Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ

2020-11-19 142
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ»

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ.. 6

1.1.   Особенности управление ДОУ.. 6

1.2.   Информационные технологии в управлении ДОУ.. 11

1.3.     Влияние ФГОС на методическую работу ДОУ………………….…14

Глава 2. Практический анализ управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.. 210

2.1. Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ.. 210

2.2. Старший воспитатель и система его работы по повышению квалификации педагогов. 29

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

 


Введение

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс [23, c. 14]. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Ввиду вышесказанного, темой моей работы была выбрана «Управленческая деятельность старшего воспитателя ДОУ».

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях развития современного общества.

Проблема исследования заключается в отсутствии системного подхода к реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Объект исследования – особенности управления ДОУ.

Предмет исследования – управленческие функции старшего воспитателя ДОУ.

Цель исследования – определить особенности реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Для достижения цели исследования мною  были поставлены следующие задачи исследования:

- определить особенности управление ДОУ;

- рассмотреть место информационных технологий в управлении ДОУ;

- выделить основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ;

- на практике исследовать роль старшего воспитателя и систему его работы по повышению квалификации педагогов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Особенности управления ДОУ

 Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

 - стратегическое планирование развития инновационной деятельности;

 - моделирование предметно-развивающей среды;

 - планирование целостного педагогического процесса;

 - целостной системы воспитания и обучения;

 - комплексно-тематический принцип планирования;

 - научно-методическое сопровождение педагогического процесса;

 - взаимодействие с семьей;

 - подготовка педагогических кадров. [30, c. 44]

Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.

Содержание образовательного процесса.

Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными, которое направлено на целостное развитие личности детей.

Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты обеспечивают современный уровень дошкольного образования. Методический кабинет, в котором собран современный психолого-педагогический и литературный материал по разным направлениям, учебно-методические комплекты современных программ и технологий, аннотирование литературы, опыт работы педагогов, дидактический материал по основным образовательным программам и др. оказывает основательную поддержку педагогам. Для оценки педагогической деятельности воспитателей и специалистов разработаны критерии (карты, схемы, рекомендации и пр.). Использование разнообразных программ и технологий обеспечивает качественную реализацию требований дошкольного образования, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, а также его интеллектуальное и социальное развитие.

Организация развивающей педагогической среды в группах и ДОУ обеспечивается разными видами деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Педагоги ДОУ творчески подходят к конструированию моделей предметно-развивающей среды, обеспечивают продуктивность ее использования для развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества [4].

Старшего воспитателя ДОУ

Заключение

Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Её направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и профессиональных качеств, способствует организации качественной методической работы в ДОУ. Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования, организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют своевременности и действенности внесения корректив в организацию методической работы. Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету, являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей

 На современном этапе основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя.  Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми.

Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей.

  


Список использованной литературы

 

1. Антонов Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 2. - С. 29-36.

2. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.

3. Багаутдинова С. Ф. Нормативные и инициативные подходы к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования// А. А. Майер, О.И. Давыдова. Основная образовательная программа дошкольного образования.- СПб.-2011-с. 112-120.

4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Белая К.Ю.От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 176 с. – (Страна чудес).

6. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.

7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова Ю.В. и др. Дошкольное образование. Словарь терминов/ - М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

8. Волобуева М.В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами» - М.: ТЦ Сфера, 2004, с.22

9. ГолицынаН.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

10. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.

11. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.

12. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада / Е.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.

13. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.

14. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М.: ТЦ, 2005.

15. Лялина Л.А. «Планирование работы старшего воспитателя ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2008, с.4

16. Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителя ДОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с. – (Библиотека детского сада).

17. Педагогический анализ в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. - № 5. - С. 6 – 9.

18. Педагогический анализ как функция управления дошкольным учреждением // Управление ДОУ. – 2002. - № 5. - С. 4 – 9.

19. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. – Новомосковск: ИМЦ, 2005. – 32 с.

20. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

21. Региональные особенности управления содержанием дошкольного и общего образования: Рекомендации по разработке основных образовательных программ / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. – М.: 2011. – 144 с.

22. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.

23. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.

24. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.-с.48-52.

25. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.-с.36-41.

26. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования //Дошкольное воспитание – 2011.- №2.- 24-29.

27. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.

 

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ»

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ.. 6

1.1.   Особенности управление ДОУ.. 6

1.2.   Информационные технологии в управлении ДОУ.. 11

1.3.     Влияние ФГОС на методическую работу ДОУ………………….…14

Глава 2. Практический анализ управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.. 210

2.1. Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ.. 210

2.2. Старший воспитатель и система его работы по повышению квалификации педагогов. 29

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

 


Введение

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс [23, c. 14]. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Ввиду вышесказанного, темой моей работы была выбрана «Управленческая деятельность старшего воспитателя ДОУ».

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях развития современного общества.

Проблема исследования заключается в отсутствии системного подхода к реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Объект исследования – особенности управления ДОУ.

Предмет исследования – управленческие функции старшего воспитателя ДОУ.

Цель исследования – определить особенности реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Для достижения цели исследования мною  были поставлены следующие задачи исследования:

- определить особенности управление ДОУ;

- рассмотреть место информационных технологий в управлении ДОУ;

- выделить основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ;

- на практике исследовать роль старшего воспитателя и систему его работы по повышению квалификации педагогов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ

Особенности управления ДОУ

 Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

 - стратегическое планирование развития инновационной деятельности;

 - моделирование предметно-развивающей среды;

 - планирование целостного педагогического процесса;

 - целостной системы воспитания и обучения;

 - комплексно-тематический принцип планирования;

 - научно-методическое сопровождение педагогического процесса;

 - взаимодействие с семьей;

 - подготовка педагогических кадров. [30, c. 44]

Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.

Содержание образовательного процесса.

Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными, которое направлено на целостное развитие личности детей.

Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты обеспечивают современный уровень дошкольного образования. Методический кабинет, в котором собран современный психолого-педагогический и литературный материал по разным направлениям, учебно-методические комплекты современных программ и технологий, аннотирование литературы, опыт работы педагогов, дидактический материал по основным образовательным программам и др. оказывает основательную поддержку педагогам. Для оценки педагогической деятельности воспитателей и специалистов разработаны критерии (карты, схемы, рекомендации и пр.). Использование разнообразных программ и технологий обеспечивает качественную реализацию требований дошкольного образования, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, а также его интеллектуальное и социальное развитие.

Организация развивающей педагогической среды в группах и ДОУ обеспечивается разными видами деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Педагоги ДОУ творчески подходят к конструированию моделей предметно-развивающей среды, обеспечивают продуктивность ее использования для развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества [4].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.