они в жизни Григория Мелехова?

14.Сопоставьте образы Григория Мелехова и Михаила Кошевого. Какова авторская позиция в оценке характеров и действий этих героев?

15.В чем смысл финала романа? Приведите различные точки зрения по этому вопросу.

 

Литература

1.Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: о мифологизме
в эпике М.А. Шолохова. - М., 1992.

2.Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. - Ростов-на-
-Дону, 1995.

3. Федь Н.  Парадокс гения: жизнь и сочинения Шолохова. - М., 1998.

4. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С.  Кто написал «Тихий Дон»? - М.,1989.

 

Методические рекомендации

Работа над многопроблемным произведением, вобравшим сложнейший исторический материал, потребует осознания авторской концепции истории и человека. Поэтому, прежде чем начинать изучение романа-эпопеи «Тихий Дон», надо обратиться к «Донским рассказам» Шолохова, в которых выкристаллизовывался авторский взгляд на трагическую сущность Гражданской войны, разрушающей все человеческие связи, все общепринятые нормы народного бытия.

Нужно прочитать рассказы «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Продкомиссар», «Родинка» и др., чтобы понять всю сложность неразрешимых противоречий, рожденных временем, вихрем истории.

 Приступая к изучению «Тихого Дона», следует обратиться к такому жанровому определению, как роман-эпопея, установить типологические признаки большой эпической формы, соединившей элементы семейно-бытовой хроники и конкретно-исторического, эпохального содержания. Важно также проследить новаторское развитие тех классических традиций, которые восходят к роману-эпопее Толстого «Война и мир».

Выделите основные сюжетные звенья романа, проследите развитие психологической линии Григорий и Аксинья. Можно остановиться на другом жизненном конфликте, связанном с судьбой Натальи, или обратиться к жизненному пути Михаила Кошевого, друга, а потом врага Мелехова.

Подумайте над тем, как работает в романе прием антитезы, охватывающий все сферы шолоховского текста; какое значение имеет образ Дома, семейного Очага, сохраняющего традиции, родственные связи, жестоко разрушаемые неумолимым бегом истории. Особое внимание обратите на шолоховские картины природы, приобретающие часто философское звучание, на образ Дороги как неизбежного жизненного пути. Определите общую тональность авторского повествования, заданного эпиграфом, и то, как она меняется на протяжении четырех томов. В этой связи выделите авторские отступления-рассуждения, часто звуча­щие у Шолохова в лирическом ключе.

Ведущим принципом при анализе текста четырехтомного романа-эпопеи «Тихий Дон» должен быть принцип отбора того конкретного материала, которым можно подтвердить, обосновать то или иное поло­жение, сформулированное в предложенном к семинарскому занятию плане. Вопросы плана можно конкретизировать более «частными» фор­мулировками, предложенными самими студентами. Так, для понимания жизненной позиции Григория Мелехова важны внутренние монологи героя, создающие определенный психологический рисунок характера, портретные характеристики, поступки и действия.

Очень важно понять, в чем мастерство Шолохова-художника, почему «Тихий Дон» всегда читается с неослабевающим интересом и читательская заинтересованность сохраняется до последней финальной сцены.

Надо задуматься и над тем, почему «Тихий Дон» (особенно последняя, четвертая книга) вызывал разноречивые суждения в научной литературе о Шолохове. Можно ли говорить о писательском «компромиссе» в связи с финалом романа или он раскрывает шолоховское понимание концепции бытия и тех общечеловеческих ценностей, которыми в конечном итоге должно измеряться все в нашем сложном мире.

Интересно сопоставить в этой связи роман «Белая гвардия» М. Булгакова и роман-эпопею М. Шолохова «Тихий Дон».

 

 

Практическое занятие № 16. Рассказ А. Солженицына "Матренин двор": художественный образ, изобразительно-выразительные средства языка

1.Определите идейно-тематическое содержание рассказа и его
место в контексте творчества писателя. Какова творческая судьба
рассказа?

2. В чем своеобразие композиции рассказа? Как выражен публицистический характер экспозиции? Какова роль публицистического начала рассказа?

3.Опишите образ автора-рассказчика. Как вы определите тип
повествования? Какова роль автора-рассказчика (Игнатьича)?

4.Какова система образов в рассказе? Раскройте содержание и функцию образов. Какие чувства вызывают образы Матрены Васильевны, Фаддея Мироновича, сестер Матрены, председателя колхоза, его жены? Какова семантическая нагрузка художественной детали в рассказе, изобразительно-выразительных средств языка в создании образа Матрены, в идейно-эмоциональной оценке автором изображаемых характеров? Авторские приемы создания образов. Дайте подробную характеристику образа Матрены Васильевны.

5. Можно ли трактовать образ Матрены Васильевны как символический, олицетворяющий живую народную душу, совесть народа? Как вы понимаете заключительную фразу рассказа, что «... есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»?

 

Темы для курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений

 

1. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка».

2. Проблематика, поэтика рассказов А.И. Солженицына (по материалам рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»). 

3.«Не стоит село без праведника». Рассказ «Матренин двор» в контексте «деревенской» прозы (В. Белов. «Привычное дело»; Ф. Абрамов. «Пелагея», «Деревянные кони»).

4.Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» и в романе «В круге первом».

5. Рецензия на один из «двухчастных» рассказов А. Солженицына («Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье», «Желябугские выселки»).

 

Литература

 

1. Архангельский А. Поэзия и правда //Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Александр Солженицын. - М., 1991.

2. Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. - Л., 1975.

3. Немзер А.С. Рождество и Воскресение //Литературное обозрение. - 1990. - № 6.

4. Нива Ж. Александр Солженицын. - М., 1992.

5. Павлович Н.В. Язык образов. - М., 1995.

6. Паламарчук А. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991.

7.Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный. //Введение в литературоведение /под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000. - С. 209-220.

8. Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. - М., 1998.

9.Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына (подборка материалов) //Литературное обозрение. - 1999. - № 1.

10.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.

 

Методические рекомендации

 

Уясните значение таких понятий, как художественный образ, худо­жественная деталь, категория пространства и времени в художественном тексте. Худож


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.