Хозяйство и общественный строй Египта. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Хозяйство и общественный строй Египта.

2020-11-19 87
Хозяйство и общественный строй Египта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Египетское рабовладельческое государство просуществовало около двух с половиной тысяч лет: от конца IV тысячелетия до н. э. до 525 года до н. э., когда оно было завоевано персами. По традиции, восходящей еще к Манефону, принято разделять историю Египетского государства на четыре периода: Древнее, Среднее и Новое царство и Поздний Египет. Между некоторыми из этих основных периодов выделяют переходные периоды. Наконец, вслед за Манефоном расчленяют эти периоды на династии. На период Древнего царства, которое в грубых цифрах датируется III тысячелетием до н. э., приходятся III-VIII династии (причем о двух последних династиях почти ничего не известно).

Земледелие и скотоводство, как и в Двуречье, составляли в Египте основу хозяйства; и так же, как в Двуречье, мы наблюдаем здесь сочетание сложных ирригационных работ, виноградарства и садоводства с примитивной - неолитической по своему существу - сельскохозяйственной техникой. Мотыга и корзина для переноса земли служили единственными орудиями при рытье каналов и возведении плотин; землю вскапывали мотыгой или бороздили деревянной сохой, запряженной коровами; для уборки хлебов служили кремневые лезвия, закрепленные в деревянной рукоятке; виноградный сок выжимали просто ногами, а зерно вымолачивали, прогоняя мелкий скот по колосьям, разбросанным на току.

Орудия ремесленников делались из камня, дерева и меди, причем основная масса медных изделий изготовлялась не при помощи литья, а путем ковки. Медные орудия нашли широкое применение: они служили для обработки дерева и особенно мягких пород камня.

При помощи медных ножей и топоров изготовляли деревянные ладьи (некоторые из них найдены близ царских гробниц), плуги и другие изделия; египетские камнетесы умели этими же примитивными орудиями так хорошо обтачивать известняк, что каменные плиты плотно прилегали одна к другой.

До нашего времени сохранились любопытные памятники - рельефные и живописные изображения, сделанные на стенах гробниц, принадлежавших египетской знати. Там представлены разнообразные сцены хозяйственных работ и, в частности, изображен труд в ремесленных мастерских. Иногда эти мастерские имеют специализированное назначение: деревообделочные, кожевенные, ткацкие мастерские предназначены для определенного, хотя и довольно широкого круга работ; например, деревообделочные мастерские изготовляли и мелкие изделия из дерева, и большие лодки. Но бывали мастерские, которые объединяли мастеров разных профессий: специалистов по обработке меди и золота, кожевников, камнерезов и т. п. Большинство мастеров были мужчины, только ткацкое ремесло находилось в эпоху Древнего царства в руках женщин. Особое место занимали мастерские по обработке пищевых продуктов - прежде всего пекарни и пивоварни.

Несмотря на развитие ремесел, хозяйство в своей основе оставалось натуральным; правда, известная часть продуктов попадала на рынок, но обмен еще был неразвитым: продукты обменивались на продукт: например, рыба на сандалии или овощи на веера. Денег не было, и медь, поступая на рынок, обменивалась по весу. В то же время все более укрепляются хозяйственные связи е соседними странами, в том числе с Сирией, откуда вывозили кедровое дерево. Однако товары, которые привозили из Сирии или из Эфиопии, как правило, являлись предметами роскоши и не затрагивали нужд широких слоев трудящихся.

Общественные отношения Египта Древнего царства извести нам очень плохо: дело в том, что до нас почти не дошли египетские деловые документы, подобные шумерским глиняным табличкам III тысячелетия до н. э., а изображения на стенах гробниц имеют большое значение для характеристики техники производства, однако из них трудно узнать, кому принадлежала собственность на землю или каково было социальное положение представленных на стенной росписи пастухов, жнецов или камнерезов.

Древнеегипетское общество было рабовладельческим. Часть рабов происходила из военнопленных (эфиопов или ливийцев), которых иногда пригоняли египетские цари после своих походов. Один царь IV династии говорит в своих надписях о пленении в одном случае тысячи ста, а в другом - даже семи тысяч человек,, Кроме невольников-военнопленных, в числе рабов были и закабаленные египтяне: о насильственном порабощении свободных упоминают надписи, относящиеся к концу Древнего царства.

О положении рабов мы можем только догадываться. Во всяком1 случае, рабство оставалось патриархальным: рабы не занимали особого места в производстве, и не только свободные, но и знатные люди - вельможи и жрецы -участвовали в земледельческих и иных работах. Известно также, что рабов можно было покупать и продавать.

Столь же скудны и сведения, которыми мы располагаем относительно форм собственности. По-видимому, основной хозяйственной ячейкой общества оставалась и в то время водно-земельная соседская община, регулировавшая распределение воды на своей территории. Возможно, что в египетской общине сохранялись элементы коллективного труда - при ремонте оросительных сооружений или при обмолоте зерна; по-видимому, в деревнях были общинные токи. Однако о внутреннем устройстве египетской общины мы знаем очень мало, но известно, что уже в период Древнего царства землю и скот можно было продать и передать по завещанию. Как предполагает В. И. Авдиев, общинными делами (распределением воды, разбором тяжб и т. п.) ведал особый общинный совет (джаджат).

В состав общины входили малые и большие патриархальные семьи. Основным наследником являлся старший сын, который получал или все имущество отца, или его основную часть; впрочем, глава семьи мог по завещанию передать свое имущество и постороннему человеку. Женщина-хозяйка пользовалась в семье большим уважением: египтянин обычно называл себя не сыном такого-то, а сыном такой-то; прочность пережитков матриархата проявлялась также в том, что женщина могла стать правительницей страны и что (формально) египетский престол передавался по женской линии. На полях и в мастерских, принадлежавших царю, храмам и вельможам, работали не только рабы, но и свободные люди, которые в некоторых грамотах обозначаются термином мерет. Они обычно объединялись в отряды, во главе которых стояли начальники. На изображениях в гробницах вельмож такие начальники представлены с кнутом или палкой в руках. Мы не знаем, кем были эти люди по социальному положению - общинниками или свободными людьми, по какой-либо причине вышедшие из общин. Некоторые исследователи даже считают, что мерет Древнего царства были рабами.

Специальные писцы вели строгий учет труда работников. Во время работы они получали довольствие: хлеб, пиво и овощи. Мы не знаем, как был организован этот подневольный труд на царя и вельмож, но во всяком случае, он не поглощал всего времени работников: они могли трудиться в своем хозяйстве и обменивать на рынке продукты своего производства.

Часть египетских общинников эпохи Древнего царства теряла свои земли, разорялась - тогда как знать скупала поля бедняков. Появилось немало нищих и голодных, которые питались подаянием, вымаливая у богачей ячмень и молоко. Нередко рядовые общинники превращались в неоплатных должников.

Господствующий класс состоял из придворных сановников и номовой знати (номархи - потомки номовых вождей). Вельможам принадлежали обширные владения, состоявшие из отдельных селений. Хозяйством руководил целый штат должностных лиц и писцов. Часть земель знати являлась наследственной, но наряду с этим вельможи получали от царя земли, служившие вознаграждением за службу. К господствующему классу принадлежало также и высшее жречество.

Кроме высшей знати, существовали также мелкие чиновники и жрецы, обладавшие двумя-тремя рабами (обычно рабынями). Они не могли воздвигать для себя пышных гробниц, но все-таки устраивали небольшие склепы, украшенные надписями и изваяниями.

 

Государственный строй.

 

Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.

Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.

Столицей Египта при III, IV и V династиях был Мемфис, расположенный в Нижнем Египте. Здесь, в районе Мемфиса, находился в то время политический центр страны, здесь были сосредоточены владения и жилища египетской знати, о чем говорят данные археологии. Вокруг Мемфиса, в близлежащих поселениях (Гизэ, Абусир, Саккара и др.) были сделаны основные находки, относящиеся к эпохе расцвета Древнего царства, тогда как в других частях страны открыты лишь отдельные памятники.

В Нижнем Египте (особенно в Нильской дельте), в области, покоренной при Нармере и других царях первых династий, сосредоточилась основная масса царских садов и виноградников, а на заливных лугах дельты паслись обширные стада коров и овец. Огромные земельные владения, принадлежавшие царям, составляли материальную опору царской власти.

Царь, позднее его стали называть фараон (пер-ао - по-египетски дом большой) - распоряжался всем управлением страны: он назначал вельмож, переводил номархов из одной области в другую, устанавливал повинности, посылал войска в соседние страны и т. п.; он мог конфисковать имущество и осуждать на смерть без судебного разбирательства. Чтобы укрепить авторитет царской власти, фараон был объявлен богом и при этом даже великим богом: пышный культ окружал царя, и большой честью считалось право поцеловать его сандалии. Египетские художники изображали фараона в окружении богов, как равного среди равных.

Царь опирался на огромный чиновничий аппарат, который возглавлял вельможа, условно называемый арабским термином визирь. Визирь был военачальником и верховным судьей, а также руководил сбором податей и строительством ирригационных сооружений,- короче говоря, всеми сложными отраслями египетского государственного аппарата. В подчинении визиря находилось шесть великих домов, осуществлявших судопроизводство, и другие дома, в ведении которых находились различные отрасли хозяйства.

Важнейшими ведомствами египетского деспотического государства являлись следующие три: податное, которое осуществляло сбор различных повинностей в натуральной форме и являлось по существу ведомством по ограблению собственного народа; ведомство общественных работ, руководившее прежде всего строительством ирригационных сооружений; военное, которым руководил дом оружия, т. е. ведомство по ограблению чужих народов. Египетское войско представляло собой ополчение, состоявшее из номовых отрядов и эфиопов-наемников. Надо думать, что египетские войска не отличались дисциплинированностью; во всяком случае, один полководец с гордостью писал в своей надписи, что его воины не грабили египтян, не врывались в дома, не уносили оттуда тесто или другие продукты. Египетские воины были вооружены луками и каменными булавами; позднее появляется оружие из меди - кинжалы и боевые топоры; оборонительным оружием служили деревянные щиты, обтянутые мехом. Египетские крепости представляли собой мощные оборонительные сооружения: так, цитадель близ Абидоса была окружена двойными стенами, сложенными из кирпича; главная - внутренняя - стена достигала 12 м в высоту и около 6 м в основании.

Огромную роль играли храмы, способствовавшие укреплению царской власти. В конце Древнего царства некоторые египетские храмы стали получать льготные грамоты, в которых не только жрецы, но и все храмовые люди - свободные и рабы - освобождались от несения царских повинностей.

Вопрос о льготных грамотах породил очень серьезную дискуссию: большинство ученых считало льготные грамоты храмам иммунитетными грамотами и видели, в этом доказательство существования в древнем Египте феодальной раздробленности и феодализма вообще. Однако на самом деле льготные грамоты Древнего царства ничего общего не имели со средневековыми иммунитетными грамотами: они не давали египетским храмам никаких элементов самоуправления, никаких судебных прав по отношению к храмовым людям-их целью было изъять храмы из ведения номархов, которые на местах осуществляли привлечение к трудовым повинностям, и этой ценой превратить храмы в проводников политики фараона на местах.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.