Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-11-19 | 87 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Институт истории и права
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________________ Л.А. Максимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Для всех направлений подготовки
Сыктывкар 2020
Автор: Яковлева Светлана Ильинична, к.и.н., доцент
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам, протокол от «31» августа 2020 г., № 1.
Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор _____________________ О.В. Золотарев
Руководитель основной
образовательной программы _________________ И.О. Фамилия
подпись
I. Цель и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.
Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:
– способность и готовность к межличностной коммуникации;
– способность и готовность работать в коллективе;
– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;
– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;
– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.
|
Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:
– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;
– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
– воспитание нравственности, морали, толерантности;
– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина относится к базовым дисциплинам (Б1.Б.2) учебного плана блока Б1 – дисциплины (модули) направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», направленность (профиль) программы
«Защита в чрезвычайных ситуациях».
3. Планируемые результаты обучения, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Содержание и шифр компетенции
| Планируемые результаты обучения | |||
знать | уметь | владеть | ||
ОК-2 Владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) ОК-3 Владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) | основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с разноплановыми источниками; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. | представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики. |
4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа.
4.2. Содержание дисциплины (модуля)
Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.
|
Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.
Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.
Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств
Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.
Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
ЛЕКЦИЯ 1. Европейское средневековье и русские земли в XII-XV вв.
ЛЕКЦИЯ 2. Образование национальных государств в Европе и России.
Семинар 1. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности.
СЕМИНАР 2. Образование Московского государства.
Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
1. А было ли Иго? Материалы дискуссии за "круглым столом" // Родина. 1993. N. 3-4.
2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. Новосибирск, 1991.
3. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформа. СПб., 2001.
|
4. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.
5. Андреев И.Л., Соболев М.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. N 10.
6. Береснев А. Монголы и русские: первая кровь // Родина. 1993. № 7.
7. Борисов Н. Иван III. М., 2000.
8. Вернадский Г.В. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3-4.
9. Греков Б.Д., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV вв. М., 1986.
10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XVI в.; причины, особенности, результаты // Отечественная история. 1998. № 4.
11. Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.
12. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. N. 3.
13. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
14. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
15. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001.
16. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб,. 1993.
17. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.
18. Казаков Р.В. Судебник 1497 г. //Вопросы истории. 2000. № 3.
19. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М., 1980.
20. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.
21. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. N 11.
22. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994. N5.
23. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV–XVI вв.). М., 1985.
24. Кожинов В. Монгольская "эпоха" в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Наш современник. 1997. № 3.
25. Куза А.В. Древнерусские княжества X–XIII веков. М., 1975.
26. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.
27. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
28. Мартышин А.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.
29. Ольшанский О.Т. Москва, Тверь, Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.
30. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.
31. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
32. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993.
33. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
34. Смирнов А.А. Государство сражающейся нации //Родина. 1994 № 9.
35. Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII вв.: Чтения памяти А.А. Зимина. М., 1990.
36. Сорокин П. Стремительная сеча Невская битва: правда и вымысел // Родина. 1997. N 10.
|
37. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях: XIV–XV вв. М., 1992.
38. Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII вв. М., 1978.
39. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
40. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.
41. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. N 8.
42. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: идеи, люди, решения. М., 1991.
43. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.
44. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977.
Тема 2. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности
1. Владимиро-Суздальское княжество.
2. Новгородская феодальная республика.
3. Галицко-Волынское княжество.
Самостоятельная работа.
Составить таблицу: «Своеобразие политического и социально-экономического развития основных государственных центров в период раздробленности».
Владимиро-Суздальское княжество | Новгород | Галицко-Волынское княжество | Великое княжество Литовское и Русское | |
1. политическое развитие 2. экономическое развитие 3. социальный состав населения |
Тематические проекты
1. – Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/
2. – «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
3. – «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/
4. – Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/
5. – Российский флот - http://www.navy.ru/
6. – Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/
7. – Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html
8. – Военная литература http://militera.lib.ru/
9. – Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/
10. «СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/
11. – Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/
12. – Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm
13. – Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm
14. – Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/
Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систе м, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.
Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):
1. – Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.
2. – Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
9.1 Дистанционные технологии обучения:
1. Сайт научной библиотеки СГУ им. П. Сорокина с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http//library.syktsu.ru/
2. Сайт «Дистанционные образовательные технологии» СГУ им. П. Сорокина – eFront/
3. http://www.open.edu/
9.2 Комплекты лицензионного программного обеспечения:
1. Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, PowerPoit)
В образовательном процессе также используются:интерактивная доска,электронная почта, тренажеры, голосовая почта.Обучающимся предоставлена возможность работать в сети Интернет и получения дистанционных консультаций преподавателя посредством электронных средств связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации
Первый тип заданий
ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)
Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как...
1)классовая борьба 2)социальная дифференциация
3)географический ландшафт 4)экономическое неравенство
ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)
Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как
1)мемориальная 2)инерционная 3)пассионарная 4)фаза обскурации
ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …
1)объективизма 2)субъективизма 3)географического детерминизма 4)марксизма 5)рационализма 6)эволюционизма
7)цивилизационного подхода 8)теологический подход
Второй тип заданий
ЗАДАНИЕ N 1 (Установление соответствия ответов)
Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..
1) | октябрь 1917г. | А | введение продовольственной диктатуры |
2) | май 1918г. | Б | декрет о запрете партии кадетов |
3) | январь 1918г. | В | созыв Учредительного собрания |
ЗАДАНИЕ N 2 (Установление соответствия ответов)
Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..
1) | октябрь 1917г. | А | созыв Учредительного собрания |
2) | март 1918г. | Б | перенос столицы в Москву |
3) | январь 1918г. | В | декрет о запрете партии кадетов после прихода большевиков к власти |
ЗАДАНИЕ N 3 (Установление соответствия ответов)
Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..
1) | март 1918г. | А | разгон Учредительного собрания |
2) | январь 1918г. | Б | принятие первой советской Конституции |
3) | июль 1918г. | В | Брестский договор с Германией |
3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций (см. Приложение 1).
Приложение 1
ТЕСТЫ (ЗАДАНИЯ) ПО ИСТОРИИ
«Теория и методология исторической науки»
Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов
ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)
Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как...
1)классовая борьба 2)социальная дифференциация
3)географический ландшафт 4)экономическое неравенство
ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)
Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как
1)мемориальная 2)инерционная 3)пассионарная 4)фаза обскурации
ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …
1)объективизма 2)субъективизма 3)географического детерминизма 4)марксизма 5)рационализма 6)эволюционизма
7)цивилизационного подхода 8)теологический подход
ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)
Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название
1)географический детерминизм 2)геополитика 3)география 4)рационализм
ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)
Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название
1)субъективизм 2)объективизм 3)лидерство 4)рационализм 5)детерминизм 6)эволюционизм
7)синтетический
ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)
Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …
1)эволюционизм 2)волюнтаризм 3)объективизм 4)субъективизм
5)географический детерминизм
ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)
Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …
1)марксизм 2)рационализм 3)объективизм 4)географический детерминизм 5)волюнтаризм 6)субъективизм
ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)
Создателями формационной теории явились …
1)К. Маркс и Ф. Энгельс 2)В. Ленин и Ю. Мартов
3)Г. Плеханов и В. Засулич 4)Н. Данилевский, А. Тойнби
ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)
Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России, считается …
1)В.Н. Татищев 2)Н.М. Карамзин 3)Л.Н. Гумилев 4)М.Н. Покровский
ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)
Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …
1)М.Н. Покровский 2)Л.Н. Гумилев 3)В.Н. Татищев 4)В.О. Ключевский
ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)
Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …
1)В.О. Ключевский 2)В.Н. Татищев 3)Л.Н. Гумилев 4)М.Н. Покровский
ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)
После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …
1)марксизм 2)рационализм 3)объективизм 4)волюнтаризм
ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)
Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии...
1)изменения и развития 2)равновесия 3)маятника 4)покоя
ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)
Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в...
1)выработке научно обоснованного политического курса
2)формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
3)предвидение будущего
4)идентификации и ориентации общества, личности
ЗАДАНИЕ N 15 (выберите один вариант ответа)
Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией__________.
1) мировоззренческой 3) воспитательной
2) познавательной 4) социальной памяти
ЗАДАНИЕ N 16 (выберите один вариант ответа)
Историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития рассматривают сторонники…
1)эволюционизма 2)волюнтаризма 3)объективизма 4)субъективизма
ЗАДАНИЕ N 17 (выберите один вариант ответа)
Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, - это метод...
1)историко-типологический 2)историко-генетический
3)историко-системный 4)историко-сравнительный
ЗАДАНИЕ N 18 (выберите один вариант ответа)
Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития - это метод...
1)историко-генетический 2)историко-сравнительный
3)историко-системный 4)историко-типологический
ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)
Метод, рассматривающий историческое развитие как повторяющийся, внутренне обусловленный процесс - это метод...
1)историко-генетический 2)историко-сравнительный
3)историко-системный 4)историко-типологический
ЗАДАНИЕ N 20 (выберите один вариант ответа)
Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов и их историческом развитии - это метод....
1)историко-генетический 2)историко-сравнительный
3)историко-системный 4)историко-типологический
ЗАДАНИЕ N 21 (выберите один вариант ответа)
Методология - это...
1)теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания
2)теория научного исследования
3)научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
4)научная дисциплина о закономерностях исторического развития
ЗАДАНИЕ N 22 (выберите один вариант ответа)
Классификация исторических явлений, событий, объектов - это метод...
1)сравнительный 2)типологический 3)идеологический 4)ретроспективный
ЗАДАНИЕ N 23 (выберите один вариант ответа)
Историографией называется…
1)наука о методике и истории изучения и использования исторических источников
2)наука о физико-географических условиях геологического прошлого Земли
3)история исторической науки, ее становления и развития
4)наука, изучающая системы исчисления и календари различных эпох и народов.
ЗАДАНИЕ N 24 (выберите один вариант ответа)
Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...
1)ретроспективный 2)сравнительный 3)типологический 4)идеографический
ЗАДАНИЕ N 25 (выберите один вариант ответа)
Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией ________ подхода
1)теологического 2)синтетического 3)марксистского 4)цивилизационного
ЗАДАНИЕ N 26 (выберите один вариант ответа)
Методология-это....
1)описательное исследование
2)умение выстроить события в хронологической последовательности
3)совокупность основных подходов и методов исследования
4)совокупность статистических методов исследования
ЗАДАНИЕ N 27 (выберите один вариант ответа)
Одна из функций исторической науки – функция социальной памяти – позволяет …
1)народу формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий
2)приверженности европейскому пути развития
3)отстаивании незыблемости самодержавия
4)идеализации исторического прошлого
ЗАДАНИЕ N 28 (выберите один вариант ответа)
Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является
1)К.Маркс 2)Н. Карамзин 2)А.Тойнби 4)В. Ленин
ЗАДАНИЕ N 29 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными положениями западников в России являлись …
1)идеальная форма правления для России – конституционная монархия
2)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму
3)приверженности европейскому пути развития
4)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление
ЗАДАНИЕ N 30 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными положениями марксизма в России являлись …
1)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат
2)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм
3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия
4)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму
ЗАДАНИЕ N 31 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными положениями славянофилов являются тезисы-...
1)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму
2)источник развития России - ее самобытность
3)отрицательная оценка деятельности Петра I
4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат
ЗАДАНИЕ N 32 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными положениями теории революционного народничества в России являлись …
1)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм
2)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление
3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия
4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат
ЗАДАНИЕ N 33 (выберите один вариант ответа)
Одной из основных задач в познании общественных процессов является раскрытие...
1)биологической обусловленности человеческого социума
2)предмета и объекта исторического познания
3)влияния природно-климатических условий на человека
4)социальных функций и их роли в развитии социального целого
ЗАДАНИЕ N 34 (выберите один вариант ответа)
Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название
1)марксизм 2)рационализм 3)объективизм 4)географический детерминизм
ЗАДАНИЕ N 35 (выберите один вариант ответа)
Положение о том, что Европа указывает всему человечеству правильный путь развития, и Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, было характерно для...
1)славянофилов 2)западников 3) марксистов 4)народников
ЗАДАНИЕ N 36 (выберите один вариант ответа)
Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события - это метод
1) типологический 2) генетический 3) системный 4)ретроспективный
ЗАДАНИЕ N 37 (выберите один вариант ответа)
Прогностическая функция истории позволяет...
1)составить адекватное представление о развитии страны
2)формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий
3)выявить закономерности исторического развития
4)на основе анализа прошлого предвидеть будущее
ЗАДАНИЕ N 38 (выберите один вариант ответа)
Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...
1)сравнительный 2) типологический 3) системный 4)генетический
ЗАДАНИЕ N 39 (выберите один вариант ответа)
Типологический метод изучения истории заключается в...
1)описании исторических событий и явлений
2)последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
3)сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
4)классификации исторических явлений, событий, объектов
ЗАДАНИЕ N 40 (выберите один вариант ответа)
Укажите метод исторических исследований, последовательно раскрывающий свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения
1)идеографический 3)сравнительный 3)историко-генетический 4)типологический
ЗАДАНИЕ N 41 (выберите один вариант ответа)
Функции исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего, -это функция...
1)прогностическая 2)воспитательная 3)познавательная 4)социальной памяти
ЗАДАНИЕ N 42 (выберите один вариант ответа)
Функция выявления закономерностей исторического развития - это функция...
1)познавательная 2)практически-рекомендательная
3)воспитательная 4)социальной памяти
ЗАДАНИЕ N 43 (выберите один вариант ответа)
Функция социальной памяти заключается в...
1)выявлении закономерностей исторического развития
2)выработке научно обоснованного политического курса
3)идентификации и ориентации общества, личности
4)предвидении будущего
ЗАДАНИЕ N 44 (выберите один вариант ответа)
Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств - это функция... 1)познавательная 2)воспитательная 3)социальной памяти 4)прогностическая
ЗАДАНИЕ N 45 (выберите один вариант ответа)
Отцом истории называют автора первого полномасштабного исторического труда …
1) Иллариона 2) Нестора 3) Геродота 4) Платона
ЗАДАНИЕ N 46 (выберите один вариант ответа)
Изучением такого вида источников как печати называется ____________.
1) геральдика 2) сфрагистика 3) дипломатика 4) нумизматика
ЗАДАНИЕ N 47 (выберите один вариант ответа)
Одним из методов исторического познания является ______.
1) наблюдение 2) эксперимент 3) спектроскопический 4) проблемно-хронологический
ЗАДАНИЕ N 48 (выберите один вариант ответа)
В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через
1)культурную революцию 2)образовательную политику
3)реформы в сфере экономики 4)социальную революцию
ЗАДАНИЕ N 49 (выберите один вариант ответа)
Одним из методов исторического познания является ______.
1) наблюдение 2) эксперимент 3) спектроскопический 4) проблемно-хронологический
ЗАДАНИЕ N 50 (выберите один вариант ответа)
Н.М. Карамзин является автором труда ____________.
1) История с древнейших времен 2) Древняя российская история
3) Киевская Русь 4) История государства Российского
ЗАДАНИЕ N 51 (выберите один вариант ответа)
Научная дисциплина, которая изучает теорию исторического познания, называется ….
1) методология 2) политология 3) праксеология 4) психология
ЗАДАНИЕ N 52 (выберите один вариант ответа)
Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить метод.
1)историко-типологический 2)генетический 3)сравнительный 4)статистический
ЗАДАНИЕ N 53 (выберите один вариант ответа)
Наукой, которая НЕ относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является...
1)археология 2)нумизматика 3)социология 4)топонимика
ЗАДАНИЕ N 54 (выберите один вариант ответа)
Историко-сравнительный метод позволяет...
1)проследить количественные параметры исторического процесса
2)раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов
3)выявить истоки изучаемого исторического процесса
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!