Темы лекций и семинарских занятий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Темы лекций и семинарских занятий

2020-11-19 87
Темы лекций и семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт истории и права

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

________________________ Л.А. Максимова

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

Для всех направлений подготовки

 

 

Сыктывкар 2020

 

Автор: Яковлева Светлана Ильинична, к.и.н., доцент

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам, протокол от «31» августа 2020 г., № 1.

 

 

Заведующий кафедрой

д.и.н., профессор _____________________ О.В. Золотарев

 

Руководитель основной

образовательной программы _________________ И.О. Фамилия

подпись

 

I. Цель и задачи изучения дисциплины

 Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.

Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:

– способность и готовность к межличностной коммуникации;

– способность и готовность работать в коллективе;

– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;

– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;

– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.

Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:

– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина относится к базовым дисциплинам (Б1.Б.2) учебного плана блока Б1 – дисциплины (модули) направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», направленность (профиль) программы

 «Защита в чрезвычайных ситуациях».

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-2 Владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) ОК-3 Владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности)   основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.   логически мыслить, вести научные дискуссии; работать с разноплановыми источниками; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.   представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приемами ведения дискуссии и полемики.

4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.2. Содержание дисциплины (модуля)

 

Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.

Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.

Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.

Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств

Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.

Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

 

ЛЕКЦИЯ 1. Европейское средневековье и русские земли в XII-XV вв. 

ЛЕКЦИЯ 2. Образование национальных государств в Европе и России.

Семинар 1. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности.

 

СЕМИНАР 2. Образование Московского государства.

 

Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

1. А было ли Иго? Материалы дискуссии за "круглым столом" // Родина. 1993. N. 3-4.

2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. Новосибирск, 1991.

3. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформа. СПб., 2001.

4. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

5. Андреев И.Л., Соболев М.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. N 10.

6. Береснев А. Монголы и русские: первая кровь // Родина. 1993. № 7.

7. Борисов Н. Иван III. М., 2000.

8. Вернадский Г.В. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3-4.

9. Греков Б.Д., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV вв. М., 1986.

10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XVI в.; причины, особенности, результаты // Отечественная история. 1998. № 4.

11. Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.

12. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. N. 3.

13. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.

14. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

15. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001.  

16. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб,. 1993.

17. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.

18. Казаков Р.В. Судебник 1497 г. //Вопросы истории. 2000. № 3.

19. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М., 1980.

20. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.

21. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. N 11.

22. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994. N5.

23. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV–XVI вв.). М., 1985.

24. Кожинов В. Монгольская "эпоха" в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Наш современник. 1997. № 3.

25. Куза А.В. Древнерусские княжества X–XIII веков. М., 1975.

26. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.

27. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.

28. Мартышин А.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

29. Ольшанский О.Т. Москва, Тверь, Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.

30. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

31. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.

32. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993.

33. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.

34. Смирнов А.А. Государство сражающейся нации //Родина. 1994 № 9.

35. Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII вв.: Чтения памяти А.А. Зимина. М., 1990.

36. Сорокин П. Стремительная сеча Невская битва: правда и вымысел // Родина. 1997. N 10.

37. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях: XIV–XV вв. М., 1992.

38. Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII вв. М., 1978.

39. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.

40. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

41. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. N 8.

42. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: идеи, люди, решения. М., 1991.

43. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.

44. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977.

Тема 2. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности

1. Владимиро-Суздальское княжество.

2. Новгородская феодальная республика.

3. Галицко-Волынское княжество.

Самостоятельная работа.

Составить таблицу: «Своеобразие политического и социально-экономического развития основных государственных центров в период раздробленности».

 

  Владимиро-Суздальское княжество Новгород Галицко-Волынское княжество Великое княжество Литовское и Русское
1. политическое развитие 2. экономическое развитие 3. социальный состав населения        

 

Тематические проекты

1. – Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/

2. – «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

3. – «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/

4. – Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/

5. – Российский флот - http://www.navy.ru/

6. – Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/

7. – Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html

8. – Военная литература http://militera.lib.ru/

9. – Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/

10. «СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/

11. – Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/

12. – Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm

13. – Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm

14. – Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/

Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систе м, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.

Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):

1. – Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.

2. – Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем

9.1 Дистанционные технологии обучения:

1. Сайт научной библиотеки СГУ им. П. Сорокина с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http//library.syktsu.ru/

2. Сайт «Дистанционные образовательные технологии» СГУ им. П. Сорокина – eFront/

3. http://www.open.edu/

9.2 Комплекты лицензионного программного обеспечения:

1. Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, PowerPoit)

 

В образовательном процессе также используются:интерактивная доска,электронная почта, тренажеры, голосовая почта.Обучающимся предоставлена возможность работать в сети Интернет и получения дистанционных консультаций преподавателя посредством электронных средств связи.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации

Первый тип заданий

ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как...

1)классовая борьба                                              2)социальная дифференциация                                          

3)географический ландшафт                              4)экономическое неравенство

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как

1)мемориальная         2)инерционная              3)пассионарная          4)фаза обскурации

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

1)объективизма                        2)субъективизма           3)географического детерминизма                    4)марксизма                               5)рационализма            6)эволюционизма

7)цивилизационного подхода                                               8)теологический подход

 

Второй тип заданий

ЗАДАНИЕ N 1 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) октябрь 1917г. А введение продовольственной диктатуры
2) май 1918г. Б декрет о запрете партии кадетов
3) январь 1918г. В созыв Учредительного собрания

ЗАДАНИЕ N  2 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) октябрь 1917г. А  созыв Учредительного собрания
2) март 1918г. Б  перенос столицы в Москву
3) январь 1918г. В  декрет о запрете партии кадетов после прихода большевиков к власти

ЗАДАНИЕ N 3 (Установление соответствия ответов)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти..

1) март 1918г. А разгон Учредительного собрания
2) январь 1918г. Б принятие первой советской Конституции
3) июль 1918г. В Брестский договор с Германией

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций (см. Приложение 1).

Приложение 1

ТЕСТЫ (ЗАДАНИЯ) ПО ИСТОРИИ

«Теория и методология исторической науки»

Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов

ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как...

1)классовая борьба                                              2)социальная дифференциация                                      

3)географический ландшафт                              4)экономическое неравенство

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как

1)мемориальная          2)инерционная              3)пассионарная               4)фаза обскурации

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите несколько вариантов ответа)

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

1)объективизма                        2)субъективизма             3)географического детерминизма                    4)марксизма                               5)рационализма            6)эволюционизма

7)цивилизационного подхода                                               8)теологический подход

ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название

1)географический детерминизм     2)геополитика             3)география     4)рационализм

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название

1)субъективизм          2)объективизм      3)лидерство                                                          4)рационализм                                                  5)детерминизм                       6)эволюционизм

7)синтетический

ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …

1)эволюционизм           2)волюнтаризм           3)объективизм              4)субъективизм

5)географический детерминизм                        

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …

1)марксизм                2)рационализм              3)объективизм                                                                4)географический детерминизм           5)волюнтаризм                                 6)субъективизм

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Создателями формационной теории явились …

1)К. Маркс и Ф. Энгельс                                   2)В. Ленин и Ю. Мартов

3)Г. Плеханов и В. Засулич                               4)Н. Данилевский, А. Тойнби

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)

Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России, считается …

1)В.Н. Татищев               2)Н.М. Карамзин           3)Л.Н. Гумилев            4)М.Н. Покровский

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)

Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …

1)М.Н. Покровский         2)Л.Н. Гумилев           3)В.Н. Татищев         4)В.О. Ключевский

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …

1)В.О. Ключевский     2)В.Н. Татищев           3)Л.Н. Гумилев          4)М.Н. Покровский

ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)

После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …

1)марксизм                 2)рационализм           3)объективизм             4)волюнтаризм

ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)

Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии...

1)изменения и развития             2)равновесия            3)маятника                 4)покоя

ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)

Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в...

1)выработке научно обоснованного политического курса

2)формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

3)предвидение будущего

4)идентификации и ориентации общества, личности

ЗАДАНИЕ N 15 (выберите один вариант ответа)

Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией__________.

1) мировоззренческой                         3) воспитательной 

2) познавательной                                4) социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 16 (выберите один вариант ответа)

Историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития рассматривают сторонники…

1)эволюционизма       2)волюнтаризма                3)объективизма      4)субъективизма

ЗАДАНИЕ N 17 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, - это метод...

1)историко-типологический                             2)историко-генетический

3)историко-системный                                      4)историко-сравнительный

ЗАДАНИЕ N 18 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития - это метод...

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                   4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)

Метод, рассматривающий историческое развитие как повторяющийся, внутренне обусловленный процесс - это метод...

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                     4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 20 (выберите один вариант ответа)

Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов и их историческом развитии - это метод....

1)историко-генетический                               2)историко-сравнительный

3)историко-системный                                   4)историко-типологический

ЗАДАНИЕ N 21 (выберите один вариант ответа)

Методология - это...

1)теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания

2)теория научного исследования

3)научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса

4)научная дисциплина о закономерностях исторического развития

ЗАДАНИЕ N 22 (выберите один вариант ответа)

Классификация исторических явлений, событий, объектов - это метод...

1)сравнительный             2)типологический          3)идеологический      4)ретроспективный

ЗАДАНИЕ N 23 (выберите один вариант ответа)

Историографией называется…

1)наука о методике и истории изучения и использования исторических источников

2)наука о физико-географических условиях геологического прошлого Земли

3)история исторической науки, ее становления и развития

4)наука, изучающая системы исчисления и календари различных эпох и народов.

ЗАДАНИЕ N 24 (выберите один вариант ответа)

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...

1)ретроспективный        2)сравнительный            3)типологический       4)идеографический

ЗАДАНИЕ N 25 (выберите один вариант ответа)

Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией ________ подхода

1)теологического           2)синтетического          3)марксистского           4)цивилизационного

ЗАДАНИЕ N 26 (выберите один вариант ответа)

Методология-это....

1)описательное исследование

2)умение выстроить события в хронологической последовательности

3)совокупность основных подходов и методов исследования

4)совокупность статистических методов исследования

ЗАДАНИЕ N 27 (выберите один вариант ответа)

Одна из функций исторической науки – функция социальной памяти – позволяет …

1)народу формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий

2)приверженности европейскому пути развития

3)отстаивании незыблемости самодержавия

4)идеализации исторического прошлого

ЗАДАНИЕ N 28 (выберите один вариант ответа)

Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является

1)К.Маркс               2)Н. Карамзин                         2)А.Тойнби              4)В. Ленин

ЗАДАНИЕ N 29 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями западников в России являлись …

1)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

2)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

3)приверженности европейскому пути развития

4)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление

ЗАДАНИЕ N 30 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями марксизма в России являлись …

1)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

2)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм

3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

4)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

ЗАДАНИЕ N 31 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями славянофилов являются тезисы-...

1)Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму

2)источник развития России - ее самобытность

3)отрицательная оценка деятельности Петра I

4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

ЗАДАНИЕ N 32 (выберите несколько вариантов ответа)

Основными положениями теории революционного народничества в России являлись …

1)Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм

2)капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление

3)идеальная форма правления для России – конституционная монархия

4)главная движущая сила социалистической революции — пролетариат

ЗАДАНИЕ N 33 (выберите один вариант ответа)

Одной из основных задач в познании общественных процессов является раскрытие...

1)биологической обусловленности человеческого социума

2)предмета и объекта исторического познания

3)влияния природно-климатических условий на человека

4)социальных функций и их роли в развитии социального целого

ЗАДАНИЕ N 34 (выберите один вариант ответа)

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название

1)марксизм       2)рационализм           3)объективизм        4)географический детерминизм

ЗАДАНИЕ N 35 (выберите один вариант ответа)

Положение о том, что Европа указывает всему человечеству правильный путь развития, и Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, было характерно для...

1)славянофилов               2)западников                3) марксистов            4)народников

ЗАДАНИЕ N 36 (выберите один вариант ответа)

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события - это метод

1) типологический           2) генетический               3) системный               4)ретроспективный

ЗАДАНИЕ N 37 (выберите один вариант ответа)

Прогностическая функция истории позволяет...

1)составить адекватное представление о развитии страны

2)формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий

3)выявить закономерности исторического развития

4)на основе анализа прошлого предвидеть будущее

ЗАДАНИЕ N 38 (выберите один вариант ответа)

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени - это метод...

1)сравнительный        2) типологический              3) системный         4)генетический

ЗАДАНИЕ N 39 (выберите один вариант ответа)

Типологический метод изучения истории заключается в...

1)описании исторических событий и явлений

2)последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

3)сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

4)классификации исторических явлений, событий, объектов

ЗАДАНИЕ N 40 (выберите один вариант ответа)

Укажите метод исторических исследований, последовательно раскрывающий свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

1)идеографический      3)сравнительный      3)историко-генетический      4)типологический

ЗАДАНИЕ N 41 (выберите один вариант ответа)

Функции исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего, -это функция...

1)прогностическая       2)воспитательная           3)познавательная       4)социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 42 (выберите один вариант ответа)

Функция выявления закономерностей исторического развития - это функция...

1)познавательная                                                  2)практически-рекомендательная

3)воспитательная                                                  4)социальной памяти

ЗАДАНИЕ N 43 (выберите один вариант ответа)

Функция социальной памяти заключается в...

1)выявлении закономерностей исторического развития

2)выработке научно обоснованного политического курса

3)идентификации и ориентации общества, личности

4)предвидении будущего

ЗАДАНИЕ N 44 (выберите один вариант ответа)

Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств - это функция... 1)познавательная          2)воспитательная        3)социальной памяти        4)прогностическая

ЗАДАНИЕ N 45 (выберите один вариант ответа)

Отцом истории называют автора первого полномасштабного исторического труда …

1) Иллариона 2) Нестора 3) Геродота 4) Платона

ЗАДАНИЕ N 46 (выберите один вариант ответа)

Изучением такого вида источников как печати называется ____________.

1) геральдика 2) сфрагистика 3) дипломатика 4) нумизматика

ЗАДАНИЕ N 47 (выберите один вариант ответа)

Одним из методов исторического познания является ______.

1) наблюдение 2) эксперимент 3) спектроскопический 4) проблемно-хронологический

ЗАДАНИЕ N 48 (выберите один вариант ответа)

В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через

1)культурную революцию                           2)образовательную политику

3)реформы в сфере экономики                   4)социальную революцию

ЗАДАНИЕ N 49 (выберите один вариант ответа)

Одним из методов исторического познания является ______.

1) наблюдение  2) эксперимент  3) спектроскопический     4) проблемно-хронологический

ЗАДАНИЕ N 50 (выберите один вариант ответа)

Н.М. Карамзин является автором труда ____________.

1) История с древнейших времен 2) Древняя российская история

3) Киевская Русь                         4) История государства Российского

ЗАДАНИЕ N 51 (выберите один вариант ответа)

Научная дисциплина, которая изучает теорию исторического познания, называется ….

1) методология 2) политология  3) праксеология   4) психология

ЗАДАНИЕ N 52 (выберите один вариант ответа)

Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить метод.

1)историко-типологический      2)генетический         3)сравнительный    4)статистический

ЗАДАНИЕ N 53 (выберите один вариант ответа)

Наукой, которая НЕ относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является...

1)археология              2)нумизматика                   3)социология                   4)топонимика

ЗАДАНИЕ N 54 (выберите один вариант ответа)

Историко-сравнительный метод позволяет...

1)проследить количественные параметры исторического процесса

2)раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов

3)выявить истоки изучаемого исторического процесса


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.